Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Иногда литовцы удивляются нашему выбору». Экспаты о жизни в Литве

В Литве живёт около 49 тысяч беларусов. Многие из них айтишники, которые переехали в соседнюю страну за последние два года. dev.by спросил у экспатов о жизни в Литве, работе в литовских офисах и отношении местных жителей к беларусам. 

59 комментариев

В Литве живёт около 49 тысяч беларусов. Многие из них айтишники, которые переехали в соседнюю страну за последние два года. dev.by спросил у экспатов о жизни в Литве, работе в литовских офисах и отношении местных жителей к беларусам. 

Литва глазами беларусов

— Я Літву любіў і да рэлакацыі. Быў і тут, і ў Польшчы, але выбраў Літву. Літва — гэта Беларусь ментальна, толькі мовы розныя. Мне, бывае, прыходзіць думка, што сучасныя літоўцы — гэта беларусы, якія проста калісьці пачалі размаўляць літоўскай. Беларусь пры нармальнай уладзе была такой жа, ці лепей, — рассуждает Александр (имя изменено). 

Александр — программист с 20-летним стажем. В Литву переехал в конце 2021 года. Живёт с семьёй в Каунасе. 

— Нармальна тут. Меней рускамоўнага асяроддзя <чым у Вільні>, людзі добрыя і мілыя. Перажываюць за свой горад. 

В конце 2021 года переехать в Литву было несложно — тем более у компании Александра был офис в Вильнюсе. 

— Літва прапаноўвала даволі хуткае афармленне блюкард, а кампанія дапамагала фінансава і з усімі дакументамі. Кватэру знайшлі праз агента. Тады высокага попыту яшчэ не было. Больш за тое — працу агента аплачваў лэндлорд. Дзеці спачатку (да лета 2022) хадзілі ў беларускую анлайн школу, бо пераязджалі ў сярэдзіне вучэбнага году. Ўсё ж хацелася захаваць нейкую сувязь з Беларуссю. Была слабая надзея, што «на паўгады і назад». З верасня ўжо пайшлі ў мясцовую школу.

Александр учит литовский язык:  

— Бо адчуваю ў гэтым нейкую адказнасць, кшталту я ў Літву прыехаў і мушу валодаць мовай — хаця б на бытавым узроўні. Цяжкавата, але цікава. Калі зазірнуць у глыбіню літоўскай, то можна разгледзець троху беларускай. 

Уже два года живёт в Вильнюсе Ян, разработчик в игровой компании с беларусскими корнями. Основной причиной переезда в конце 2020 года он называет «события августа». 

— Не было никакой уверенности, что они не повторятся. 

Переезжали с женой и маленьким ребёнком. Квартиру в пригороде Вильнюса нашли быстро. Сначала снимали за 480 евро, через год цена поднялась до 550. Плюс коммунальные, зимой это примерно 150 евро. Ребёнок ходит в государственный детский садик, который обходится в 100 евро в месяц (80 евро из которых покрывает пособие на ребёнка). Общение в садике на литовском, но воспитатели могут объясниться по русски. 

— Цены в Литве выше, чем в Польше, — говорит Ян. — По ощущениям, на 15-20% в среднем. Но не могу сказать, что Литва сильно дорогая. На основные расходы семьи хватает 1500 евро в месяц (не считая аренды).

Ян признаётся, что до переезда у него было два предрассудка о Литве: плохое отношение литовцев к русскоговорящим («Это не правило, а скорее исключение») и степень сложности литовского языка.  

— Мне Литва нравится, жить тут неплохо. 

В Беларусь Ян больше не ездит — «после того, как в Минске посадили самолёт Ryanair». 

А вот Оксана ездит в Беларусь регулярно — 2-3 раза в год. По её словам, с проблемами на границе она не сталкивалась. 

Оксана живёт в Литве уже год и семь месяцев. Работает в маркетинговом отделе ИТ-компании с беларусскими корнями. 

— Компания помогала только с оформлением документов. Денежную помощь релокантам начали оказывать только через год, после начала войны. Я согласилась на переезд, потому что в Беларуси испытывала сильную тревогу, боялась, что полностью закроют границы.     

Круг общения девушки — в основном коллеги-беларусы. 

— С местными жителями сталкиваюсь только в магазинах, клиниках. Обычно проблем в общении нету, говорю на русском или английском. 

Оксана снимает маленькую квартиру-студию в Вильнюсе за 420 евро.

— Я много путешествую и могу сравнивать. Литва — очень дорогая страна. Знаю, что сейчас цены в Беларуси тоже выросли, но на момент моего переезда был очень высокий контраст в ценах. В Польше сейчас заказываю косметику, витамины, некоторую одежду.

Вот ещё несколько историй про аренду жилья в Вильнюсе в 2022 году:  
  • Платим 850 евро за трёшку в старом районе. Ремонт средненький (не бабушатник, но несколько изношенная мебель и бытовая техника). Залог — три месячные аренды (у нас три кота и маленький ребёнок). Подобные квартиры сейчас стоят около 600 евро. Скоро близится конец договора — хотим обсудить понижение цены. Хозяева адекватные. 
  • В середине 2022 года искали небольшую (примерно 40 кв. м.) квартиру в новом доме, с мебелью и ремонтом. Цены за такие квартиры были 650-750 евро. У нас два кота, и половина хозяев, которым я звонил, сразу отказывали. Сняли евродвушку (почти 50 кв. м.) с чуть «уставшим», но аккуратным ремонтом за 700 евро (с депозитом на два месяца). Тихий спокойный спальный район. Хозяева показывали, что в прошлые годы за квартплату в самый холодный месяц отдавали не более 100 евро. Но у нас выходило 180 евро регулярно.  

