Почему уходят люди. Сотрудница EPAM откровенно о том, как сложно получить повышение
«Это как крик души — может быть, так услышат?» — написала нам сотрудница EPAM со стажем 7+ лет.
«Это как крик души — может быть, так услышат?» — написала нам сотрудница EPAM со стажем 7+ лет.
Сотрудница EPAM решила поделиться с dev.by мнением о том, как «идеальная с виду структура и логика EPAM рушится от специфики белорусского подхода». И прислала развернутое письмо, в котором критикует излишнюю власть ресурсных менеджеров, проблемы с повышением и процедуру assessment.
Мы решили, что фидбек от сотрудника заслуживает внимания. Тем более что, по мнению автора, отпугивающий людей подход начали перенимать другие компании.
40-тысячный EPAM — это не просто компания. Это — экосистема. И работа такой махины строится на чётких процессах и их соблюдении. Иначе корабль не поплывёт. И все было бы хорошо, но идеальные процессы разбиваются о культурные особенности. Нам всё время говорят, что принципы EPAM — это как шаблон, который мы, как команда лидеров, должны накладывать на специфику каждой конкретной страны, культуры, человека.
Вот уже много лет я вижу одну и ту же проблему, которая не решается. И пусть руководство говорит о том, что можно обратиться к любому на любом уровне, это не так. На курсах Leadership каждый набор мы слышим одни и те же повторяющиеся проблемы, которые говорят разные люди. И это слышат менеджеры, но ничего не меняется. Поэтому это [письмо] больше как крик души — может быть, так услышат? Может быть, кто-то наконец разберётся и мы не разобьёмся об этот айсберг?
Самое важное — это люди. Это те, кто работает и приносит на самом деле деньги. Мы же теряем людей. Причём теряем мы людей от уровня L3 (Senior) и выше, что очень больно. Senior-Lead — это и есть та элита, которая выполняет сложные задачи, но при этом не корчит из себя менеджмент. Почему уходят люди? Проблем несколько, они очевидны, почему их не решают?
На каком-то из менеджерский курсов EPAM [звучал] слоган: «Люди уходят не из компании, а от менеджеров». Институт ресурсного менеджмента в EPAM давно требует пересмотра.
Наделение людей властью распоряжаться деньгами по субъективным причинам — это главный бич. РМ (ресурсный менеджер) сам решает, когда человек достоин получить повышение. Да, он пишет письма, собирает фидбек, апрув и прочее. Но если РМ не захочет — вот не нравишься ты ему — то он может и не начать этот процесс, или сумма повышения будет мизерная. Или ты сначала [будешь] вынужден пройти через унижение, доказать, что реально что-то делаешь…
История из жизни: на одном очень сложном проекте, длиной в несколько лет, постоянно менялись люди из-за сложности. И всё держалось на плечах пары Platform Engineers, которые знали про систему всё и даже больше. И вот в один день лид говорит о том, что он уходит. Почему? Да потому что ему три года не повышали зарплату, он не хочет унижаться, а уровень зарплаты у него до сих пор мидловый. Стали бегать, но тут вдруг неожиданно начинают работать процессы — [оказывается], мы не можем поднять больше чем на 40%. И человек ушёл. И больше не вернётся.
Когда человек решает уйти и сообщает об этом РМ, запускается процесс удержания сотрудника. Делается расчёт, такого сотрудника проще удержать или мы вырастим [ещё одного] сами довольно быстро. Но это в идеальном мире.
Многие компании копируют подходы EPAM. Например, Andersen на своих интервью рассказывает, что у них работает институт РМ. Exadel планирует или уже создал такой институт. Но это институт развития сотрудников, а не выдачи прироста к зп. РМ должен решать проблемы, а не создавать их.
Сейчас в сети гуляет история про то, как менеджер Netflix вызвал сотрудника и поднял ему зарплату, а тот удивился: с чего бы вдруг. Ответ был такой: мы взяли сотрудника с рынка на такую же позицию, как у вас, но он потребовал более высокую зарплату. Чтобы не было несправедливости, мы поднимаем зп и вам.
Зачем? Вопрос к управленцам. Понятно, что мы не можем задрать планку, потому что более мелкие компании всё равно перебьют её. И да, в EPAM очень много нематериального, оно ценно. Но так точно не должно быть. Так не работает.
Ещё пример из жизни: сейчас развиваются новые направления, специалистов по которым с опытом пока не так просто найти. Но зато всякие курсы их штампуют. В EPAM мы предлагаем такие специальности как возможность развиваться дальше в своей сфере. Например, после уровня Team Lead разработчик может идти в Delivery Management, Architecture и т. п.
В то же время вы можете увидеть курсы Project Management, Product Management на каждом углу. Это уровень менеджмента: ответственность выше, зарплата выше. Как можно брать людей с улицы с опытом в ИТ год на менеджерские позиции? И потом такие люди не пропускают наших сотрудников вперёд, потому что они — выскочки, им не нужна конкуренция. И это — беда.
Самый известный страх — это assessment. Эта внутренняя практика позволила вырастить таких сотрудников, которых на рынке нет. Это — гордость EPAM, и совершенно заслуженная. И вот этот базовый кирпич рушится. Во-первых, снова повторю, уровень [приходящих] с рынка намеренно завышают. Почему такая политика, ещё можно понять. Но, во-вторых, [assessment] внутри компании — полный кошмар. Есть строгие правила по количеству лет и опыта на каждую позицию, знаниям, навыкам. Сейчас мы видим полный развал этой парадигмы. Как это работает?
РМ отправляет на assessment L3 своего человека с опытом в год, при том что опыт должен быть 5 лет. Assessment-комитет вообще не должен такую заявку брать! Но начинается давление, потом люди понимают, что знаний — ноль. Тогда РМ начинает эскалировать… Этой ситуации просто не должно быть в принципе! Ведь весь комитет видит, что мы допускаем недопустимое. Где менеджмент?
Новый мем в EPAM. Одна девушка в 2017 году пришла в лабу с очень слабым английским. Но ее РМ — большой карьерист, его карьера сама требует отдельной статьи. Он понял, что после уровня L3 дальше все экзамены — это лишь то, насколько красиво ты умеешь говорить о себе. И вот он стал строить себе карьеру.
