Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Как мигранты старой волны устроились в Польше и что думают о своём выборе

Расспросили о жизни тех, кто переехал в Польшу 7+ лет назад.

Хачу прачытаць па-беларуску

85 комментария
Как мигранты старой волны устроились в Польше и что думают о своём выборе

Расспросили о жизни тех, кто переехал в Польшу 7+ лет назад.

Хачу прачытаць па-беларуску

Переезд в Польшу для многих беларусов после 2020-2022 стал вынужденной мерой: релоцироваться пришлось из-за работы, убеждений, ради безопасности и т. п. Те, кто уезжал раньше, принимали решение более свободно и при более комфортных обстоятельствах. Спросили, как им живётся спустя 7+ лет, насколько они интегрировались и как изменила Польшу большая волна миграции. Рассказы получились очень разные: кто-то просто описал свою историю, а кто-то сделал акцент на личных наблюдениях и выводах. Материал подготовлен каналом для айтишников в Польше Dzik Pic в рамках проекта «Наша справа».

Владислав, 25 лет, 8 лет живёт во Вроцлаве

— В 2016 году я, имея карту поляка, через консульство поступил во Вроцлавскую Политехнику. Для этого сдал экзамены по истории Польши/польскому языку, математике и физике. Первый год учился на «зерувке», чтобы подтянуть язык и знания до уровня «матуры» (аттестата зрелости). Потом учился на программиста. В 2022 году получил диплом инженера и сейчас работаю в польской фирме, я там единственный иностранец на весь штат в ~100 человек.

Во время учёбы я держался компании беларусов и украинцев, потому что польский у меня был на уровне «абы сдать экзамен». Однако я не чувствовал никаких притеснений: однокурсники всегда предлагали помощь и даже преподаватели закрывали глаза на ошибки в речи/курсовых. 

Работа. На последних курсах надо было проходить практику, но в политехе была возможность устроиться на 3-месячную стажировку. Список фирм предоставлял сам универ, надо было лишь удачно пройти собеседование. Я выбрал фирму со стеком технологий, которые мне нравятся (C#, ASP.NET), и устроился с первой попытки. Так там и остался: после стажировки начальник предложил продлить контракт, и мне дали проект. Последний год я совмещал учёбу с работой. Как раз пришёл ковид, так что я сидел дома на двух лекциях в зуме одновременно и параллельно работал. Было весело.

После получения диплома меня перекинули на другой проект, сразу повысили зарплату до уровня мидла (и каждые полгода повышают), так что я доволен.

Со временем мой польский окреп, я перестал бояться ошибок и теперь говорю свободно, при этом читаю местные газеты и веду словарик с прикольными выражениями na co dzień.

Коллеги — просто лапочки: адекватные, понимающие люди, часто спрашивают про Беларусь, уважают и поддерживают. Начальник, когда узнал, что я подаюсь на гражданство, сразу предложил помощь. Словом, единственного в компании беларуса ценят.

Моё окружение — это в основном беларусы и украинцы, с которыми познакомился ещё на учёбе. Раньше мы любили собираться компанией, а сейчас уже семьями: почти у каждого появилась жена. Я со своей женой познакомился ещё в 9 классе. До 2022 года она оставалась в Беларуси и училась в БГУИР, но успела прилететь на последнем самолёте 23.02 (через РФ). С тех пор живём вместе.

Брак. В 2023 году мы расписались в Батуми. Так как ехать в Беларусь за справками мы не хотели, то решили поискать другой способ. Грузия оказалась отличным вариантом, там для заключения брака не нужно ничего, кроме паспорта. Ещё и на море побывали. 

Потом мы зарегистрировали брак в местном загсе (Urząd Stanu Cywilnego) и отдали беларусские оригиналы свидетельств о рождении. Уже с польскими версиями документов жена подалась на временный ВНЖ, а я — на гражданство.

Жильё. Мои родители тоже переехали во Вроцлав — в 2018 году. Тогда я переехал из общежития к ним. Снимать одну квартиру на всех было дешевле, чем квартиру и общежитие + родителям нужна была помощь в акклиматизации + кушать мамин супчик, разумеется, вкуснее, чем готовить самому. Сначала мы снимали жильё на окраине города, а через год переехали ближе к центру. 

В 2019 году было круто: ты выбирал квартиру, а не арендодатель выбирал жильцов. Поначалу владелец периодически приходил посмотреть, всё ли хорошо, но спустя пару месяцев успокоился и больше не тревожил. Так и прожили там ковид. 

Когда во Вроцлав приехала моя будущая жена, мы начали искать отдельную квартиру. После двух недель обзвонов, когда уже опускались руки, нам удалось найти отличную квартиру в центре. Цена кусалась: 3300 злотых в месяц (вместе со всеми коммунальными) + 5500 злотых кауции (залога). Но мы решились.

И, знаете, не прогадали. Хозяйка с тех пор не повышала стоимость ни разу, а договор аренды подписан на неограниченный срок. К тому же вскоре хозяйка переехала из Вроцлава в Лондон. Сама будучи мигранткой, она легко соглашалась помочь нам с документами. Жена сейчас ждёт ВНЖ: подалась ещё осенью 2023-го, но это Вроцлав, поэтому даже надежды нет на получение карты в этом году.

