Как создать комьюнити на 300+ человек в IT-компании 💡
Support us

«Эмиграция отняла всё». Айтишники недовольны новым качеством жизни — четыре истории

Переехали в Грузию, Польшу, Чехию и Литву. 

204 комментария
Переехали в Грузию, Польшу, Чехию и Литву. 

По данным нашего свежего ресёрча индустрии (обрабатываем результаты на базе 1138 анкет), 19,8% участников-релокантов считают, что эмиграция повлияла на их уровень и качество жизни негативно (56.8% — позитивно, 28,9% — не заметили существенных перемен, и 2,5% пока не поняли). 

Мы поговорили с айтишниками, которые разочарованы жизнью после переезда. Кто-то недоволен, что пришлось отказался от такси и барбершопов «как повседневных услуг», кто-то считает, что потерял вообще всё. 

Содержание

Грузия

«Эмиграция отняла у меня всё»

Виктор, на момент релокации сотрудник EPAM:

— Мы с семьёй (жена и двое взрослых детей) релоцировались в начале марта 2022-го — как только смогли найти билеты. Это было проблематично, так как нужно было купить четыре билета вместе, а у нас не было особых сбережений — всё вкладывали в дом (Семья больше не может юридически распоряжаться домом в Беларуси. — Прим.). Пришлось ехать транзитом через Москву до Владикавказа, затем трансфер в Батуми.

Первые 4 месяца в Батуми жили в гостевом доме — снимали комнату за 900 долларов. Это была старая темная комната, хотя в целом хозяева гестхауса были приятными людьми. В той комнате, где можно было упереться коленями, если сесть друг напротив друга, мы прожили вчетвером в общей сложности четыре месяца. Но больше мы страдали даже не от этих условий, а от депрессии, которая накрыла в эмиграции.

На тот момент я работал в EPAM. Компания обещала оплатить релокацию, но по факту все затягивалось. В итоге я написал руководителям, что если мне не помогут финансово, придется жить под мостом. Ведь релокация — это было требование компании. Деньги мне выплатили, но в моменте было очень тяжело — я просил друзей помочь финансово.

После гестхауса на полтора года мы переехали в однокомнатную квартиру. Здесь это называется один плюс один, то есть одна спальня и один зал. Мы с женой жили в спальне, дети — в зале. Потом было еще какое-то количество переездов.

Batumi. Kostiantyn Trundaiev, Unsplash

Только недавно мы арендовали дом, приблизившись к условиям, которые у нас были в Минске. Но все же это съемное жилье, а не свое. 

Ксенофобия в школах и банках

В Грузии отдельный ад для приезжих с детьми. Дочку взяли без проблем в школу рядом с домом, поскольку она родилась в Беларуси. А сына не взяли. Сказали, что «он у вас русский, у нас для него нет места». Дело в том, что он родился в России, когда мы были там некоторое время. Поэтому сына пришлось возить в Чакви — это такой поселок между Батуми и Кобулети. К нему в той школе относились хорошо, были замечательные учителя, но туда нужно было ехать по пробкам полтора часа в одну сторону при любой погоде. То есть это практически минус три часа жизни.

Но больше нас не брали никуда, хотя мы везде ходили, предлагали деньги в платную школу, мы прошли через все. Нам отказали буквально везде.

Ксенофобию мы испытывали и на себе. Иногда мне даже кричали в спину: «Оккупант!» Ну, это я даже не считаю… Как-то я зашел в один из филиалов банка. У меня были все документы на руках, я был официально трудоустроен уже в грузинском филиале своей компании. На входе я спросил у охранника: «Где я могу оформить карточку?» А он мне: «Русский военный корабль, пошел *****». Хотя я беларус. Ну, повернулся, улыбнулся, пошел в другой банк.

Моя жена тоже пыталась открыть карточку в нескольких банках, пыталась оплатить официальные пошлины, когда отдавали детей в школу. Первая попытка оплатить пошлины заняла пять часов. Это при том, что с ней был наш товарищ, который разговаривал свободно на грузинском. И всё равно ей в результате не оформили карту. Пришлось пойти в другой банк, где уже к ней отнеслись с пониманием и за 20 минут оформили полностью все. Это был Credo Bank.

«Ты фактически начинаешь с нуля»

На момент релокации я работал в EPAM, потом выгорел и сейчас работаю на международную компанию чуть поменьше. 

Когда я искал работу, ещё не было такого кризиса в ИТ. Сейчас, конечно, не представляю, как люди меняют работу, потому что… Скажем так: если кто-то из ребят пишет, что нужны деньги, я не отказываю.

В эмиграции ты фактически начинаешь с нуля, потому что социальных связей нет, грузинский — тяжёлый для изучения. Я несколько раз делал попытку, но сложно даже с точки зрения произнесения, вокабуляра. И в первую очередь в эмиграции ты теряешь иллюзии.

Только переехав на третью квартиру, спустя почти два года, мы начали выбираться из депрессивного состояния. И если для меня не так страшно потерять два года жизни, то для детей это два года юности, которые не вернёшь. Жена тоже тяжело всё переживает. Все эти взаимодействия со школой и ксенофобией. Тем не менее, мы выбрали Грузию, а не Европу.

Один процент налогов в Грузии для резидентов даёт хоть какой-то шанс купить здесь жильё и сделать сбережения. Потому что налог 24% в Испании или в районе 20% в Польше или на Кипре платить придётся — никуда не денешься. А это примерно как раз то количество денег, которые я могу откладывать. То есть сэкономленные налоги я откладываю, чтобы когда-то позволить себе квартиру. Стоимость студии в больших городах Грузии начинаются от 60 тысяч долларов.

Моя зарплата сегодня чуть больше 6 тысяч долларов, но и расходы большие. Аренда забирает 1200 долларов плюс коммуналка. На еду уходит порядка 1500 долларов в месяц на семью, расходы на связь, транспорт, медицину. А ещё хочется купить красивую одежду, куда-то сходить. Обучение детей — порядка 2 тысяч долларов в семестр. Плюс дочь учится вокалу — это ещё 700 долларов в месяц. Свободных денег остаётся не так много, учитывая, что я единственный кормилец в семье.

В Беларуси же у нас был собственный дом, зарплата порядка 4 тысяч долларов, но за эти деньги мы могли позволить себе всё. Сегодня всё это отняла эмиграция. 

Польша

«Каждый месяц у нас „каля нуля“ — не удаётся сберегать»

Валерий, тимлид (фуллстек):

— Из Беларуси наша семья уехала в 22-м году в Варшаву. Так получалось, что компания, где работала жена, перевезла сотрудников в Варшаву. Потом я тоже нашёл здесь работу.

Летом 2023 года мы с женой попали под сокращение. Работу пришлось искать быстро и соглашаться на то, что предлагали.

В итоге доход уменьшился почти в два раза по сравнению с тем, что было в Беларуси. Грубо говоря я зарабатывал 4 тысячи долларов, а стал — две. У супруги то же самое. Расходы при этом сильно выросли, ведь в эмиграции у нас родился ребёнок. Только на няню в месяц уходит 1600 евро или 40 злотых в час. По сути это почти вся моя зарплата. 

На коммуналку — ещё 400 евро. На еду — 1200 евро. На бензин — 200 евро. Раньше у нас было две машины, но сейчас отказались от одной — просто нет необходимости куда-то ездить. Ну и евро 400-500 — это детям что-то купить, если врач срочно нужен или что-то сломается. На отпуск почти не удаётся откладывать.

Warsaw. Mircea Solomiea, Unsplash

Живём в собственной квартире — успели продать недвижимость в Беларуси и купить в Польше. Каждый месяц у нас «каля нуля» — не удаётся делать сбережений. Это не комфортно. Если нужно лишний раз к врачу или вызвать сантехника, понимаешь, что уже уходишь в минус. Не получается съездить в отпуск, не задумываясь над расходами. В Беларуси на еду плюс/минус уходило столько же денег, как и сейчас в Польше. Но на отпуск мы не копили — у нас всегда было достаточно денег на счету.

Кроме того есть и нематериальные факторы, в которых проседаешь. В Беларуси у нас было много друзей, мы выезжали на дачу, я играл в футбол пару раз в неделю со своей командой. Этих людей я знал по 10-15 лет. Здесь этого не хватает. Конечно, в Польше тоже играют в футбол, я даже присоединялся к рандомным командам, но потом забросил. Играть с незнакомыми людьми — это другое. Ну и ребёнок стал требовать много времени.

Что касается ксенофобии, то не могу сказать, что это часто, но бывает. Некоторые показывают своё недовольство, разговаривают с пренебрежением. Хотя мы выучили язык на базовом уровне, всё равно слышно, что мы приезжие. 

Несмотря на трудности, эмиграция сплотила нашу семью. Мы почувствовали, что у нас больше никого нет кроме друг друга.

Жду оттепели, чтобы вернуться (сделал 5 лет назад донат), хотя понимаю, что и там с работой так хорошо, как было до 2022, не будет.

Чехия

«Пришлось отказаться от такси и барбершопов как повседневных услуг»

Евгений, Data Scientist:

— Я уехал из Беларуси в Чехию в начале 2022 года по политическим причинам. Успел ещё до войны — было ясно, куда всё идёт. К тому же давно было желание попробовать себя в Европе. EPAM предоставил такую возможность. Потом у компании начались трудности, были сокращения и пришлось менять работу. 

Местный рынок Чехии довольно скромный в этом смысле. То есть каких-то высоких зарплат ожидать не стоило ни тогда, ни сейчас. Но в целом, зная английский язык, в Праге работу найти можно без знания чешского — это из плюсов. Из минусов — другая рабочая культура, атмосфера. В компании, где я начал работать, экспаты держались особняком от местных. 

Я веду блог и известен в местном ИT-комьюнити — рассказываю про опыт собеседований. Прошёл очень много [собесов] за последние полгода.

Charles Bridge, Prague, Czech Republic. Ryan Lum, Unsplash

Могу сказать, что в Чехии никогда не было безработицы, но был другой момент — невысокие зарплаты.

