«Чем больше тревоги (например, про войну), тем враждебнее общество к чужакам». Почему нас ксенофобят и как с этим жить
Антимигрантские настроения и ксенофобия — новая формирующаяся реальность в Европе и мире.
Антимигрантские настроения и ксенофобия — новая формирующаяся реальность в Европе и мире.
Антимигрантские настроения и ксенофобия — новая формирующаяся реальность в Европе и мире.
Мы уже разговаривали с участниками ИТ-рынка о том, как антимигрантский тренд сказывается на ИТ-кадрах и процессе релокации специалистов. Добавьте к этому проблемы с легализацией, правовые ловушки для людей с истекающими паспортами, трудности на рынке труда.


Как справляться с тревогой/подавленностью/чувством вины (если вдруг) мигрантам, оказавшимся в обществе, где нарастает ксенофобия? Говорим об этом с психологом в эмиграции Ириной Шумской.
По мнению Ирины, чтобы полноценно говорить об антимигрантских настроениях, нужен взгляд не только психолога, но и антрополога, и нейробиолога, и историка. Поэтому вначале она коротко описала исследования о природе ксенофобии.
— Люди — групповой вид. Мы не можем существовать сами по себе, вне социума. Успех нашего вида во многом обусловлен умением строить сложные социальные связи и низкой внутригрупповой агрессией. По мнению антропологов Ричарда Рэнгрэма и Брайна Хейра, реактивная агрессия (когда кто-то что-то сделал и я реагирую действием в ответ) у людей сильно подавлена, а «проактивная» агрессия очень высока (когда мы собрались вместе и пошли кого-то наказывать). Подробнее про это можно почитать в книгах «Парадокс добродетели» и «Выживет самый дружелюбный».
Наша биология тоже отражает эти принципы. Люди испытывают огромное удовольствие от групповой совместности. Если вы были на футбольном матче, марше или шествии, концерте, где множество людей поют вместе одну и ту же песню, вы наверняка помните, какой заряд энергии это даёт, как это переполняет радостью.
Это окситоцин. Согласно многим исследованиям, он является гормоном внутригрупповой лояльности и не только наполняет нас удовольствием, но и усиливает враждебность к «чужакам». Особенно это заметно после футбольных матчей, когда фанаты не только дерутся друг с другом, но и могут устраивать беспорядки, поджигать машины и нападать на людей, не имеющих отношения к футболу.
Участникам (голландцам-мужчинам) давали окситоцин интраназально либо плацебо.
Затем они участвовали в сериях экономических и моральных дилемм, где нужно было выбирать, кому помочь, кого поддержать, как распределить ресурсы. При этом участников делили на группы по признаку «свои» (сограждане, команда) и «чужие» (иностранцы, другие команды).
Повышение окситоцина усиливало альтруизм, но только по отношению к «своим». Люди чаще помогали членам своей группы, прощали их, делились ресурсами.
К «чужим» проявлялась нейтральность или скрытая агрессия. Испытуемые чаще выбирали решения, которые приносили пользу своей группе, даже если это наносило ущерб другой.
Усиление чувства этноцентризма. Участники сильнее идентифицировали себя с национальной группой и оправдывали защиту «своих» даже насилием.
Проявления враждебности усиливаются в тревожной обстановке. Есть множество социальных исследований, подтверждающих, что чем больше у общества тревоги и неуверенности в завтрашнем дне, тем более враждебно общество относится к любым «чужакам».
Эта тревога с «чужаками» может быть не связана — глобальная эпидемия, экономический спад, война или угроза войны. Но проявляться она будет всё равно в увеличении ксенофобических настроений.

Люди — эмоциональные существа. Даже если в антимигрантских настроениях нет никакой логики, это не помешает гражданам титульной нации ненавидеть иммигрантов или национальные меньшинства. Сколько бы доказательств «пользы» вы ни предъявили, чаще всего это не будет иметь никакого значения. Эмоционируют люди гораздо быстрее, чем думают. А потом мозг подстраивает картинку под наши эмоции.
