Что известные айтишники за границей делают с недвижимостью в РБ
dev.by спросил у известных беларуских ИТ-бизнесменов и ИТ-руководителей, которые теперь живут и работают не в Беларуси, как они поступили с недвижимостью. 4 человека согласились рассказать.
«В нынешнем мире владеть недвижимостью, если ты относительно молод, здоров и экономически активен, — не нужно»
У меня, например, только одна крошечная квартирка в собственности. Мы в ней никогда не жили и не будем. Продать её можно в любой момент по рыночной цене — у таких объектов почти 100%-ная ликвидность.
В большинстве остальных случаев арендовать подходящее тебе и твоей семье жильё и проще, и гораздо выгоднее финансово, и удобнее с точки зрения мобильности — это сильно расширяет пространство выбора при построении жизненных планов.
Кирилл добавил, что раньше эту самую квартирку он сдавал — «юридически, но фактически там жила семья друзей. Сейчас квартира стоит закрытой».
«Дом и квартира так и будут нас дожидаться»
Дом и квартира так и будут нас дожидаться, если не появится других планов в местах нового обитания. Пока нам нормально и на съёмной квартире, но если решимся на своё жильё, то придётся что-то решать с минской недвижимостью. Возможно, продать или сдать в аренду. Но чем крепче вера, что мы вернёмся, тем менее вероятен такой вариант.
«Муж купил ещё пару участков вблизи нашего дома»
Дом — отдельная история. Участок на хуторе муж искал больше 10 лет, пока не нашёл кусок леса на холме на окраине деревни в Минском районе. Он не был оформлен как участок под строительство — пришлось пройти ряд согласований в сельсовете, сделать документы и выставить его на аукцион. Потом 2-3 года шло строительство, которым Андрей руководил сам. Поэтому дом нам очень дорог.
Но дом не может стоять пустой, за ним нужен уход, особенно зимой. Поэтому после переезда мы решили его сдавать. Посуточно. И тут выяснилось, что он интересен не только гостям, ищущим уединения, но и съёмочным группам.
Например, всю прошлую осень у нас снимали российский фильм ужасов. В доме была большая съёмочная группа, от 100 до 200 человек. Аренда для таких случаев всегда намного дороже, чем обычная. Но столь масштабные съёмки наносят большой ущерб участку и дому — мы даже не представляли насколько. Снег растаял, а под ним — ужас. Весь газон был испорчен и в доме много всего. Не то чтобы приехали варвары — сделано это было непредумышленно. Просто когда на участке пару сотен человек, повреждения неизбежны.
Ещё у нас снимали несколько рекламных роликов, например, Conte. Такие небольшие съёмки проходят незаметно. А ещё свой выпуск в доме делал Влад Бумага — кумир детей и подростков.
В перерывах между съёмками мы сдаём дом обычным гостям, которые приезжают отдохнуть на природе. Организацией занимаются наши родственники в Минске. Как в любой работе с людьми, впечатления остаются разные: кто-то более аккуратный, кто-то менее. Но совсем некрасивые вещи происходят редко.
Продавать дом точно не собираемся: во-первых, летом мы сами там проводим несколько недель, а во-вторых, надеемся, что всё наладится, и можно будет бывать чаще.
Более того, муж купил ещё пару участков вблизи нашего дома. На одном участке в этом году он построил небольшой домик, к Новому году выставит его на сдачу, и на другом собирается тоже строить. Просто у Андрея много идей в архитектуре, и он их реализует.
Сами мы по-прежнему снимаем квартиру на окраине Копенгагена. Это стандартная панельная застройка, жизнь здесь гораздо скромнее, чем в Минске. Андрей переживает, он привык к более изысканному интерьеру: когда много пространства, высокие потолки, вокруг красивые лампы, мебель. А я склонна к минимализму, мне и этого достаточно, тем более что я всё время в своих мыслях, в своей работе.
В общем пока живём так: много работаем и сильно не загадываем наперёд.
«Просто оплачиваем коммуналку и чего-то ждём»
Дачу отдали в распоряжение родственников, они там провели лето и довольны как слоны. Квартира просто стоит без дела, пока мы тоже не собираемся с ней что-то делать, просто оплачиваем коммуналку и чего-то ждём.
На Кипре мы решили пожить этот годик с шиком, поэтому на год сняли отличный дом в деревне, недалеко от Лимассола. И для собаки есть где побегать, и не слишком шумно.
