Пойдут ли компании из Беларуси в Дія City. И как это скажется на ПВТ
В середине июля Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект о Дія City и в первом чтении поддержала изменения в НК об электронном резидентстве, которые позволяют иностранцам дистанционно открывать ИП в Украине.
Значит ли это, что условия бизнеса в Украине вот-вот затмят условия в ПВТ и переток компаний и кадров усилится? dev.by спросил белорусские компании, имеющие офисы в Украине, готовят ли они заявки на вступление в Дія City и что вообще думают о влиянии конкурента на ИТ-отрасль в Беларуси. Не все захотели высказываться открыто — часть поделилась мнением анонимно, зато без купюр.
Спойлер: кажется, все ждут, когда пример подаст крупный бизнес («EPAM должен быть первым», — сказали в одной из компаний).
«Вступим» и «Посмотрим на условия». Что говорят компании
Дмитрий Липницкий, CEO Gismart:
— Мы открыли офис в Киеве в начале 2020 года. Всего за год количество сотрудников в Украине выросло до 85 человек, и мы продолжаем расти. Как и любой бизнес мы, конечно, ищем наиболее выгодные условия работы. Дія City обещает достаточно привлекательные перспективы. Поэтому мы рассматриваем возможность вступления в Дія City, как только это станет возможным.
Алексей Шевчик, директор SoftTeco:
— Да, мы работаем в Украине и приветствуем, что ИТ-бизнес Украины от ФОП-модели переходит к общепринятой, где сотрудники являются employee. Совершенно не хочется давать какие-то оценки и прогнозы — старая модель остаётся рабочей, и непонятно, сколько компаний примет новую схему, а сколько останется работать по старой. Но, на наш взгляд, это шаг вперёд, как минимум появляется альтернатива.
Павел Шлапак, директор SoftTeco.UA:
— Мы ждём реального запуска Дія City. Тогда будем принимать решение. Видим и другие законопроекты в сфере цифровизации, которые могут помочь в развитии ИТ-компаниям. Например, e-residence. В SoftTeco уже сейчас работают сотрудники с гражданством разных стран. И такое законодательство облегчило бы нам работу с ними. Но нужно понимать, как всё это будет работать на практике. И после этого принимать решение.
А что же EPAM? Вступят «когда» и «если»
Спросили украинский офис, подают ли они заявку в Дія City и чего ждут от резидентства — может, увеличится штат украинского юрлица?
В первую очередь мы надеемся, что инициатива сможет предоставить отрасли и её специалистам гарантированную стабильность условий работы в долгосрочной перспективе.
Во многом украинская ИТ-индустрия обязана своим ростом модели сотрудничества со специалистами как с контракторами — это давало необходимую гибкость во взаимоотношениях (чего попросту не может позволить давно устаревший КЗоТ) и относительно благоприятную налоговую среду. Однако в последние годы дискуссии вокруг возможности использования такой модели индустрией поднимались с завидной регулярностью. Перманентный риск резкой смены условий ведения бизнеса и работы специалистов однозначно нельзя назвать способствующими развитию.
Концепция Дія City является своевременным ответом на этот вызов, ответом, который удовлетворяет большую часть представителей индустрии и государства. Так, новая модель предоставляет ряд преимуществ, среди которых и гарантия неизменности условий работы, и альтернатива КЗоТ, и возможность выбора подхода к налогообложению компаний — 18% налога на прибыль или 9% на выведенный капитал.
Кроме того, возможность сотрудничества со специалистами как с ФОП (контракторами) останется, бизнес сам сможет выбрать наиболее подходящую для себя модель.
О том, как Дія City скажется на размерах украинского офиса, делать прогнозы пока рано. Дія City — важный шаг, но это лишь один из факторов, который может повлиять на успехи индустрии и ее представителей.
«О победе Дія City говорить пока рано». Альтернативное мнение
Ещё две компании ответили в духе, что Дія City им пока непонятна, поэтому они изучают вопрос.
Что же касается негативного влияния украинских реформ на ПВТ, то участники рынка советуют не драматизировать. И вот почему:
1. Законодательство о Дія City ещё не укомплектовано.
— Пока о влиянии на ПВТ, даже о победе Дія City в самой Украине говорить рано, — считает представитель крупной компании. — Во-первых, Дія должна заработать, во-вторых, она должна как-то победить текущую модель ИП в самой Украине. В-третьих, в Украине ждут ещё закон, ограничивающий «маски-шоу» для участников спецрежима, его пока нет.
2. Полного доверия к государству нет, поэтому надо посмотреть на первопроходцев. Ими станут компании, которые стремятся на IPO. А остальным куда спешить? Им и с ИП хорошо.