Не забываем, что люди — групповой вид. Отдельный человек ксенофобическим настроениям ничего противопоставить не сможет.
Конечно, если вы будете дружить с соседями и коллегами, люди, которые хорошо вас знают с положительной стороны, будут относиться к вам нормально. Но чаще всего это не будет распространяться на их враждебность к мигрантам в целом. Чаще всего это «я ненавижу мигрантов, но не тебя, ты нормальный».
Поэтому лучше объединяться в группы, поддерживать друг друга и пытаться договариваться на межгрупповом уровне.
В одиночестве человек всегда будет чувствовать себя маленьким и бессильным и будет соглашаться с группой. Если чувствует поддержку, будет вести себя смелее. Это очень хорошо показывают эксперименты Эша.
Эксперименты Соломона Эша — классика социальной психологии, изучающая конформизм, то есть склонность человека подстраиваться под мнение группы даже тогда, когда оно очевидно ошибочно.
Испытуемому показывали три линии разной длины и одну эталонную.
Задача: выбрать, какая из трёх совпадает по длине с эталонной. Ответ очевиден. Но рядом с ним сидели 7–8 «псевдоучастников» (актёров), которые по сговору давали заведомо неправильный ответ.
Около 75% участников хотя бы раз согласились с ошибочным мнением группы, в среднем около 37% ответов были конформными. Когда испытуемый отвечал в одиночку — почти всегда давал правильный ответ.
Но нам важнее «вариации» эксперимента. После того, как Эш удостоверился, что люди очень конформные существа, он решил провести варианты того же эксперимента, но с разными формами поддержки.
Когда хотя бы один из участников (актёров) давал правильный ответ, доля конформных ответов у испытуемого резко падала — с ~37% до около 5–10%. Даже если этот союзник ошибался, но отличался от большинства, давление группы ослабевало.
Конечно, найти поддерживающую группу в иммиграции не очень просто. Но это может очень сильно снизить чувства тревоги, несправедливости, отчаяния, унижения или вины.
При этом своя диаспора ≠ поддерживающая группа. У диаспоры нет априори такой функции. В ней разные люди. Для того чтобы поддержка работала и напряжение снижалось, нужно доверие и ощущение «своих». Автоматически воспринимать всех беларусов как близких по духу людей невозможно.
Для меня еще очень важно обратить внимание на тревогу и на то, как люди чаще всего представляют «правильную» жизнь и «правильные» реакции.
Наше тело и наша психика устроены так, чтобы реагировать на окружающую среду. Чтобы «не тревожиться» и «не реагировать», нужно сломать тело или психику на очень глубинном уровне. Например, получить травму мозга или заболеть нейродегенеративным заболеванием.
Часто, если у человека есть установка «нормальные/здоровые люди на такое не реагируют», тревога может увеличиваться через тревожную петлю: «я тревожусь — это плохо — я тревожусь больше от того, что заметил, что я тревожусь — это очень плохо, я слабый, неправильный человек — …»
Реагировать на стимулы, которые мы получаем от других или через медиа — это нормально. Но уход в катастрофизацию не поможет. Поэтому лучше не ругать себя за тревогу и другие негативные чувства, но при этом работать над тем, чтобы снижать уровень тревоги и уметь эффективно успокаиваться.
У каждого эти способы будут разными. Важно, чтобы их было несколько и чтобы хотя бы некоторые их них заключались в простых действиях, доступных в любой момент. Поехать в путешествие — сложный процесс, на него делать ставку не стоит, а вот посмотреть на птиц или погладить траву — простое действие.

В принципе большинство вредных привычек выполняют функцию снижения тревоги: заедание, курение, тикток, сериалы, компьютерные игры. Поэтому лучше придумать какие-нибудь альтернативы и отработать их до автоматизма.
Или хотя бы не ругать себя за чувства. От этого уровень тревоги уже немного снизится.
Важно возвращаться к мысли, что испытывать негативные переживания — это нормально. Наша задача не избавиться от них совсем, а снизить их интенсивность. В этом смысле, если вы проснулись с тревогой на 8, а после зарядки и кофе она стала на 5, то это прекрасный результат — дело сделано.