В 2025 году стало лучше, так как сюда активно переносят офисы американские и британские компании, сокращая издержки. Для работодателей Чехия — это хороший middle ground, то есть буквально хороший компромисс между индийской ценой и американским качеством. Поэтому в плане перспектив стало получше.

В Беларуси я зарабатывал порядка двух тысяч долларов и жил в арендном жилье. Съём квартиры отнимал четверть дохода. В Европе зарплата выросла сначала до трёх тысяч евро, потом до пяти. Но и расходы тоже выросли. Аренда жилья в Праге — это треть моего дохода. Ожидания были, что за эти деньги можно позволить себе что-то ближе к центру Праги, но реальность такова, что пришлось снимать на окраине.

Ещё треть зарплаты уходит на развлечения и какие-то базовые услуги типа барбершопов. К тому же пришлось пройти через кризис социализации, отказаться от доставок, такси и барбершопов как повседневных услуг. 

В 2025 году условно 5 тысяч евро чистыми здесь, в Праге, эквивалентно уровню жизни, который был на 2 тысячи долларов чистыми в Минске в 2022 году. 

Но сегодня я смог выйти на хороший доход, чтобы нивелировать разницу между странами за счет увеличения своей экспертности.

Литва

«Если бы я потерял работу, денег хватило бы максимум на месяц аренды»

Антон, тестировщик:

— В 2022 году мы с женой переехали из Беларуси в Вильнюс. Это казалось хорошей возможностью: моя зарплата выросла с переездом, а к моменту возвращения она почти в два раза превышала доход, который я получал в Беларуси. Однако по факту уровень жизни не повысился, скорее, наоборот.

Съём квартиры обходился в 2-3 раза дороже, чем в Минске. Цены на продукты были такими же, только в евро: если в Минске пиво стоит 2 рубля, то в Вильнюсе — 2 евро. Услуги — в среднем дороже в 2-3 раза. Несмотря на повышение зарплаты, откладывать практически не удавалось. Почти каждый месяц приходилось залезать в накопления, которые были привезены из Беларуси. Я перестал вести бюджет, чтобы не расстраиваться — до этого записывал каждую копейку дохода/расхода.

Vilnius, Lituania. Alberto Rodríguez, Unsplash

У супруги возникли сложности с трудоустройством — она врач по образованию. Чтобы работать по специальности, нужно было сдавать экзамены,  в том числе на знание литовского языка на уровне не ниже B2. Мы пытались учить язык, но это оказалось сложно. 

В итоге мы были в постоянном стрессе из-за нестабильности. Ведь если бы я потерял работу, денег хватило бы максимум на месяц аренды, а дальше — неизвестность. Планировать будущее в таких условиях невозможно. Покупка квартиры или машины даже не рассматривалась, особенно учитывая сложности с получением ВНЖ. Сегодня документы дали, а завтра их могут забрать.

Отношение к мигрантам сильно поменялось. Сначала оно было доброжелательным. Я всегда уточнял, говорит ли собеседник на русском или английском — проблем не возникало. Например, в первый год жизни в Вильнюсе ходил в магазин и мне отвечали: «Здесь все говорят по-русски, можно не спрашивать». Но уже через два года, заходя в тот же магазин и что-то спрашивая, сталкивался со спектаклем: люди качали головой и отвечали на литовском, давая понять, что переходить на русский не собираются. В целом ощущалось, что отношение к русскоговорящим стало заметно холоднее.

При этом бытовых ограничений мы не испытывали: нормально питались, могли позволить себе сходить в кафе на выходных. Вопросов и претензий к моей компании нет. Зарплаты была средней по Литве, но и перспектив резко увеличить доход я не видел. Рисковать стабильностью и нервами ради потенциальных +500 евро смысла не было.

Мы долго взвешивали все «за» и «против» и пришли к выводу, что возвращение в Беларусь — наиболее разумный шаг. К тому же подходил срок, когда супруге нужно было подтверждать медицинское образование из-за перерыва в работе.

Мы также рассматривали переезд в Польшу — в основном из-за более простого для изучения языка. Я откликался на вакансии, но получил всего один-два ответа и одно собеседование по рефералке. Взвесив ситуацию, мы пришли к выводу, что в Польше, скорее всего, придётся столкнуться с теми же проблемами, что и в Литве: высокая стоимость жизни, необходимость заново проходить все бюрократические процедуры, длительный и стрессовый процесс адаптации на новом месте. Плюс длительное время на поиск работы и оформление документов. В итоге отказались от этой идеи.

Конечно, при возвращении в Беларусь были опасения по поводу безопасности, но не сильные — в 2020 году я жил не в Минске, а в небольшом городе. Волноваться было особо не о чем, но при пересечении границы с огромным количеством вещей у нас, конечно, поинтересовались откуда, почему и зачем.

Но в целом всё спокойно: тревожность ушла. Мы пока что не планируем новый переезд, разве что путешествовать. Единственное — при устройстве супруги на государственную работу была беседа с представителями определённых структур.

От редакции: Антон посчитал возвращение в Беларусь безопасным для своей семьи, но его история — не мануал, а пример оценки рисков в конкретном случае. Напомним, медиа периодически сообщают про задержания после пересечения границы — например, из последнего. Вероятно, правозащитники и медиа фиксируют не все подобные случаи.  

«Ещё день и собирал бы манатки». Уволили в Нидерландах — на поиск работы 25 месяца. История одного дедлайна
«Ещё день и собирал бы манатки». Уволили в Нидерландах — на поиск работы 2,5 месяца. История одного дедлайна
По теме
«Ещё день и собирал бы манатки». Уволили в Нидерландах — на поиск работы 2,5 месяца. История одного дедлайна
«Очень похоже на Беларусь». Как живётся релокантам в Болгарии
«Очень похоже на Беларусь». Как живётся релокантам в Болгарии
По теме
«Очень похоже на Беларусь». Как живётся релокантам в Болгарии
«Трудовой лагерь с усиленным питанием». Архитектор 17 лет в Канаде — и вот когда почувствовал себя своим
«Трудовой лагерь с усиленным питанием». Архитектор 17 лет в Канаде — и вот когда почувствовал себя своим
По теме
«Трудовой лагерь с усиленным питанием». Архитектор 17 лет в Канаде — и вот когда почувствовал себя своим
«Пробуйте года через три». Менеджер уехал в США с беларусским офисом после 2020. Повторять (пока) не советует
«Пробуйте года через три». Менеджер уехал в США с беларусским офисом после 2020. Повторять (пока) не советует
По теме
«Пробуйте года через три». Менеджер уехал в США с беларусским офисом после 2020. Повторять (пока) не советует
Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
16 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
13 комментариев
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое  Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).  Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации). 
9 комментариев
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами. Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод. Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
12 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
15

Фулстек тимлид 1600 евро в месяц?

0

.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 10:47

1

Мамкин, двухгодичный, после курсов.

гр. О.  Бендер
гр. О. Бендер Капитан в свободном плавании
0

фулстек менеджер похоже

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
3

Есть вынужденная эмиграция - это когда не можешь продать свое имущество перед отъездом - и тут отобрал режим.

А что допустим в другой стране, айтишник получает меньше врача - мб ты и поулчаешь меньше у уже не элита, зато это развитая страна

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
11

У Беларусі на ежу плюс/мінус сыходзіла столькі ж грошай, як і зараз у Польшчы. Але на адпачынак мы не збіралі — у нас заўсёды было дастаткова грошай на рахунк

Ну рекомендую сейчас поискать ему работу в Беларуси на 4к$

19

1600 евро на няню, 1200 евро на еду, детям 500, бензин 200. Господа бояре начальники... Красиво жить твоя.
Еда на трёх человек, с закупками в бедронке, Лидл, Ашан - 3000-3500 злотых в месяц, покупается всё без оглядки на ценник, бензин 500 злотых, 1000 злотых на развлекушки, печеньки, суши. Ну и коммунальные 800-900. Итого 2000 баксов, а не евро.
Если тратить на няню больше чем другие на еду, а есть по ресторанам за 6000 злотых, то конечно без папы шейха будет нелегко.

table
table Table в Database
15

похожие мысли. Проблемы в эмиграции - кому то на барбершопа не хватает, кто-то счастлив спокойно до бедронки за хлебом пойти [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]

belleg
belleg самоучка в университет
0

плюс 400 евро на комуналку, это как?)

6

В Беларуси же у нас был собственный дом
Мы с семьёй (жена и двое взрослых детей) релоцировались в начале марта 2022-го

Ну тут справедливый вопрос, зачем тогда релоцировались, только стресс испытали.

Жду оттепели, чтобы вернуться (сделал 5 лет назад донат)

Господин "минск 2019 года – лучший город на земле"

table
table Table в Database
0

все релоцировались - и я релоцировался

10

Опять же, не очень понимаю, от чего уезжали конкретные люди, которым в минске и РБ до 2020 года жилось отлично. Хотя никаких фундаментальных изменений не произошло ни в медицинской, ни в образовательной, ни в социальных сферах (и не могло произойти). Как будто люди не родились и не росли в РБ и не прошли все институции и маразм.
Буквально каждый год лучший в мире президент радовал новыми цитатами, решениями. Буквально каждый год собирают родители на обои в школу или что там сейчас популярно. Главный корпус БГУ как был развален с дырами в стене и заклееными бумагой окнами на зиму лет 10 минимум, так и остался. О состоянии аудиторий молчу.

