Support us

Фильм, который не нужен. Гуманитарий и технарь посмотрели «Голограмму для короля»

Оставить комментарий
Фильм, который не нужен. Гуманитарий и технарь посмотрели «Голограмму для короля»

dev.by запускает пятничный киноклуб: разговор пойдёт о фильмах, в которых так или иначе эксплуатируется тема высоких технологий. Это могут быть как свежайшие новинки мира кино, так и древняя классика — а может, картина, которую вы в своё время пропустили. На эти цели мы выделили сразу двух обозревателей: журналист и киноблогер Юрий Костузик расскажет о фильме с «гуманитарной» точки зрения, математик и проектный менеджер в ИТ Роман Максименко более обстоятельно подойдёт к «технологической» составляющей. Начнём с относительно нейтральной «Голограммы для короля» Тома Тыквера

Читать далее...

Иллюстрация: Андрей Янкович

Критик: подождём, пока к вам вернётся муза или чёрт знает что ещё, герр Тыквер

Кое-что о лете 98-го года, если не возражаете. Microsoft презентует Windows 98; президент США Клинтон чешет в затылке, пытаясь придумать, как избежать импичмента; в соседней с нами России разверзается экономический ад. И по всему миру происходит ещё миллиард событий разной степени волнительности — но ни одно не отвлекает Тома Тыквера от работы над самым лучшим (пока что) его фильмом. В августе, наконец, выходит «Беги, Лола, беги» — и после этого хоть потоп, не правда ли, герр Тыквер?

Что ж, надо отдать должное: успех его не слишком расслабляет, и попытки снимать кино на этом не заканчиваются. В последующие 15 лет Тыквер ставит ещё несколько картин, правда, теперь всё уже не так радужно. «Принцесса и воин», «Рай» и дальше по списку — отныне его фильмы отдают тоской и унынием, и это грозит стать фабричной маркой. А самое главное, они вообще никому не нужны, потому что всякий раз в избранном Тыквером жанре находится более-менее очевидный эталон, на который и равняется очередное изделие. Особняком стоят разве что «Парфюмер. История одного убийцы», сумевший передать атмосферу романа, и «Облачный атлас» — но этот лишь из-за оригинальной композиции.

В 2015 году Тыквер перешагивает границу, отделяющую пятый десяток от шестого — полвека позади, самое время что-то менять в своей жизни. Да, но нет. Проще катиться дальше по привычной колее, верно? Так что он просто берёт пару из списка своих удобных актёров — в нашем случае Тома Хэнкса и Бена Уишоу, — и уже спустя год показывает нам очередную вялую и безамбициозную мелодраму. Отлично. Как мы только без этого жили.

«Голограмма для короля» — это такой фильм, на котором можно застрять, разве что переключая каналы в телевизоре. Тут дело в том, что у Тома Хэнкса здесь главная роль, и в зрителе всё ещё сильна привычка ему доверять (несмотря ни на что). А ещё Тыквер снял фильм о Ближнем Востоке, и местные пейзажи для западного зрителя до сих пор скорее экзотика, чем нет. И знаете что? Это и правда очень красиво. Саудовская Аравия, в которой разворачиваются события ленты Тыквера, — не то место, куда можно рвануть в любое время. Поэтому всякую попытку показать эту довольно закрытую страну мы принимаем с известной долей благодарности. Вот только жаль, что в основном «Голограмму для короля» снимали в Марокко, так что аутентичность никак нельзя назвать козырем этого фильма.

Лучший кадр: выбор Костузика

  • В следующий раз главная роль твоя. Я уже не в том возрасте, чтобы столько пить.
  • Страдай, это же тебя Тыквер так любит. А я пойду снимусь в каком-нибудь феминистском триллере.

А тут ещё эта тыкверовская грубость. Режиссёр, сгущающий краски в фильме про своих соотечественников, — это нормально. В конце концов, ему виднее. Но режиссёр, намеренно ставящий в неловкое положение граждан другой страны, вызывает определённые вопросы. Не то чтобы Том Тыквер напрямую оскорбляет арабов, но настороженное отношение к ним передаёт довольно внятно. Это было бы оправдано, случись «Голограмма для короля» остросюжетным триллером о дискриминации женщин или чем-то ещё в этом роде. Но это мелодрама, и не слишком глубокая, так что некоторые особенности местного менталитета стоило бы, вероятно, подать в более нейтральном ключе.