— Это важно и интересно лишь тем, кто собирается на IPO. Сейчас у инвесторов возникает вопрос: а насколько работники «в форме ИП» привязаны к компании? Когда они станут сотрудниками, всё будет проще. Но (!) налоги будут немного выше, появится военный сбор, который ИПэшники не платят. Зачем терять пару-тройку процентов?
Вероятно, крупные украинские компании вступят в Дія City, чтобы ключевых сотрудников держать на жёстких контрактах за чуть больший налог, а на остальных продолжать максимально экономить.
Чтобы все кинулись в Дія City, нужно не только издать закон, но и принять закон о непреследовании силовиками тех, кто в Дія, и — внимание — запрете работы через ИП и преследовании за лжепредпринимательство. А это невозможно по определению, ведь вся Украина работает по ИП-модели.
3. Электронное резидентство тоже едва ли массово переманит айтишников из Беларуси в Украину. Грузии, например, это не удалось. Да, Украина понятнее. Но всё равно страшно получить проблемы от МНС.
— В Грузии 1% подоходного, и не надо там даже находиться. Много ли вы знаете человек, воспользовавшихся этой возможностью? Люди в массе своей законопослушны. Они не хотят платить 1% и тихонько сидеть в другой стране, опасаясь наказания. Поэтому 1-процентным режимом пользуются те, кто в Грузию переехал, а таких немного.
По той же причине электронное резидентство в Украине может быть опасно для белорусов, если они не переезжают. А переехать туда мечтают не все — всё же Украина не всем «заходит».
Если вы уже сформировали мнение о проекте, поделитесь в комментариях. Если вы представляете компанию и хотите, чтобы мы добавили её позицию в текст, напишите на [email protected].
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).
Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации).
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами.
Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод.
Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Айтишники (и не только) жалуются, что им звонят по телефону из школы IT Overone и предлагают курсы для вхождения в ИТ без первоначальных навыков и английского.
в Беларуси полная свобода, хочешь маски шоу делай со штрафами, хочешь маски шоу с налогами.
Anonymous
Developer в Horns and hooves Company
27 июля 2021, 11:07
3
Ничего странного, они же ищут землю обетованную а не вторую Беларусь (хотел написать второй Гондурас, но мы, наверное, уже перешагнули эту ступень).
Anonymous
27 июля 2021, 11:47
1
маски-шоу не будет, честно, мы русские друг друга не обманываем
Anonymous
Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
27 июля 2021, 16:37
5
В-третьих, в Украине ждут ещё закон, ограничивающий «маски-шоу» для участников спецрежима, его пока нет
Меня больше смущает, что для этого нужен какой-то специальный закон - я так понимаю, что за пределами Дии маски шоу возможны? Давайте 3 билета, всю жизнь мечтал в такой стране жить
Anonymous
27 июля 2021, 10:59
8
1.пойдут (побегут, полетят) при первой возможности, с физическим переездом;
2.скажется, приблизит кончину парка и перевод оставшихся в режим шарашек.
Ви явно не имеете капитала, акрамя зарплаты. Если говорить с позиции входа капитала под найм там украинских работников, вполне может быть, если те на данный момент окажутся в условиях, когда серую зону будут резать. Но резануть серую зону, равносильно резануть серпом по яйцам, уж больно всем нравится мнимая "любовь" к государству, что собственное его и прикончит. Впервую очередь через социалку.
Если мы говорим о переезде с белки, то Украина в этом плане, так себе страна. Уж больно беззубый у нас среднестат
Это и так шараги в шоколаде (офшоре). Вам же вроде русским по белому сказали, конкурировать восточная Европа (вы и Украина) могут только с Индией, в том числе по стоимости кода, а стоимость кода там бросовая.
О чем это говорит, своего НИОКР, у вас никогда не будет и зарплат типа гугловских за продажу своих кейсов не будет. Просто родить, а тем более обеспечить выход на стабильный рост некому
Вялікае пытанне - гэта ФОП. Сёння чалавеку падпісваюць акты, а заўтра вяртаюць з прэтэнзіяй. У выніку, трэба звяртацца ў суд і вырашаць пытанне як гаспадарчыя суб'екты.
У Беларусі выварачваюць працоўнае заканадаўства, робяць кантракты. А ў Украіне вырашылі яго увогуле не выкарыстоўваць.
каждый кузнец своего бизнеса. В итоге все само себя стабилизирует если вести черную книгу нанимателей и исполнителей. К неадекватным нанимателям адекватные исполнители не пойдут, как и к адекватные наниматели не будут работать с неадекватными исполнителями.