Сейчас мы с женой копим на свою квартиру — зарплаты позволяют. Ждём новую программу льготного кредитования. Правда где покупать жильё — вопрос. Жена настаивает, что в Варшаве больше мероприятий и возможностей для работы. А мне нравится Вроцлав, я тут прожил почти треть своей жизни. 

Адаптация жены. Жена адаптировалась хорошо, только скучает по родителям, которые остались в Беларуси. Ещё в Минске она учила польский, так как планировала поступать в польскую магистратуру. Но дальше А2 дело не продвинулось. После переезда первые полгода у неё был языковой барьер, но сейчас уже всё в порядке: хорошо понимает и умеет объясняться в банке, «Жабке» и т. п. Постоянно ищет новых друзей, но в основном откликаются беларусы и украинцы. Иногда с польками переписывается в мессенджерах, но до личной встречи пока не доходило. 

У жены в приоритете сейчас английский. Она — QA Engineer. Оформила ИП (у нее была виза PBH) и работает на американскую фирму. На созвонах все говорят на английском, но в личной переписке пользуются русским (большинство коллег из Беларуси/Украины — видно по фамилиям).

Адаптация родителей. Родителям поначалу было тяжко (им уже за 50). Мама по образованию настаўніца беларускай мовы, но в Польше поначалу работала на конвейере по упаковке косметики — 8 часов на ногах.

Параллельно мама ходила на курсы польского, чтобы сдать на сертификат B1 для гражданства. И у неё получилось! Спустя год работы на конвейере она нашла работу мерчендайзера в ТЦ (рабочий день с 6 до 10 утра). 

Папа получил в Польше права дальнобойщика. Пару лет он водил фуры, а потом пересел на Uber, да там и остался. Экзамен по польскому он не сдавал (говорит, что и ВНЖ ему отлично подходит, а гражданство нет времени получать). С клиентами первым в диалог он не вступает, но если человек общительный, то всегда с ним поговорит.

Летом 2022-го родители переехали из Вроцлава в Белосток, так как цены на жильё поднялись и тянуть вдвоём квартиру во Вроцлаве им стало трудно (я уже жил с женой). В Белостоке они нашли отличную квартиру по приятной цене (кажется, 2300 злотых в месяц за две комнаты, близко к центру). А работу оба сохранили: мама работает мерчендайзером в той же сети, только рядом с домом, а папа просто переключил в Uber город и поменял «начальника» (посредника, который занимается бухгалтерией). 

Считаю, что интеграция у родителей прошла безупречно: они быстро освоились, а к трудностям привыкли ещё в Беларуси. Проблем в общении с поляками у них тоже нет. 

Выводы. За 8 лет жизни во Вроцлаве с ксенофобией я не встречался (алкаши возле «Жабки» и арендодатели квартир не в счёт). Правда и я сам не давал поводов для конфликта. Считаю, что надо просто быть человеком, и к тебе потянутся.

В Польше я уже чувствую себя своим, хотя и по дому скучаю. До 2020 года встретить беларуса во Вроцлаве было большой удачей, а сейчас машины на беларусских номерах не редкость. Стараюсь пользоваться услугами беларусов: в стоматологии, на СТО, сервисном центре по починке компов.

Лайфхаков не дам — сам люблю почерпнуть для себя что-то новое из гайдов для новоприбывших

Александр, PM в e-commerce, 11 лет живёт в Варшаве 

Живу в Польше с 2013 года, когда поступил в здешний универ. Работаю в е-коммерс, недавно получил гражданство (у меня карта поляка).

Мое окружение — это в основном украинцы (друзья со времён учёбы в Университете Козьминского), есть школьные друзья из Беларуси.

Перед пандемией я встретил свою «вторую половинку», она украинка, приехала из Киева учиться в SWPS, сейчас мы женаты.

Ощущения. Поначалу я ощущал Польшу как чужую страну. Из смешного: тогда казалось, что переехал в Украину: сильное влияние украинцев было даже тогда. Но на последнем курсе появились приятели среди поляков, и это помогло освоить язык (раньше знал его так себе).

Сейчас же чувствую себя скорее поляком, чем беларусом. Стал меняться менталитет, стал вести себя свободнее, что ли. Даже в разговорах с родителями вижу, насколько разные сейчас у нас взгляды, хотя до переезда они не сильно отличались. 

Работа. Тут меня помотало. В 10-11 классах я фрилансил на российском рынке разработки сайтов, потом начал учить серьёзный бизнес и  после магистратуры в менеджменте пошёл в электронную коммерцию в страховую компанию.

Сейчас мне кажется, что как е-коммерс-специалист я уже достаточно вырос, поэтому начал себя пробовать в проджект-менеджменте. Планирую сделать несколько сертификатов (Scrum, Agile PM foundation, основы UML). Хотелось бы быть ближе к ИТ — вижу себя там либо PM, либо бизнес-аналитиком.

Жильё. Сначала я жил в общежитии — большом двухэтажном доме с четырьмя ванными и двумя большими кухнями, больше похожем на хостел. Людей там было очень много, там-то у меня и появились первые знакомства, они здорово помогли в адаптации. 

Поэтому если бы меня спросили, что лучше для иностранного студента — снять квартиру или поселиться в общежитии — посоветовал бы второе. Да, в общаге много минусов, но адаптация на раннем этапе важнее.

