Некоторое время назад Царик Сергей Всеволодович, заведующий кафедрой информационных технологий гуманитарного факультета БГУ, пригласил dev.by на защиту дипломных работ студентов пятого курса специальности «Информатика», специализации «Web-дизайн и компьютерная графика». Мы не смогли отказать себе в удовольствии посмотреть на работы, которыми студенты защищают свои знания и умения.
Обычно на этой кафедре студенты для дипломной работы пишут сайты, интернет сервисы или игры (мобильные и десктопные). Выпуск этого года не стал исключением. Рассказывать обо всех работах не буду, отмечу лишь те, которые, в целом, показывают уровень подготовки студентов и разношёрстность их предпочтений по будущей профессии.
Откровенно говоря, про будущую профессию – это я погорячился. Дело в том, что практически все студенты уже трудоустроены и работают по специальности. Руководство кафедры, безусловно, одобряет это. Более того, если студент до четвёртого курса не нашёл работу – это тревожный сигнал. В этом случае преподаватели обязательно постараются найти какую-либо работу студенту, помогут советом и делом вплоть до трудоустройства на самой кафедре. К слову, некоторые студенты возвращаются на кафедру уже после обучения – в качестве преподавателей, совмещая это нелёгкое дело с основной работой. Вероятно – для души, ведь зарплаты, как известно, в сфере образования совсем не впечатляют.
Конечно, к некоторым дипломным работам у меня много вопросов. Буду откровенен, далеко не все работы близки к совершенству или, хотя бы, к приличной бете. Если бы мой работник работал на таком уровне, у меня бы неизбежно стали появляться вопросы о его профессиональной пригодности.
Но все студенты разные, работы они себе находят тоже разные, так что я очень надеюсь, что в будущем на своих боевых проектах они не будут допускать такие нелепые оплошности, как на защите диплома, который, по сути, является самой обыкновенной презентацией. Что-что, а презентовать свою работу и ответить на появившиеся вопросы должен уметь каждый разработчик. Банально – донести свою мысль корректно и полно, а также подготовить проект в полной мере, чтобы не возникали уж совсем неловкие моменты.
Но, по словам Сергея Всеволодовича, у кафедры нет задачи готовить специалистов для Силиконовой Долины или сразу тим лидов и сеньоров. Основная цель – подготовить студентов к самостоятельной жизни и удовлетворить потребность малых представителей рынка: скромных интернет-магазинов, сервисов и разработчиков небольших приложений.
Анна написала соцсеть
Студентка Анна рассказала о социальной сети взаимопомощи, которую она разработала в рамках своего дипломного проекта. Стоит отметить, что идея не нова – на созвучном домене youdo.com давно уже действует проект с функциональностью один-в-один.
Дизайн, как нынче водится, плоский, понятный и доступный – никаких лишних теней, иконок и визуального мусора – вполне в тренде наших дней. Чисто, симпатично, мило, стильно и молодёжно – в целом, твердый лайк.
Сама презентация – выше всяких похвал, отлично показанная и сформулированная информация, приятный видео-ролик, где показана работа интерфейса пользователя и администратора, годная визуализация акцентов внимания пользователя. Если можно было бы ставить оценку, основываясь только на презентации, – это твёрдая «девятка» с амбициями на «десять».
Однако с технической точки зрения по проекту есть проблемы:
1. Сайта в онлайне нет. Как во время презентации, так и во время написания этого текста. Была речь о том, что в тестовом режиме сайт запущен на другом домене, однако нам его не показали.
2. Мобильной версии сайта нет. Да и судя по тому, как девушка замялась на мой вопрос, как бы не очень и планируется. Это очень грустно – какие социальные сети в наше-то время выживают без мобильной версии хотя бы под одну популярную мобильную платформу?
3. Нет сжатия данных на стороне сервера, что автоматически гарантирует медленную загрузку и повышенный расход трафика на наших любимых карманных девайсах.
4. Ещё куча мелких недочётов, которые я не буду озвучивать, потому что они из разряда «придирок» заказчика к профессиональному подрядчику. Студенту они, в целом, простительны.
5. Видна сильнейшая недоработка по многим важным деталям и сильный акцент на техническую работу административной панели, желание написать свой велосипед.
Вы поймите меня правильно, свои велосипеды писать надо, это полезно и помогает развиваться специалисту, но в рамках дипломного дедлайна вполне можно использовать готовые решения и писать велосипеды именно там, где это необходимо. И показывать свои собственные разработки, акцентируя внимание комиссии именно на них.
Ресурс в работу не запущен – дипломная работа ради диплома.
Вадим разработал 3D-компьютерную игру
Первым делом Вадим рассказал комиссии о том, что он провёл детальный анализ игр-аналогов, среди которых назывались громкие названия современных шутеров от первого лица. По этому поводу у меня родилось две мысли.