Но так как вокруг профессионалы стали смотреть косо, он решил, что себя надо окружать такими же людьми, чтобы все были повязаны одинаковыми нарушениями. И он потащил за собой эту девушку, и ещё пару [сотрудников]. И вот мы имеем человека, который пришёл джуном в 2017 и за 4 года, перепрыгнув через пару ассессментов, становится менеджером 2-го уровня. Хотя по EPAM-стандартам она только-только Senior. И она должна руководить более опытными и честно работающими людьми. Угадайте реакцию. Подход ничего не напоминает?
В итоге пока EPAM плывёт, но всё это разрушается изнутри вот такими постоянно повторяющимися ситуациями. И никто не пишет, никто не эскалирует — это не [в привычке] белорусского народа. Все знают и молчат.
Но почему никто из менеджмента не реагирует? Глобальные проблемы? Но ведь без работников проблемы станут нерешаемыми. Наберём новых? Это не так просто, культура EPAM и есть его core component. «Титаник» утонул быстро, каким бы большим он ни был.
Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.
Беларуское ИТ нельзя представить без dev.by.
Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.
Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларуские медиа цитируют dev.by.
У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.
При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларусского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.
Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170.
Помочь нам можно через Patreon. Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :)
В Беларуси Patreon заблокирован. Мы будем добавлять другие способы.
Спасибо, что прочитали это сообщение.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Согласен. Так оно и есть.
Вот только нет самого главного. Как изменить эту систему, чтоб она стала лучше.
К сожалению обычно замечают проблемы и что то начинают менять только когда сотрудники массово увольняться начинают, а до этого всем плевать.. ((
Не думаю, что ее можно сильно прям заметно улучшить. Тут уже все оптимизировано переоптимизировано.
Да, это не самая справедливая система по отношению к долгожителям, но это успешно работает десятками лет. И вообще она рассчитана не на долгожителей, а на среднего сотрудника, который работает пару-тройку лет.
Так работают большинство известных мне корпораций и не только в IT, насколько я вообще могу судить, не поработав в каждой из них сам)))
К счастью, все ещё можно выбирать между разными компаниями большими и маленькими, традиционными и революционными с довольно разным устройством. О чем желаю не забывать героине статьи)
Пользователь отредактировал комментарий 9 июня 2022, 10:40
Имхо эта схема хорошо работала в СНГ. Когда зп была ниже рыночной но все равно намного выше средней по стране. Сейчас когда активно идёт релокейт в ЕС такое не пройдет, свои сотрудники скоро все переедут и через некоторое время станут искать новые варианты, а новые будут не привязаны к Епам и будут выбирать варианты из нескольких оферов
Я такой себе бизнесмен, конечно, чтобы компетентно обсуждать это))) но насколько я знаю, у ЕПАМа хвататет офисов в Европе и США, с точно такой же схемой.
Вполне возможно, я тоже не крутой экономист)) и всё это моё имхо, но там могут и платить больше, опять же в Румынии, Болгарии и Польше средние зарплаты отстают от той же Германии например и зп там тоже может быть занижена.
И это хорошо для местных у которых что то уже там есть, а когда переезжаешь и возникает куча расходов, причем вторая половинка не может найти новую работу и жить приходиться на одну зп которая уже не настолько больше средней все сильно меняется..
Пользователь отредактировал комментарий 9 июня 2022, 11:27
Я уверен, что все платят в соответствии с местным рынком. Даже не стоимостью жизни, а именно местным рынком.
Есть куча специальных контор типа Рэдфорда, которые предоставляют такие оценки рынка для крупных международных компаний.
Тем более мы сейчас уже наблюдаем одну крупную трансформацию всей этой системы управления с переходом на удалённую работу в сравнительно сжатые сроки.
За этим очень интересно наблюдать.
Два вида роста:
1 должность - пройти ассесмент и доказать что способен
2 заработок - пройти по рынку и доказать что стоишь больше
И п1 и п2 - компания оценит свои возможности и примет самооценку кандидата. Если возможности совпадут с самооценкой компания выполнит п1 и/или п2
Для епама нормальная ситуация, когда человек просит n, ему отказывают, он возвращается через время в епам на n + x%.
так да - это основной рыночный механизм.
хочешь больше и лучше, пройдись по рынку
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Ассесмент на епаме давно потерял смысл - проще и быстрее пройти интервью и найти новую работу.
Постоянно подымали вопрос почему не сделать ассесмент в формате интервью - попросить лидов из другой локации пособесть на предмет - "взяли бы себе такого или нет?". Пусть будет 2 сессии - по софт и хард скилам, или доп сессия если есть вопросы. Если результат спорный - найдите другую тиму в другой локации и повторите.
Зачем эта бюрократия с фидбеками, гроу и прочими лишними движениями? (очковтерательство и припискомания)
Ну как зачем, чтобы поднять тебе салари, не сейчас, а через годы, если уж так уж хочешь, И да - на процентов 40,сильно не разгоняйся
именно так ассесмент и проходит
и другая локация, и лиды, и интервью
"взяли бы себе" идея глупая, потому что специфика везде разная и в другую команду чела взять можно с дисконтом
но в целом чел может сам спрыгнуть с проекта и щемиться к другим лидам
уже, уже проверяются и то и то
Особенно если за чужой счёт. Да, так и происходит, подожда и ломанулся на пересдачу.
Ломитесь в открытую дверь.
Интересная статья хоть, а не то как страдают епамовцы, потому что Лодэ закрыли)
Выросла бюрократия -> «перегибы на местах», все закономерно..
Про то, что уходят не из компании, а от начальников - это еще с давних времен было известно)
Я не увидел ничего нового. Описаны болезни любой большой компании! Я избегал работы в компаниях где более пары сотен сотрудников. Хватило одного опыта, а потом это стало осознанным выбором.
"уволиться, а через годик прийти на нормальные деньги" - я это слышал про ЕПАМ еще 10 лет назад)
Так работает. Вот только возвращенцев не много. ЕПАМ платит по среднему. Смысл возвращаться, если ты знаешь выше среднего? Разве что тебя интересуют другие плюшки этой компании.
Какое среднее? Лиду как мидлу? Тянущиму проект одному? Есть ещё там одна байка - дать хорошему мидлу проект, небольшой, для Лида. Человек разбирается успешно, но времени собирать бумажки, нравится рму у него особо нет. И дальше, когда он робко заикается, что мол, я вырос, разобрался, и логично доказал что что то стою, ему показывают на этот процесс от забора до обеда.