За 11 лет я поменял 6 квартир. И вот что могу советовать: 

1) снимать квартиру у людей помоложе, до 55 лет. С пенсионерами порой тяжело решать вопросы;

2) заселяться в дом не старше 2005 года постройки. В старых домах (особенно времен PRL) очень много неприятных нюансов, от плесени/тараканов/клопов до двукратной разницы в коммуналке по сравнению с новым домом;

3) делать фотоотчёт при заселении и подписывать акт сдачи при выселении;

4) перед подписанием контракта обсудить с хозяином вопросы поломок — у всех разная политика.

Женитьба. Жениться в Польше иностранцам сложно из-за специфики местной бюрократии. Для регистрации брака нужно подтверждение о том, что нет других браков. Для беларуса оформить нужный документ проблематично, даже за справкой из загса он должен ехать в страну лично, для украинца это тоже проблема.  

В теории она решаема: надо доказать в суде, что по объективным причинам не можешь получить документы дома. Решение принимают в течение 6-12 месяцев, после этого можно официально вступать в брак. 

Но пожениться в Грузии быстрее и проще, там для этого нужен только паспорт. Грузины знают, что у них уникальное законодательство, поэтому свадебных агентств очень много. С помощью одного из них мы и расписались. Наш агент (кстати, бывшая минчанка) помогла оформить бумаги и организовать фотосессию — всё за 5 дней. 

Потом мы зарегистрировали брак в Польше. Для этого перевели у присяжного переводчика свидетельство о браке с грузинского на польский и с ним зарегистрировали заявление в местном загсе (надо заплатить пошлину). Причём это можно сделать в любом загсе, не обязательно по месту прописки.

Важно. В разных загсах разное время ожидания. К примеру, в центральном (находится недалеко от Варшавы Центральной) можно ждать от 3 до 5 месяцев, а в пригороде Варшавы польское свидетельство о браке могут сделать за пару недель.

Денис, инженер, 7 лет живёт в Кракове

Я переехал в Краков в 2017 году. В одиночку, наверное, это сократило стресс на 90%. Просто удалённо из Беларуси прошёл собеседование в Motorola Solutions на System Engineer (sre/ops), компания оплатила релокейт.

Трудоустройство прошло легко, но в корпорации я проработал только 9 месяцев, потом три месяца искал новую работу (не рассматривал галеры вроде EPAM принципиально, искал либо польский аутосорс вроде Capgemini, либо продукт), наконец получил «приглос» в польский телеком-продукт, и там работаю уже 6 лет. 

Интеграция. Гражданство оформил только после 2020 года, до этого раз в год делал визу. Практически всё моё окружение на работе и за ее пределами — поляки.

Я понимал, что если буду вариться в беларусском/украинском комьюнити, то не вывезу ни польский язык, ни проблемы локальной жизни, диаспора — это всегда замедление интеграции. Настроился на то, что после первых пяти лет хардкора станет проще. 

Так и получилось. После 2020 и 2022 несколько друзей и знакомых переехали в Краков, и появилась компания для досуга. Но у меня также много знакомых и друзей в польском ИТ-комьюнити, которое открывает более широкие горизонты, чем вендорлок на свои галеры. 

Отношение к беларусам и другим мигрантам. Да, после 2020 беларусов в Кракове стало заметно больше. До 2020 в том же Uber шанс встретить водителя из Беларуси был 1 к 100. Сейчас их намного больше. Волна миграции после 2020 года лично на меня повлияла слабо, так как процент айтишников в ней был не больше, чем в Беларуси, убегали все одинаково. А вот волна-2022 почти целиком состояла из айтишников.

Unsplash

По моим наблюдениям, до 2021 беларусов принимали очень хорошо. В кругах поляков ни разу не слышал, что беларусам пора проваливать. Отзывы были суперположительные: честные, спокойные, простые, трудяги.

Такое отношение сохранялось до 2022 года. После стало сильно хуже, но скорее к нации, а не к отдельным людям. Я всё ещё не слышал историй про то, как кому-то в лицо сказали плохое из-за его национальности.

В  2020-2022 местные не сильно интересовались, кто и как сюда мигрирует. После 24.02 уровень консолидации поляков в моем окружении вырос колоссально. Все знакомые конторы собирали деньги, кто-то дежурил на границе. До середины 2023 эта сплочённость и готовность помогать были очень сильны, но с приближением выборов всё сильно поменялось.

Мне кажется, что текущий польско-беларусско-украинский кризис в обществе — это, в первую очередь, дело рук TVP и пропаганды PiS.

Они использовали войну, чтобы позаметать в экономике под ковер свои косяки за восемь лет — стали всем рассказывать, что сейчас так трудно, потому что война и эмиграция. 

Люди, понимающие, как работает экономика, отдают себе отчёт в том, какие суммы украинцы и беларусы сейчас приносят в бюджет страны. Обида может быть на конкретных людей, которые приехали с добытыми нечестным путём в своей стране деньгами и здесь могут себе позволить перебивать цены на жильё, ездить на топовых тачках и вести себя как на богатой тусовке в условном Минске или Киеве. Поляки в большинстве своем обычные трудяги, им всё это бьёт в глаза, отсюда и неприязнь, под общий знаменатель которой подпадают все.

Но нельзя сказать, что миграция — главный фокус внимания польского общества. Внутренняя политика здесь всегда намного важнее. Поляки смотрят сейчас на то, как КО будет «отвечать за базар» предвыборных обещаний.