Аренда стоит 4500 евро в месяц, это довольно дорого. С прочими платежами выходит больше 5K. Зато бассейн, до моря пять минут на машине, чистый воздух, эвкалипты растут на участке, и полно живности: лисы, богомолы, коты, совы, летучие мыши, змеи. Качество жизни точно выросло. Я ноябрь ненавижу. А тут в ноябре ещё можно купаться в море.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
кому-то это интересно? и так понятно, что богатые, и очень богатые люди ничего не будут делать со своей недвижкой в рб, просто купили где-то себе ещё что-то или арендуют, о завтрашнем дне думать им уже не надо, и откладывать последнюю денюжку чтобы купить себе однушку. Вы ещё у них спросите что они ссо своими майбахами сделали.
Не удержучь от цитаты из Пелевина (буквально, в следующем абзаце, в оригиналк и про Майбахи есть, но длинновато для цитаты получается).
Значительная часть современной массовой культуры работает по схеме, которую в профессиональных кругах называют «Мельница-3»: небогатые люди продают совсем бедным свои фантазии о жизни богатых, очень богатых и сказочно богатых.
Иногда эта схема разнообразится какой-нибудь яркой
деталью: небогатый человек демонстрирует желтой прессе свой домик на Рублевке…
Сразу видно, что айтишники платят по счетам, не читая их ))
Уже давно в жировках указан процент возмещения от полной стоимости услуг. И он давно больше 80%. Так что рост в пустой квартире мизерный.
Кроме того, уехавшие редко оформляют PP паспорт. И регистрация никуда не исчезает. Формально они как бы продолжают жить в своих квартирах.
«владеть недвижимостью, если ты относительно молод, здоров и экономически активен, — не нужно»
90% молодых людей и не смогут ей владеть, если не льготники или кто-то не подарит..
а в каких США или западной Европе - тем более.
Так что им можно не париться по этому поводу)
Построить дом «под себя» и сдавать его группам по 200 человек и посуточно - OMG..как там потом жить? он без отделки и мебели, что ли? это ж каждый год надо ремонт делать новый
Как раз в каких США или Западной Европе очень даже смогут. Вы ставки их по ипотеке посмотрите. Очень удивитесь, что часто по ипотеке платеж меньше чем по аренде, просто на Западе очень ценится мобильность и желающих покупать что-то надолго не так распространено.
у студентов ещё кредит за учёбу надо отдавать в США, какая уж там ипотека ещё).. ну и да, в США это особо и не надо - сегодня тут работаешь, завтра в другом штате..
во время пандемии многие теряют работу - тоже не хотят брать ипотеку.
В Испании 20% молодых людей вообще безработные..
Плюс цены на жильё вырасли ..
Around four in 10 young adults in England would not be able to buy one of the cheapest homes in their area even if they managed to save a 10% deposit, research has found.
Конечно мобильность ценится, когда жилье в центре Парижа или Сан-Франциско стоит по $15000 за квадрат. И далее при низких процентах на мортгейдж тот миллион-полтора за достойное жилье в хорошем месте - это реальное рабство на 20 лет, когда придется отдавать больше половины дохода двух хорошо зарабатывающих человек.
Коллега работает в IBM, Senior Developer, живёт в пригороде Сан Франциско (Bay Area).
Одиннадцать лет назад купили небольшой дом, 1200 sq. feet, за 600 К. По ипотеке конечно. Платят за всё порядка 3.5 К в месяц. При зарплате 200+ К в год это особенно не напрягает. До того как купить этот дом снимали two bedroom (трёх комнатная квартира), платили 2.7 К в месяц.
Интересно что сейчас такой дом стоит уже порядка 1400 К. Можно продать и получить кучу денег.
Средняя по IBM это совсем не то что в офисе IBM в Сан Франциско.
Вот что говорит Google про тамошние зарплаты:
Salaries of Software Engineers by years of experience in San Francisco, CA:
Years of experience Per year
Less than 1 year $134,351
1 to 2 years $138,032
3 to 5 years -
6 to 9 years $157,881
More than 10 years $180,877
А у этого парня уже двадцать лет of experience в Калифорнии. Получил offer и рабочую визу когда ему ещё не было и 25 лет. Причём всё сам. Никто не помогал.