Если людям в государстве с такими приоритетами жилось отлично, я вообще не вижу причины переезжать.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 10:48

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
8

ну в РБ на зарплату айтишника можно было купаться в деньгих - дешевые услуги, квартиру каждые 5 лет можно было покупать. Все минусы автократии можно было закрыть деньгами

Но сейчас жизнь в РБ уже не такая как в 2019, режим потихоньку трансформируется из авторитарного в тотолитарный. Но люди почемуто верят что вот вот прийдет Хрущев, и сразу же его сменит Горбачев и вот вот режим рухнет

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
3

Нет, куда круче: все они (кроме переехавшего в Прагу) до весны 2022 жили там и всё было ок.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
7

Так дело в том, что после 2022го в государстве поплохело и понятно, что лучше не станет без серьезного переформатирования государства. И то не сразу.
Камень, который сдерживал развитие страны и который хотели со своего горба скинуть в 2020м, зацепился за ветку гнилого дерева и застопорил ход окончательно. И дерево не можем вывернуть и скинуть наконец в тот овраг где ему гнить, и камень на плечах лежит и давит, и идти дальше не дают.
Только и надежды, что перетрем наконец веревку, которой камень привязан, камень свалится и они с деревом кульнутся, а мы дальше пойдем.

-1

.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 11:12

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
-4

Не совсем заметил, что же в беларуском государстве изменилось в 2022-м, может я что-то упустил, не подскажете?

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 11:18

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
3

айти компании начали сокращать вакансии в РБ и ставить под условие - или увольнение или релокейт

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
7

Сговорившиеся менеджеры айтикомпаний решили насолить таким образом самому социальному из всех режимов))

0

Сарказм это классно, но не всё ли равно какая причина подобного поведения, если работу искать потом тебе.

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
3

Так это ж не про государство. Если человека после 2020 всё устраивало, а потом в марте 2022 он побежал из Беларуси, то относить его к политическим беженцам как-то странно.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 11:46

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

ну так они боялись за доходы, а государство то устраивало

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
0

Бескомпромиссный ультиматом. Буквально ЗАСТАВИЛИ все бросить и переехать

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

А что случилось?))
По-моему я все доходчиво расписал в своем комменте выше)

bvonsamdzi
bvonsamdzi Деревенский дурачек. в Церковь при ПНД
0

оплата в WoW не проходит, нужно много переплачивать и использовать костыли. Для любого айти специалиста это крайнее оскорбление.

table
table Table в Database
0

для тех кто в танке - что такое WoW

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
3

музей великой отечественной, наверное, на Победителей который.

6

Так в статье все релоцировались в 22-м. Наверное, что-то случилось тогда.
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024] так бы и сидели и все бы их устраивало, как устраивало и до этого 2 года, и до этого 20 лет.
Чарка-шкварка-паукабана, это ж вечная абсолютная классика.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

ну пока бы не повыкидывали после 3 месяцев сидения на бенче. Потом бы вопросы пошли, конечно)

meinfreim
meinfreim Ротабот в IT-Рота
4

ну, ты странный, дядя.
люди уезжали от
а) преследований за 2к20
б) страха перед событиями февраля 2к22
в) страха потерять работу из-за массового исхода айтишки

2

Тут вообще много людей видимо считают, что думать о себе, о своей семье, о своём доходе и доме это плохо и странно, нужно всем срочно на баррикады.

3

Люди как ни странно уезжали буквально по 2-3 причинам:
-- началась война и в 22 году был совсем неиллюзорный вариант пойти воевать за российские интересы и сдохнуть в окопах. Никому это нафиг не нужно и неинтересно
-- все западные клиенты прекратили сотрудничество с Беларусью и все офшор конторы начали массовую релокацию, манагеры еженедельно лили в уши что если не переедете, останетесь без работы (ну в целом нельзя сказать чтобы они врали, если нет заказов, то никто сотрудников держать не будет несмотря на сказки про семью)
-- ну и отдельная категория которой просто светила статья в РБ

Так что если бы не война, то никто бы в ту же Литву и не поехал, она нафиг никому не нужна была, ни заказачикам по причине дороговизны, ни людям, из-за сомнительной локации. Ну и была у многих уверенность что война через годик так или иначе закончится и можно будет вернуться.

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 15:51

10

Если буквально вся зп уходит на няню, зачем тогда работать?

bvonsamdzi
bvonsamdzi Деревенский дурачек. в Церковь при ПНД
3

Ну она крайне компетентный специалист, инициативный, приятный в общении, ведет здоровый и активный образ жизни, что положительно сказывается на рабочем процессе.

1

"56.8% — позитивно, 28,9% — не заметили существенных перемен" - эти люди налоги не платят европейские и не снимают жилье, что-ли? или они все по b2b работают?)

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
4

ну в РБ тестерам и БА например в 2019 зарплаты были примерно 500-700$, а приехав в Польшу их оформляли по Блукрард и порог там по зарплате уже под 2000$

1

да, если у кто получал до 1500$, у тех может что-то и улучшилось)

1

И эта прибавка в зарплате прям определяет все?
А если их в Антарктиду релоцируют с зарплатой в 5к, то тоже позитивно воспримут такой переезд?

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
2

Почему? Просто доходы ж тоже вырасли

5

у меня "на руки" даже меньше стало с учётом работы по UoP, а если отнять ещё аренду 1000 евро, то вообще меньше стало.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
3

Ну вот вы в тех 19.8%. Это в целом нормально. Кто-то релоцировался с условием сохранения брутто-ЗП, а уже потом тут увидел, что по рынку платят больше и сменил работодателя. Кто-то этого не сделал. Либо еще, либо вообще не сделает. Это как и в РБ были люди, у которых райза не было ни разу за 7 лет. Это тоже норма как по мне

0

Какие доходы выросли ? В РБ получали на руки скажем 2.5-3к$, в Литве при средней ЗП в ИТ около 5к€ на руки после налогов остается в лучшем случае 2,9к€ Далее, от этой цифры надо примерно 1к€ отнять на аренду квартиры (а в Минске своя квартира, за которую только коммуналку надо платить) Итого на руки остается 1,9к€ что явно меньше 2.5-3к$ Про цены на продукты верно замечено, тут в Вильнюсе ценники почти такие же как и в Минске, вот только есть нюанс, в Минске цены в рублях, а тут в евро.

Короче, выиграть мог только новоиспеченный жун, который получал мизерную ЗП в РБ и при переезде ему отсыпали по местным меркам. А все остальные в лучшем случае при своих, а реально потеряли, и порой сильно.

1

Не учитываете, что квартиры в Минске может не быть, поэтому на аренду тоже будет уходить
Другой момент, что рынок труда шире. 5к в Беларуси даже в хорошие годы были прямо отличной зарплатой. В Литве не скажу, но ни в Чехии, ни в Польше такой зарплатой вообще никого не удивишь и потолок зарплат существенно выше

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

А вы отложите из ЗП в РБ на покупку квартиры в месяц по 1к)) или вы считаете, что все в оставшихся после бабушек хрущевках "своих" живут)) или может за ипотеку что-то расскажете в РБ, а?) а в Литве 2-3%
вы давно цены в Минске видели, а?)) или вы всё еще живете в ценах 2019 года?)) разница цен уже и не видна, если учитывать огромное количество скидок в Литве (а в РБ со скидками как?)) )
Ну и вишенка на торте: вы откуда среднюю ЗП в Минске в 2,5-3к$ на руки взяли? По белстату она 1.8к$ в 2024м была. По опросам около 2.1к$.
Тогда если в Минске 2,5-3к$, то в Литве это будет 6,9-8,1к евро брутто. На руки в Литве получается 4.1-4,9к евро. Даже если вычесть 1к на квартиру, то остается 3.1-3,9к евро, что сильно больше, чем в Минске))

Пользователь отредактировал комментарий 2 июля 2025, 11:00

2

У многих выросли зарплаты. Круг знакомства, понятно, не слишком репрезентативен, но сейчас ни у кого нет такого, что чистая зп в Европе равна или меньше чистой зп в Минске на момент переезда Вопрос ставился про уровень жизни, а не зп. Ту же аренду жилья если взять, то оно не только дороже, но и лучше. Гетто типо Минск-Мира не попадается. И такого много чего: лучше выбор продуктов, доступнее более редкие товары, больше разных развлечений.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
5

Угу. Раньше полет самолетом был чуть ли не событием, а сейчас авиамаршруткой типа райана или виза метнуться куда-то с рюкзаком на пару дней не проблема

7

у меня уже люди в РБ жили в своих домах/хороших квартирах своих. Не сказал бы, что аренда в Польше сильно лучше - ну подъезд/придомовая может по-лучше в квартирах от 1000 евро (ну это конечно смотря с чем сравнивать).
И чистая ЗП у меня снизилась (по UoP), а если отнять аренду - то ещё больше снизилась.
А если ещё считать медицину за свой счёт в основном (можно и бесплатно что-то, но ждать долго), услуги в 2-3 цены от РБ, то тоже не весело.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 11:51

-1

Ну вот я беру по тому, что рассматриваю для покупки. Самый близкий вариант это Депо в Минске. Квартира в Депо - 350к долларов и еще в районе 50 ремонт. Кредит 10%+.
Выбор что аренды приятной, что покупки сильно лучше чем в Минске.
ЗП дело такое, что, как выше заметили, можно сидеть на одной и не двигаться, а можно искать.
Из того, что реально в Беларуси сильно дешевле, это социально значимые товары и коммуналка + связь. Если рацион курица, хлеб, молоко, крупы и сезонные овощи на рынке, то в Минске выйдет сильно дешевле питаться. Если расширять рацион - уже не так очевидно
Но все это нужно считать в сумме за год, а не просто разницу в цене яиц

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
2

Ремонт и кредит вы норм так недооценили, честно говоря

0

ага только кредит это 20%, продукты как раз в Польше по итогу дешевле выходят и главное разнообразнее. Дешевле только самая низкая категория что продуктов что вещей а если хочется кушать креветку и покупать фирменную одежду то в Польше раза в 2 дешевле выйдет

0

Услуги в РБ значительно дешевле. Медицинские, всякие парикмахерские, такси, да всё что угодно.

Депо это то ещё переоценённое нечто. Можно взять отличную квартиру в НБ за 150k и ремонт на те же 50. За эти 200 в ЕС ничего похожего не найти и рядом.

0

Действительно, где в Европе найти крашенную панельку по проекту 70-ых? Депо может и дорого, но там и монолит, и клинкерный кирпич в отделке. Это наиболее близкое к тому, что можно найти из приличного в Европе.