Миграция — это серьёзно, но не она экономический геймчейнджер. Просадка экономики сегодня — это в основном результат локдаунов 2020–2021 годов (мысль не моя, я слышу её от поляков). Сейчас поляки говорят, что хорошо уже пожили, теперь будем жить нехорошо (кредиты на первое жилье, пузыри девелоперки, тотальное вранье от сейма), но никто напрямую не связывает это с миграцией. С войной — да, но не с миграцией.

Есть ли стычки между украинцами, беларусами и поляками? Есть — просто откройте фид новостей. Всегда есть вероятность, что кто-то из мигрантов окажется непорядочным. Но сказать, что мигранты увеличили уровень преступности в Кракове, нельзя.

Приятно ли видеть в центре Кракова тусовки русскоязычных «зумерков» в формате минских/киевских тусовок (какими они были)? Нет. Но справедливости ради: польские «зумерки» в общем такие же. Я просто надеюсь, что не беларусы/украинцы изменят поляков, а наоборот. По крайней мере, в Кракове.

Экономика. Стало ли тревожнее в последние годы? Лично мне нет. Я не вижу предпосылок к тому, чтобы экономика Польши вдруг стала откатываться назад без прямого военного столкновения. Да, постковид был тяжёлым, инфляция делала больно, но тем не менее все экономические показатели, от ВВП до индексов WIG и WIG20, показывают, что в глобальном смысле страна здорова. 

Привлекательность инвестиций в Польшу сейчас выше, чем была когда-либо. Страна отстаивает свои интересы в международных инстанциях, не прогибаясь, но и не «быкуя». Мне нравится этот характер, я верю, что это приносит свою прибыль и делает страну привлекательной для среднего класса из любой части Европы. Пока рано судить новое правительство и премьера, но через год, думаю, уже будут видны результаты новой политики, тогда можно будет делать выводы о том, какой будет Польша следующие 4-6 лет.

Высокий уровень модерации миграционных потоков тоже является плюсом. Паразитирующие социально незащищенные мигранты здесь не задерживаются: оказывается, чтобы тут выжить, нужно работать. И это показывает, что националистическая Польша — страна намного более равных возможностей, чем можно было бы о ней подумать.

Как стать своим. Важно помнить, что интеграция — это прежде всего твоя задача. Местные и до тебя неплохо общались, новенький здесь ты, глупо ждать, что всё само упадёт с неба. Язык очень важен, чувство юмора тоже. Культурно и ценностно беларусы и поляки довольно близки, намного ближе, чем может показаться из Беларуси. 

Тот, кто не испытывал проблем с общением в Беларуси, не пропадёт и тут. Просто нужен уверенный польский, чтобы мысли передавать чётко и не мычать. Когда ты схватываешь на лету и тебя тоже понимают, беседа из-за тебя не тормозится и не теряется вайб, всё отлично. Тебе всегда помогут и никогда не будут стыдить за ошибки. 

Стиль жизни в польском ИТ сейчас очень похож на тот, что был в Беларуси в 2013–2018 годах. Никакого барьера, кроме языка, нет. Как только вы вместе выпьете пару бокалов пива или вишнёвки и все увидят, что ты spoko koleś, всё станет хорошо.

Выводы. Спустя 7 лет смотрю на своё решение о переезде в Польшу ультраположительно. Да, сложно было оставить компанию и свой социум, но взамен я получил в общем-то идеальный город для жизни, в котором можно любой свой интерес/хобби вывести на новый уровень. Чувствую себя абсолютно дома, город мне нравится своим вайбом, стилем, вкусом.

Варианты ехать дальше были и есть. Всегда можно «трайнуть» Штаты, есть инвайты от телекомов в Европе, от Скандинавии до Португалии. Но здесь я чувствую себя на своём месте. Может, в другой стране я бы выиграл в деньгах, но точно проиграл бы в чём-то другом. А сейчас как будто есть ворклайф-баланс и налаженная жизнь в фирме, где ты на лидирующих позициях и тебе позволяется чуть больше. Это важнее, чем лишний косарь в месяц.

В Польше сменилась власть. Вот чего ждут от новой релоканты
В Польше сменилась власть. Вот чего ждут от новой релоканты
По теме
В Польше сменилась власть. Вот чего ждут от новой релоканты
PBH не оправдала надежд — чьих? Разбор про самую большую релокейт-программу
PBH не оправдала надежд — чьих? Разбор про самую большую релокейт-программу
По теме
PBH не оправдала надежд — чьих? Разбор про самую большую релокейт-программу
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое  Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).  Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации). 
7 комментариев
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами. Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод. Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
9 комментариев
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
15 комментариев
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Айтишники (и не только) жалуются, что им звонят по телефону из школы IT Overone и предлагают курсы для вхождения в ИТ без первоначальных навыков и английского. 
4 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

M D
M D
6

До появления чарка-кавалерка-ботов осталось 3, 2, ...

gekarag959
gekarag959
9

Молодцы, что сказать. Живут лучшей жизнью, чем если бы остались.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
7

им кажется, что они живут хорошо, потому что не смотрят белорусского телевиденья. а нсли бы смотрели, то узнали как им плохо в польше

table
table Table в Database
6

вот это правильно! Нельзя их выпускать из бсср, чтоб они никогда не смогли жить плохо в Польше. Это забота о людях, это приоритет партии, призидента и правительства!