Отношения с Литвой, признаётся Оксана, у неё не сложились. 

— Я благодарна Литве за то, что нам разрешили легализоваться по упрощенной системе. Но мне не нравится погода в Вильнюсе, она более серая и холодная, чем в Минске. Мне не нравится язык, и я его не учу и не буду учить — он сложный. Я путешественник, и меня привлечь в Литве просто нечем. Есть море, но холодное. До любой европейской страны долго ехать на машине, а выбор лоукостов очень ограничен. В прошлом году хотела уехать в Португалию, сейчас планы поменялись — рассматриваю Польшу.

Сергея, .Net-разработчика в литовской ИТ-компании, в соседней стране всё устраивает:  

— Очень здесь нравится. В Вильнюсе почти все местные говорят на русском, много приезжих: беларусов, украинцев, россиян. Много тусовок: настольные игры, волейбол, бадминтон. Да, снимать жильё недёшево и дорогие коммунальные платежи (особенно зимой). Но это единственный минус. Планируем много поездок по Европе. На выходные можно легко сгонять в ближайшие города Польши или Латвии. 

По душе жизнь в Вильнюсе пришлась и Дарье, которая работает QA в беларусской аутсорс-компании. Она пеереехала в Литву в мае 2022 года с мужем и тремя котами. Тогда Дарья была на восьмом месяце беременности. 

— Компания мужа объявила об уходе из Беларуси, поэтому и решили переезжать. Компания помогла с рабочими визами, мы сделали апостили и переводы документов — и уехали. В Литве тогда были самые высокие цены на жильё, а я на восьмом месяце беременности и с тремя котами. Но повезло — нашли жильё за неделю. 

Дарья рожала в государственном роддоме и осталась довольна. 

—  Врачи владели либо русским, либо английским языком. Персонал вежливый. Стоимость родов вместе с проживанием (4 дня в семейной палате с мужем) и питанием (для меня одной) — примерно 2300 евро.  В стоимость вошли эпидуральная анестезия, индивидуальное ведение родов конкретным врачом и медсестрой (опциональная штука) и обязательные анализы для ребенка. 

С тех пор Дарья с семьёй обжилась в Вильнюсе. Она отмечает толерантность литовцев.  

— На русский и английский местные переходят охотно, попытки говорить по-литовски воспринимают доброжелательно. От случайных людей (болтовня на заправках, в такси, в магазине) слышали негативные отзывы про приезжих украинцев, но не про беларусов. Риэлтор говорила, что ни к одному её клиенту-беларусу никто не имел претензий. Мне было приятно услышать от таксиста, что беларусы вежливые, улыбчивые — он, мол, почти всегда верно угадывает, что везёт белоруса, именно по этим признакам. 

Несколько раз после переезда Дарья бывала в Беларуси. По её словам, даже «льготникам» с маленькими детьми приходилось стоять на границе по несколько часов.  

— Иногда литовцы удивляются, что мы переехали именно в Литву. Мол, лучше бы в Германию, там страна лучше и богаче. Некоторые удивляются, что мы вообщее уехали из Беларуси — там ведь коммуналка копееечная. Слова про то, что в Беларуси небезопасно, кажется, не понял никто из моих собеседников. 

Литовский офис

В начале 2023 года в Литве проживали почти 49 тысяч беларусов. Это вторая по численности диаспора в стране — после украинской. 

Кроме того беларусы получили наибольшее среди иностранцев количество разрешений на проживание в Литве по рабочим основаниям — 25 556. 

Все релоканты, с которыми смог пообщаться dev.by, уже работают в литовских офисах, а не в беларусских компаниях.  

— Пасля Беларусі дзіўна бачыць брутта ў кантракце. Адразу бачыш, колькі ты аддаеш падаткаў, — рассказывает программист Александр. — І цікавае назіранне: хутка перастаеш адчуваць сябе «прыехаўшы як бежанец», бо ведаеш, што фінансава ўдзельнічаеш, і аддаеш не 5 капеек. 

Наш дырэктар, літовец, вельмі не хацеў, каб літоўскі офіс быў філіялам беларускага, каб там існавалі асобна беларуская і літоўская частка. Зрабіў шмат, каб людзі ў офісе «перамяшаліся» і інтэграваліся, каб офіс быў сапраўды міжнародным. 

— Вось мы і зладзілі пару разоў оргію, вось і перамяшаліся, — шутит айтишник. 

На самом деле, «перемешаться» литовцам и беларусам помогли совместные ивенты, празднования дней рождений всем офисом, участие во внутриофисных инициативах. 

В прошлом году литовские офисы EPAM и Wargaming вошли в тройку главных налогоплательщиков отрасли.

Средняя зарплата айтишника-релоканта в Литве — 4900 евро. Это почти в 3 раза больше средней зарплаты по стране.  

Но реальная айтишная зарплата «чистыми» в Литве может не сильно отличаться от беларусской.   

— Літоўскія заробкі базуюцца на літоўскіх рэнжах. Рэнжы, адпаведна, адлюстроўваюць рынак. Пры распрацоўцы рэнжаў улічваюцца попыт/прапановы літоўскага рынка, статыстыка Sodra (Фонда государственного социального страхования — Прим. dev.by) і статыстыка дзяржаўнай арганізацыі Invest Lithuania. Часта так бывае, што заробак у Літве брутта такі ж ці большы за беларускі, але рэальны — такі ж ці меньшы, — говорит Александр. 

Согласно анкетированию dev.by, айтишники в Беларуси получают (чистыми) в среднем 2360$, а в Литве — 2830$.  