Если не сидеть в новостях, уровень тревоги тоже снизится. Но полный отрыв от реальности не очень помогает планировать будущее и адекватно реагировать на происходящее. Как обычно, нужен баланс.
Если тревога слишком сильная и никакие способы ее снизить не помогают, нужно обратиться к психиатру и начать принимать препараты.
Нет правильного универсального алгоритма, как себе помочь. Мне нравится выражение: «на любой сложный вопрос есть простой неправильный ответ».
Никто не расскажет вам, как правильно себя вести в той или иной ситуации. Но можно хорошо изучить себя и прокачать способность делать «правильный выбор» в каждой конкретной ситуации.
В случае с ксенофобией иногда сработает модель «я отстаиваю свои права», а иногда она станет пустой тратой времени и энергии. Важно действовать в своих интересах и не предавать себя.

Можно напоминать себе, что в новой ситуации человек не способен применять непривычные способы реагирования. Обычно реакция автоматическая. Поэтому если вы столкнулись с ксенофобией и не смогли с первого раза отстоять свои права, то ничего страшного. Практикуйте новый способ (так, как хотелось бы поступить) в игровой форме или в ситуациях с небольшим уровнем напряжения и со временем сможете применять его и в ситуациях большого напряжения.
Напоследок хочется сказать, что тревога в целом хороший механизм, который помогает нам планировать будущее и избегать опасностей. Если человек достаточно хорошо знает свои «слабые места» (когда тревога — это реакция не на объективную реальность, а прошлые травмы) и это не тот случай, то к тревоге имеет смысл прислушиваться.
Психотерапия не нацелена на «позитив», она нацелена на улучшение контакта с реальностью. Как бы это ни было печально, нужно принять, что иммигрантская реальность сейчас очень сложная. Нет смысла это отрицать. Отрицание может дать временное облегчение, но плохо работает в долгосрочной перспективе.
Чем быстрее человек избавляется от иллюзий, тем эффективнее он может действовать в своих интересах.
Даже в очень сложных условиях можно жить без страданий. Да, боль — это часть жизни, но можно не застревать в ней. Жизнь иммигранта никогда не будет такой же легкой, как жизнь гражданина и представителя титульной нации. Нужно принять этот факт и перестать страдать по этому поводу.
Когда я писала этот текст, вспоминала роман Ремарка «Возлюби ближнего своего». Он о времени после первой мировой войны, когда немецкие евреи без паспортов скитаются по Европе, сталкиваясь с жестокостью и равнодушием. У европейцев своих проблем хватает. И это равнодушие, по мнению Ремарка, самое страшное.
«Человек может умирать рядом с тобой — и ты ничего не почувствуешь. Жалость, сочувствие — да, но не боль. Твой живот сыт, и это всё, что имеет значение. В полуметре от тебя чья-то жизнь гаснет в мучениях — а ты ничего не чувствуешь. В этом и есть несчастье мира».
У Ремарка иммигранты находили утешение друг в друге. «Они не имели ничего — ни страны, ни дома, ни будущего. Только друг друга. И этого, на какое-то время, было достаточно».

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
"как с этим жить", стоит заменить на "что с этим делать" каким то раболепческим посылом немного отдает название.
Что делать - все просто. Ксенофобия - уголовно преследуемой деяние.
Если кто то лезет - ответ прямо в лоб "так ты сам меня пригласил, если что то не нравится, иди в суд и задавай вопросы правительству иначе попадешь под уголовную статью"
В целевых странах нужны публичные судебные прецеденты, что бы головы тех, кто решил поксенофобить были остужены.
"Добрым словом и пистолетом" :)
А в чём проблема? Учите язык, интегрируйтесь и не будет проблем у вас. Ни разу за 5 лет активной жизни в Польше не сталкивался даже с намёком на ксенофобию. Пару раз работники банков хотели что-то намекнуть на счёт паспорта, быстро были поставлены на место. Если надо - вызывайте полицию, ксенофобия уголовно преследуемое наказание. Только за 2025 было уже десяток уголовок в Польше.