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
-11

Похоже не один из персонажей не купил гарсонку в раю, и скитаются по съемным хатам.
Почем и как записаться к ним на курсы успешного успеха?

deeaitch
deeaitch
7

Похоже не один из персонажей не купил гарсонку в раю, и скитаются по съемным хатам

И чем это хуже твоего скитания по бабушатникам?

Пользователь отредактировал комментарий 2 мая 2024, 16:45

table
table Table в Database
6

Сейчас мы с женой копим на свою квартиру (история1). Пишет что в съемном (история2). Вообще ничего не сказал про жилье (история3)

чукча не читатель. Признак колхозного менталитета "цэль - хачу аднушку у Минску". Нету своей хаты - л*х и чичака.

Пользователь отредактировал комментарий 2 мая 2024, 17:23

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
6

однушку в минске и морозильник атлант, полкабана от мамы положить

table
table Table в Database
1

и с подвалом обязательно, там место на картопли и закатки от мамы

user113745
user113745
-5

Ну к слову если у человека нет своей недвижимости это действительно признак что что то не так, особенно когда уже 30+ и я не про ипотеку.

rozha-siroga
rozha-siroga
-2

А если ещё и трёх детей нет, то вообще жизнь не удалась.

table
table Table в Database
0

есть люди, которым она не нужна. Пару примеров: у человека все деньги вложены, они крутятся и зарабатывают. Зачем ему свой капитал закапывать в бетон, если выгоднее этого не делать? Пример 2: у человека по работе есть возможность кататься за счет работодателя по европе (ну там офисы разные в разных странах капиталистических, тимбилдинг, обмен опытом). Каждый такой выезд на 3-4 месяца. Все оплачивает работодатель. Зачем покупать квартиру которая будет стоять пустой 10 месяцев в году? Просто не надо весь мир ограничивать своим кругозором

rozha-siroga
rozha-siroga
4

Да. Ну как же можно в этой жизни прожить без собственных бетонных стен в одном из человейников Минска? Это же самое крутое достижение.
Правда кому квадратные метры нужны, кроме как такому же бедолаге, приехавшему с Пуховичей.

gekarag959
gekarag959

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

kiripo4377
kiripo4377
-6

социально незащищенные мигранты здесь не задерживаются

так вот почему прикрыли ПБХ.

flak
flak
-6

И какой вывод надо сделать? Что сильно существеннее у них изменилось в сравнении с тем что есть в РБ? Даже заметен некий даунгрейд в уровне жизни, в сравнении с белорусскими коллегами. Вопрос остается открытым: для чего нужно выкидывать годы своей жизни, чтоб кардинально перестраивать жизненный уклад и быт, а в сухом остатке иметь +- то же самое?

Пользователь отредактировал комментарий 2 мая 2024, 13:43

kiripo4377
kiripo4377
2

более лучше стали одеваться и питаться + путешествия + подросло ЧСВ "я в эуропи а вы на болотах".

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
-7

Более лучше питаться чем?
В остальной европе польские продукты считаются за западло )
И в целом в Короне на комаровке выбор больше чем в бедронках.

table
table Table в Database
14

с комаровки конечно виднее что там в европах западло))

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
-6

В немецких и чешских [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] постоянно пишут, что в польских продуктах то шурупы нашли, то проволоку, то передоз, то не соответствие стандартам ЕС.
Если французское масло и польское по одной цене, не один [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] не возьмет польское...
Но вы мечтайте.

rozha-siroga
rozha-siroga
7

Двум белорусским производителям продуктов питания запретили поставки в Россию из-за нарушения норм качества. Об этом сообщила пресс-служба Россельхознадзора.
В сыре, произведенном Светлогорским производственным участком филиала «Калинковичского молочного комбината», было обнаружено вещество мелоксикам, которое не должно находиться в молочной продукции. В замороженном говяжьем мясе, хранившемся на производственном складе ООО «Мясоопт», были выявлены бактерии группы кишечной палочки. Кроме того, на этом предприятии была замечена переклейка этикеток.

Это читаешь ПОСТОЯННО?

rozha-siroga
rozha-siroga
4

В немецких и чешских [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] постоянно пишут, что в польских продуктах то шурупы нашли, то проволоку, то передоз, то не соответствие стандартам ЕС.

Это да. Я вот каждый день читаю про это. ПОСТОЯННО. Я без чтения таких новостей жить не могу. Вот чижу и перевожу гугель транслейтом и считаю сколько таких новостей. Подтверждаю. ПОСТОЯННО. Правда времени такое чтение много занимает. Приходится ночами не спать.

rozha-siroga
rozha-siroga
6

Комаровка и Корона это эталон кормежки айтишника. Все свеженькое, только с грядки, без химии и изотопов.
Поэтому беларусы в первой сотне по продолжительности жизни. Я бы даже сказал в первой девяностке. Искать где там поляки я даже боюсь. Наверняка на уровне Сомали где то

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
-6

Недосягаемый сервис.
Могу выбрать в инсте зайчика, которого завалят, и привезут мне на комаровку.
А в польских спальниках хуже чем в шабанах, даже шавы в выходные не купишь.

rozha-siroga
rozha-siroga
3

И не говори. Вон у соседа в польском спальнике страусы бегают. Вот прям за забором. Я опасаюсь брать у него страусиные яйца. Отравит.
А куча открытых кафех и баров на выходные это все пропаганда. Все сидят дома и ждут понедельника, чтоб хоть что то сьесть.