По его словам, Литва — не лучший выбор для джунов. 

— Літва даражэйшая за ўсіх суседзяў, відавочна. У Літву едуць даволі кваліфікаваныя кадры. Джуніёру тут жыць будзе складана. Джун паедзе ў Польшчу ці Грузію.

Маркетолог Оксана говорит, что после переезда многим её коллегам повысили зарплату, чтобы соответствовать минимальным требованиям для Bluecard (сейчас для Литвы это примерно 2700 евро). 

— В нашей компании работает несколько литовцев. Основное отличие от нас: они приходят раньше, уходят раньше, и не перерабатывают, — рассказывает она. 

Программист Ян работает в литовском офисе беларусской игровой компании. По его словам, больших отличий от работы в минском офисе нет: 

— Приоритет не на строгом графике от звонка до звонка, а чтобы задачи были сделаны вовремя и качественно. В команде есть литовцы, работать с ними отлично, прекрасно знают английский, многие говорят и по-русски. Благодаря работе с ними, я заметно прокачал навыки английского.

В литовской аутсорс-компании, в которой работает программист Сергей, тоже всё привычно для беларуса: 

— Обычный аутсорс. Работа по желанию в офисе или дома. Компания хоть и литовская, но половина штата выходцы из Беларуси, Украины или России. Директор, менеджеры русскоязычные. С литовскими коллегами общаемся на английском. Новогодний корпоратив тоже был на английском.  

Как война изменила отношение к беларусам? 

— Основной причиной роста количества иностранцев, проживающих в Литве, несомненно, является война в Украине, в результате которой в прошлом году и возник поток военных беженцев, — говорила директор литовского департамента миграции Эвелина Гудзинскайте. 

В маленькой Литве (население — около 2,8 млн) с начала войны оказались около 73 тыс беженцев. В конце 2022 года в стране проживало наибольшее количество иностранцев за весь период независимости (более 189 тыс). 

Экспаты говорят, что война и поток миграции отношение литовцев к беларусам почти не изменили. 

—  На мой взгляд, отношение к беларусам не поменялось после начала войны, осталось положительным. Общаюсь примерно одинаково и с беларусами и с литовцами. Дружу с соседями-литовцами, общаемся на русском, — рассказывает программист Ян. 

Соглашается с ним и разработчик Александр.  

— Да вайны адчувалася маральная падтрымка беларусаў з боку літоўцаў. І, калі шчыра, я не заўважыў, што гэтая падтрымка змянілася на нянавісць. Літоўцы, як кажуць, дарослыя і разумеюць расклады. Беларусы тут, нават ва ўмовах эміграцыі, знаходзілі рэсурсы, маральныя і фінансавыя, для дапамогі Ўкраіне. 

Бывае, канешне, адчуваецца стомленасць у літоўцаў, да і ва ўсіх — і ад вайны ў інфаполі і, нават, ад украінцаў тут. Але гэта адзінкавыя выпадкі. 

Адчуў нават нейкі цікавы пушбэк. Напрыклад. Калі спрабуеш размаўляць літоўскай, табе кажуць — лупі рускай. І гэта не як «снисхождение», а (як я адчуў) «фак зэ вор, усе людзі браты». Мілітарысцкая і анцірасійская павестка, якая ідзе ад літоўскага ўраду, атрымлівае нейкі пушбэк ад простага народу. Але ведаю выпадкі і адваротнага — калі, напрыклад, адмаўляліся абслугоўваць не па-літоўску. 

Сейчас попасть в Литву из Беларуси непросто. На границе между странами действует режим чрезвычайного положений. Литовское посольство не выдает беларусам большинство типов виз. Эти меры планируют продлить и оформить как отдельный закон.


Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.  

Беларуское ИТ нельзя представить без dev.by.

Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.

Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларуские медиа цитируют dev.by.

У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.

При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларусского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.

Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170. 

Помочь нам можно через Patreon. Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :) 

В Беларуси Patreon заблокирован. Мы будем добавлять другие способы.

Спасибо, что прочитали это сообщение.

Компании с беларускими корнями в Литве выросли за год в 3 раза. Топ-10
Компании с беларускими корнями в Литве выросли за год в 3 раза. Топ-10
По теме
Компании с беларускими корнями в Литве выросли за год в 3 раза. Топ-10
«Пропустили со скрипом». Легко ли заехать в Литву с польской визой?
«Пропустили со скрипом». Легко ли заехать в Литву с польской визой?
По теме
«Пропустили со скрипом». Легко ли заехать в Литву с польской визой?
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое  Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).  Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации). 
7 комментариев
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами. Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод. Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
9 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Anonymous
Anonymous ceo в localhost
2

выбор

А он был? Куда фирма перевезла, туда и переехали.

spksfan
spksfan
9

Это уже выбор. Как минимум из двух вариантов. Беларусь и Литва.

cobectb
cobectb
2

Так нет же выбора для многих. Хочешь иметь работу - езжай. Выбор без выбора.

spksfan
spksfan
8

Основные плюсы Литвы. Быстрый ВНЖ, легко съездить домой.
Основные минусы - цены. Дорого. И налоги.

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 09:54

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
7

Литва ментально супер близкая страна в отличии от той же религиозной Польши. Можно не запариваться изучением местного языка, если нет желания.

Все дорого, но это, как всегда, зависит от работодателя. Например, найти высокооплачиваемую работу в геймдеве в Польше - миссия невыполнима. В Литве есть Unity, Wargaming, Melsoft с хорошими зарплатами, которые компенсируют дороговизну жилья и услуг.