Впрочем, бог с ними, с особенностями. Где не смог режиссёр, помогли отличные актёры. Речь даже не столько о Томе Хэнксе (или Бене Уишоу, которого тут вообще с гулькин нос) — в «Голограмме для короля» прекрасные артисты второго плана. И самый яркий — Александр Блэк, которому досталась роль личного водителя при герое Хэнкса. Ей-богу, это настоящая находка — мистер Блэк временами вытягивает на себе весь этот скучный фильм.

Ещё один человек, которого стоит похвалить, — Сарита Чоудхури, местная женщина-врач. Её персонаж — второй по симпатичности после Блэка, зато куда более харизматичный. Чоудхури выглядит героиней, ради которой можно отважиться на самостоятельное кино — и оно точно будет не хуже. Жаль, что сценарий оставляет ей совсем небольшое пространство для действий.

Внутренние искания одинокого человека — вот что хочет показать нам Том Тыквер. Резкий переход от пышущей благополучием, сытой жизни к выживанию в новых условиях. Ладно, герр Тыквер, мы, в общем, согласны на вашу драму. Правда, глубины в ней, как в осенней луже — всё это только выглядит серьёзно. Да, мы готовы сказать спасибо за некоторые стилистические приёмы — в конце концов, именно за них вас когда-то и полюбили. Но этого слишком мало, чтобы разбавить скучный сюжет и неприятное послевкусие от ваших грубых намёков, которым в этом фильме не место.

Мы подождём, герр Тыквер. Подождём, пока к вам вернётся вдохновение, муза или чёрт знает что ещё. Мы верим, что вы умеете в хорошее кино — дайте нам шанс не разочароваться.

Технарь: король, втыкающий в трёхмерные изображения, — это весело

«Голограмму для короля» можно было бы назвать хоть «Тетрисом для короля», хоть «Гироскутером для короля» — cмысл фильма мало бы при этом пострадал. Но Тыквер выбрал именно голограмму, потому что арабский король на скутере — это не весело, а король, втыкающий в трёхмерные изображения, — весело. Да и вообще, голограмма — это очень современно (вспомните хотя бы недавний шумный успех белорусско-английского стартапа в этой сфере).

Лучший кадр: выбор Максименко

Когда понял, что сел не в тот самолёт.

Впрочем, Тыквер акцентирует внимание не на технологиях, а на китайцах, которые эти самые технологии воруют у благородных европейцев/американцев и отдают их бедным поднебесным фабрикам в массовое и дешёвое производство. И таким образом обставляют условных Томов Хэнксов в их усилиях заработать себе на новый внедорожник. В фильме Тыквера китайцы представлены эдаким нищим беспринципным злом, паразитирующем на достижениях западной цивилизации. Как будто бы и не было никогда Alibaba Group, Xiaomi или Lenovo. А если и были, то, очевидно, что они выросли на костях лишившихся работы реднеков из какого-нибудь Техаса. В «Голограмме для короля» героя Тома Хэнкса китайцы оставляют с носом дважды. Но зрителю не стоит грустить. Ведь этот фильм вовсе не про технологии и конкуренцию на мировых рынках. Это фильм о том, что Том Хэнкс — очень добропорядочный мужчина и гражданин самых высоких моральных принципов, способный любить всем сердцем. Собственно, если такое вам по душе, то почему бы и не посмотреть дома перед сном.

16 лет dev.by — «дефолтный» источник информации о беларусском ИТ

Вы можете...

Читайте также
Американец создал картину с помощью нейросети и победил в конкурсе для художников
Американец создал картину с помощью нейросети и победил в конкурсе для художников
Американец создал картину с помощью нейросети и победил в конкурсе для художников
Разработчик создал дверной звонок, который реагирует на мяуканье кота
Разработчик создал дверной звонок, который реагирует на мяуканье кота
Разработчик создал дверной звонок, который реагирует на мяуканье кота
Инженер создал компьютер в кубике LEGO
Инженер создал компьютер в кубике LEGO
Инженер создал компьютер в кубике LEGO
Сверхзвуковая авиация и батарейки из бактерий. Техдайджест
Сверхзвуковая авиация и батарейки из бактерий. Техдайджест
Сверхзвуковая авиация и батарейки из бактерий. Техдайджест

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.