0

Люди переезжают в Европу, но продолжают мыслить потребительскими категориями и нижними ступенями известной пирамиды.
Почему не говорят о гораздо более широких возможностях, например, в обучении, коммуникации, свободе самовыражения и передвижения?

Такое ощущение, что 95% сменила место жительство формально, а не ментально.

5

Так много кого перевезли, поставив перед выбором увольнение или переезд. В итоге люди и не хотели вырываться с первых уровней пирамиды. На них и остались. Комфорт = зарплата. Банально ту же аренду взять. Сравнивают низкоэтажную застройку без плоскостной парковки с минск миром сугубо по цене похоже

0

Ну значит у них уже нет таких потребностей в обучении, передвижении и тд) А есть какие-то другие - например, доступное и дешевое медобслуживание, социум вокруг, круг общения, языковая среда

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 21:28

3

Тут люди комментируют которым и 25 нет, им не понять, что такое семью содержать, а о пенсии они вообще даже не задумывались.

3

Так пока эти ступени не закрыты, ты и не можешь ни о чём другом думать, в чём проблема, всё верно же.

Обучение, коммуникация и всё вот это скорее для тех кому 20 с небольшим, а если ты уже имеешь недвижимость и какие-то накопления в РБ и всё это идёт по известному месту и нужно начинать сначала, а тебе 40+ то никакого веселья нет и никакая свобода самовыражения тебе не нужна.

-2

Можно только посочувствовать тем, кому в 40 уже ничего не нужно: ни карьерного и профессионального роста, ни развлечений

0

Спасибо не нужно. Карьерный и профессиональный рост нужен для одного - для денег. Нужны бабки, а вся эта мишура, это пусть HR на уши навешивают. Нужно обеспечить пенсию, образование детям, достойную жизнь себе и нет времени на чушь.

На прошлый комент ответить не могу, но в НБ и других районах хватает монолитного жилья за втрое меньше деньги чем в депо. Самое смешное это когда люди вложили сотни тысяч в дома, квартиры и ремонты, а потом пришлось уехать и всё это превратилось действительно в "недвижимость".

0

Так я и не говорю, что карьерный рост нужен ради карьерного роста. Вот берем деньги и достойную жизнь. Сидеть на одном месте годами без обучения - прямой путь к тому, что проект закроют, а новое рабочее место найти будет сложно, потому что синьоры за выслугу лет не нужны, нужны умения. Пенсию обеспечить себе проще в ЕС, особенно где она не солидарная. Плюс гораздо проще инвестировать в разного рода фонды ради пенсии. Не знаю как у кого, у кого-то может достойная жизнь это сидеть в квартире и не выходить из нее, но, например мне, интересны и выставки, и поездки, и на концерт сходить, и на футбол, и на формулу 1 съездить. Куча всего. Это все гораздо проще делать не живя в Беларуси. По поводу НБ и депо. Не расписывал все, но в Депо и паркинг нормальный подземный, и есть подготовка под кондиционирование, мехвентиляция, отопление через теплый пол. Депо это совершенно другой уровень и с НБ там даже сравнивать нечего. В НБ из хорошего разве что дворы. А так это район на выселках с плохим транспортным сообщением и сомнительными домами. Он выглядит неплохо разве что в сравнении с другими районами в Минске. Но из 4 описанных случаев, разве что в Грузии он бы был нормальным.

1

Не вижу ничего в Вильнюсе лучше чем в Минске. Продуктов меньший выбор, качество хуже. ЗП формально да, стала заметно больше, вот только есть пару нюансов, она стала больше до налогов, а после налогов уже практически 1 в 1, а если еще и учесть и дорогущую аренду жилья, в чем не было никакой необходимости в РБ т.к. там есть своя квартира, то ситуация вообще печальная.

0

Ну про продукты загнули, учитывая что в Беларуси ни сыра нормального не найти, ни мясных деликатесов. Это просто то, что на поверхности

1

Всего этого навалом. По крайней мере было до 22. 39.5% плотить чтобы тебя в любой момент попросили? Нет, спасибо.

-1

Здорово, поеду в 21 год и закуплюсь. И родных туда же отправлю, когда в следующий раз нужно будет что-то купить. Я с родными регулярно общаюсь, да и друзья есть в РБ. Да и разного рода доставки существуют, открыть и посмотреть что продают не проблема. Зачем вообще придумывать про навалом, если это легко проверить?
Вот берем даже сыр. Я не говорю про что-то редкое, самые массовые камамбер и пармезан. Фактически их нет, есть производство РФ и РБ с плавающим качеством. Хамон, прошутто и тд - отсутствует. А это тоже супер массовое. При этом даже такой камамбер стоит в 2-3 раза дороже чем в ЕС. В ЕС рынок продуктов очень похожий от страны к стране, есть отличия, но много сходств. В целом в разных странах уж точно нет проблем с продуктами. Я пока не нашел ни одного продукта, который был бы в Беларуси в магазине такого качества, которое не найти в магазинах в Европе.
А касаемо налогов, налоги это обязанность и они с ВНЖ никак не связаны. Многих людей попросили просто так из Литвы? Да и не нравится Литва - есть другие страны. И не стоит забывать, что возможностей для роста доходов тоже больше просто потому, что больше работодателей, готовых платить

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
0

Не b2b, но просто перейдя работать из белорусской компании в европейский офис американской компании, доход вырос в 2 раза уже после европейских налогов за точно такую же даже более простую работу. При этом темп работы снизился с потогонки и вечной спешки до типично европейского: в 5 вечера комп закрыл и свободен. Даже количество отпускных дней увеличилось в два раза :)

Продал в Минске хрущ 70х годов в Серебрянке, где из инфраструктуры была только точка разливного пива и шаурма, а из плюсов огромный Лошицкий парк под боком, чтобы погулять с собакой. Копил на него 10 лет после универа и платил ипотеку под конский процент в рублях (в долларах около нулевой по правде говоря из-за девальвации). Тут купил современную новостройку (но в 4 раза дороже) с прекрасными окнами в пол и подземным паркингом, видом на огромный современный парк Озо и озером под окнами, в пяти км от центра и старого города (полчаса пешком с собакой или 10 минут на авто). Вокруг развитая инфраструктура два огромных торговых центра в шаговой доступности. Осталось выплачивать ипотеку ещё пару лет под чуть меньше, чем 4%, намного быстрее, чем получалось в РБ.
Продал старую машину там, и купил новую тут. Стоимость сервиса сделала владение старой машиной бессмысленным, хотя она мне очень нравилась, но новая ещё лучше и нравится ещё больше, просто следующее поколение той же модели.

По итогу деньги есть, круг общения огромный: старые коллеги, новые местные, друзья по интересам (увлекаюсь мотоциклами и восстановлением ретро автомобиля).
Жена нашла хорошо оплачиваемую работу, с чем были проблемы в Минске.

Иногда это все кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой. Тогда, то ВНЖ у кого-то из знакомых заберут за работу в какой-нибудь ментовке, то самого уволят, и надо срочно в стрессе искать новое место. Но в целом все оцениваю позитивно и очень рад, что уехал. Это изменило мою жизнь очень сильно. Нет нависающего дебилизма системы, где люди боятся лишнее слово в интернете написать, чтобы не присесть на сутки. Гораздо больше времени именно на жизнь, а не работу.
Теперь только надеюсь, чтобы не было войны, тогда все будет ок и дальше. В РБ таких перспектив и близко не просматривалось, просто потому что не было таких работодателей по моему профилю, как и жилья с современной инфраструктурой, а это вообще ни за какие деньги не доступно там, в лучшем случае можно обустроить себе дом где-нибудь в пригороде, но это совсем не то и на любителя, если честно.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 17:42

4

"доход вырос в 2 раза" - похоже у вас была небольшая зп в РБ. ипотека под 4%? Это в Литве такие проценты? Или вы льготник? в Польше 8-9% (если нет льгот). Жена - молодец. Хотя я знаю много случаев, когда жены-юристы, строители, экономисты - сидят без работы и хотят назад в РБ.

Ну хорошо, что у вас всё хорошо - удачи вам!

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 21:03

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
0

Да не, моя зарплата была очень хорошей для QA - 3k чистыми к 2020 году. Просто сейчас ещё лучше устроился. Я работал над танчиками в Wargaming почти 10 лет, и мой специфический опыт QA в графике был бы больше никому кроме них не нужен в белорусском геймдеве и тем более за его пределами.

Ипотека в Литве сейчас 3.9% без всяких льгот, даже наоборот, местные жители имеют ещё чуть-чуть меньший процент - 3.5%.

Моя жена искала работу джуном QA целый год в Минске в 20 году, и не было даже собеседований. В Литве у нее сразу появился выбор, куда идти, чему она была очень удивлена и рада одновременно. С тех пор так и работает.