После двух лет каких-то весомых минусов для себя не вижу. Рынок товаров маленький и проигрывает вчистую Польше. Ну так в ЕС это не проблема. Посылка придет в Вильнюс быстрее, чем из Могилёва в Минск)
С услугами такое не прокатывает и это единственный нерешаемых недостаток. Хотя заметно, что много переехавших белорусов и украинцев сильно поправили ситуацию в лучшую сторону.

Anonymous
Anonymous
1

Позволю не согласиться на счет геймдева:
Unity LT - большинство сотрудников студенты, средняя зарплата так вообще в районе 3k gross (1.8k net), 1/4 сотрудников вообще 1.2k gross получает

Melsoft / Wargaming - ситуация уже лучше, но опять таки, для людей, которых наняли уже сразу в Литве (и не важно, литовца или белоруса с Blue Card) - у них по зп ситуация будет куда лучше, чем для релокантов, которых перевезла компания.

Есть еще как минимум Belka, Glera и Nordcurrent (местная, где от вилок плакать хочется, на уровне Unity или хуже) ну и Estoty - на этом весь геймдев в Литве и закончился. Остальные компании имеют максимум 15 сотрудников и с их оплатой - лучше идти уже в другую сферу работать

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 14:16

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
1

Не надо забывать, что студенты Unity работают полдня (20 часов в неделю).
Да и я говорил не про вакансии студентов, а про обычную работу. На сайте rekvizitai попадает только зарплата, т.е. отсутствует часть компенсации в виде RSU. Вместе все очень жирно, прям очень.

И очень сильно сомневаюсь, что у WG отличается зарплата для релоцированных и нет. Это противоречит всему, что я узнал об этой компании за 10 лет. Скорее, как и в любой крупной корпорации, у только что нанятых сотрудников какое-то время зарплата немного опережает старичков. Но это абсолютно везде так в крупных компаниях и со временем выравнивается.

В любом случае в Польше не знаю ни одной геймдев компании, которая могла бы конкурировать по условиям с WG и тем более с Unity.
А я довольно усердно искал)

Anonymous
Anonymous
0

Не отвечаю за все компании, но ситуация по зп такая, что вот уже почти год прошел, а все также + компания пытается сместить фокус на упавший рынок зп в Литве (при этом вакансии на линкедине говорят обратное).

А для вас, что есть "хорошая зарплата и условия" в Литве? Я не разработчик, но к примеру 4.5k gross в Литве (тут в некоторых компаниях это даже не "от") я бы с радостью поменял бы на 3.8k в Польше работая по ИП

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 15:59

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
0

Ну я бы за 700 баксов компанию даже не менял бы, не то что страну проживания)

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
1

Хотя, может, и поменял бы)

spksfan
spksfan
-4

Литва ментально супер близкая страна в отличии от той же религиозной Польши.

Лет 100 назад отмел критерий "ментальной близости". Для меня ментально ближе испанец кодер, чем беларус бухарик.

Можно не запариваться изучением местного языка, если нет желания.

Это практически везде можно. Достаточно английского

Например, найти высокооплачиваемую работу в геймдеве в Польше - миссия невыполнима.

Специфика небольшой группы кодеров

Все дорого...

В курсе. В этом плане Польша значительно дешевле.
Я не топлю за Польшу. Я не топлю против Литвы. Я просто говорю как оно есть. Для моей специализации (не геймдев) На руки в Литве и Польше я буду иметь примерно одинаково. Но жилье и цены позволяют мне в Польше тратить меньше.

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
4

Лет 100 назад отмел критерий "ментальной близости". Для меня ментально ближе испанец кодер, чем беларус бухарик.

Но жизнь не ограничивается общением с "кодерами". Каждый день вокруг тебя продавцы, строители, автомеханики. Испанским ребятам я бы предпочел литовских)

Достаточно английского

В Польше очень не достаточно английского, прям очень.

Специфика небольшой группы кодеров

Достаточно большой. Но в Польше и правда небольшой.

Я не топлю за Польшу. Я не топлю против Литвы. Я просто говорю как оно есть.

Хорошая работа в Литве перекрывает проблему высоких цен и налогов. А вот все остальное нет.

spksfan
spksfan
0

Испанским ребятам я бы предпочел литовских

Потому что они ментально более ревностные католики, чем даже поляки? )))

В Польше очень не достаточно английского, прям очень.

Ловлю себя на мысли, что мне тут не только польский, но и английский не нужен. Выучить пару слов на польском или литовском для ежедневного бытового общения можно за месяц-другой. Причем литовский сложнее. Даже просто на улице я сейчас слышу уже больше русско-украинской речи, чем польской (Вроцлав)

Достаточно большой.

Не льстите своей специализации. Это не большая часть всего айти.

Хорошая работа в Литве перекрывает проблему высоких цен и налогов. А вот все остальное нет.

Хорошая работа в дюбой стране перекрывает кучу проблем.
Поэтому бы мне хотелось бы узнать больше деталей про то, что Вы подразумеваете под всем остальным.

Аллах  Математик
Аллах Математик Рэппер в Perfect Hip-Hop
-1

Потому что они ментально более ревностные католики, чем даже поляки? )))

Все католики запрограммированы страдать. Бох болел и нам велел. Литерально!
Эти жуткие истории про аборты, законы преследующие человека поругавшего честь Павлика номер два, который покрывал педофилов, пись который покупает голоса за выплаты пенсам по 4000 злотых за голос — это Польша.

Свалившие нафиг из страны врачи, NFZ с очередями к специалистам по полгода (зато бесплатно же!), конский ZUS при этом (вот почему паны предпочитают работать на B2B — чтоб не платить лишнего системе которая не работает), в целом рабочая этика панов и непунктуальность, собачьи фекалии на тротуарах в центре крупных городов, которые хозяева не собирают (зеленые отходы ж экологичные), сможик от которого можно покашлять всю зиму.