Ты о чем мне втираешь? Ты не понял, что я написал?
Ну так обьясняю. ЕПАМ достаточно людей со средними знаниями на среднюю зарплату. Если ты тот самый мидл или лид, который считает, что его знания выше той зряплаты, что платят в ЕПАМ, то зарадибога. Ищи тех, кто платит и уходи. Это не робкое заикание.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Епам это отраслеобразующее предприятие.
Развитие отрасли - это развитие людей.
Что бы человек развивался он должен поработать на разных проектах и в разных компаниях с разными процессами и культурами. Без этого рост квалификации медленный.
Ничего нового, все давно было известно если пообщаться с кем-то из епамовцев
Контора, чтобы набраться опыта и свалить
В ерате занимаются чем-то другим, кроме набивания лычек: D3, M1, etc?
Приходит такая личинка специалиста на собес из ерата и первый вопрос: когда у вас ассесмент будет?..
Проект, задачи, команда? Пффф! Это не интересно. Интересно лычку получить и senior написать в профайле linkedin. Аутсорсинг головного мозга.
А смысл этих лычек вне ЕПАМ?
У людей просто слово ассесмент ассоциируется с пересмотром ЗП. Вопрос про это любой здравый человек задаст в любом случае. Первым вопросом, конечно не красиво, но спросить должен. В конечном итоге мы все работаем за деньги. Мне пофиг как вы меня называете: junior, lead, старший помощник младшего дворника. Вы платите нормальную зп, не делаете мозг, я выкладываюсь по полной для решения задач и в итоге все довольны и счастливы.
Ты правильно написал. Но речь про другое.
Приходит личинка, ноги на стол: я в епаме D2 вчера прошёл, когда у вас я могу стать сениором. Ну типа на календаре клеточку с датой покажите ему.
Ну так будет дырочки колоть до назначенной даты. Прямо как в СА.
Еще и родню тянут - уверен на 100%ов :)
Система то норм - проблема в людях.
Не тянут, по крайней мере ни разу не слышал и не видел такого, в том числе в доковидные времена.
Тянут, но не в огромных масштабах. И не только в епам.
Власть хорошая, а народец не тот попался...
/s
Пользователь отредактировал комментарий 9 июня 2022, 20:45
Когда работает так много людей, то без родни не обойдётся.
На Западе взять на работу знакомого или родственника по рекомендации называют reference. Причём это считается лучший вариант чем взять человека со стороны. Наверное потому что рекомендующий отвечает за того кого рекомендовал.
Референс хорошо, своячничество плохо. Важно различать.
Да это минус любой большой Галеры. Если бы они были совершенны, ни кто бы не работал в мелких галерах и на продукте.
а как дела обстоят в других галерах на 50к+ человек???
Да они так же обстоят и в галерах на 5к+ человек.
7± лет - это жесть. Часть корабля часть команды! Вместо асесментов лучше ходить на собеседования, там хотя бы о деньгах можно открыто поговорить. Епам же это галера, где вас за дёшево покупают и дорого продают, все остальное это гипнотические сеансы, суть которых - закрепить вас у весла. Поверьте, если вы чего-то стоите, то после вашего ухода, HR епама возьмёт вас на карандаш и будет вам названивать. Не отказывайтесь от собесов, потому как это реальный способ продвинуться по деньгам, особенно если вам чем-то нравится епам.
А боже ж ты мой… уже и за то, что не меняешь компании раз в полгода, предъявляют.
Можно не менять и по 10 лет, если все нравится, ничего страшного не случится. Только зп будет меньше, чем у вновь прибывших, но это не смертельно)
Я сам 10 лет на одном месте сидел, и ничего - живой.
Можно не менять если зп пересматривают. А то бывают случаи, когда человек 3 года сидит на одной зп плюс-минус, а потом уходит на x2-3.
Ее то пересматривают, но не так, как при смене работе)
минута хейта ЕПАМа. ключевые слова для хейта: менеджер, ассессмент, зп,
А че тут рассуждать, просто примите факты:
ЕПАМ не доплачивает по рынку. ЕПАМ из-за своего размера стал как государством, а там свойственно появления коррупции и протекционизма в ущерб общей цели. Если сотрудник сидит ровно на попе, зачем ему что-то повышать?
Изменить это может только потеря крупных клиентов в следствии потери ценных специалистов и увольнением не эффективных пм + их топ руководства. После этого смена парадигмы управления.
PS. Но не факт что эффективность ЕПАМ финансово потянет другую модель.
Пользователь отредактировал комментарий 9 июня 2022, 10:18
Сразу несколько ошибок.
Первая, ЕПАМ не недоплачивает. Он формирует среднюю цену рынка в Беларуси. Именно благодаря масштабу. Фактически средняя зарплата по рынку и есть зарплата в ЕПАМ.
Далее. Попросил бы примеры того самого проявления коррупции и протекционизма.
Ну и примеров больших компаний в РБ (1000+) где процесс вознаграждения сотрудника построен более как бы это сказать, справедливо.
Ну скажем, сидит сотрудник ровно на попе, а ему повышают без телодвижений
Вы о средней зарплате галер наподобие ЕРАМ? Т.к. нельзя её мешать с небольшими продуктовыми компаниями. Средняя зарплата в небольших продуктовых компаниях будет совсем иной.
Да Я о средней зарплате. И галер и продуктовых.
И у продуктовых она бывает совсем иной. Причем не редко ниже средней
Не знаю. Я слышал иное. Крупные компании всегда платят мало, типа как на завод устроиться. А небольшие компании, да ещё и инвесторами, всегда платят жирно даже джунам. При этом могут пока ещё толком ничего не зарабатывать.
это даже не специфика айти, а вообще мира
зарплаты высокие -- бизнес нестабильный, хочешь стабильной работы -- зарплаты будут средние
А я знаю. По количеству тех людей, которые проработали в мелких продуктовых компашках, которые потом так и не взлетели. Годик проплатили, а потом "денег нет, но мы же команда. завтра точно портрет".
И идут они в епамы
Особено апалоны да изи брейнзы, визор геймзы и т.д., угу. Нужно знать рыночек, прежде, чем говорить.
Когда не можешь устроиться на высокую зп, в пору винить рынок, конечно. А может, лучше заняться повышением квалификации?
Особенно те конторки, которые прикрылись, так и не взлетев. Нужно знать рынок.