Спасибо, удача пригодится нам всем)

3

Ну 3К норм зп еще норм для РБ была.. т.е вам сейчас платят чистыми 6к? Это с учетом 40% налога в Литве - до налогов у вас 10К usd, причем работа не напряжная ? Вы какой-то уникальный специалист, если правильно посчитал

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 22:37

-1

Так да, для РБ в тестировании почти потолок был. Да и в целом не такая и плохая. Но вот если брать озвученные в статье Польшу и Чехию, то 3к чистыми это откровенно маленькая зп для айти. Особенно в Польше, где можно по b2b копеечный налог платить и работать на удаленке из дома за 6-10 тысяч в месяц

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
-2

Из зарплаты вычитают 39.5% на подоходный и соцстрах, а из restricted stock units, которые начисляют (а я продаю) каждый квартал только 15% налога.
Итого суммарный налог (+обязательный соцстрах) у меня 32%, а не 39.5%.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 23:15

-2

да нету в Литве 40% налога, можно вполне на 30% выйти. а вот в РБ есть как раз налог в 48%

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 01:34

1

Это какой-то сказочный баян про ЗП в 10к$ в Литве. Информация по средним ЗП вполне открытая и цифра почти у всех ИТ контор крутится около 5к€ до налогов, причем средняя в Литве вообще около 1.5к€, какие еще 10к$... Это либо надо быть офигенно уникальным специалистом либо какая-то очень уникальная контора, что платит 2х от рынка

Налоги в Литве:
Personal Income Tax (20%)
Health insurance deduction (6,98%)
Social security deduction (12,52%)
Итого 20 + 6,98 + 12,52 = 39,5%, при этом есть еще "добровольные" 2% на пенсию, которые могут вычитать в добровольно-принудительном порядке, отказаться можно 1 раз в год, не успел, забыл, твои проблемы. Суммарно может быть вообще 41,5%

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 16:06

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
-1

Зарплаты своих сотрудников в Unity я знаю, они примерно такие же плюс минус тысяча. Средние зарплаты по офису включают студентов, которые работают 20 часов в неделю и администрацию.
У знакомых из других контор тоже примерно такие же деньги на руки, но они в основном программисты с 15-20 годами опыта. По сути мне платят зарплату программиста без скидок на то, что я QA, потому что у меня под 15 лет опыта только и целенаправленно в RT3D. Это не офигенно уникально, но да, довольно редкий опыт, мало кому нужный, к сожалению)

Включать во вторую ступень пенсии по умолчанию перестанут со следующего года. Согласен это бесило, но всего раз в три года.. можно пережить. Рад, что убрали это)

Про налоги я уже написал, что не весь доход идёт в виде зарплаты, часть примерно половина идёт в виде акций, которые тем не менее можно продать в день получения раз в квартал. На них налог уже всего 15%.

ипотека под 4%?

Там в целом система известная - ставка euribor за 6 мес + маржа банка. Euribor сейчас падает, каждые полгода пересчитывают платежи. Маржа банка менялась для иностранцев - пару лет назад давали под 1.9 и 20% первый взнос, сейчас говорят уже 2.5 и 25% первый взнос, но для граждан ничего не поменялось, 1.3-1.7. Вот суммарно и получается у местных до 4х, у иностранцев до 5.

1

аналогично кстати. жалею что раньше не уехал и это при том что квартиру я продать не смог и взял просто тут в кредит.

2

А потом у тебя заберут ВНЖ и у тебя хата, в которой жить ты не можешь и за которую кредит ты платить обязан. Ну и судя по тексту, в РБ не было особо построена карьера, а в ЕС она уже была на каком-то уровне. Сравнивать странно.

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
-2

Да, история про ВНЖ и неизбежная близость рашки - это основной минус.

А хату продал и пошел своей дорогой. Неприятно в целом, но ничего страшного именно с ее продажей нет.

Про карьеру не понял. Какая была, такая и осталась)

1

Отъем ВНЖ не больший риск чем посадка в тюрьму в Беларуси.

5

С мальчика из Польши орнул в голосину конечно, феноменальная финансовая безграмотность.

А вообще никто не говорил что эмиграция это легко.

1

Фулл тайм няня получается, 169 часов примерно оплаты. Впахивает за 2000 так что времени не хватает что ли.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 11:23

bvonsamdzi
bvonsamdzi Деревенский дурачек. в Церковь при ПНД
0

Чтобы разочароваться, надо было очароваться сначала.

-1

"В 2025 году условно 5 тысяч евро чистыми здесь, в Праге, эквивалентно уровню жизни, который был на 2 тысячи долларов чистыми в Минске в 2022 году. "
что-то не сходится. Переезжал с 2к долларов чистыми, сейчас 5к евро. После расходов и жилья на руках остаются 2к. Как может быть 5к евро быть эквивалентом 2к в Минске?

bvonsamdzi
bvonsamdzi Деревенский дурачек. в Церковь при ПНД
0

возможно в Минске оставалось 700 или типа того.

table
table Table в Database
-1

а барбершопы?

-2

Барбершопы в Праге по цене плюс-минус барбершопы в Минске

1

в Праге барбершоп 690 CZK (32 USD).. в Минске барбер 90 рублей?

0

В Праге барбершоп от 400 CZK. 700 крон это будет услуга top barber. Можно ходить в барбершоп в ТЦ, где будет хуже и дороже, можно стричься за 500-600. Открыл Cut в Минске, в котором стригся, 60 рублей стрижка. 20-24 евро в Праге. 60 рублей против 70-82 не выглядит как принципиальная разница при походе в барбершоп 3 раза за 2 месяца

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
0

думаю там барбершоп сильно чаще, чем 3 раза за 2 месяца и не первый попавшийся.

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
0

Зачем барбер? У прокуренной Итки или Зуски можно за 200-250 крон марафет навести.
Если на село отъехать, раньше экспресс под овцу 100 крон стоил.
Сейчас возможно 150 крон.

0

а няни за 1600?

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
0

Экий вы непонятливый. "Ещё треть зарплаты уходит на развлечения и какие-то базовые услуги типа барбершопов". Еще треть на квартиру и треть не пишет куда. Т.е. порядка 3 тыс. евро в мес. спускает совсем не на базовые вещи.
Явно молодой бессемейный человек, гормон играет. В Минске эти чай-кофе-коктейль-потанцуем или аналоги стоили копейки, а в Праге явно другой ценник.

table
table Table в Database
0

чел из Праги не пытался переехать в город поменьше? Явно ж работает на удаленке

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
0

он же в центре Праге хочет жить. Наверняка скажет, что вся та Чехия - одна деревня большая, жизнь только в Праге. Чем-то похожа на Минск.

table
table Table в Database
4

жить хочу в праге, а платить как за село. Ну чо, хорошее желание

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
1

В спальниках Праги село. В городах поменьше можно на столбе у магистрата от грусти повешаться.
Поездки по другим таким же дырам могут хоть как то спасти.

3

Любой город поменьше в Чехии будет интереснее любого города в Беларуси такого же статуса (условно областной центр vs центр края)
По Праге так же. Хватает унылых спальников, но унылый Пражский спальник будет интереснее и аккуратнее унылого Минского спальника

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
2

Чем конкретно интереснее?
Тем что в Alza box можно игрушек заказать?
Или пивососней у дома?

3

Чище, аккуратнее, без грязи по колено в межсезонье. В части еще и приятные парки под боком. А еще тем, что из этого спальника можно выехать на выставку, сходить в кино на новинку, сходить на концерт. Описать прелести условного Зеленого Луга, Чижовки или Серебрянки?

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
0

Пожалейте человека живущего в пустыне, посмотрите на его дворы, он попросту забыл что такое жизнь за пределами такси и работы.

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
0

Еще климатом, природой и доступностью интересных городов и мест. Люди менее озлобленные и более расслабленные, наконец

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
0

Какая Серебрянка, Чижовка и Шабаны?
Боги из АйЦы все же в Зеленой гавани у гольфа поля живут, или у виллах на Цнянском водохранилище, или особняках за библиотекой.

1

Не всем 20 лет и нужен бесконечный тусич.

0

Чел из Праги похоже даже в самой Праге не думает, как жить. 1500 евро за квартиру по меркам Праги это не мало. Это очень приличная квартира 60-70 квадратов + коммуналка. Причем потенциально будет ближе к верхней границы цен за такое. Барбершопы примерно как в Минске стоят. Еда в ресторанах дороже в среднем, в магазинах на самом деле примерно так же, если питаться разнообразно.

-1

а сколько их них "не интересовались политикой" и предпочитали на Зыбицкой пивка попить. эти релокейты, трамвы и стенания - плата за "неинтересование политикой". с 1996 года, вас варили как лягушку и пока наконец вы не поняли что надо выпрыгивать из кастрюли. выпрыгнули а за пределами кастрюли не так тепло не так уюитно и не такое пиво и Зыбицкой нет. вспомните серебряный век, велемир хлебников, хруст французской булки, ах ах ах, а потмо бац революция, эмиграция, нищета, мыкание по углам, княшини в горничных, князья в привратниках, генерал Чернота по парижув подштанниках. а все почему? потому что "политикой не интересовались"

6

даже если бы вы "интересовались политикой" - ничего бы не изменилось)

-3

разумеется. если начать интересоваться политикой в 24 февраля 2022 года, то менять уже поздно. а если с мая 1995 года - то сегодня были бы в шоколаде. понятн очто нынешние релоканты тогда еще в пеленках лежали. ну теперь вот пусть скажут своим родителям спасибо за такую страну из которой надо бежать.

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
2

Всё так, но в данном контексте не так важно ныть о том, что утеряно 30 лет назад, лучше о будущем подумать. Но думать и объединяться с теми, кто понял и выучил историю, и сделал из неё выводы, да.

2

люди "интересуются политикой" с 1917 года, если не раньше)

4

Какой-то инфантильный подход, что если бы интересовались политикой с 1996, то сейчас были бы в шоколаде.
Напомню, если вы не родились или забыли, что в 1996 "политикой интересовалось" достаточно много людей и достаточно много влиятельных людей. И многие родители интересовались. Что в итоге?
Напомню, что в 1994 году все эти люди на честных и свободных выборах проголосовали уверенно и безальтернативно. Какие были альтернативы? Где была развилка? Если бы парламент победил в кризисе 1995 года, то что бы было? Евросоюз, демократия и дольче вита?
То есть за год миллионы людей должны были прозреть, одуматься, поменять менталитет, мнение и свой выбор?
Есть кейсы такие в истории? Приведите, пжлста.

Откуда эта ванилька, что если бы в 1996 "вот так", то в 2025 было бы "вот так" классно!

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
1

я бы сказал, что за историческим выбором 1994-го года последовало его подтверждение в 1995 и 1996. Так что результат оказался абсолютно закономерным и соответствующим предпочтениям беларуского народа.

-1

поляки и чехи то ведь как то прозрели.

2

У поляков и чехов был 1956, 1968 и 1980 до того, как они "прозрели". А вы хотите "по-быстрому"?

regis
regis Java Developer в EPAM
2

Ничего, что значительная часть людей здесь в мае 1995 года не факт, что уже в школу ходили?