Во-первых, это шикарная исследовательская задача – ради диплома надо пройти несколько классных шутеров, тратя на них драгоценное время – и всё это абсолютно легально и без угрызений совести. Фантастика!
Во-вторых, слушая названия из разряда Call of Duty, я ожидал увидеть игрушку космических масштабов по крутизне. Хотя бы один уровень, хотя бы пять минут прекрасного экшена на экране, однако нет – я всё время забываю, что это дипломы.
Игра написана на C#, использован движок Unity – очевидные и простые решения поставленной задачи. Плюс, довольно простой перенос игры на другие платформы, например, на Mac OS.
Но вот с локализацией у Вадима явно будут проблемы и сложности – тут есть пробелы в анализе. Не просто так в шутерах тип оружия или количество и тип боеприпаса показываются изображением-иконкой. Картинка патрона – она и в Африке, и в Китае – картинка патрона. В дипломной игре написано текстом – «патроны». Помимо проблем с локализацией, это будет явно отвлекать от игры.
Во время демонстрации игры у меня возникло давно забытое ощущение того, что я смотрю чей-то мувик игры Контр-Страйк на неизвестной мне карте. У себя в голове поставил Вадиму лишний плюсик – ведь это была именно демонстрация игры, а не видео-ролик.
Мультиплеера нет и не будет в ближайшем будущем – обидно, очень.
В любом случае, какие бы минусы не были у игры, безумно круто сделать в качестве своей дипломной работы компьютерную игрушку-шутер. Я на свой диплом сделал никому не нужный сайт, а Вадим – шутер, пусть и с пробелами в графике и функционале.
Краем глаза буду следить за творчеством Вадима, вполне вероятно, что спустя какое-то время он выпустит добротную игрушку, на которую не жалко потратить вечер.
Владислав занялся кинематикой плоских структур
Без сомнения, это самый сильный диплом из тех, что я видел в тот день. Владислав разработал техническую основу для 2d-графики, будь то браузерная игрушка или интерфейс сайта. По сути – работающий и очень миниатюрный движок для создания визуальных эффектов.
JS – основной инструмент разработки. Отмечу работающие демо, в которых учитывается физика материалов. Например, прыгающие по комнате мячи, которые прыгают и теряют скорость с физически правильным поведением. Увы, пока что не реализована упругость тел (в зависимости от материалов в том числе), но Владислав обещал, что это в самых ближайших планах.
Дополнительно, теста ради, был сделан аналог Flappy Bird. Нормальное поведение гика-математика в самом приятном смысле этого слова.
Владислав явно понимал, о чём рассказывал, чётко отвечал на поставленные комиссией вопросы, без запинки принимал критику, порою аргументированно с ней спорил. Скажу откровенно, для этого нужны не только знания, но и немного наглости – комиссия на редкость строгая.
Вчерашний студент озвучил приличное количество планов, часть из которых буквально на пальцах объяснял комиссии. При этом это были не просто планы в воздух, а конкретные логические шаги по реализации того или иного функционала.
Была бы возможность, я бы поставил этому студенту «одиннадцать». И да, чуть не забыл – жду этот код на гитхабе – очень хочу поиграться с ним, посмотреть, что он умеет.
Что в итоге
Среди прочих дипломов встречались откровенно сырые проекты. Например, диплом по выявлению SQL-уязвимостей был не только неконкурентоспособным и некачественно сделанным (и сам продукт, и его код), так ещё и не отвечающим современным требованиям по поиску такого типа уязвимостей. Явно пропущен или сделан для галочки пункт про анализ конкурентов. А ведь есть очень много приятных практик, которые вполне можно было бы использовать.
Не могу не обратить внимание и на девушку, которая решила сделать аналог youtube, но совсем позабыла про социальную составляющую – расшарить свой контент в сеть можно только руками. Зато реализована минимальная геймификация – за какие-то достижения дают ачивки (беджики).
В тот день я не увидел ни одного дипломного проекта, который был оценён менее, чем на семь баллов, и могу сказать, что в большинстве своём и за редким исключением оценки вполне заслуженные.
Радостно и одновременно необычно, что сама дипломная работа, я имею ввиду её бумажную часть, не сильно влияла на финальную отметку. Когда я буду старым и брюзгливым преподавателем, то буду обязательно спрашивать студентов за орфографию в дипломе (особенно, что касается терминологии), а также за литературу, среди которой иногда попадались замечательные статьи из Сети: «Какой язык программирования лучше» или «Удобный веб-дизайн, 2005 год».
В любом случае, желаю студентам удачи. Карьера, связанная с ИТ, проста и незамысловата только в IT Crowd, в жизни же всё немного сложнее.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.