Мир разделится на два:
адекваты будут работают с адекватами
Хто будзе кіраваць дабаўленнем людзей у гэтую кнігу? Кампанія будзе казаць, что чалавек дрэнна працаваў, а чалавек будзе казаць, што яго вырашылі "кідануць".
Прасцей будзе карыстацца законамі. Не сачыць за чорнымі кнігамі/спісамі, а ведаць, што атрымаешь заробак.
У Беларусі таксама ёсць такое: ІП, дагавор падраду. Але гэтыя рэчы сустракаюцца там, дзе працоўных месцаў меньш, чым людзей. Гэта рызыкі для чалавека, не для фірмы. А ў выпадку Украіны гэта так падносяць як дасягненне.
единичные отзывы веса не имеют, но результат дает статистика. Если один отзыв плохой - значит что то не поделили и каждый при своем мнении остался. Если плохие отзывы в ограниченном периоде - значит кто то конкретно косячил и не хотел признавать свои ошибки, но потом признал и исправился.
по поводу:
перед кнопочкой "отправить", будет текстовка из закона о клевете и деловой репутации, с галочкой согласен. К тому же данная процедура не подразумевает анонимности. Удаление записей через суд :)
ни кто ведь не хочет кота в мешке получить. Людей исправляют только финансовые проблемы которые появляются из за их поведения, что у бизнеса, что у работников
Anonymous
27 июля 2021, 17:17
-3
Ох, сколько вас любителей рынка развелось. Посмотрите на другие отрасли, чем выше конкуренция и легкозаменяемость людей - тем меньше в ней адекватов с обеих сторон и чем жестче условия. Вплоть до потери людьми вообще всякого морального облика. Вот даже на Амазон посмотрите, который строил логистические центры и склады в дешевых и бедных городках в США и на условия работы там. Так и в IT с наплывом вайтишников, с снижением порога входа, упрощением требований и падением качества самих продуктов - будет расти конкуренция среди кодеков и низкоранговых менеджеров. А на войне за место под солнцем все методы хороши. А работодатель будет еще стремиться сэкономить, т.к среди бизнеса так же обострится конкуренция и тоже будет это делать любой ценой.
Можа памыляюся, але гіг-кантракты - гэта нашы дагаворы падраду, толькі з водпускамі. Скончыцца заданне на распрацоўку, скончыцца і кантракт.
Ды і прапаноўваюць там пісаць забарону на пераход у іншую кампанію ў Дія. Увогуле, не бачу добрых навін для супрацоўнікаў кампаніі, толькі сістэму "менш падаткаў - менш гарантый".
Работа на резидента ДИЯ Сити автоматически дает право на законное пребываение в Украине, так что все компании пойдут открывать офисы там, чтобы сотрудники в другие компании не убежали)
" В Грузии 1% подоходного, и не надо там даже находиться. Много ли вы знаете человек, воспользовавшихся этой возможностью? Люди в массе своей законопослушны. Они не хотят платить 1% и тихонько сидеть в другой стране, опасаясь наказания. Поэтому 1-процентным режимом пользуются те, кто в Грузию переехал, а таких немного."
На сколько далеко от реальности. Люди массово не пошли в грузинское резиденство под 1%, просто потому что про него знают не там много людей(в РБ очень мало, если быть точным). Сам узнал про данное чудо месяца 3 назад. А среди коллег о таком никто не слышал, когда рассказываю - большинство не верят.
Вот к началу осени заканчивается контракт, новый уже обкатаю по схеме "виртуально я в Грузии, а реально где угодно".
Прирост по зп минимум 15% ожидается, а мысль что на красавцев больше ни копейки не уйдёт - радует даже больше.
Но, конечно, памяркоуныя могут ничего не менять, раз их устраивает всё.
Какой то вы сюр пишете, если вы не владелец печати/капитала, то вашему работодателю фиолетово в какой вы юрисдикции, расчет с вами будет проходить по действующему законодательству.
Что касаемо физического переезда в Грузию, то многие вещи там вас сильно удивят, в том числе и падение уровня дохода, который вы себе уже нарисовали, как собственно и качество оказываемых услуг.
Советую перечитать ещё раз, а то видимо с 1 раза вся суть ушла мимо. Работодателю фиолетово кому платить, а мне не фиолетово где налоги оставлять. И если не дошла суть, выделю ключевое: ВИРТУАЛЬНОЕ ип. Может со 2 раза дойдёт.
Советую вам качнуть знание правовой базы, коль мы начали друг другу "советовать" тогда до вас дойдет, какой сюр вы несете.
А теперь подробнее.