2

Мне в 95м было 10 лет. Уже нужно было интересоваться?

гр. О.  Бендер
гр. О. Бендер Капитан в свободном плавании
0

... если с мая 1995 года ...

Часть участников этой дискуссии в 1995 ещё не родились, какая политика? Лично я в 95-м палкой траву сбивал у бабушки в деревне, это занятие и было моей сферой интересов.

Пользователь отредактировал комментарий 8 июля 2025, 00:25

0

даже если бы вы "интересовались политикой" - ничего бы не изменилось)

Да нет, может кто-то бы что-то понял раньше и уехал раньше.

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
-1

Это точно)

0

Не обязательно в этом дело. Часть релокантов это крупный аутсорс. Рейты у них не самые высокие, плюс нужно оставаться конкурентоспособными, поэтому особо не поднимали. Часть переехавших при этом сидели на одном проекте по 5-10 лет, навыки могут быть очень специализированными, что поиск работы затрудняет. В итоге получаются истории, что на 2000 долларов чистыми жить тяжело, только без упоминания, что 2000 чистыми это зачастую джуновская зарплата

-1

Посмотрев что происходит у соседа, большинство все больше стало задаваться вопросом, а надо ли было «выпрыгивать из кастрюли»?

6

Валерий, тимлид (фуллстек). Если ваша зарплата "почти 1600 евро", то вам нужно пересмотреть многие приоритеты и аспекты в жизни и начать хоть немного задавать вопросы. Начать с вопроса компании и самому себе, почему тимлид фуллстек (Валерий) столько зарабатывает и не проще и прибыльнее было бы в маке или убере? Почему няня за 40ч работы получает как вы за 178ч? Почему вы вообще можете себе позволить няню? Почему вы (Валерий) или жена Валерия фуллстек (тимлид) не может уделить ребенку 1-2ч в день за 1600 евро?

3

Так это же новая волна мамкиных "тимлидов": 8 месяцев курсы, год "онлифриланс" и еще год формошлепства в веб-студии. Итого - "3 года опыта". И жена скорее всего после тех же курсов. Классическая "айтишная" семья из деревни третьего мира.

pluff
pluff яйцеголовый буржуйчик в Беларусь
2

Спасибо за живое пособие "как не надо эмигрировать".

Первый - "эмигрировал" в панике через 2 недели после начала войны и удивляется почему так плохо получилось, еще и ответственность перекладывает на обстоятельства.

Второй - сократили - эмиграция виновата, все зарплату отдаю на няню - эмиграция виновата. 1700злотых на комуналку?!

Третий - видимо молодой. старается. лайк этому господину.

Четвертый - вообще непонятно как взвешивал решение о эмиграции в Литву. Язык, цены на аренду, сложности с ВНЖ, сложный процесс подтверждение специальности врача - это ж все заранее не было известно, да?! Перед эмиграцией побывав и в Литве и в Польше не могу даже представить выбор в пользу Литвы. Тепер ждет оттепели чтобы вернуться, дай бог чтоб в этот раз хорошо все взвесил.

1

Язык, цены на аренду, сложности с ВНЖ, сложный процесс подтверждение специальности врача - это ж все заранее не было известно, да?!

Ему надо все как дома и все кланялись в ноги айти-боярину. И шоб ищо на русском все говорили!

0

Странный упрек. Априори любому человеку комфортнее разговаривать на mother tongue языке. Никогда не понимал этот странный фетиш среди релокантов, поскорее откреститься от всего своего и так просто влиться в чужую культуру.

0

Странно ехать в чужую страну со своим уставом.

pluff
pluff яйцеголовый буржуйчик в Беларусь
0

Никогда не понимал этот странный фетиш среди релокантов, поскорее откреститься от всего своего и так просто влиться в чужую культуру

Эмигрируя - эмигрируй. Те кто живут в своем языковом бабле в другой стране потом жалуются на "тяжелую культурную адаптацию". Такую же параллель можно увидеть и в работе. Конечно удобней разговаривать на русском языке, но если хочешь иметь доступ к международному рынку труда, то будь добр уметь в английский, иначе только бабл пост-совковых контор.

2

Выбирая между Польшей и Литвой, все же у последней плюсы все равно есть:

Выше зарплата, в сравнении с Польским рынком (в большинстве случаев). Мало компаний, которые готовые платить даже по UoP такие деньги, сколько можно получать по договору в Литве.

В Вильнюсе ниже аренда на 400-500 евро за схожие условия по сравнению с Варшавой

При сокращении сотрудников больше времени на поиск работы (на +3 месяца), хорошие социальные пособия.

Быстрое получение ВНЖ примерно за 1 месяц.

На счет языка - спорно, с одной стороны он дико сложный, но с другой - тут многие владеют русским и уж точно английским. Язык учить нужно для ПМЖ, в остальных случаях - спорно.

Да, с текущими законами тут не получить гражданство для РБ, но мне кажется оно в целом мало кому светит, еще столько лет ожидания, что может многое поменяться

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 16:04

pluff
pluff яйцеголовый буржуйчик в Беларусь
-1

Плюсы есть, минусов море.

По поводу схожих условий в Вильнюсе и Варшаве сравнение некорректное. Вильнюс город 500к населения, Варшава одна больше чем вся Литва, по этому схожими условиями тут и не пахнет, даже если жилье будет внешне похоже. Корректнее будет сравнить например с Лодзью, где населения 600к и по вайбу похоже на Вильнюс.

Язык, который можно не учить, это путь в культурную изоляцию и жизнь в "гетто", хоть и не бедном.

-2

Некорректное сравнение. Вильнюс это столица, поэтому он будет в том числе центром притяжения внутри страны. А Лодзь это довольно бедный польский город. Сугубо по населению нет смысла сравнивать. А то окажется, что и Женеву надо с Белостоком сравнивать

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
-1

Хе, все беларусы знают, что Минск - в 10-ке топовых городов Европы. Правда, кроме беларусов никто этого не знает.

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
0

Ну население и население, Минск ещё больше, вообще много городов меньше Варшавы, это не делает культурную или бизнес среду как-то слабее. Так же и в Вильнюсе, происходит много всего и часто.

В Вильнюсе нет проблемы с языком. Никакие гетто не образовываются. Наоборот, легко увидеть, как дети говорят с друг другом сразу на трёх языках, понимают друг друга и это никого кроме политиков не напрягает. Меня даже радует.
Я отношу это к плюсам Вильнюса. Ни в Варшаве, ни тем более в Лодзи такого не будет и близко)

0

Этоооо ноооовый деееень в ЕПАААААААМ!

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
1

В Грузии ксенофобия, постоянно оккупантами называют, язык невозможный, в школу ребенка не берут, но надо цепляться и покупать свое жилье, потому что сейчас там низкие налоги. И супруга не работает. Я все правильно понял? И это при том, что зарплата выросла до 6000+ чистыми, т.е. некоторый выбор где на эти деньги можно норм жить, в принципе, имеется.

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
0

В Грузии можно отдать ребёнка в британскую/американскую/немецкую школы/сады за эти деньги при желании, и даже бюджетнее выйдет. Но не в Батуми, конечно. Не знаю откуда у беларусов такая генетическая тяга к морю, почему они в этом проклятом всеми богами Батуми обосновались.

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
1

я в принципе не очень понимаю что сподвигает семейного человека бетонометры ставить впереди комфорта среды и уровня безопасности. Что грузины - весьма специфические люди, на что накладывается общая бедность в стране - не есть какой-то секрет. Ладно бы выбора не было, но он-то есть.

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
1

Грузия де-факто не моноэтническая страна, а деньги и образование сделали разницу между человеком из Ваке или Цкнети с обычным аджарцем (из Батуми) воистину огромной. На уровне разницы между семьёй минского академика и климовичского забулдыги.

Но оба этих сильно разных грузина всё равно оказываются добрее, открытее и отзывчивее среднего беларуса.

Касаемо бетонометров вопрос спорный: человек 3 года прожил в Грузии и вроде даже верно написал о том, что за 60 тысяч можно мечтать только о студии... Так зачем это всё тогда?

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 13:12

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
-1

В Чехи с $5K останется на руки всего 82,342.92 CZK
Хата нормальная 30-35K CZK в месяц.
Страховка на жену и детей от 15-20K CZK в год. Це еуропа же, на ВНЖ дети не покрываются страховкой родителей.

Карбоновый велик ещё надо взять и беху в лизинг за 20K в месяц, чтобы было о чем поговорить на обеде, и показать что ты успешный гребец.

В итоге на отпуск в Каннах, и казино уже не остается.

pluff
pluff яйцеголовый буржуйчик в Беларусь
0

Страховка на жену и детей от 15-20K CZK в год. Це еуропа же, на ВНЖ дети не покрываются страховкой родителей.

Польша, Еуропа, бесплатная гос. страховка покрывает и тебя и детей.

-1

Польша, Еуропа, бесплатная гос. страховка покрывает и тебя и детей.

[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024] с какой стороны она бесплатная. Если не ошибаюсь 9% от работника и 1% от работодателя. При хорошем доходе повыше в несколько раз от среднего ничем бесплатным тут не пахнет. Для зарабатывающего минималку, да, почти даром. Не забудьте про необходимость иметь дополнительно страховку в коммерческой клинике, чтобы была возможность подлечиться иногда.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 21:36

pluff
pluff яйцеголовый буржуйчик в Беларусь
-1

Stewie, условно бесплатная. Пользуешься ты ею или нет - все равно платишь за нее. Так что можно пользоваться, вместо страховки в 15-20к CZK в год, если с финансами проблема.

Не забудьте про необходимость иметь дополнительно страховку в коммерческой клинике, чтобы была возможность подлечиться иногда.

Не ощущал такой необходимости. Тут конечно кто сколько лечится, но по моим подсчетам то на "подлечиться иногда" дешевле просто заплатить по факту. А если что-то острое, то бесплатная медицина тебя примет здесь и сейчас.