Поддвачну. Люди за пять лет создали свое русскоязычное гетто, не удосуживаются изучением языка и культуры, а потом удивляются что к ним относятся так же, как они у себя дома относились к другим эмигрантам
Ерунду ты написал, блеймят не за незнание, а за т.н. всходни акцент. Пожалуй, даже разговаривая на английском, вероятность словить "выпер**ляй на украине" значительно ниже, чем на В1 польском ( на поземе В2 в повседневной жизни практически не разговаривают).
Про культуру - это просто пук в лужу, Монюшко и Мицкевича часто обсуждаешь? Многие поляки даже не курсе, чем Гнезно знаменит и кто такой Мешко
Веет инфантилизмом и категоричностью от такого комментария. Ни блестящее знание языка, ни полная интеграция не спасает от конфликтов на этнической почве в стрессовые периоды, которые мы наблюдаем сейчасв Европе. Примеров хватает по всем странам. Из последнего - судебный процесс над гражданином Литв, который оскорбил других граждан Литвы, так как они общались между собой на русском. Хотя с ним и с персоналом общались на литовском. Как видим, ни знание языка, ни полная интеграция не уберегли людей от неадеквата, "подогретого" актуальной повесткой. И такое происходит сейчас почти в каждой стране - от США до Беларуси.
Еще один момент - хочешь вычеркнуть из себя беларуса и стать кем-то другим - твой выбор. Но это не гарантирует тебе спокойной и счастливой жизни, потому что... (читаем статью выше).
Страны, которые справились с имплементацией в своем обществе мультикультурализма (Германия, Нидерланды, Австрия, сейчас в процессе Испания+Португалия) более чем толерантны к чужой культуре и ее проявлению.
А той же Польше и Литве очевиден потенциал для роста толерантности к восточным народам. Если ты с ними заговоришь на английском или немецком, то ксенофобия тебе не грозит. Но если будет русский, беларусский или не очень хороший местный язык, то отношение может поменяться.
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 12:24
Да-да испанцы не проявляют ксенофобии к мароканцам))
Это у вас инфантилизм. Ну и по посту видно, что вы теоретик. Общаюсь с поляками весь день с утра до вечера (работа, друзья, соседи, семья) и уверен, что больше, чем вы.
Так вот сначала выучите язык, культуру страны, где живёте, выйдите из уютного русскоговорящего комьюнити и попробуйте интегрироваться и тогда обсудим эту тему ещё раз.
Пока вы этого не сделали - это всё теория и банально перечитали негативных новостей.
А пока сидите среди "своих", то вас и любить не будут. А за что любить то?
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 15:27
Ого, как понесло нашего категоричного друга. Сразу начал указывать, что надо сделать. Ведь это его опыт и частный случай, а значит это 100% работает и по-другому не бывает.
Так вот, мой категоричный друг, для начала надо изучить вопрос. Ксенофобия, как явление, мало зависит от твоей степени интегрированности или уважения. Некоторым людям просто надо кого-то ненавидеть или найти виновного в кризисе (личном, государственном, экономическом, неважно).
Еще важно не кичится как павлин своей "интеграцией" в Польшу, а посмотреть мир. Историю почитать. Той же Польши. Посетить Кельце. Посетить Щецин и Вроцлав. Посмотреть на отношение к украинцам на юго-востоке и не только.
Заодно посетить места за пределами Польши. Особенно мегаполисы. Особенно рекомендую Нью-Йорк. Там так называемые национальные "гетто" давно стали не багом, а фичей. На который едут посмотреть десятки миллионов туристов со всего мира.
И создают, собственно, сам город.
Мононациональным государствам с титульной нацией сейчас нелегко приходиться, в эпоху глобализации, исчезновения границ и массовой миграции. Покряхтят, постонут, но "переварят". Многих сожрут и превратят в людей "без роду, без племени".
Спору нет. Учить язык и культуру любой страны проживания - это маст, это шуд, это нид. Зачем капитанстовать? А степень интеграции определяет сам человек, в рамках закона страны.