Мало того. Твоя конторка в 25 чел абсолютно не делает зарплату на рынке. Потому что для вас набор даже 10 человек это уже глобальный рост. И 10 таких конторок не делают.
)))
Вы уже забыли наверное, но лет так 10 назад, во временна становления ПВТ среди крупных компания был подписан документик, о не конкуренции за сотрудников. Чтобы сбить хотелки по зп и хоть как-то регулировать рынок. :-))) Так о каком Вы рынке говорите?! :-)
Как бы еще лет 10 назад, устроиться в ЕПАМ можно было через знакомых. Ну то есть из 10-15 человек с равными возможностями брали бы тебя.
Конечно нужно было хоть что-то из себя представлять в плане ИТ и отвечать на общие вопросы.
После этого, по мере развития специалиста и его роста, формируется лояльная команда поддержки для того кто по выше. Классика.
Или Вы хотите конкретные ФИО, должности, time lines? Сорри, ничего не найдете так как NDA. Это первый документ который Вы подпишите при приеме на работу.
А почему 1000+? И что значит справедливо?
Речь идет о том что в ЕПАМ этот процесс не справедлив.
И структура и цели ЕПАМ, его бизнес, исключают эту справедливость.
По факту, ЕПАМ продает Васю за $50-75 в час, Васе платит зп $10-$15 в час, еще $15-$25 уходит на PM, тимов, топов (+компенсация дорогих локаций), $5-$10 на офисы, $10 на налоги, и вот оставшиеся $10-15 в час от Васи, это и есть прибыль ЕПАМ.
Как Васе поднять свою зп?
Ну как Васе поднять свою зп ЕПАМ?! :-)
Пользователь отредактировал комментарий 11 июня 2022, 11:23
nothing will kill a great employee faster than watching you tolerate a bad one )))
О! Так вы из Англии? 🏴
Статья конечно хорошая, но в ней совершенно ничего нового для всех кто хоть краем уха что-то слышал про ЕПАМ. Да, многоуровневые системы ассесментов, да, нерабочие, да, можно принести оффер с рынка и только так торговаться, да, унижения. Во многих компаниях так, а причина проста - жаба душит своему сотруднику платить столько же сколько заплатишь человеку с улицы (или с рынка). Не знаю, насколько эксклюзивно белорусский подход думать что раз человек на тебя уже работает то он холоп, смерд, и вообще не заслуживает не то что повышения, но даже внимания человека принимающего решения
В случае ЕПАМ дело не в "жабе", тут даже в теле статьи написано, что ЕПАМ оценивает что для него "дешевле" ап зп, либо вырастить с нуля такого-же. Как по мне вполне логично.
если бы в ЕПАМе было по-другому, там бы не матчили офферы в полтора раза выше их самой-высокой-с-запасом-так-никому-не-платят-мы-тебе-делаем-одолжение-вилки
Всё фейки!
Кто хочет, и в 21 на сениора ассесится.
Мистер Шарки не даст соврать! 😂
Чтоб предотвратить подобные нарушения, в компании такого размера должна быть специальная служба. типа как в милиции - УСБ, в армии - военная полиция. такого типа.
Служба безопасности, но группа (пару-пять человек) нацеленные на подобные вещи. Не уверен, что в ЕПАМе вообще есть СБ
Всё там есть
А потом - служба по контролю за этой службой...
Любая большая компания - срез всего общества. Да, есть уклон в корпоративную специфику, но это все равно общество в миниатюре.
И работать внутри такого среза все будет более-менее так, как и в обществе.
зачем сходить с ума, звоните начальнику того менеджера и рассказываете, какую картинку видите вы
люди часто воображают, что их картина мира это ну всем же сразу видно и понятно, как можно
альтернативное объяснение -- что команда того нехорошего менеджера с женой таки приносит прибыль и выгоднее его терпеть
Не так давно Иван Агарков из WG ответил на все вопросы этой сотрудницы ЕПАМ. Это не уникальная проблема ЕПАМа, ровно тоже самое в любой другой компании на тысячи человек и в продукте, и за пределами РБ. Немного в профиль, конечно, со своей спецификой, но ровно то же самое по своей сути. Это надо принять, смириться и использовать в своих интересах. Так работают корпорации.
Хорошим глотком воздуха будет спокойно сменить компанию на такую же, чтобы сравнить в деталях, или на диаметрально противоположную на десяток другой человек, где все иначе, не факт, что лучше, просто иначе.
Вернуться можно будет всегда, еще и зарплату выровнять по рынку, а не по внутренним положениям с кучей искусственных ограничений: не больше определенного процента, раз в год, в полнолуние после ассессмента и т.д.
https://devby.io/news/tred-pro-zarplatu
Не, ну, а как тогда во всем винить специфику белорусского подхода, если это явление частое?..
А как же "в одну реку дважды не входят"?
Я в нашей небольшой компании на 15 человек никогда не принимаю назад тех, кто однажды ушёл.
Есть разные философские школы о (не)принятии назад - "да как он посмел", "возвращение через покаяние", "бизнес есть бизнес", "и снова здравствуйте" и др...
У меня несколько иначе. Уволил бы уже человека (например, лютый опоздун — не люблю, когда опаздывают), но искать нового лень и обучать хлопотно. Потому, когда уходит самостоятельно, то оказываешься в условиях, когда нужно закрывать брешь своими силами, и это временно неудобно. Но потом находишь человека, обучаешь, и всё становится на новые, хорошо смазанные рельсы. Зачем мне брать назад того, кто захочет вернуться, даже если будет такая потребоность? Компания ведь развивается, стандарты качества работы растут, а старый человек помнит, что работали как-то по-старому, со всеми вредными привычками. Мне такой не нужен. Я предпочту чистый лист, которому прививаешь уже правильные привычки, новые практики, следующий уровень работы.
100%
ну да, ведь не может такого быть что человек ушёл потому что в компании процессы были не очень, а может вернутся когда стало получше
Ну это вы ещё в воргейминге не были :-) В Ерате хотя бы после заявления шевелиться начинают, в картохе даже свои заработанные компенсации не заберёшь
Ну, в других компаниях белорусского аусорсинга происходят и не такие чудеса. Однажды в полночь специалист уровня мидл чудесным образом превращается в Project Manager. Без знаний, без опыта. Зато и позиция закрыта, и деньги сэкономлены.