1

Если кроны, то это Чехия. На внж нужна или коммерческая страховка (как раз около 20к крон в год), или обязательная, которая из зп вычитается. Неработающий муж/неработающая жена должны платить за коммерческую, ребенок вроде 2800 крон в месяц в обязательной страховой и платить нужно отдельно, в страховую родителей не входит, во всяком случае на внж

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
1

читай внимательно "В 2025 году условно 5 тысяч евро чистыми здесь, в Праге..."

1

Речь о 5к евро, а не usd. И чистыми, а не грязными
5к usd это миддловская зп. Будучи миддлом, довольно наивно пытаться вести жизнь человека с неработающей женой и машиной бизнес класса

0

В тырнете в рекламе курсов прочитал?Нет у наших мамкиных мидлов после курсов таких зарплат ни в Чехии, ни в Польше, ни тем более. РБ. Такой же мамкин "тимлид" из другой истории вкалывает в Польше за 1700, что уже ближе к истине, но 200 евро явно лишние для такого "специалиста".

-1

при чем тут РБ? Речь про Чехию
Если пишут про 5к USD гросс, то это 105 тысяч крон в месяц. Это даже для миддлов не много. Вон у вима висит джун QA вакансия на 70-100 тысяч гросс в месяц.

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
0

В Veeam уже [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]. Sales и Technical Sales увольняют.
Надеюсь и до гребцов скоро доейдет.
Как была копания одного продукта, так и осталась...
Никакой диверсификации.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 14:17

1

Еще раз. Нет для джунов и мидлов и близко таких зарплат в Чехии и Польше. Ни гросс, ни брутто. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 16:59

-2

Ну походи по собесам. В Чехии даже в нищем геймдеве предлагают больше. 100к крон голой гросс это зп в чисто местном банке, где работа не бей лежачего. И то скорее 115 будет плюс 13 зп и разных плюшек по мелочи. Для норм компаний это зарплата миддла

9

Рисковать стабильностью и нервами ради потенциальных +500 евро смысла не было.

Это настолько сама по себе говорящая фраза, что можно было на этом и закончить всю статью.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
6

самый большой зашквар этих айтишников с Минска, что у них нету сбережений. У вас зарплата в разы больше минимальной, но не могли 5-10% отлаживать?

8

Попробуйте с нашими принцессами отложить. Вон, одна в статье наняла няню, на задорках ЕС, на всю зарплат мужа айтишника, при том, что сама сидит дома. Второй не знает, где взять деньги на аренду в нищем Батуми с зепкой 6к, потому что любит покупать "красивую одежду". Нужно очень много красивой одежды и сумок, чтобы в Зуме кривляться.

table
table Table в Database

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

-2

[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024] И почти ничего про откровенную дичь в статье, особенно про перца из ЕПАМ. Который не может выжить на 6к в месяц с женой и двумя детьми в нищем Батуми, и катается по 3 часа в день в через прробки в какую-то деревенскую школу, вместо того, чтобы учить ребенка онлайн. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]

1

За версту видно холостого теоретика. :) Про 6к в Грузии - отчасти согласен.

Но возить детей на учёбу даже добровольно за тридевять земель в Беларуси - не очень уж и редкий кейс. Для стран, где место обучения детей - не приоритет при выборе жилья, чуть ли не стандарт.
А тут у человека дискриминационный глупый кейс. Так что причина для путешествий абсолютно понятна.
Давать советы по онлайн обучению, кхм... Поучите матчасть, подумайте головой.
Современное поколение Х имеет очевидные проблемы с живой коммуникацией, о чем говорят все - исследования, работодатели, сао поколение Х.
А когда на рынок начнет выходить поколение онлайн обучение, ох, будет интересно...

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 15:14

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

-3

А как же билеты в Париж на выходные за 20 евро и брендовые тряпки из аутлета за копейки, не спасают? А разговоров то было…

1

найдите мне билет в Париж прямой Варшава-Париж за 20 евро) Я никак не могу найти что-то

-1

Это абстрактный дешовый билет до Парижа) В спорах, ярые релоканты часто любили приводить этот аргумент, как одно из существенных преимуществ жизни в ЕС.

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
2

абстрактные дешевый билет из Варшавы в 2 конца куда-нибудь в Европе можно купить за 50-100 евро. Если ловить промо, может оказаться дешевле. И это медицинский факт. Что тебя смущает-то?! И да цены несколько подросли за последние пару лет.
Расскажи куда из Минска можно за <100 евро скататься.

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
-6

Вы не путайте Париж Île de la Cité и Paris Orly куда дешевый билет.
Не на той остановке из аэропорта выйдите, могут и ограбить [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024] случайно.

0

По пирамиде Маслоу потребность куда то скататься, на каком месте стоит?
А я могу только порадоваться за коллег если у них основная проблема - куда скататься. Вон героям статьи концы с концами бы свести.

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
1

ты внимательно читал? концы с концами двое сводят (с наемной няней в одном случае и неработающей супругой в другом), еще один собирает на бетонометры, а другой по полтора килоевро на развлечения тратит. Хотели бы - летали.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

Прально. В Лондон надо!

3

Эмиграция всегда происходит по каким-то негативным причинам. В Беларуси их накопилось с избытком в последние годы. Ожидаемый исход.

Я немного в шоке от ожиданий и "детского" подхода ряда персонажей. Откуда ожидания, что жизнь как минимум не изменится в худшуб сторону. Это ДЕФОЛТНЫЙ вариант, особенно в разрезе первых 3 лет. Бывает и больше. И первое поколение эмигрантов всегда страдает. Это ваша участь, смиритесь. Даже в мегакомфортной и левой (в хорошем, социалистическом, смысле) Европе будет некомфотрно и недостаточно. Это норм.

Переезд - это ВСЕГДА боль. Даже в суперкомфортных и инфраструктурноготовых к постоянным переездам США, этот процесс вызывает боль у всех, включая спортивных звезд с миллиоными контрактами. Кто-то не едет в Коламбус, потому что это дыра, хотя предлагают конракт на миллион больше. А кто-то едет в Коламбус, потому что жена - особый врач, а там есть где работать. И часто даже не спрашивают людей, чьи компетенции имеют лишь десятки людей в мире. И все с этим мирятся. Такова жизнь в капитализме, привыкайте!

Другая страна - другие радости, другие плюшки, другие проблемы, другая жизнь. Не понимаю этих беспощадных и бесконечных попыток перевезти и встроить свою комфортную РБ жизнь и в РП или ЛР.

Привычки - вторая натура, но с ними тоже надо работать при переезде. А многие, я смотрю, ВСЕ привычки тоже перевозят. Такой прекрасный шанс выйти из зоны комфорта и чтото поменять - а все равно тянет в свою норку. Когда еще появится возможность (часто и необходимость) новые языки, новую культуру, новые знакомства?
Это все - возможности и рост, а у людей тут - это проблемы и риски. И эти люди работают в айти? Мда...

Самое главное - абсолютное большинство уезжало из страны не просто потому что захотелось. Кто-то по политическим, кто-то по экономическим, кто-то по социальным, кто-то по персональным причинам. Кто-то, потому что в стране банально перестало интересно жить, потому что сотни тысяч уехали по предыдущим причинам - что смотреть, кого слушать, куда ходить, где учиться? Все эти причины валидные и понятные. Если кто-то не понимает эти причины - ну, как в том знаменитом изречении про нацистскую Германию - за ними просто еще не приходили...

Так что надо стоически переносить тяготы эмигрантской жизни. И не стесняться и не бояться жаловаться. Так так это нормальный уклад вещей.
Я столько насмотрелся коллег и товарищей, которые уехали заграницу до 20го и рассказывали как хорошо. А когда совершал личные визиты - видел и ностальгию, и проблемы, и тяжесть адаптации. Дурацкое поведение, свойственное многим беларусам, к сожалению.
Рассказывать как все хорошо в эмиграции - обманываешь и себя, и других.
Тут героям выступления - респект. Не побоялись быть честными и открытыми.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 15:05

0

так вроде никто в статье с протянутой рукой не стоит.
люди рассказывают факты - да.

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 19:55

-1

Расстраивающимся из-за барберов стоит подумать, а легко ли барберам остаться без вас было! Они же тоже на года планировали наверное, курсы проходили и руку в парикмахерских набивали, ковыряясь в немытых головах будущих клиентов.

0

Барбер, залогинься. Знаю про эти "курсы" не по наслышке. Три типовые прически под ананас, главное клиенту пыль в глаза пустить. Ходите все, как зеки с выбритыми до лысины затылками, часто - очень х*еново, и заплетаете, как вам работать тяжко.

-1

А вы думаете легко клиенту пыль в глаза пускать? Сами небось и шаветы в руках не держали. Придет такой умник, у которого тестостерона на козлиную бородку едва хватило и требует из него че гевару сделать. Возьметесь?

0

Минусуй не минусуй, но знайте, что барбер тоже люди! Всех не заминусуете, нас миллионы. Не далек тот час, когда вас всех AI агенты заменят, а барбер будет всегда!

tata_php
tata_php Senior PHP developer в Tech Travel
5

"Плюс дочь учится вокалу — это ещё 700 долларов в месяц." и это в Грузии.....
"за эти деньги мы могли позволить себе всё. Сегодня всё это отняла эмиграция. " - главное, что вокал за 700 не отняла.

уже первая история настолько цирковая, что дальше читать я просто не смогла...

2

Очередная статья про "верните мой 2019".
Обожаю земляков за вечное желание оборачиваться назад и сравнивать. 😁
Хотите вернуться в прошлое? Ну попробуйте.

Дмитрий Иванов
Дмитрий Иванов ФРилансер в Global Freelance

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

Дмитрий Иванов
Дмитрий Иванов ФРилансер в Global Freelance

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

2

Польша, примерно $6400 на руки.
2000$ хата со всеми чыншами.
по 1000$ на каждого из 2 детей - частные школы + всяческие допы.
500$ спортзалы и тренеры себе.
500 баксов отложить.
итого живешь и сосешь лапу на оставшиеся 4000 злотых.
жизнь вроде и норм но не фонтанирует, покупка жилья - пока недостижимый квест из будущего.