Если эти минусы ментально вписываются в вашу парадигму страны для жЫзни больше чем на 1 год — добро пожаловать в Польшу!

Испанским ребятам я бы предпочел литовских

Я снял квартиру сразу после того как отсюда выехал испанец. Дважды передавал ему письма на старый почтовый ящик и попросил перевести всю корреспонденцию, чтоб не морочиться.
До сих пор приходят приходят письма в тч дебетовые карты.
А пан Педро замерз все это забирать и реагировать. Поэтому они с панами побратимы на раз два.

spksfan
spksfan
0

Аллах, мне твои великоукраинские месаги тут нравятся не меньше, чем русскомирные. ))) Все соседи у тебя не такие "великие", как украинцы. Один вопрос. А что же ты тогда в Польше делал или делаешь? Почему не Родину защищаешь?

Аллах  Математик
Аллах Математик Рэппер в Perfect Hip-Hop
-9

Один вопрос. А что же ты тогда в Польше делал или делаешь? Почему не Родину защищаешь?

А ты кто такой вообще чтоб вопросы задавать? Каждый раз как в тепле [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] оказывается — так он чисто гебешный дознаватель, а как эти самые гебешники хватают — сразу писяется и простой Лявон судьбой обиженный. Раз из своего марионеточного государства выскочил целым, так массируй мозг, чтоб он правильные вибрации издавал.

Аллах, мне твои великоукраинские месаги тут нравятся не меньше, чем русскомирные. )))

Русскомирная твоя страна, та где врачи твой [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] (ни разу не придуманной) лечат [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement], там где они тренируют [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement], там где они позволяют базировать войска, делать пуски.

Ты никак не воспрепятствовал всему этому, поэтому права задавать любые вопросы лишен. Но к тебе и твоим соотечественникам вопросы будут.

spksfan
spksfan
1

Эк тебя проняло. А вопрос то простой был. Если все соседи дер*мо, то что же ты не дома?
И таки я себе не позволяю ставить свою нацию выше друих. Этим я от тебя и русскомирных отличаюсь.
Ну а ты поистери немного, раз ответить не можешь.

spksfan
spksfan
0

А ты кто такой вообще чтоб вопросы задавать?

Тебе в Украине вопросы задавать будут, где ты был после 24 февраля.

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 17:58

spksfan
spksfan
-3

Русскомирная твоя страна, та где врачи твой naziональности (ни разу не придуманной) лечат [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement], там где они тренируют [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement], там где они позволяют [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] базировать войска, делать пуски.

Есть такое. И в том числе и мне за это отвечать.

Аллах  Математик
Аллах Математик Рэппер в Perfect Hip-Hop
-5

Тебе в Украине вопросы задавать будут, где ты был после 24 февраля.

Если и будут, то это не твои проблемы вообще (ты ведь сам себе придумал легенду по собеседнику).
По существу, ты белороссиянин перешел с конкретных проблем Польши в сравненни с Литвой, на личности.
И почему-то решил что кого-то затроллил.
На деле же только показал что не в состоянии предметно вести беседу. Скатываясь в базар-вокзал как только тебе попадается первый существенный аргумент.

Если все соседи дер*мо, то что же ты не дома?

Для начала ответь сам себе на эти вопросы, а то без стеснения как твой [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] бросаешься словами на публику. И лишний раз даешь повод думать, что между вами разница невелика.

spksfan
spksfan
-1

На деле же только показал что не в состоянии предметно вести беседу.

Нет никакога желания переходить от обсуждения темы налогов, цен на товаря и жилье, на беспердметное поливание грязью католиков, испанцев, поляков, энибоди....
Т.е. на беспредметную типа беседу с украиномирным беглецом.

Для начала ответь сам себе на эти вопросы

Я уже отвечал на этот вопрос. Я не считаю соседей дер*мом. Поэтому он не ко мне.

tehop
tehop
0

to allah-matematik
"Но к тебе и твоим соотечественникам вопросы будут." - вслед за кораблем пойдут эти вопросы вместе с задающими их. С таким отношением к Беларуси и Беларусам, что ты тут делаешь? Иди на [censored] отсюда.

belpyro
belpyro
8

забыли добавить в плюсы, что местный полицай не закатает тебя в тюрягу за цвет носков или если не сделал ку три раза )

lcvn2022
lcvn2022
4

По ценам на продукты и услуги - дороже будут все соседи Литвы, кроме Польши. Жилье в Литве будет дешевле, чем в мейнстримных польских городах. Лучше также ставка по ипотеке: 3-4% в Литве против 9-10% в Польше.
Суммарные налоги по UoP в Польше выше, за вас работодалель платит еще 20%, которые сказываются на размере вашего оффера. Для ИП условия примерно равны - в Литве где-то 18-20% суммарные налоги, в Польше будет 12% + фикс ZUS.
По меркам своего региона ЕС - Литва довольно дешевая для жизни. Понятно, что РБ будет дешевле.

belpyro
belpyro
3

смотря как это "дешевле" считать ) если смотреть только на коммуналку и с вайтишными зарплатами, то возможно. если в целом расходы на семью, то поспорил бы, особенно по детским товарам, запчастям, технике и пр.

spksfan
spksfan
1

По ценам на продукты и услуги - дороже будут все соседи Литвы, кроме Польши.

Беларусь, РФ. Из соседей остается Латвия, с натяжкой Эстония и Щвеция.