Когда говорят что не нужно владеть недвигой нужно понимать, что это актуально в том случае когда у человека есть пассивный доход. Т.е. есть условно капитал сопоставимый со стоимостью недвиги который приносит доход в размере арендной платы. Например, есть 100к баксов которые лежат на депо под 5%. Тогда да недвигой владеть не обязательно. Но если чел. просто работает на работе без собственной недвиги он фактически раб. И обрекает своих детей на тоже самое. Человеку не нужна недвига, ему нужен капитал. Недвига - это 1 шаг на пути накопления капитала.
Интересно а Кактусы со своего заводского офиса где рваный линолеум из 90x, совковые двери, осыпавшаяся штукатурка и пачкорды на земле лежат во что-нибудь приличное переехали или хотя бы ремонт какой сделали?
Иметь недвижимость/ дом в Беларуси себе в убыток.
Обычная двух комнатная квартира в Минске стоила порядка 90 К USD в 2008 г.
В 2014 г. вышла на уровень 80 К USD.
Сейчас такая квартира стоит порядка 75 К USD.
Во всём остальном мире люди хорошо зарабатывают вкладывая деньги в недвижимость.
"арендовать подходящее тебе и твоей семье жильё и проще, и гораздо выгоднее финансово, и удобнее с точки зрения мобильности — это сильно расширяет пространство выбора при построении жизненных планов."
Не совсем так.
Имеющееся жильё можно сдать в аренду по договору где прописаны права и обязанности всех сторон. А самим поехать куда угодно в соответствии со своими планами и снять там жильё.
Вот пример.
Близкий друг, выехавший в Канаду на ПМЖ, купил town house в Торонто. Ипотека порядка 2% годовых. Нашел хорошую работу в Сингапуре. Сдал town house квартирантам. Выплачивают и mortgage и maintenance. Сам снял квартиру в Сингапуре.
Стоимость недвижимости в Торонто растёт порядка 8 - 9 % в год в долгосрочной перспективе.
Аренда - это отдельный бизнес со своими проблемами и рисками, тем более, если уезжаешь из страны. Если завтра квартиранты друга передумают платить, или устроят в доме притон - он резко перейдет в разряд убыточных, придется таскаться по судам и оплачивать mortgage, maintenance и ремонты самостоятельно. На такое и зарплаты с хорошей работы может не хватить.
А рост цен - штука неустойчивая. Лет 15 тому в Минске шли бурные дискуссии о том, дотянется ли квадратный метр с отметки 2300$ до 2500$, и сторонники теории подорожания и вечной ценности бетонометров были в большинстве. Итог мы сегодня видим своими глазами.
"Если завтра квартиранты друга передумают платить..."
В Канаде такого не бывает.
Договор аренды заключается минимум на год. Квартирант обязан вносить платежи в течение этого времени. Если нет, взыщут деньги через суд или просто будут снимать деньги с карточки. Как правило, всеми этими делами занимается не сам владелец жилья, а агенство. Делается всё "под ключ" начиная с поиска квартирантов, их оценки и т. д.
"А рост цен - штука неустойчивая.."
Что здесь, что там - разные вещи.
Да, там тоже бывают спады в цене недвижимости в период кризисов. Два года, три. А потом отскок и взлёт. В долгосрочном плане, 10 лет и больше, недвижимость в Северной Америке дорожает на 8 - 9 % в год.
Там вклад денег в недвижимость - беспроигрышный вариант их увеличить.
"Я считаю недвижимость не активом, а пассивом." но бухгалтеры обычно учитывают ее в активах как основное средство или вложение в долгосрочные активы.
"владеть недвижимостью, — не нужно." но владеть недвижимостью можно и арендовав ее. Значит если не нужно владеть, значит не нужно и, в том числе и арендовать. Где жить-то.
"у таких объектов почти 100%-ная ликвидность" - подскажите, а где бы почитать о вычислении ликвидности актива в процентах (что на что делить)? Что это вообще значит? это высокая или низкая? обычно недвижимость в группе ликвидности активов А4 (труднореализуемые активы)
"личная" это форма собственности, а коммерческая это классификация по целям использования. Выбрать между формой собственности и целью использования не так просто, так что я затрудняюсь ответить на такой вопрос.
Пользоваться без владения, это, если правильно понимаю, палатку поставить или шалаш построить на неизвестно чьем участке земли? Подскажите пожалуйста какие варианты еще можно рассматривать пользования недвижимостью без владения?
Согласен, недвига является пассивом только у последователей Киосаки ) по финансовой отчетности это все-таки актив.