rozha-siroga
rozha-siroga
1

Ай, врешь ты все. Они там с голоду умирают и их паны сапогами пинают. Тутошние польшафобы не дадут соврать.

alexxp
alexxp
3

Я больш за 2 гады ў Польшчы. Рознiца ў якасцi жыцця ў параўнаннi з Мiнскам каласальная i гэта не пра грошы. У Польшчы амаль ўсе на пазытыве (ад школ да бальнiц), усе для людзей. Нiхто не будзе рабiць тое, што ему не падабаецца. Тут БЯСПЕЧНА i нiхто нiкаго не баiцца. У Польшчы есць будучыня, яны ужо прайшлi пасткалаiальныя цяжкасцi .

satiable5
satiable5
-3

на пазытыве
БЯСПЕЧНА
есць будучыня

чел…

rozha-siroga
rozha-siroga
1

для чего нужно выкидывать годы своей жизни, чтоб кардинально перестраивать жизненный уклад и быт

Настоящие беларусы с тобой согласны на все 80%и более уже целых 30 лет
Зачем что то менять?

Пользователь отредактировал комментарий 2 мая 2024, 22:30

reactking
reactking
-7

Пара змяняць назву на devpl, пра Польшчу навін у вас ужо больш чым пра Беларусь

klu
klu
0

Усе нармалізаваныя ў Беларусі ніжэй травы сядзяць зараз. Вы пра сінэзіс ці пра лесту, ці пра цінькоў жадаеце пачытаць? Ці, можа, пра найлепшае места працы ў VK?

reactking
reactking
-3

У РБ больш чым 3 кампаніі і далёка не ўсе на рф працуюць.
Але калі мне проста не падабаецца Польшча я аўтаматычна станаўлюся [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] ботам?

rozha-siroga
rozha-siroga
-1

А давай мы им вместе язык покажем. И скажем "кто как обязывается, тот так и называется"
Ты только покажи кому. А то я видать пропустил, кто тебя тут обзывал

rozha-siroga
rozha-siroga
2

Давно пора. Я уже который год жду, когда настоящие плосконно-скрепные патриоты создадут свой правоверный сайт о достижениях белорусского айти. Ох мы покажем этим релоботам, какой должен быть наш лучший в мире сайт.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
-1

делайте свое девру тогда уж... их с востока как тараканов понабежало, сразу вместо бай вру

Пользователь отредактировал комментарий 2 мая 2024, 17:55

table
table Table в Database
3

кавалерка, бедронка, кость)) Фас!

Alex V
Alex V
-5

Расскажите лучше, как там серфинг. Волны подходящие?

capog93353
capog93353
-3

лучше качаться на волнах чем биться о скалы кость из бедронки.

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Да, белорусские серверы они такие. Бедные. Обгрызают кости.

Zhan Chubukou
Zhan Chubukou B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
-4

Чую, в следующие 3-5 лет в Польше начнётся сильный рост покупки недвижимости беларусами. Люди получат сталы побыт и статус долговременных резидентов ЕС и пойду за квадратами. Лично для меня это основной сдерживающий фактор.

kiripo4377
kiripo4377
7

покупки

ты имеешь в виду ипотеку?

rozha-siroga
rozha-siroga
2

Естественно ипотечную кабалу. Это же в Беларуси все за свои покупают. А в гнилой Европе только в кабалу.
Правда релоботы врут, что купленную в ипотеку квартирку можно потом продать вместе с погашением. Без всяких проблем. С выгодой. Но я им не верю. Я верю только ротаботам. В Польше все плохо.

deeaitch
deeaitch
-4

Естественно ипотечную кабалу.

[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

Плюс вечный страх загреметь, потому что добровольные пожертвования не точно особождают от необходимости отсидеть с конфискацией

rozha-siroga
rozha-siroga
2

Это гораздо хуже. Ну как же можно сравнить проживание в кавалерке и просторной камере

deeaitch
deeaitch
2

Водителей скорых ещё не сажают? У них же машины скорой помощи БЧБ

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
-2

Зачем банку давать ипотеку бегунку, если его паспорт закончится, а ехать менять паспорт в РБ? Откуда он не факт что вернется.
Ухилянтам уже перестали давать.

Zhan Chubukou
Zhan Chubukou B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
0

Зачем паспорт РБ, если есть польский проездной документ? А в 2028-м уже можно и на гражданство претендовать. 3 года в статусе постоянного резидента ЕС и аривидерчи.

Пользователь отредактировал комментарий 3 мая 2024, 12:39

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
-5

Это только польская фишка.
Если банк глобальный, [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] в комплайнсе о проездных скорее всего не знают, и не будут принимать в расчет.
Но вы мечтайте.

Zhan Chubukou
Zhan Chubukou B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
-2

Да ничего страшного. В ЕС уже все знают, а здесь развлечений столько, даже в моём любимом Кракове... Я даже посчитал, что если каждый день буду посещать 3 достопримечательности, то мне на 5 лет хватит. А так-то уже прошло больше 3-х лет и Европа - большая. Скоро дадут статус постоянного резидента ЕС, потом через 3 года - заявление на гражданство (займусь приобретением жилья). Кстати, это всё раньше случится, чем закончится мой паспорт. А пока у меня всё нормально, значит и у моих родных всё будет нормально: будут и проездные документы и ВНЖ и т.д. и т.п. Раз в год повторить рутинную и шаблонную процедуру получения польского проездного документа - это как к стоматологу сходить. А - алгоритм. Ещё хочу заметить, что с учётом масштабов миграции, то у меня банально хороших знакомых и друзей в Польше уже больше, чем в Беларуси. Это если не считать новых контактов с местными. Поэтому всё прям огонь и дальше, уверен, будет лучше.