Суммарные налоги по UoP в Польше выше... для ИП условия примерно равны

Да, скорее всего я бы получал на руки на 10% больше чем в Полше, при одинаковой нагрузке. Но траты сожрали бы эту разницу.

Жилье в Литве будет дешевле, чем в мейнстримных польских городах.

В Вильно дороже или сопоставимо. Больше городов для сравнения с Варшавой, Гданьском, Вроцлавом, Краковом, Познанью, Лодзю в Литве я не знаю.

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 15:01

lcvn2022
lcvn2022
3

Вся Западная и Северная Европа, за исключением Польши - более дорогие страны. Где-то сильно дороже (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Германия, Австрия, Франция, Нидерланды, Бельгия, UK), где-то не так сильно (Латвия, Эстония, Словакия).

В Вильно дороже или сопоставимо. Больше городов для сравнения с Варшавой, Гданьском, Вроцлавом, Краковом, Познью, Лодзю в Литве я не знаю.

Тут либо я плохо понимаю ситуацию по жилью в Польше, либо вы - в Литве. Но по моим наблюдениям - существенно дешевле жилье.

spksfan
spksfan
-2

Интересный список соседей

(Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Германия, Австрия, Франция, Нидерланды, Бельгия, UK)

Так можно и любую страну в соседи записать.
Если же сравнивать к примеру Литву

Family of four estimated monthly costs are 2,472.2$ (2,306.6€) without rent.
A single person estimated monthly costs are 721.8$ (673.5€) without rent.
Cost of living in Lithuania is, on average, 32.0% lower than in United States.
Rent in Lithuania is, on average, 63.5% lower than in United States.

Словакию

Family of four estimated monthly costs are 2,266.9$ (2,115.1€) without rent.
A single person estimated monthly costs are 676.1$ (630.8€) without rent.
Cost of living in Slovakia is, on average, 37.9% lower than in United States.
Rent in Slovakia is, on average, 67.7% lower than in United States.

Латвию

Family of four estimated monthly costs are 2,513.4$ (2,345.0€) without rent.
A single person estimated monthly costs are 767.0$ (715.6€) without rent.
Cost of living in Latvia is, on average, 30.6% lower than in United States.
Rent in Latvia is, on average, 76.5% lower than in United States.

Т.е. страны с примерно одинаковым бэкграундом, то не получается дешевле.

Тут либо я плохо понимаю ситуацию по жилью в Польше, либо вы - в Литве.

Это легко сравнить. Ставьте критерий (сопоставимые города, год постройки, метраж) и можем сравниваить.

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
8

Но мне не нравится погода в Вильнюсе, она более серая и холодная, чем в Минске.

Лол
Погода идентичная: градус в градус, миллиметр в миллиметр осадков, и по количеству ясных часов тоже.

https://cutt.ly/9830IPd

Anonymous
Anonymous Developer в Wargaming
3

Вы недолистали вашу ссылку до количества снега. Зимой в Вильнюсе снега гораздо меньше и это делает его более серым. Правда все наоборот весной-летом, Вильнюс гораздо зеленее... но это не климат, это озеленение.

Ну и конкретно в Вильнюсе река Вилия сильно влияет, возле воды всегда кажется холоднее и продувает.

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 16:44

dzheki-chan
dzheki-chan
0

Вильнюс реально ощущается гораздо более серым и унылым, чем Минск зимой.

Micah Teeuws
Micah Teeuws
0

Многие из них айтишники, которые переехали в соседнюю страну за последние два года.

НН утверждает прямо противоположное - большинство не айтишники.

zabelarus19
zabelarus19 HR в оац Президента первого
-2

скоро закроют последние переходы на границе тогда даже вернуться не получится. в самом выгодном положении окажутся те, кто уже сейчас обратился в комиссию по беглым. остальным придется следующей зимой точно замерзнуть без газа

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 12:47

S H
S H
3

Если только доживут до зимы после лета без кондиционера.

aleksby
aleksby
0

ну, если зиму без газа пережили, то лето без кондиционера тоже осилят, небось)

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
0

Вся Европа замерзала, еле пережили! Пришлось доставать из шкафа шерстяные шорты и майку :)

lookin
lookin Комитёр в доме престарелых для айти-пенсионеров в Нет совпадений
2

Даже закрытая граница не защитит от воя тех, кто по ту сторону колючей проволоки. Разве что роза ветров с преимущественно западным направляем немного спасает ситуацию

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 13:39

spadarfrontjs
spadarfrontjs
6

Жыву ў Літве 3 месяцы. Вялікіх мінусаў не ўбачыў. Мне падабаецца Польшча, але мне нікомі там жыць не хацелася. Вось у чым, на мой асобны погляд Літва лепей Польшчы:

Менталітэт бліжэй да беларускага

Каб вырашыць 99% пытанняў хопіць ангельскай і рускай мовы (але калі плануешь застацца на больш чым год, добра вывучыць літоўскі)

Можна прыехаць у Менск з Вільні за 4-5 гадзін.

Цэны на арэнду зараз ніжэй, чым у Польшчы. Добрыя 1кі пачынаюцца з 350, 2кі з 450. Кошт ежы ў Польшчы ніжэй на 15-20%, але за кошт арэнды не абавязкова атрымаецца там сэканоміць.