Но если у поляка будет полыхать и он будет запрещать мне общаться с беларусом на беларуском, с украинцем на украинском, а с грузином на русском, то этот поляк вредит, как модно сейчас говорить, национальным интересам своей страны. И это не мое мнение, а исторические факты и научные исследования.
Так что перья свои интеграционные прячем, категоричность понижаем и бегом учить историю страны, в которую "интегрировался". Открытий чудных гарантировано много!
Был абсолютно во всех перечисленных городах выше. И даже больше. Условными Гливице, Гнезно, Свиноустье, Ополе не удивите. А ещё десятка 2 про которых вы и не слышали. В списке посещённых городов мира у меня сейчас 211 из 35 стран (спецом карту открыл, посмотрел). Польских в них в них около 40. Детей же надо развивать и прививать любовь к Родине! (да, у нас у всех польские паспорта).
Так что точно не вам мне рассказывать. В США получилось даже пожить почти год (ещё до ковида).
Никто не спорит, что в любой стране можно нарваться на пьяное быдло, которое вас будет посылать куда надо, вот только это ваш выбор - сраться с ним, или проигнорить и не услышать ничего. А если начинаете спорить с алкашами, то это возможно ваш уровень.
При этом если иметь хотя бы B1/B2 язык и открыто вежливо общаться, то окажется, что 90% поляков открытые и добрые люди и никакой ксенофобии не увидите. А если понаехавшее быдло с востока пытается везде говорить по русски и качать права, то не зря их и посылают туда, куда надо!
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 16:50
Вау-вау-вау. Подождите, я не успеваю вами восхищаться, какой вы молодец!))) Даже карту завели, чтобы считать количество городов. Впечатляет.
Можете и дальше продолжать распушать перья. Если вы и посетили столько стран, то, к сожалению, на вашем уровне развития это не сильно отразилось. Вы даже не поняли, почему я вас послал в те польские города. Печально.
Надеюсь, все же количество перейдет в качество и вы начнете немного критически мыслить, путешествуя по польским городам и другим странам.
Вы бесконечно пытаетесь доказать мне то, чего нет примерами, которые к этой теме не относятся.
Это примерно, как покушать галлюциногенных грибов и 2 часа спустя доказывать, что можно потрогать центр галактики, а я говорю, что это нелогично и физически невозможно.
Продолжайте убеждать себя дальше, что в малых городах живут люди 2-го сорта и что выходить из дома опасно, ведь кругом националисты, готовые вас сжечь на костре за то, что говорите с восточным акцентом.
А я буду дальше жить и наслаждаться жизнью в этом хорошем мире.
Чао
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 23:47
Яростный борцун за все хорошее (есть и акк на девбай, А., узнали себя?) пишет в своем Трэдс:
Mieszkam w Polsce już prawie 4 lata, ale nie mogę powiedzieć, że w pełni się zintegrowałem. Uczę się języka i czekam na wyniki egzaminu B1, ale wciąż brakuje mi najważniejszego elementu integracji - kontaktów z Polakami poza pracą czy small-talk'u z sąsiadami. Pracuję zdalnie, a moje aktywności sportowe to indywidualne dyscypliny (snowboard, rower, kalistenika, kettlebell), które nie wymagają siłowni. Chyba czas wrócić do squasha lub muay thai/boksu - to na razie moja najlepsza teoria.
А также:
Иммигранты в Польше из Беларуси, планирующие здесь остаться надолго/навсегда, имеют две стратегически важных для своей безопасности задачи: 1) выучить язык хотя бы на B2, а лучше выше 2) натренироваться защищать себя физически (бокс, рукопашный бой, муайтай, что угодно ударное), а как минимум - купить, носить и уметь применить газовый баллончик. Предвижу, что восточный акцент в речи в ближайшие лет пять-десять станет тут непренебрегаемым риском для здоровья.