Пользователь отредактировал комментарий 3 мая 2024, 21:51

user113745
user113745
2

В IT очень малый процент может позволить себе покупку недвижимости, тут скорее про ипотеку речь.

user28
user28
2

Недвижимость бывает очень разная, с большим разбросом цен.

И у понаехов бывают очень разные финансовые возможности, даже если они в ИТ и на одинаковых позициях: возраст, один или с семьей, доход партнера, наличие сбережений, недвига в РБ, необходимые траты, люксус-хотелки и тп.

Пользователь отредактировал комментарий 3 мая 2024, 12:10

table
table Table в Database
0

а ипотека чем отличается от покупки недвижимости?

user28
user28
6

Хорошо забаратывающих белорусов в Польше слишком мало, чтобы заметно повлиять на рынок. Но наши айтишники привыкли считать себя супер-важными , скоро и льготы начнут требовать и угрожать отъездом и последующим обвалом экономики.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
1

вот какой от них обвал может случится? это все алкоголики, наркоманы и легкого поведения. без них даже лучше жить станет

table
table Table в Database
0

если поанализировать рынок недвиги - то все беларусы покупатели в Польше (и хорошо зарабатывающие, и не очень) это капля в море. И никогда они не будут влиять на рыбнок - ни сейчас, ни потом

querty
querty
7

Чисто ради объективности. "Первой волне" было несколько проще, потому что у них не было таких проблем с легализацией. Теперь ВНЖ нередко нужно ждать по 1-2 года. Плюс, у всех героев статьи была карта поляка, а значит они сразу получили ПМЖ и не имели вообще никаких проблем с документами. Отсутствие проблем с легализацией очень важный пункт, который сильно влияет на личный комфорт

Пользователь отредактировал комментарий 2 мая 2024, 22:28

Валдис Адаскус
Валдис Адаскус Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
-1

По личным "ашчушчэниям" первой волне было очень нелегко. Так как не было в широком доступе той информации, которая сейчас доступна в каждом канале, посвященной эммиграции. Получение PESEL, мельдование, постановка авто на учет и так далее. То что коренные поляки проходили постепенно, мигранту приходилось делать за пару месяцев. И информации в открытом доступе было мало. Зато сейчас десятки подробных гайдов по всем вопросам в широком доступе и на русском языке.

user113745
user113745
3

Забавно читать про сложности мигрантов с картой поляка:) где из документов только внесек надо и любой даже самый захолустный договор на работу типо злецення или из школы полициальной. И это на фоне сделанной лично для них отдельной очередью (Познань и велькопольское воеводство) где запись хоть прямо на сейчас есть. У девушки кп, ей там чуть ли попу не подтирали и пол внеска регистратор заполнил, у меня внж который через пот и боль получал с кипой документов за пазухой. Внж ждал 1.5 года, девушка получила и пмж за 5 месяцев и еще деньги платили 9 месяцев и звонили с ужонда спрашивали хорошо ли все и как устроились.

fabulius 91
fabulius 91 CEO в Предприниматель в Польше
-5

Очень правильно. Поляки у себя дома и первый сорт а остальные гости которые должны помнить где их место.

rozha-siroga
rozha-siroga
1

Поэтому беларус должен сидеть дома. Быть первым сортом. А всякие там поляки, немцы и американцы с японцами, которые толпами прутся в Беларусь, есть "гости которые должны помнить где их место".

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

rozha-siroga
rozha-siroga

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

table
table Table в Database
0

ну то что для них отдельная очередь в Познани и велкопольском - это ж не значит что вездет так. Скорее, везде в принципе не так. Девушке пол внеска регистратор заполнил, а вам - не заполнил, или отчего у вас такая травма моральная? Оттого что кто-то подсуетился и получил карту поляка а вам не подфартило? Ну так кто-то рождается сыном миллионера, а большинство нет.

yurand2
yurand2
0

Живут - хорошо, но нужно думать и о пенсии, в статье ни слова про то, сколько кому из них удалось накопить.

table
table Table в Database
0

1 история - копят на хату. А сколько тебе положено пенсии - зайти на сайт зуса и посмотри по состоянию на сейчас. ТОлько тут пенсия в 65 наступает. И + можно рабочий стаж из рб перенести

rozha-siroga
rozha-siroga
1

Для белорусского мужчины пенсия это пережиток. И государство успешно борется с этим пережитком. Средняя продолжительность жизни мужчины в Беларуси 64. А на пенсию в 63.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
1

в таких странах как Гамбия, Кения, Нигер и Гана пенсии вообще не платят. Так что спасибо Президенту хоть что то нашим старикам дает. немного но недолго пожить могут в достатке.

и кстати, пенсия не у всех в 63. у некоторых мужчин с 47 лет пенсию получают неплохую. а кто в пвт халявил, льготный фсзн платил от средней по стране тот и на пенсии ничего получать не будет выше среднего

Пользователь отредактировал комментарий 4 мая 2024, 16:21

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Вот и ответ на вопрос. Никому не надо знать, сколько на пенсию кто то скопил. Слава нашим чиновникам.