работал в епаме на проекте, где студенту дали лычку тимлида с 1.5-2 годами опыта в ИТ, при этом мидлы/сеньеры на этом же проекте работали с 5-10 годами опыта. Так вот в таком возрасте такой высокий тайтл очень влияет на настроения в команде и как правило гонора и лишних споров у такого сотрудника становится чересчур много.
Похоже я с вами работал на том же проекте в EPAM.
Но ведь менеджерство это совсем другая профессия.
Не должен каждый менеджер войти быть бывшим сеньор-разработчиком.
Ну глядзіце. Калі ў вас каманда і так працуе, калі ўсе ў ёй гуру кодынгу, майстры самакантролю з уцягнутасцю памерам з епам – то на ролю размаўляючай галавы, якая будзе дакладваць статус сапраўдным стэйкхолдэрам і час ад часу атрымліваць па шыі, можна браць і студня і каго заўгодна. Студзень яшчэ і піццу замовіць як трэба, у яго разачкі яшчэ няма, перцу бракаваць не будзе. Але калі ўсё коціцца да выграбання велічэзнага пухнатага экспіріенсу – тут ані MBA, ані прапаршчык з пятнаццацю гадамі службы не дапамогуць, патрэбен той, хто разумее ад пачатку і да самага канца, што адбываецца і чаму. Тое, што я бачу ў мідлоў, якія зараз шукаюць працу (а шукаюць яны яе як сіньёры, вядома) – на гэтае і блізка не падобна, нават у сваёй галіне.
И не лень же человеку было такое полотно строчить. За это время успела бы два собеса пройти и сбежать с галеры :-)
Наивная девочка, "Самое важное — это люди", даже смешно! Люди это ресурс, причем не самый дорогой. Многие компании, особенно крупные, как раз и держатся на разного рода несправедливостях - внутренней грызне, текучке, эксплуатируя амбиции и шкурные интересы сотрудников, или определенную их прослойку, а про важность людей не более чем красивые слова, пока все более-менее спокойно. Посмотрите на WG, в один момент всех в шею, и думаете там все было хуже с "демократией" чем в ЕПАМе, или что-то другое говорили про людей и их важность?)
"РМ (ресурсный менеджер) сам решает, когда человек достоин получить повышение"
Этот тезис в корне не верен - только сам человек решает когда он хочет вырасти в должности и увеличить свой заработок. Просто много людей инертны - как в анекдоте "лежу в теплой лепёшек, мне хорошо и не чирикают"
О Боже, сколько вы живете уже на этом свете? Не пора ли наконец понять кое что?
Заметьте, в вашем предложении присутствует ошибка: ваш воображаемый человек лишь только решил что он хочет вырасти и увеличить заработок.
Мир не строится на вашей потребности и желании. То, что у вас теперь кредит и больше расходов или "решение хачу" это не повод бежать к вам со предложением - оууу, приубавить ЗП? А то ведь у вас такие расходы сейчас... вы ведь решили!
Я тоже за повышения заработков! Но это должно соответствовать уровню решения проблем. То есть: я произвожу лучше/быстрее/никто-другой-так-не-может, и совершенно справедливо даже ТРЕБОВАТЬ повышение. Но не наоборот. Только не идите на шантаж компании (не дадите - уйду) - отношения уже будут испорчены этому моменту и вы вряд ли проработаете долго. Вообщем ультиматум это самый последний инструмент, но после него часто ничего не остаётся. Как правило такое делают когда есть преложение от другой компании. Тогда вопрос зачем было говорить если знали что 100% уйдёте, просто уходите, и возможно сохраните дружеские отношения со бывшей компанией.
Вот такие вот мысли вслух.
Отработал на ерате почти 10 лет и свалил по причинам указанным в статье, причем сильно вырос в ерате по должностям, но по зарплате далеко не так. Я тот ещё терпила, но нервы дороже. Через год ерат офернул x2 от того что я получал при увольнении. Согласился? Нет конечно ;) Институт ресурсного менеджмента нуждается в серьезной реформе, а может и ликвидации.
никто ничего лучше не придумал, как и девочка в статье
видим что не так - предложите, в епам есть люди готовые слушать и менять что-то.
Предложения по реформации есть?
Я вот тоже там сижу. Относительно ровно. Но не знаю других больших контор, где мне бы приходили повышать зарплату без моего пинка или угрозы увольнения. Поэтому и пинаю ресурсника.
Во многих компаниях похожая стратегия, особенно ярко это выражается когда рынок начинает набирать обороты. Как пример ситуация с ковидом, в определенный момент рынок начал набирать зарплатные обороты и поднять зп до рыночной в рамках компании часто являеться невыполнимой задачей.
Типо у нас повышение на 15 процентов это максимум. А то что с улицы сейчас набирают на +50% ну что ж поделать. И единственный вариант это уйти в новое место где тебя так же набирают на +50% и на твое место в прошлую команду так же берут чувака по новому рейту.
Все счастливы, одно но.
Ценность сотрудника для компании который знает как работает проект, его тех и бизнес процессы, намного выше, чем ценность хорошего, но нового человека на проекте который будет вникать в проект n времени и еще не понятно какие приколы есть у новичка, как сработается.
Казалось бы это очевидно, но на деле остается только менять работу.
Поразмыслев немного, ЕПАМ изначально строился как ИТ завод.
Не нужны там звезды, нужны рабочие и заменяемые механизмы.
Которые будут чётко выполнять свои функции и быть заменяемые.
Если ты обычный 70-80% статический ИТ ник, то норм.
Фактически когда показывают по телеку там какой-нибудь филипинский завод по сборке смартфонов, ИТ ники ЕПАМ вот именно эти черно рабочие на конвейере в основной массе. Иногда кого-то пускают на другую конвеерную ленту с другими условиями, и тогда другие начинают роптать, но смысла это не меняет. В такой логике построения бизнеса и унификации, сложно будет чего-то добиться. Только в рамках функций вашей конвеерной ленты.
Верно. Когда я учился в университете и Эпам только только набирал обороты - к нам приходил представитель компании и слово в слово говорил про звёзды и механизмы😆. Спасибо что напомнили.