Падабаецца невялікая плотнасць насельніцтва на кіламетр. Калі вы інтравент, або не падабаецца шум на вуліцах - Літва для вас)

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 17:49

spksfan
spksfan
-3

Вполне согласен. Но считаю, что жилье в Польше дешевле. Не радикально, но дещевле.
Мнение основано на регулярном общении с 5-6 коллегами в Вильнюсе и своем личном проживании в Польше.
Да и с языком в Польше ситуация не отличается от литовской.

spadarfrontjs
spadarfrontjs
1

Таксама маю сяброў у Вільне, якія плацяць шмат за аренду.
Напрыклад, мае сябры здымалі еўрадвушку за 700. Але яны знялі першую кватэру, якую убачылі і больш нічога не шукалі. Калі я пераехаў і пачаў шукаць сабе жыллё, я убачыў +- такую ж кватэру ў суседнім доме за 500 і з меншай камуналкай. Зараз яны з'ехалі і гэта кватэра ўжо здаецца на сайце за 500, а не 700. Але і за гэты грошы яе уже 2 месяцы ніхто не здымае.
Таму зараз, калі ёсць 3-5 дней на пошукі і паглядзець некалькі варыянтаў, можна знайсці вельмі добрыя прапановы.

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 20:13

spksfan
spksfan
-1

Зачем вести беспредметный спор. Мы просто можем сравнить ценники на сайтах аренды Литвы и Польши. Выставляем одинаковый но населению город. Одинаковую площадь. Одинаковый год постройки. Приблизительно одинаковую дальность от центра.
Так пойдет?

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
0

Можна прыехаць у Менск з Вільні за 4-5 гадзін.

5-10 часов только на таможне стоять на автобусе, на авто и все сутки можно простоять.
Еще и спросят за кого голосовал. Сомнительное удовольствие.

spadarfrontjs
spadarfrontjs
2

Сення 2 гранiцы прайшлi за 30 хвiлiн. На маршрутцы ніколі не давялося праходзіць граніцу больш чым 1,5 гадзіны

Пользователь отредактировал комментарий 13 марта 2023, 18:45

spksfan
spksfan
0

На польской границе не лучше.

aleksby
aleksby
1

На польской границе только Тересполь, а с Литвой пока еще есть варианты

spksfan
spksfan
0

В любом случае из Вильно проще до Минска добраться. Сообщение об этом

aleksby
aleksby
0

согласен, так как ближе, больше маршруток, больше пограничных переходов и т.д.

vivkine
vivkine
1

Палякі не дазваляюць амерыканцам і канадцам уезд у Польшчу з боку Беларусі, калі ў іх ёсць яшчэ і беларускі пашпарт.
Літоўцы без праблем прапускаюць амерыканцаў і канадцаў у Літву з боку Беларусі і не пытаюцца ці ёсць у іх яшчэ і беларускі пашпарт.

Anonymous
Anonymous
0

Иногда литовцы удивляются, что мы переехали именно в Литву. Мол, лучше бы в Германию, там страна лучше и богаче. Некоторые удивляются, что мы вообщее уехали из Беларуси — там ведь коммуналка копееечная. Слова про то, что в Беларуси небезопасно, кажется, не понял никто из моих собеседников.

Это надо в рамку.

Иванов Иван
Иванов Иван
0

"Всяк кулик свое болото хвалит"

dzheki-chan
dzheki-chan
0

Было удивлением узнать, что ЛЮБОЙ товар с алика в Вильнюс нужно растамаживать, в итоге заказывать дорого и гемарно.
Доставка с амазона тоже дорого (именно доставка, не товары) и такое себе.

Вильнюс привлекает своей ментальной близостью, но уж если переезжать и обосновываться где-то надолго, то нужно учить язык... учить литовский (сложный и малочисленный - ну такое) - в общем Вильнюс хорош, если нужно временно отпрыгнцть, но переезжать сюда из Беларуси, как менять шило на мыло, лучше реально ехать на запад.

Плюс погода... никогда в Беларуси зима не ощущалась такой унылой, здесь просто капец, хочется свалить хоть куда....

Пользователь отредактировал комментарий 14 марта 2023, 21:41

Неопознанная Саламандра
Неопознанная Саламандра
2

Бред какой-то про алик. Сотни заказов, ничего не декларировал никогда. Там vat уже включен в стоимость, алик уже все за вас сделал.
И как же радует что либо на дом приносит почтальон посылку (!sic) или же идешь в почтомат, а не как дурень в Минске, в очереди с пенсами стоять, ждать пока оплатят коммуналку и купят стиральный порошок. Порошок. На почте.

А доставка по ЕС походу примерно одинаковая. Из Германии заказываю из разных магазинов - везде стандартная такса до Литвы - 15 евро, они обычным deutchland post отправляют, а здесь курьеры подхватывают и на дом приносят.
Можно сэкономить, воспользовавшись посредником, у которых склады в разных странах. Вот сегодня забирал детальки, там полкило была посылка, доставка в 3.99 обошлась из Германии, как бы есть разница.

По погоде - не зря тут витамины Д даже в продуктовых магазинах реализуют)) Пейте и легче перенесется.

Пользователь отредактировал комментарий 14 марта 2023, 22:22

belpyro
belpyro
1

Мне кажется вы немного не в теме. Растамаживать надо не любой товар, но даже если и нужно, это не поездки в Минск-2 на таможню и убитый день. Все легко делается онлайн. Есть немецкий Амазон с практически фиксированной доставкой за весь ваш набор в районе 10-15 евро. Куча европпейских маркетов + ebay. У многих продавцов с Алика есть EU store, что тоже решает кучу проблем. Остальное чисто вкусовщина, но если вам из "серого" Вильнюса захочется резко махнуть куда теплее, то это сделать намнооого проще, чем из Минска. До Вены вон час лета с небольшим.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
0

Было удивлением узнать, что ЛЮБОЙ товар с алика в Вильнюс нужно растамаживать, в итоге заказывать дорого и гемарно.