По ликвидности тоже в точку, ее лучше во времени измерять, т.к. по определению это способность быстро получить за актив его рыночную стоимость. Те, кто указывает ее в процентах, что-то свое имеют ввиду, а не общепринятую ликвидность.
кроме актива-пассива и ликвидности, относительно владения:
статья 50жк рб: Договор найма жилого помещения – соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем.
Поскольку я не юрист мне бы и хотелось разобраться в чем хитрость совета не владеть недвижимостью живя в ней, как это реализовать на практике. Если проще - кому платить деньги и что это за недвижимость такая.
"относительно молод, здоров и экономически активен" - это три очень кратковременных и нестабильных состояния. сегодня молод, завтра уже нет. сегодня здоров, завтра в больничке. а экономически активен ты, лишь пока здоровье позволяет. да и как сотрудник ты интересен только пока здоров.
так что на бога надейся, а сам не плошай. и свое жилье - это вклад в хоть какую-то стабильность будущего. надо не надо, удобно не удобно - а все спокойней, если в старости будет где спать.
другое дело - сколько денег заплатишь за поддержание этого жилища до наступления той самой старости (при условии что сам там не живешь). видимо, именно это и имел ввиду автор: содержание жилья зачастую нерентабельно. но не сказал, что в этом случае деньни должны работать как-то еще.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
видимо, юпитерианский год
хотя, возможно, и сатурнский
ну, на крайний случай, плутонский
Знаешь, сколько времени проходит в БССР за один час на Кипре?
но ведь, в данном случае, мы измеряем время в БССРовских коммуналках. Разве нет?
кому-то это интересно? и так понятно, что богатые, и очень богатые люди ничего не будут делать со своей недвижкой в рб, просто купили где-то себе ещё что-то или арендуют, о завтрашнем дне думать им уже не надо, и откладывать последнюю денюжку чтобы купить себе однушку. Вы ещё у них спросите что они ссо своими майбахами сделали.
Не удержучь от цитаты из Пелевина (буквально, в следующем абзаце, в оригиналк и про Майбахи есть, но длинновато для цитаты получается).
Значительная часть современной массовой культуры работает по схеме, которую в профессиональных кругах называют «Мельница-3»: небогатые люди продают совсем бедным свои фантазии о жизни богатых, очень богатых и сказочно богатых.
Иногда эта схема разнообразится какой-нибудь яркой
деталью: небогатый человек демонстрирует желтой прессе свой домик на Рублевке…
ждите, когда вам за коммуналку выставят космический счет. потому как пустая квартира оплачивается совсем по другим тарифам
Да какие там уж такие космические тарифы? Раза в два-три больше обычных. Ну заплатят 250 рублей вместо 100. Где тут космос?
ну 1000$ в год не лишние так-то
Мы могущественная космическая держава, и счет можем позволить сделать соответствующий!
с чего это? оплата по прописанным людям. если они прописаны то ничего не измениться а некоторые услуги еще и остановить можно
Интересно, как скоро жэс начнет выставлять другие счета - за то что прописаны, но не проживают)
Подкидываю идею
Что к чему ?
Сразу видно, что айтишники платят по счетам, не читая их ))
Уже давно в жировках указан процент возмещения от полной стоимости услуг. И он давно больше 80%. Так что рост в пустой квартире мизерный.
Кроме того, уехавшие редко оформляют PP паспорт. И регистрация никуда не исчезает. Формально они как бы продолжают жить в своих квартирах.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement"]
вспоминается старый мем "хорошо что айтишников расстреляли"
но ведь действительно хорошо!
У Веры красивый дом, у Миши красивая собака.
Окей, собаке есть где побегать , это хорошо
«владеть недвижимостью, если ты относительно молод, здоров и экономически активен, — не нужно» 90% молодых людей и не смогут ей владеть, если не льготники или кто-то не подарит.. а в каких США или западной Европе - тем более. Так что им можно не париться по этому поводу) Построить дом «под себя» и сдавать его группам по 200 человек и посуточно - OMG..как там потом жить? он без отделки и мебели, что ли? это ж каждый год надо ремонт делать новый
Как раз в каких США или Западной Европе очень даже смогут. Вы ставки их по ипотеке посмотрите. Очень удивитесь, что часто по ипотеке платеж меньше чем по аренде, просто на Западе очень ценится мобильность и желающих покупать что-то надолго не так распространено.