Работодателю не фиолетово, тем более когда валютный договор пойдет через портал НБРБ, их конечно будет масса, но это не отменяет того, что внимание к ИП, тем более на оказание услуги в сфере деятельности самой компании, будет очень подозрительно.
Момент второй, прежде чем открыть ИП в Грузии, нужна будет как минимум местная регистрация, а что бы избавится от налогов в РБ, нужна будет еще и ПП-ха, (серия паспорта).
По этому, следующий раз, когда говорите про "суть" вы хоть ознакомьтесь о чем вещаете
Нет совершенно никаких гарантий, что наше "государство" не поставит какую-нибудь законодательную заслонку. Ну а вероятность, что к тебе приедет маски шоу под соусом неуплаты налогов и т.п. - овер 9000.
Есть абсолютно точная гарантия, что если ничего не делать(95% беларусиков) то будет стабильно хуже. Но как я и сказал, памяркоуным можно ничего не менять, как диды делали.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Странно такие рассуждения читать от свидетелей льготного ФСЗН и 9% подоходного.
уже ж 13%
Так и я про то же )
Нам ли рассуждать про законодательное ограничение маски-шоу
в Беларуси полная свобода, хочешь маски шоу делай, хочешь налоги.
в Беларуси полная свобода, хочешь маски шоу делай со штрафами, хочешь маски шоу с налогами.
Ничего странного, они же ищут землю обетованную а не вторую Беларусь (хотел написать второй Гондурас, но мы, наверное, уже перешагнули эту ступень).
маски-шоу не будет, честно, мы русские друг друга не обманываем
Меня больше смущает, что для этого нужен какой-то специальный закон - я так понимаю, что за пределами Дии маски шоу возможны? Давайте 3 билета, всю жизнь мечтал в такой стране жить
1.пойдут (побегут, полетят) при первой возможности, с физическим переездом;
2.скажется, приблизит кончину парка и перевод оставшихся в режим шарашек.
Ви явно не имеете капитала, акрамя зарплаты. Если говорить с позиции входа капитала под найм там украинских работников, вполне может быть, если те на данный момент окажутся в условиях, когда серую зону будут резать. Но резануть серую зону, равносильно резануть серпом по яйцам, уж больно всем нравится мнимая "любовь" к государству, что собственное его и прикончит. Впервую очередь через социалку. Если мы говорим о переезде с белки, то Украина в этом плане, так себе страна. Уж больно беззубый у нас среднестат Это и так шараги в шоколаде (офшоре). Вам же вроде русским по белому сказали, конкурировать восточная Европа (вы и Украина) могут только с Индией, в том числе по стоимости кода, а стоимость кода там бросовая. О чем это говорит, своего НИОКР, у вас никогда не будет и зарплат типа гугловских за продажу своих кейсов не будет. Просто родить, а тем более обеспечить выход на стабильный рост некому
Вялікае пытанне - гэта ФОП. Сёння чалавеку падпісваюць акты, а заўтра вяртаюць з прэтэнзіяй. У выніку, трэба звяртацца ў суд і вырашаць пытанне як гаспадарчыя суб'екты.
У Беларусі выварачваюць працоўнае заканадаўства, робяць кантракты. А ў Украіне вырашылі яго увогуле не выкарыстоўваць.
каждый кузнец своего бизнеса. В итоге все само себя стабилизирует если вести черную книгу нанимателей и исполнителей. К неадекватным нанимателям адекватные исполнители не пойдут, как и к адекватные наниматели не будут работать с неадекватными исполнителями.
Мир разделится на два:
адекваты будут работают с адекватами
не адекваты с неадекватами
Хіба толькі калі камунізм будзе.
Хто будзе кіраваць дабаўленнем людзей у гэтую кнігу? Кампанія будзе казаць, что чалавек дрэнна працаваў, а чалавек будзе казаць, што яго вырашылі "кідануць".
Прасцей будзе карыстацца законамі. Не сачыць за чорнымі кнігамі/спісамі, а ведаць, што атрымаешь заробак.
У Беларусі таксама ёсць такое: ІП, дагавор падраду. Але гэтыя рэчы сустракаюцца там, дзе працоўных месцаў меньш, чым людзей. Гэта рызыкі для чалавека, не для фірмы. А ў выпадку Украіны гэта так падносяць як дасягненне.
единичные отзывы веса не имеют, но результат дает статистика. Если один отзыв плохой - значит что то не поделили и каждый при своем мнении остался. Если плохие отзывы в ограниченном периоде - значит кто то конкретно косячил и не хотел признавать свои ошибки, но потом признал и исправился.