Суть целей и механизмов подобных больших компаний - как раз в том чтобы построить отказоустойчивый завод с легкозаменяемыми деталями. Поставьте себя на место владельца или держателя акций - вы 100% захотите получать свои дивиденды четко и предсказуемо в срок, поэтому все цепляется одно за одно, это давно началось и видимо никогда не закончится вплоть до полной автоматизации комодити активности вроде написания кода. Все что в итоге останется - тонкие материи гениальности и человеческой активности чего нельзя автоматизировать и выбросить из цепочки.
внутри ЕПАМа человек талантливый из конвейера выполнения может перейти в пресейлз
там как раз нужны безумные гении с вИдением, способные зажечь и заразить заказчика
такие люди есть, они очень ценные, и их работа крайне ценится
увы, средний человек обычно средний
Ресурсный менеджер – это завхоз по-старому?
Скорее скотник в вашей терминологии.
Ресурсный менеджер это твой непосредственный начальник, который отдает тебя в пользование другим людям (проектным менеджерам), и соответственно ничего о тебе не знает - как ты живёшь, что делаешь - но при этом назначает тебе зп. Все эти ассесменты, фидбеки призваны помочь твоему начальнику принять решение о повышении или не повышении ЗП. Поэтому единственный твой путь - светиться перед начальством, а ещё лучше перед начальством начальства, чтобы они хоть немного знали что ты у них есть, и ты можешь помочь им достичь их личных КПИ.
значит у вас просто был плохой РМ
хороший знает, разговаривает, спрашивает
конечно если делать морду зубилом "да нормально всё отстань уже", то как ему узнать -- детектива нанимать?
Завхоз это офис-менеджер)
Сапплай-менеджер же! Вы что, не видели один из лучших номеров камеди? :)
Чалавек, як вядома, найбольш сумленны да дваццаці пяці год, у гэты час ён арганічна не выносіць несправядлівасці. (с) Уладзімір Караткевіч, "Дзікае паляванне караля Стаха"
епам - зарубежная компания, воплощающая мечту каждого приходящего и наблюдающего за ней человека и это именно зависит от силы духа и личности какой индивидуальный путь он пройдёт в ней. с эпам ассоциируются слова успех, надежность, креативность, нестандартность мышления. целями присутствия и работу на компанию являются получить и впитать все те ценности, которые дает эта организация о хорошей, правильной, отработанной подготовке, предоставлении и избирательном медиаторе, количестве участников. можно продолжать бесконечно описывая полезность и правильность направления которое они выбрали. это новый привлекательный метод взаимодействия показывает настоящие чувства, феномен счастья, труднодоступность текста, действующий уровень аллегорий, качества и профессионализма.
Это точно не сгенеренный нейронкой текст?
Не нейронка, скорее обычный маркова (по предложениям).
Акк с 2015 года, то есть скорее всего его угнали?
Dev.by? Ждем комментарии...
Пользователь отредактировал комментарий 11 июня 2022, 19:24
Ерат вельмі розны. І так, шмат залежыць менавіта ад РМ.
Вось простае пытанне: чаму гэты лід з артыкула сядзеў 3 гады, а потым сказаў, што звальняецца? Можна кожныя 6 месяцаў пытацца ў РМ пра прома, фідбэк і г.д. І будзе рух наперад на заробку. Не разумею, а шмат фірм, дзе вось начальнікі самі падыходзяць і даюць больш грошай? Ці ты працуешь, пакуль сам не зробіш запыт?
Асмт - гэта бюракратызм, канешне. Але не зразумеў, чаму узгадваецца, што трэба не менш 5 год вопыту. На тое і камітэт - калі слабы кандыдат, дык не рабіце яго сеньерам.
Кажу гэта да таго, што трэба глядзець больш на сабе, а не на іншых у такіх выпадках. Лічышь сябе сеньерам? Схадзі на сумоўе ці на асмт. Жадаешь больш грошай? Дык скажы пра гэта. Дрэнны РМ? Ну і змяні працу.
Ну так тот же условный Варгейминг тоже разный :)
Есть (были?) внутренние сервисы, R&D, мобильное подразделение, непосредственно Танки. Про любую крупную компанию можно сказать, что она разная.
Очередной стон Новгородских невест, которые лучше знают, как должен быть устроен бизнес, менеджмент и работа с персоналом.
Частные траблы и умозаключения автора свидетельствуют только о том, что любая большая корпорация это болото, которое плодит людей его ненавидящих, т.к. все кругом пид@расы, а я д^Артаньян
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
кстати да
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
"Без опыта", "без знаний"...
Если стала лидом и смогла переехать в Бостон, значит и опыт и знаний у нее есть. Возможно, они просто не совпадают с вашим представлением о том, какие знания у нее должны быть.
есть английский )))
эх, не работали эти люди в нии. а там должность регулярно повышают - приходишь инженер-программистом второй категории, через год первую дадут
За 2.5 года работы в Ерам ни разу не было пересмотра ЗП.
При релокейте ЗП сразу улетела в минус, с учетом инфляции в новой локации и вопроса о возможности как-то пересмотреть ЗП в сторону того, что было до релокейта, вернуться так сказать к стартовой ЗП, было предложено навалить на себя еще ворох задач, что принест успешный успех...
Не понимаю почему так активно стали релоцироваться на не самых выгодных условиях.
Основной актив в ИТ компаниях люди, убрать технических специалистов и никому компания не будет интересна.
Имхо надо себя больше ценить, галер в мире хватает, на крайний случай можно себе отпуск на лето устроить и с семьёй отдохнуть пока хорошее место не найдено
Пользователь отредактировал комментарий 9 июня 2022, 22:33
Работы в Беларуси больше нету вот и реолоцируются.
У меня тоже не было и что в этом плохого? Они пересматривают зп только в случае, если ты изучишь новые технологии.
А вы развивались, что-то новое изучили, свой уровень подняли? Просто так в ИТ компании редко повышают.
когда челу делаешь повышение "недотянул, но так и быть, подучишь" -- это уже деньги "мои заслуженные", а когда получает выше объективных знаний, но "не повышают" -- караул, грабют!
Это всё симптомы, а не сама проблема. На самом деле есть простой факт - аутсорсер не может платить сотрудникам в среднем столько, сколько платят успешные продуктовики. Как не может существовать вечного двигателя - просто потому, что это противоречит законам природы. Прибыль на человека слишком разная.