Везде в ЕС такие правила сейчас :)
В Беларуси тоже ввели 20% от стоимости товаров с али - в итоге товары тоже дороже стали :)

vivkine
vivkine
1

В этом разговоре о Литве и сравнениях с Польшей я бы не забыл ещё и Ригу. Неплохо знаю этот город. Много раз проводили там отпуск у родственников жены.
По моим наблюдениям Рига более европейский город чем Вильнюс или города Польши. Хорошо знаю Вильнюс, Каунас, Друскининкай. И они мне нравятся. Однако в людях здесь чувствуется какая то закрытость в себе.
У рижан в большей мере прослеживается европейская ментальность. Которая формировалась ещё во времена крестоносцев, а также потом в 16, 17 и 18 веках когда город был и под властью шведов, и даже поляков. Но оставался по существу немецким. Входил в Ганзийский союз. И до середины 19 века в Риге был ландтаг в котором рабочим языком был немецкий.
Сейчас в Риге 53 % жителей рускоговорящие. Правда, это несколько другие люди по сравнению с теми что живут в России. Большинство из них хотя бы на бытовом уровне вдадеют латышким. Да и English знают многие.
А ко всему Рига очень красивый город. Особенно отреставрированная Старая Рига и её уютные кафешки. Красивые парки, море с песчаными дюнами в Юрмале и Вецаки. Виндсерфинг.

spadarfrontjs
spadarfrontjs
1

Наколькі я ведаю, з 2022 для беларусаў амаль немагчыма атрымаць працоўную візу ці внж у Латвіі і Эстоніі. Ці зараз нешта змянілася?

vivkine
vivkine
1

Так. Як сказана тут

https://officelife.media/news/35532-latviya-uzhestochila-usloviya-polucheniya-vnzh-grazhdanami-belarusi-i-rossii/

Выдача ВНЖ приостановлена до 30 июня 2023 года.

Теперь многие белорусы не смогут получить вид на жительство, находиться в Латвии и работать на местных нанимателей. Работодателям придется прервать трудовые отношения с гражданами России и Беларуси, если у них нет статуса постоянного жителя ЕС.

Некоторые граждане России и Беларуси все же могут получить статус постоянного жителя ЕС. ....

Але ёсьць і іншыя варыянты

Программа получения вида на жительство Латвии через инвестиции (одна из самых доступных в Европе) была запущена в 2010 году. Иностранные граждане могут получить вид на жительство страны через инвестиции от EUR 60 000.

Таксама

Вид на жительство (ВНЖ) в Латвии можно получить при покупке одного объекта недвижимости обладающей продажной стоимостью не менее - 250 000 евро (или не менее 80 000 евро по кадастровой стоимости).

capslock
capslock
-1

Я think Geschichte serait scrivere на одном Στη γλώσσα.

Просто издевательство над читателем!

m_m
m_m
3

Пожил и в Польше и в Литве, могу тут сравнить если кому интересно, особенно актуально для тех кто собирается из Вильно в Польшу перебираться. Основное сравнение - Варшава vs Вильно.
*Зарплаты:
Если на контракте, то особой разницы не увидел. В Польше на контракт идут только если нужна ипотека, все остальные оформляются на б2б где на руки в итоге получается сильно больше, но и заморочек с бумагами на несколько порядков больше.
*Вакансии:
Тут уже Польша в плюсе - есть и офисы Samsung и Google и Cisco ну и других крупных международных компании. С другой стороны и разбежки в ЗП больше - за точно такую же работу могут предлагать суммы в несколько раз отличающиеся.
*Аренда
В Вильно цены ровно в 2 раза ниже чем в Варшаве и этим все сказано. Люди которые раньше снимали в Варшаве за 450 и считали что норм, в Вильно типа комуналка больше и в итоге слегка больше цена аренды - оказываются в ситуации что контракт заканчивается и уже арендодатели хотят 900-1200 за ту же самую квартиру.
*Цены/выбор
Если раньше на все цены были на 30-50% больше чем в Польше, то сейчас все поменялось. Дикая инфляция привела к тому что сейчас цены сравнялись, а на многие товары и то ниже чем в Польше. Исключение - одежда, по прежнему дороже чем в Польше. По еде - в магазинах цены такие же или дешевле чем в Польше, но выбор гораздо больше из-за отсутствия таких жестоких протекционистских мер как в Польше. Особенно чувствуется на ассортименте рыбы и закаток. Цены в ресторанах выше в Вильно, но это компенсируется более широким наличием всяких бизнес-ланчей, выбор которых сильно больше, а цены - ниже чем в Варшаве.
*Язык
Литовский - один из самых сложных в мире языков для изучения иностранцами. Благо Вильно - гораздо более много-национальный город чем Варшава и там уже у местных не стоит вопрос - зачем мне изучать английский/русский, очень много русско-говорящих из СНГ или местных. В Польше мне местные объяснили, почему никто не знает иностранных языков - если поляк выучил английский - на родине он не останется, в итоге английский знают кто угодно - грузины, украинцы и т.д. только не местные.
*Культура/отношение людей
В Польше очень много концертов мировых звезд. Все - этим культура и ограничивается. Местные выставки/музеи очень бледные на фоне даже Вильны. Какие-то белорусские/славянские/балтийские культурные события и выставки тоже в 10 раз чаще проходят в Вильно чем в Варшаве.
Политика и отношение людей куда как более ровные в Вильно - в Польше куда больше перекосов. В Варшаве бывают и лгбт и нациссткие митинги, но последних куда больше. Часто можно увидеть шествия с лозунгами призывающими отправлять украинцев и беларусов в концлагеря, а в центре города регулярно собирают подписи в свою поддержку представители местной буквально фашистской партии - все по классике - с зигами и соответствующими флагами.