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
1

Полубоги почему то не написали что за 7+ лет цены в раю выросли в 2-3 раза.
Один синьёр на маминых котлетах сидел, ему наверное не интересно было.

rozha-siroga
rozha-siroga
-1

Раем для истинных скрепных айтишников является Беларусь. Они сами себя называют то королями, то богами.
Я предполагаю, что цены в этом раю за последние лет семь не росли вообще. Не росли раз этак в 3-4.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
-1

Переписью [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] в комментариях глубоко удовлетворен. Команда вольно - разойдись.

rozha-siroga
rozha-siroga
1

И не говори. Мне это нравится.

Бог делил между народами землю. Одним то, другим это. Пришли белорусы… Очень уж господу богу понравились. Он и начал наделять: «Реки вам даю полные, пущи немеренные, озера неисчислимые. Зноя у вас никогда не будет, а холодов и подавно. Зажраться на богатой земле не дам, чтоб были ловкими, смекалистыми, трудолюбивыми, но и голода у вас никогда не будет. Наоборот, в голод более богатые люди будут к вам приходить. Не уродит хлеб, так уродит бульба. А еще звери и дичь в пущах стадами, рыба в реках косяками, пчелы в бортях миллионами. А травы — как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети здоровые, сады богатые, грибов и ягод — завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи способные. На зодчество тоже. И будете вы жить да жить, ну как…» Тут его Микола в бок толкает: «Господи боже, да вы подумайте. Это же вы им рай отдадите! Это же вы… бо-же мой!.. Да они при их языкастости туда из настоящего рая всех переманят! Они же языком мелют — дай бог нам с вами». Бог подумал, крякнул, но обратно ведь отнимать не будешь. В самом деле, есть уже она, земля. Лани бегут — лес шевелится. Рыба челны из воды вытесняет. Деревья — до солнца. «Хорошо, говорит, земля будет рай. А чтоб не слишком вы перед моим раем нос задирали, дам я вам самое худшее в мире начальство. Оно вам того рая немного убавит, да и спеси чуть-чуть с вас собьет. Это вам для равновесия».

Знаешь писателя?

Пользователь отредактировал комментарий 4 мая 2024, 21:47

aleksby
aleksby
1

в в продолжение цитаты:

Сашка Волгин невесело рассмеялся.
– Хуже всего, что это правда, Алесь
– Вот так и живем.

rozha-siroga
rozha-siroga
1

И вообще, такие как Игнатий Домейко (герой Чили) должны быть вычеркнуты из белорусской истории. Типичный релобот.

aleksby
aleksby
2

Ну, здесь можно много кого вычеркнуть, включая Арину Соболенко, которая живет в США, но ее по какой-то причине с точки зрения обладателя новой версии методички белорусской теннисисткой.

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Однозначно ее вычеркнуть. Вот по этому критерию.

Только в Беларусi ёсць жыццё

А она в Беларуси не живёт.

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Ни разу ты не патриот. Настоящий белайтишник слушает президента, раздевается и идёт работать. Тунеядцам у нас позор.
А я бедненький лет за 15 при айтишной зряплате заработаю на жалкую тыщу баксов. Причем безусловно. Придется мне ехать назад в Минск и грызть кости из Евроопта.

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Согласен. Ну каким патриотом может быть родившийся в Мяделе, а поехавший за длинным айтишным рублем в Минск.
Ни разу не понимает "беларушчыны"

rozha-siroga
rozha-siroga
1

Будешь? Мальчонка и сколько тебе лет до 35 осталось?

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Мне до 35 лет ой как далеко ещё, а уже и свой коттедж построил и квартиру, вот сейчас участки выкупаю для усадеб, попутно и проект уже запилил.

А ещё ты занимаешься ремонтом авто, турбизнесом и имеешь пять ресторанов Мишлен.
Настоящий мастер на все руки. Вот до 35 лет по занимаешься всеми бизнесами на свете, а там и помрёшь от перенапряжени.

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Мне до 35 лет ой как далеко ещё, а уже и свой коттедж построил и квартиру

Смотрите, учитесь... Вот она история успешного успеха в Беларуси. Не то что там в Польше. Парень с детского садика шел к мечте о пенсии в 35 лет. Срочно нужна статья о таком ТИПИЧНОМ явлении в Беларуси.

rozha-siroga
rozha-siroga

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

rozha-siroga
rozha-siroga
2

В Беларуси только самым нужным людям в 45 лет дают. Самым красивым.
В 35 лет у тебя есть только одна возможность получить пенсию. По инвалидности.
Ну а так да... Бедный я бедный. Только кости мне и светили. Но ты мне подсказал гениальный план. Я не буду покупать жилье в Польше. Все свои деньги буду вкладывать в копеечные усадьбы в Жидковичах и сдавать их. Как ты думаешь, быстро отобьется покупка? Лет за 30 клиентов наберётся? Или ещё детям придется ждать прибыли?

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Вот я с тобой согласен. Не хотят они в Мяделе в усадьбе жить. Все прутся и прутся в Минск в съёмные бабушатник.
Кстати, ты сам в Минск откуда припёрся? Где твоя усадьба в Ляховичах?
Нифига ты не патриот. В любой момент готов променять Родину на работу в России.

rozha-siroga
rozha-siroga
0

Лучше в Ляховичах родных в роскошной усадьбе жить

Но ты же не живёшь. Продал родные Азаричи за бабушатник в Минске