При этом аутсорсер не хочет терять хороших сотрудников. Даже средних - не хочет, потому что невыгодно - аутсорсер живет с количества. Поэтому изо всех сил создаёт геймификацию карьерной лестиницы в виде уровней и всяких лычек на погонах. Вокруг всего этого естественно начинает происходить пляска. Почему? Потому что весь этот инструментарий предназначен для маскировки того факта, что Гугл платит больше. И в аутсорсере амбициозные ребята пытаются решить вопрос недоплаченности борьбой за лычки.
В Гуглах с Майкрософтами уровни тоже есть (в очень больших компаниях обойтись без них трудно) - но возни вокруг них намного меньше. Просто потому, что когда денег у компании много, зарплата прилично выше среднерыночной и нет ощущения несправедливости - перестают работать гигиенические факторы (по Херцбергу - ощущение несправедливости прежде всего) и начинают мотивационные (интерес к задачам, радость от причастности к чему-то хорошему важному и т.д.).
Мораль проста - меньше боритесь за лычки, ребята, и меньше инфантилизма. Если вы видите, что в компании проблемы со справедливой оплатой - меняйте компанию, а не участвуйте в тараканьих бегах.
Могут, но не хотят. Прибыль на акцию падает :) Вы даже представить не можете, сколько платят за одного человека :)
Очень хорошо представляю - вполне себе имел дело со счетами, хоть и не в Епаме :).
имхо в целом это нормально когда ты раз в 3-5 лет меняешь компанию... и наоборот ненормально сидеть в одном месте 10 лет.
а кто сказал, что процессы в компании выстраиваются в интересах работника?
процессы строятся в интересах компании, меняются и обходятся они в интересах бизнеса. Сотруднику должно быть комфортно на столько, на сколько это выгодно работодателю. ))))
Матрица иногда дает сбой и некоторые спустя 7 лет начинают что-то подозревать )))))
Я что-то не уверен, что у ресурсных нет своих критериев качества, бюджетов или каких то других метрик работы.
в епам нормальная практика, когда есть РМы, у которых в принципе нет доступа к бюджету, даже представления о том, какой он.
А кто крайний в епам РМом устраиваться? карьеру делать нечестными способами, судьбы вершить и своих проталкивать? (сарказм)
дичь какая-то, РМ как раз трекает зарплаты и рейты
есть рмы? ну например?
няўжо ж з епама трэба звольніцца і зноў ўладкавацца каб павысіць заробак? ніколі б не падумаў пра іх так ані пяць ані дзесяць год таму. можа яшчэ і з ітранзішн нельга звольніцца інакш, як за прагулы?
А между тем, это же основа совка - вместо денег раздавать значки, лычки, погоны, грамоты и пр. И вот идет такой отличник производства, мастер первой категории, заслуженный слесарь, ветеран труда, кавалер ордена им. Ленина в свой деревянный сортир на улице))
называются hero badges, и да, людям приятно, что коллеги тебе их дают, и да, эмоциональное удовлетворение от социального статуса -- большое дело
деньги идут по другой оси, механизм промоции работает
Имхо наблюдение без придирок. Соискатели из епама в большинстве своем имеют завышенные тайтлы.
Сумбурно написано. Едва понятно. Наверно, понятно только для ипамовцев.
Но ведь корабль плывет, акции дорожали, пока на них не повлияли внешние силы, значит, процессы работают?
Так а в чем проблема-то? Что люди уходят? Почему вы думаете, что это проблема? Текучка есть в любой компании. Возможно, нанимать новых все же выгоднее, чем удерживать старых? Или старых все же удерживают, но стараются не навредить удержанием больше, чем навредит уход?
В общем, статья настолько по-детски наивная, что даже комментировать не хочется. Пока нет полной статистики по всем случаям и финансовым последствиям, эти все рассуждения не имеют смысла.
Просто у нас пока плохо работают культура отмены и все эти внутренние протесты. На западе вон начинают и целые отделы вводить для дайвёрсити и пр., т.к. сотрудники подняли бучу. А у нас пока вёска.
Предлагаешь для дайверсити набрать пару отделов [censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]??
"постоянно менялись люди из-за сложности. И всё держалось на плечах пары Platform Engineers" Очень кстати распространённая проблема. Обычно это пара токсичных, а потому непризнанных, гения которые плетут нечто вроде арабской нечитаемой вязи, эксперементируя с новыми фишками языка и синтаксическим сахаром. А потом это надо как-то разгрести и объяснить новому человеку. Конечно не этот случай.
Пользователь отредактировал комментарий 10 июня 2022, 00:00
пэўна тэкст на самай справе кепска напісаны, што я гэты момант і не заўважыў. вось наяўнасць вось такіх Platform Engineers, на якіх усё трымаецца — гэта праблема, якая павінна хваляваць кіраўніцтва нашмат, нашмат больш, чым крыўдкі sweet summer child на PM. і дарэчы калі праект не mission critical – час ад часу пазбаўляцца ад такіх незаменных можа быць асэнсаванай тактыкай. не лепшай, але калі кошты падлічаны і баланс сходзіцца — чаму б і не.
Вам надо было идти в врачи, диагнозы бы быстро ставили
работаешь в епаме много лет, а предложение о работе так и не получил
Пользователь отредактировал комментарий 10 июня 2022, 10:33
Я работаю больше 10 лет на позиции мидл и не вижу в этом ужаса ужасного.
Смысл в этом повышении, чтобы потом иметь в день по 10 митингов, чтобы все задачи на тебе были, работать как лошадь? Не всех устраивает такая работа. Сделал свою задачку и пошёл гулять и заниматься своими делами, а не целый день вкалывать.
Я знаю как работает лид и как-то не хочется всем этим заниматься: днями сидеть смотреть, что вся система работает, вести несколько раз в неделю ассесменты, прод саппорт 24/7 в любой неудобный момент могут позвонить, где бы ты не был, чтобы ты смотрел, что всё работает. Хочется жить и быть простым девелопером, а не жить работой.
Ребята, всё намного проще.
Свою жизнь и работу надо устраивать самому/ самой. А не жаловаться что ваш работодатель не делает того что вы заслуживаете.
Чувствуете что вы способны на большее - ищите компанию где вы можете себя реализовать. Найдёте - вы сделали шаг вперёд в своём профессиональном развитии. Не получается - вы на уровне своих возможностей в своей компании. И повышать вас не надо.
Великий немецкий философ Гегель сказал так:
"Каждый народ заслуживает то правительство которое имеет".