Я этих постов, которые актуальны и сейчас, уже и не помнил, и даже если бы пошёл до них скроллить в тредсе, то устала бы рука. Они сделаны год назад. А вы мало того, что читаете меня, но еще и помните их, и при этом ведёте себя там вежливо, раз не забанены. Рад, что нравится мой тредс, желаю так и продолжать: внимательно за ним следить и вести себя хорошо.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Во ты, старшина, вечером боярышника накатил, прям как с трактора спич пролетариям зачитал. Я тебе по секрету скажу, что славян в совокупности больше, чем русских. А в рассеи скоро уже и не-славян будет больше, чем славян.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Ты смотри, айтирота вернулась)) отгуляли выходные в своей рашке?))
Жить в восточной европе стали сильно беднее, и логично что винят в этом понаехов.
За 10 лет цены почти на всё выросли в 2-3х, а ЗП нет.
И с работой стало только хуже, потому что большая часть экономики оказалась не конкурентоспособной.
Сказка было скоротечной, и быстро закончилась.
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 12:16
усім стаяць! хэндэ хох!
падкаціла экспертура!))
В Польше за 10 лет цены выросли в среднем на 56%.
А зарплаты за 10 лет выросли на 130-140%.
Выросле где? В айцы, на кассе в Бедронке, или на мясокомнате?
За 2025 в айцы в Польше на сколько ЗП выросли?
В Польше в среднем зарплаты за 10 лет выросли на 130-140%.
Точно так же как цены выросли на 56% в Польше в среднем.
При чем тут зарплаты в ИТ в 2025м, если вы писали какой-то бред про неконкурентноспособность экономики, что "стало жить беднее" и что "винят в этом понаехов"?
Аккаунт Барта тоже отдали дешевым фермотроллям?
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 13:32
Понаехам после 2020 конечно виднее, как было 10 лет назад.
Мда. Совсем уныло.
Походу реально, бартовский акк отдали фермоботу с нейросеткой.
По такой логике вы с вашей легендой жителя песков вообще не должны ничего про Польшу знать))
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 17:16
Спасибо. Отдельно порадовали отсылки к нейромедиаторам, Эшу и Ремарку. Комплексный анализ, что называется. :)
Не хватает еще исторической ретроспективы, ведь все это переживали многие поколения беларусов до нас. Мы третья или четвертая массовая волна. И проблемы в целом одни и те же.
Ну и в целом они неплохо в итоге решаются
Они - это кто или что? :)
Проблемы жэ)
Если вы читали пост Насты и её комменты, а не получили методичку, то должны знать, что там не ксенофобия, а тупо на улице ночью пьяный доколупался, когда она записывала видос песни.
Сколько такого происходит в РБ и никто даже в СМИ не пишет? А в эмиграции мы все это дело отслеживаем и помогаем. Так что привет)
Пользователь отредактировал комментарий 11 января 2026, 21:18
Брысь, фермобот рашкинский)
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 09:14
Ну до первого шага с признанием проблемы у вас вы еще не дошли, но уже заметили, что ваше видение сильно расходится с объективной реальностью.
Может быть проблема в том, что ваши вводные неверны?
Может быть с работой тут лучше, чем в РБ. Может быть отношение к понаехам не настолько враждебное, как у режима в РБ к собственным гражданам. Может быть перспективы как раз с каждым годом значительно радужнее, чем в РБ. Может быть цены и стоимость жизни растут медленнее, чем в РБ, а доходы их обгоняют.
Или про такое вам думать нельзя?))
трыбяндзец, цябер яшчэ не забанілі?
куды коціцца дэўбай??!!!)
дэўбаеўцы, хопіць разводзіць інкубатар лука-пыпа-ботаў для падвышэння колькасці каментароў!
Гэта рашкінскія боты. Адгулялі студзеньскі адпачынак і зноў прыйшлі ў каменты.
Раней нехта жывы працаваў. Зараз выглядает як танны тролль, які нейрасетку выкарыстоўвае
Пользователь отредактировал комментарий 12 января 2026, 12:16
лайна на тых ботаў вываліць!
больш пытаннечкі да палітыкі мадэратараў "боты таксама людзі"))))
Кто больше кричит Боты! То тот типа автоматом не бот, такая логика?
Я не знаю, почему заяву не приняли. Но вы этот пример притянули как сложность интеграции и ксенофобию, а он сюда не катит.