у студентов ещё кредит за учёбу надо отдавать в США, какая уж там ипотека ещё).. ну и да, в США это особо и не надо - сегодня тут работаешь, завтра в другом штате..
во время пандемии многие теряют работу - тоже не хотят брать ипотеку.
В Испании 20% молодых людей вообще безработные..
Плюс цены на жильё вырасли ..
Around four in 10 young adults in England would not be able to buy one of the cheapest homes in their area even if they managed to save a 10% deposit, research has found.
Конечно мобильность ценится, когда жилье в центре Парижа или Сан-Франциско стоит по $15000 за квадрат. И далее при низких процентах на мортгейдж тот миллион-полтора за достойное жилье в хорошем месте - это реальное рабство на 20 лет, когда придется отдавать больше половины дохода двух хорошо зарабатывающих человек.
Коллега работает в IBM, Senior Developer, живёт в пригороде Сан Франциско (Bay Area).
Одиннадцать лет назад купили небольшой дом, 1200 sq. feet, за 600 К. По ипотеке конечно. Платят за всё порядка 3.5 К в месяц. При зарплате 200+ К в год это особенно не напрягает. До того как купить этот дом снимали two bedroom (трёх комнатная квартира), платили 2.7 К в месяц.
Интересно что сейчас такой дом стоит уже порядка 1400 К. Можно продать и получить кучу денег.
200К в ИБМ девелопером? у них средняя 80К.. это вам не FAANG
Сколько ему было лет, на момент покупки, если не секрет?
Средняя по IBM это совсем не то что в офисе IBM в Сан Франциско.
Вот что говорит Google про тамошние зарплаты:
Salaries of Software Engineers by years of experience in San Francisco, CA:
Years of experience Per year
Less than 1 year $134,351
1 to 2 years $138,032
3 to 5 years -
6 to 9 years $157,881
More than 10 years $180,877
А у этого парня уже двадцать лет of experience в Калифорнии. Получил offer и рабочую визу когда ему ещё не было и 25 лет. Причём всё сам. Никто не помогал.
35 лет на момент покупки дома.
да, до ставок 1..3% годовых в Беларуси далеко, а может стать еще дальше.
Когда говорят что не нужно владеть недвигой нужно понимать, что это актуально в том случае когда у человека есть пассивный доход. Т.е. есть условно капитал сопоставимый со стоимостью недвиги который приносит доход в размере арендной платы. Например, есть 100к баксов которые лежат на депо под 5%. Тогда да недвигой владеть не обязательно. Но если чел. просто работает на работе без собственной недвиги он фактически раб. И обрекает своих детей на тоже самое. Человеку не нужна недвига, ему нужен капитал. Недвига - это 1 шаг на пути накопления капитала.
Мыслите в рамках действующей парадигмы текущей экономической формации. Однако как бытие влияет на сознание!
Интересно а Кактусы со своего заводского офиса где рваный линолеум из 90x, совковые двери, осыпавшаяся штукатурка и пачкорды на земле лежат во что-нибудь приличное переехали или хотя бы ремонт какой сделали?
Иметь недвижимость/ дом в Беларуси себе в убыток.
Обычная двух комнатная квартира в Минске стоила порядка 90 К USD в 2008 г.
В 2014 г. вышла на уровень 80 К USD.
Сейчас такая квартира стоит порядка 75 К USD.
Во всём остальном мире люди хорошо зарабатывают вкладывая деньги в недвижимость.
Смотря какой исторический период брать.... хрущ в 2001-2002 стоил 17к, в 2006 уже 50к. А после 2008 "чудо" начало потиху наворачиваться.
в России квартиры и дачи дорожают(читал на ленте, что дачи на 30-50% за год подорожали), а у нас никак что-то не дорожает
"арендовать подходящее тебе и твоей семье жильё и проще, и гораздо выгоднее финансово, и удобнее с точки зрения мобильности — это сильно расширяет пространство выбора при построении жизненных планов."
Не совсем так.
Имеющееся жильё можно сдать в аренду по договору где прописаны права и обязанности всех сторон. А самим поехать куда угодно в соответствии со своими планами и снять там жильё.
Вот пример.
Близкий друг, выехавший в Канаду на ПМЖ, купил town house в Торонто. Ипотека порядка 2% годовых. Нашел хорошую работу в Сингапуре. Сдал town house квартирантам. Выплачивают и mortgage и maintenance. Сам снял квартиру в Сингапуре.