-2

Дам бесплатный финансовый совет. Берете ипотеку и платите 2000 в месяц за свое жилье, а не пускаете деньги на ветер.

3

бесплатные советы на то и бесплатные.
в польше такое не бьется т.к. % слишком высокие. за ипотеку я буду платить уже не 2к а ближе к 3к.
плюс взять ипотеку это не изи, нужен первый взнос и хорошая подушка на время жизни на 2 дома - аренда + ипотека.
именно здесь ситуация и становится квестом на будущее.

-1

взял ипотеку 70метров плюс огрудек 60. 2 спальни и зал с кухней. итого по кредиту 800 евро и 250 комуналка, дом новый. первый взнос 20%. ставка 7%. сейчас ставки чуть ниже стали.

1

эти числа мало о чем говорят... я так понимаю хата стоит около 600т злотых.
у меня на районе такая будет стоить от 1млн, но скорей 1.2млн и выше. цены везде разные, требования к жилью тоже...

0

за ипотеку я буду платить уже не 2к а ближе к 3к.

Разве в мире ещё остались страны, где ипотека стоит столько же как и аренда или даже дешевле?

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 05:15

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
0

от первоначального взноса зависит, по Восточной Европе, думаю, практически везде реально найти (за пределами overpriced районов в некоторых столицах).
С другой стороны, в Швейцарии, вон, менее 50% владеют собственным жильем и какого-то потока свиссов в локации с более дешевым жильем, мягко говоря, не наблюдается, а очень даже наоборот. Вместо этого, вкладываются в будущую пенсию и финансовые инструменты. Так что, если подумать, свет клином на собственных бетонометрах не сошелся.

0

конкретно в польше очень высокие ставки, возможно самые высокие в ЕС, но не уверен.
в литве знакомые брали под 2-3%, а в польше 7-9%.
дикие выплаты, поэтому даже при большой зарплате сложно взять прям хорошее-хорошее жилье.

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
-1

без первоначального взноса без гражданства - без шансов.

я бы, конечно, сэкономил на спорте (велосипед и хайкинг по горам/лесам намного меньше 6000 долл./год), но тут у кого какие приоритеты.

1

Не пробовали кроссфитом в соседнем парке заниматься? Пользы для здоровья в раз в 10 больше, чем по свету с грязным рюкзаком шататься.

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 13:01

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
-1

пробовал, не понравилось, жалкое подобие левой руки. насчет преимуществ кроссфита для здоровья есть обоснованные сомнения, а гулять в горах намного приятнее практически по всем параметрам, кроме необходимых затрат времени.

0

я бы, конечно, сэкономил на спорте

часто об этом думаю, но на практике приходится платить тренеру, и в зал ходить ради него :) иначе маловато мотивации.

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
-1

Я мотивацию собственно в переключении и нашел. В молодости наоборот любил турник, брусья, штангу пожать, а потом, после перерыва, попробовал и осознал, что не вставляет. Хочется открытого воздуха и смены пейзажа в процессе. Так что теперь варьирую хайкинг, велосипед и байдарку по настроению, из зала только гирю оставил, потому как можно дома. Что могу в горы поехать на любые выходные без каких-то неадекватных расходов и напряга - непроходящий кайф.

0

В статье про падение уровня жизни. Выше не видно падения уровня жизни

0

падения нет, комент о том что платить за тот же уровень приходится много... в основном конечно по жилью, хотя и образование детей тоже.
в минске было бы свободных соответственно 2к с аренды и плюс минус 1000 с двоих детей.
просто магия чисел. если в польше деньги на жизнь это сейчас чуть больше 1к, то в рб было бы чуть больше 4к. а это прям до*ера чего решает, тупо на разницу можно каждые 2 года новую хату покупать, или что угодно сделать.

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 13:25

1

Мне кажется, не учитывается, что в Минске и денег этих не было бы. В Минске потолок даже раньше был ниже, а сейчас тем более. Поэтому и минский расчет нужно производить от минской зп. Что касается того же уровня, по чем сейчас частные школы в Минске? Оказывается, нельзя узнать цену, так как все частные школы закрыты. Или с арендой, 2000 в Польше ну явно не за хрущ и не за крашеную панельку. Как сравнивать то же качество, если в Польше можно снимать современное жилье с нормальной придомовой? А есть же не только аренда и школа, есть бытовые расходы, есть отпуска, есть одежда и техника, которые менее доступны в Беларуси
Да и с покупкой. Можно конечно покупать жилье часто, но какое? Мне, например, условный Минск мир не интересен в принципе. А на депо копить с Минской зп будет очень тяжело.

0

Погодите, в Варшаве средняя зарплата 10к злотых до налогов. Почему вы к вашим 6400$ на руки не плюсуюте зарплату жены?

Во всех мегаполисах чтобы нормально жить оба должны работать.

Bobik Gavkalo
Bobik Gavkalo Грызу кости в БУДКА_У_ЗАБОРА
1

объясните мне дэгеру, почему я не могу поднимать и опускать рейтинг коментам????? в статьях про новости

0

Не заслужил ещё, читай политику сайта

1

про эмиграцию есть два поучительных фильма: Бег и Размах крыльев. оба они показывают как власть смотрит на эмигрантов. как на обманутых людей. которые убежали неизвестно почему и все что им нужно это просто попроситься обратно. и главное «непонятно же» чего они боятся так советской власти. все эти рахманиновы сикорские. ведь все ж так хорошо в ссср.

а теперь присмотритесь к реалии: любой выехавший за границу белорусской властью считается человеком второго сорта. он лишается права голосовать права быть избранным право на паспорт права на доверенность права на распоряжение своей собственностью. то есть выезд из Беларуси это не просто поездка за рубеж. это добровольное лишение себя своих прав как гражданина. то есть понижение сеья в социальном статусе. за границей вы никто даже для работников белорусского посольства. а для страны проживания вы все - граждане подсанкциооного госудаоства соучаствующего в агрессии. то есть это уровень кндр мьянмы ирана. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024] как с этим жить? вот так и живем

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 02:37

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
-1

Ну ты блин даешь, про СССР надо не фильмы смотреть, а читать биографии и уголовный кодекс. И если перед Горьким и Капицей советы были готовы идти на специальные условия, лишь бы вернулись, то какие Цветаева с Эфроном и вернувшиеся из Китая эмигранты кончили, мягко говоря, не очень хорошо. А в более позднем союзе эмигрировать легально было попросту практически невозможно, тебе бы не дали разрешение на выезд и все. А если бы и дали ("еврейка - не роскошь, а средство передвижения ", как говорили тогда) то взять ты мог очень ограниченное количество вещей и денег. Напомню, что советскому человеку иностранную валюту иметь не полагалось (статья УК), так что накопить ее было невозможно, рубли при выезде обменивали в смешных количествах. Если же сбегал без разрешения, то это по УК приравнивалось к измене родине, со всеми вытекающими.
Так что Беларуси еще есть куда стремиться.

Пользователь отредактировал комментарий 1 июля 2025, 08:35

fabulius 91
fabulius 91 CEO в Предприниматель в Польше
0

Золото было доступно по даже заниженым ценам и с ним и уезжали.
Чаще всего ювелирка.

Anonymous
Anonymous
3

Только на няню в месяц уходит 1600 евро или 40 злотых в час.

Жена в курсе про уникальные навыки няни? :)

3

видимо няня своего рода тоже "фуллстек" ;)

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
1

В бекэнд хорошо делает

2

Ох как я проорался с первой истории.
Март 22 года. Тоже время когда я попал в Батуми :) бедный несчастный автор упирался коленками в свою семью ютясь в комнатке гестхауса за 900$. Вай мэ. А почему я без проблем снял квартиру на 60 квадратов за 500? За 900 баксов в марте 22 года легко и просто можно было снять трешку.
Про епам. EPAM никогда не выставлял требований. Требования были у клиента. А епам предоставил возможность релокации. Ехать в нее или остаться на родине - исключительно ваше дело. Можно было уйти на бэнч, искать новый проект и тп. Исключение Россия, но вроде не про нее речь. И более того релокационные деньги выплачивались кому то заранее, кому то в следующий месяц.
Дальше история про банк. Ложь, дешь и провокация. Епам обслуживался в 1 банке и в этом банке был корпоративный менеджер. В каком кредо и зачем автор оформлял карту непонятно. TBC про корабли никогда не рассказывали.
Про вокал за 700$ в месяц. С учетом того что музыкальную тусовку Батуми я знаю поголовно, я просто ору в голос. Преподаватель по вокалу занимается с дочерью по 8 часов каждый день? Или доча слегка завысила цену и денюшки в карман? :)
Короче автор либо сказочник либо сказочный :)

Пользователь отредактировал комментарий 2 июля 2025, 06:10

1

Какие-то уж очень странные цифры в грузинском кейсе. Даже на четверых, слишком большая сумма выходит в Сакартвело. Красиво жить не запретишь, понятно. Но спокойно можно ужаться на 20-30%, существенно не снижая уровень жизни. Отдельный вопрос, почему именно Батуми – с двумя детьми, которым нужно учиться.

Про ксенофобию тоже странно слышать. Особенно от белорусов, особенно в банках. Может, конечно, в марте 22 кто-то что-то такое и сказал на эмоциях. Но по моему опыту, в 99% на бытовом уровне нормальное отношение. Конечно, если ты ведешь себя нормально. А уж банки интересуют только твои договора и выписки.

Ну а $700 на репетитора по вокалу и $900 за комнату в Батуми в марте 22 – просто смешно.

Пользователь отредактировал комментарий 7 июля 2025, 21:20

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
7

Ну в современной РБ это ложная дихотомия. И мышеловка с сыром, и вызженная пустыня. Да еще и сыр платный

Пользователь отредактировал комментарий 30 июня 2025, 11:09