по поводу:
перед кнопочкой "отправить", будет текстовка из закона о клевете и деловой репутации, с галочкой согласен. К тому же данная процедура не подразумевает анонимности. Удаление записей через суд :)
закон в обе стороны распространяется.
ни кто ведь не хочет кота в мешке получить. Людей исправляют только финансовые проблемы которые появляются из за их поведения, что у бизнеса, что у работников
Ох, сколько вас любителей рынка развелось. Посмотрите на другие отрасли, чем выше конкуренция и легкозаменяемость людей - тем меньше в ней адекватов с обеих сторон и чем жестче условия. Вплоть до потери людьми вообще всякого морального облика. Вот даже на Амазон посмотрите, который строил логистические центры и склады в дешевых и бедных городках в США и на условия работы там. Так и в IT с наплывом вайтишников, с снижением порога входа, упрощением требований и падением качества самих продуктов - будет расти конкуренция среди кодеков и низкоранговых менеджеров. А на войне за место под солнцем все методы хороши. А работодатель будет еще стремиться сэкономить, т.к среди бизнеса так же обострится конкуренция и тоже будет это делать любой ценой.
так там же будет альтернатива фоп или гиг контракты
Можа памыляюся, але гіг-кантракты - гэта нашы дагаворы падраду, толькі з водпускамі. Скончыцца заданне на распрацоўку, скончыцца і кантракт.
Ды і прапаноўваюць там пісаць забарону на пераход у іншую кампанію ў Дія. Увогуле, не бачу добрых навін для супрацоўнікаў кампаніі, толькі сістэму "менш падаткаў - менш гарантый".
ну поидее не конкуренция, это допустим работая в Apple, запрещено будет уйти в Microsoft. Но в другую отрасль - пожалуйста
Работа на резидента ДИЯ Сити автоматически дает право на законное пребываение в Украине, так что все компании пойдут открывать офисы там, чтобы сотрудники в другие компании не убежали)
" В Грузии 1% подоходного, и не надо там даже находиться. Много ли вы знаете человек, воспользовавшихся этой возможностью? Люди в массе своей законопослушны. Они не хотят платить 1% и тихонько сидеть в другой стране, опасаясь наказания. Поэтому 1-процентным режимом пользуются те, кто в Грузию переехал, а таких немного."
На сколько далеко от реальности. Люди массово не пошли в грузинское резиденство под 1%, просто потому что про него знают не там много людей(в РБ очень мало, если быть точным). Сам узнал про данное чудо месяца 3 назад. А среди коллег о таком никто не слышал, когда рассказываю - большинство не верят.
Вот к началу осени заканчивается контракт, новый уже обкатаю по схеме "виртуально я в Грузии, а реально где угодно".
Прирост по зп минимум 15% ожидается, а мысль что на красавцев больше ни копейки не уйдёт - радует даже больше.
Но, конечно, памяркоуныя могут ничего не менять, раз их устраивает всё.
Какой то вы сюр пишете, если вы не владелец печати/капитала, то вашему работодателю фиолетово в какой вы юрисдикции, расчет с вами будет проходить по действующему законодательству.
Что касаемо физического переезда в Грузию, то многие вещи там вас сильно удивят, в том числе и падение уровня дохода, который вы себе уже нарисовали, как собственно и качество оказываемых услуг.
Советую перечитать ещё раз, а то видимо с 1 раза вся суть ушла мимо. Работодателю фиолетово кому платить, а мне не фиолетово где налоги оставлять. И если не дошла суть, выделю ключевое: ВИРТУАЛЬНОЕ ип. Может со 2 раза дойдёт.
Советую вам качнуть знание правовой базы, коль мы начали друг другу "советовать" тогда до вас дойдет, какой сюр вы несете.
А теперь подробнее.
Работодателю не фиолетово, тем более когда валютный договор пойдет через портал НБРБ, их конечно будет масса, но это не отменяет того, что внимание к ИП, тем более на оказание услуги в сфере деятельности самой компании, будет очень подозрительно.
Момент второй, прежде чем открыть ИП в Грузии, нужна будет как минимум местная регистрация, а что бы избавится от налогов в РБ, нужна будет еще и ПП-ха, (серия паспорта).
По этому, следующий раз, когда говорите про "суть" вы хоть ознакомьтесь о чем вещаете
Нет совершенно никаких гарантий, что наше "государство" не поставит какую-нибудь законодательную заслонку. Ну а вероятность, что к тебе приедет маски шоу под соусом неуплаты налогов и т.п. - овер 9000.
Есть абсолютно точная гарантия, что если ничего не делать(95% беларусиков) то будет стабильно хуже. Но как я и сказал, памяркоуным можно ничего не менять, как диды делали.