Причём тут правительство. Я вот чувствую, что могу быть всю жизнь девелопером, даже сеньором себя не вижу. Нет никакого интереса вкалывать, вести митинги. Поработал час в день и пошёл гулять погода хорошая, природа прекрасная. Нет, же из каждого утюга нам твердят ты должен быть сеньором, брать на себя больше, тянуть больше. Ну, не хочется этого!
"Причём тут правительство?"
'Правительство' применительно к нашей теме означает 'руководство'.
Хочешь повышения зарплаты? Сразу увольнялся и ищи место с желанной зарплатой. Работодателя жаба задушит платить больше, если ты уже был согласен копытить за меньшее.
программисты это обычный офисный планктон c советующей психологией - печеньки, соц пакет, лычки - только что немного программировать еще надо :)
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Суть нытья в письме о том, что EPAM ведёт себя как капиталист, пытающийся выжать доход с людей) Можно подумать, что при устройстве на работу обещали социализм)) Единственный момент - EPAM очень злопамятный, если увольняться не на их условиях, а на условиях ТК, то можно получить чёрную метку "no rehire" и плохие рекомендации, в случае обращения потенциальных работодателей за ними. Опять же ничего выходящего за рамки нормы белорусского IT, в WG сейчас прощаются с людьми аналогично, хочешь остаться в хороших отношениях - забудь про положенные компенсации.
Что до ресурсных менеджеров - это пастухи, которые управляют человеческим ресурсом в плане затыкания дыр на проектах имея бюджеты на руках, им никогда не был нужен рост сотрудников как таковой, т.к. проще взять с рынка сеньора, чем растить своих (вкладывать время в этот рост). Если кто-то сильно выбивается из этой схемы, сильно вырастая, получаются казусы, когда проще отпустить, чем резко повышать зарплату при коллегах, с которыми этот человек работает годами. Опять же, ничего нового в этой схеме нет. Просто надо меньше верить рекламным буклетам и побольше общаться в коммьюнити чтобы понимать истинное положение дел.
Пошёл бы я в своё время в EPAM зная всё это? Да, пошёл бы. Как ни крути - это хороший опыт работы в крупной компании, чья работа построена на процессах, а не настроениях отцов компании. Очень неплохие возможности для образования и самообразования. "А я лично еду в армию на халяву здоровья и знаний набираться" (с)
неправда, как раз рост выгоднее, потому что растить своих -- фактически бесплатно
как подтверждение, у ЕПАМа большое число внутренних курсов, есть спец.сайт grow, сотрудничество с универами, лаба и вообще культура взаимного обучения
клауд курсы от вендора бесплатно для студента прошли несколько тысяч
сеньора на рынке тоже можно нанять, но они не так чтобы валяются кучами
да, у аутсорсера есть верхний предел возможной на проекте зарплаты
хотя ИНОГДА могут даже тебе платить больше рейта проекта -- если ты как лид можешь джунов продать по цене мидлов и проект успешный
Тоже когда-то ушел из Эпама именно из-за ассесмента и пересмотра зп.
Статья уровня "давай деньги, проклятый буржуй, у тебя их много!"
Вообще-то зарплату может РМ поднять и без ассесмента, если ты объективно недоплачен внутри своей вилки. Если ты на верху своей вилки, то нормальный РМ сам у тебя спросит, не пора ли тебе повысить вилку/должность. Да, через ассесмент.
А вот это уже чисто российская придурь. Ах я с этими козлами-коллегами общаться обязан, да кто они такие меня оценивать? Пусть телепатически меня поймут, код мой почитают -- иначе это горчайшее унижение!
Вообще-то нет, поговорить с коллегами о профессии это не унижение.
Возьми и сам поучаствуй в ассесменте как эксперт, кто за руки держит.
Какие альтернативы-то? А - по ягодичной мозоли, 5% в год? Собеседовал я таких, 7 лет гниёт в своём мирке, как инженер слабый, от технологий отстал, а давай ему титул повысим, он на колчаковских фронтах. Извините, но нет. Новый коллега скорее всего будет лучше.
Б - давайте РМы сами будут давать без ассесмента. "Тут-то мне карта и попёрла." Найдут щедрого за чужой счёт РМа, к нему все и полезут. Вы же сами пишете, что так нечестно.
Раз в месяц-два РМ обязан проводить разговоры, всё ли у тебя в порядке, чем недоволен. Тот гордый горный джигит -- он говорил, что денег хочет побольше? Или слишком гордый, должны сами мысли угадывать?
Пример Нетфликса кстати лучше, чем вы думаете. Допрыгались социально справедливые со своей уравниловкой. Продукт вышел на плато, доходы просели, началась реклама и увольнения. Сейчас у конторы начнётся спираль социализма: таланты видят упадок, валят, наступает упадок.
В статье прекрасно угадываются карьерист-Виталий и девушка из лабы Виктория. У двоих уже корона больше головы. Все все видят и понимают.
Усё па справе, і тое, што ўсё залежыць ад мэнэджэра і тое, што такая палітыка кампаніі.
Калі ты атрымліваеш зарплату не якую ты заслугоўваеш, а пры якой ты будзеш згодны працаваць.
Так у шмат якіх месцах. Пакуль я працаваў у Itr...ion (рабяты не дадуць збрахаць), у мяне ў камандзе людзі атрымлівалі па справядлівасці. У каго добра атрымлівалася і хто меў талент, меў імклівы рост зарплаты. І калі спачатку пры найме быў дзісбаланс - ён хутка выпраўляўся.
Але быў смешны момант, калі я павялічваў зп чалавеку са сваёй каманды на $100, мая зп фактычна памяньшалася на $20.
Іншыя менеджэры майго ўзроўня (у каго быў %) гэта хутка зразумелі, і таму і ганялі людзей па колу, шукаючы адмазкі, чаму не павышаць зп. Гэта было даўно, цяпер, спадзяюся сітуацыю выправілі (але асабліва ў гэта не верыцца) :)
У іншых беларускіх кампаніях было падобна - выдатныя спецыялісты маглі атрымліваць $1000, а тыя, хто працаваў так сабе, але ўмеў дамаўляцца - $3000.
Самая добрая сістэма, калі ёсць Лэвэлы, як у FAANG. Пераходзіш на іншы лэвэл, ведаеш, якая будзе зп. Усё адкрыта, усе ведаюць, у каго які Лэвэл.