Стоимость недвижимости в Торонто растёт порядка 8 - 9 % в год в долгосрочной перспективе.
Аренда - это отдельный бизнес со своими проблемами и рисками, тем более, если уезжаешь из страны. Если завтра квартиранты друга передумают платить, или устроят в доме притон - он резко перейдет в разряд убыточных, придется таскаться по судам и оплачивать mortgage, maintenance и ремонты самостоятельно. На такое и зарплаты с хорошей работы может не хватить.
А рост цен - штука неустойчивая. Лет 15 тому в Минске шли бурные дискуссии о том, дотянется ли квадратный метр с отметки 2300$ до 2500$, и сторонники теории подорожания и вечной ценности бетонометров были в большинстве. Итог мы сегодня видим своими глазами.
"Если завтра квартиранты друга передумают платить..."
В Канаде такого не бывает.
Договор аренды заключается минимум на год. Квартирант обязан вносить платежи в течение этого времени. Если нет, взыщут деньги через суд или просто будут снимать деньги с карточки. Как правило, всеми этими делами занимается не сам владелец жилья, а агенство. Делается всё "под ключ" начиная с поиска квартирантов, их оценки и т. д.
"А рост цен - штука неустойчивая.."
Что здесь, что там - разные вещи.
Да, там тоже бывают спады в цене недвижимости в период кризисов. Два года, три. А потом отскок и взлёт. В долгосрочном плане, 10 лет и больше, недвижимость в Северной Америке дорожает на 8 - 9 % в год.
Там вклад денег в недвижимость - беспроигрышный вариант их увеличить.
Сомнительно что в долгосрочной. Скорее в среднесрочной. Думаю 20 лет назад в Детроите люди тоже самое писали.
"Я считаю недвижимость не активом, а пассивом." но бухгалтеры обычно учитывают ее в активах как основное средство или вложение в долгосрочные активы.
"владеть недвижимостью, — не нужно." но владеть недвижимостью можно и арендовав ее. Значит если не нужно владеть, значит не нужно и, в том числе и арендовать. Где жить-то.
"у таких объектов почти 100%-ная ликвидность" - подскажите, а где бы почитать о вычислении ликвидности актива в процентах (что на что делить)? Что это вообще значит? это высокая или низкая? обычно недвижимость в группе ликвидности активов А4 (труднореализуемые активы)
Свою личную или всё-таки коммерческую?
Можно, но часто аренда это только право пользования.
"личная" это форма собственности, а коммерческая это классификация по целям использования. Выбрать между формой собственности и целью использования не так просто, так что я затрудняюсь ответить на такой вопрос.
Пользоваться без владения, это, если правильно понимаю, палатку поставить или шалаш построить на неизвестно чьем участке земли? Подскажите пожалуйста какие варианты еще можно рассматривать пользования недвижимостью без владения?
Согласен, недвига является пассивом только у последователей Киосаки ) по финансовой отчетности это все-таки актив.
По ликвидности тоже в точку, ее лучше во времени измерять, т.к. по определению это способность быстро получить за актив его рыночную стоимость. Те, кто указывает ее в процентах, что-то свое имеют ввиду, а не общепринятую ликвидность.
кроме актива-пассива и ликвидности, относительно владения:
статья 50жк рб: Договор найма жилого помещения – соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем.
Поскольку я не юрист мне бы и хотелось разобраться в чем хитрость совета не владеть недвижимостью живя в ней, как это реализовать на практике. Если проще - кому платить деньги и что это за недвижимость такая.
неважно, какая разница, все равно инвесторы платят)
"относительно молод, здоров и экономически активен" - это три очень кратковременных и нестабильных состояния. сегодня молод, завтра уже нет. сегодня здоров, завтра в больничке. а экономически активен ты, лишь пока здоровье позволяет. да и как сотрудник ты интересен только пока здоров.
так что на бога надейся, а сам не плошай. и свое жилье - это вклад в хоть какую-то стабильность будущего. надо не надо, удобно не удобно - а все спокойней, если в старости будет где спать.
другое дело - сколько денег заплатишь за поддержание этого жилища до наступления той самой старости (при условии что сам там не живешь). видимо, именно это и имел ввиду автор: содержание жилья зачастую нерентабельно. но не сказал, что в этом случае деньни должны работать как-то еще.
На Донбасе 10 лет назад тоже так думали. Что недвига это на всегда. Та к вот нет.