Как айтишник из Беларуси относится к СССР? Результаты анкеты
Когда было больше справедливости в беларусском обществе — в СССР или сейчас? Мы провели анкетирование среди читателей devby и узнали их взгляды на жизнь и общество.
В первой части можно посмотреть на обобщённый портрет «типичного» беларусского айтишника, во второй — узнать его мнение об идеальном государственном устройстве, в третьей — о глобальном изменении климата и острых социальных вопросах, таких, как разводы, аборты, эвтаназия и другие.
Мы предложили респондентам показать отношение к советскому прошлому через тезис «Во времена СССР в беларусском обществе было больше справедливости».
Ответы были не столь однозначные — как, например, на вопросы о частной собственности (там айтишники выступили единым фронтом и поддержали свободу бизнеса от государства).
Большая часть участников анкеты (почти 55%) с тезисом о справедливости в СССР не согласилась. Но заметное число людей (40%) так и не смогли определиться с ответом. И только 5% респондентов считают, что раньше справедливости было больше.
Кроме того, 12% респондентов выбрали Владимира Ленина как деятеля прошлого, с которым хотелось бы пойти на ужин.
Из предложенного списка персон самым популярным оказался Альберт Эйнштейн. Среди политиков лидировала Маргарет Тэтчер (политику которой можно описать как правый консерватизм с неолиберальной экономикой).
Айтишники имели возможность и написать свой вариант ответа. Любопытно, что чаще всего упоминали двух политиков: Уинстона Черчилля (ещё один английский консервативный правитель) и Петра Машерова (один из руководителей БССР).
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале
Обсуждение
Комментируйте без ограничений
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Anonymous
4 ноября 2024, 11:14
2
С кем из известных деятелей прошлого вы бы пошли на ужин?
нехта дудзя абглядзеўся?
lookin
Комитёр в доме престарелых для айти-пенсионеров в Нет совпадений
4 ноября 2024, 11:14
11
99.9% опрошенных не могли жить в СССР и иметь критического мышления, так как на момент развала СССР 45-летнему респонденту было 12 лет. С таким же успехом можно рассуждать о справедливости при жизни в первобытно-общинном строе. Это уже абсолютная история, и, как бы ни кричали некоторые глашатаи, что нужно возвратиться в СССР или Беларусь - это заповедник СССР - все это голые высказывания. Нету в РБ плановой экономики, нет бесплатной медицины, нет очередей за автомобилями. Это, уже, история, и, в жизни так - следующее поколение живет лучше предыдущего. Любого поместить в 70е годы, месяца бы не прожили в той эпохе, так как на работу не знали бы как добраться в переполненном автобусе, два раза в месяц остоять очередь в кассе, чтобы получить зп или аванс, а после работы бежать в магазин, так как тот закрывается не в 23.00, внезапно. Люди любят рассуждать, что была стабильность, у каждого работа, квартира от государства, но, все забывают, какой ценой это все доставалось, и, явно, хотят ничего не делать, как им кажется, как в ссср, и иметь все, что у них есть сейчас, но, бесплатно и лёжа на диване. Не знаю, откуда у них такие знания о ссср, но, большинство активных комментаторов строили бы какой-нибудь бам в тайге, а не в теплом офисе за чашкой кофе рассуждали, как хорошо было, когда все и так давали
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 11:14
Не знаю, откуда у них такие знания о ссср, но, большинство активных комментаторов строили бы какой-нибудь бам в тайге, а не в теплом офисе за чашкой кофе рассуждали, как хорошо было, когда все и так давали
Ну перестань, какой БАМ?! Сидели бы по своим НИИ и ВУЗам, гоняли бы чаи, студентов учили, мечтали бы о югославской стенке, ВАЗе или хотя бы Москвиче, и квартире в новом доме, да по кухням власть бы ругали. Зато в Польшу никто не уезжал бы.
из польши джинсы монтана фарцовщики привозили, в нии тайком можно было взять через знакомых. не то что сейчас - пошел и где хочешь какие хочешь джинсы купил
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 13:01
Ну так 45% и затруднились ответить - все логично. Чего бурчать?
Также кто-то мог почитать источники, спросить у свидетелей СССР (старших родственников) и составить представление.
у меня ближайшие родственники, например, в 2010-х изрядно поменяли взгляды по сравнению с 1990-ми. Сейчас и спрашивать боюсь. То ли возраст, то ли еще что, но факт. Вот и попробуй составь мнение по увлекательным рассказам как оно там было.
Тут зависит как и что спрашивать.
Вот рассказывают, что хорошо было в СССР, всем квартиры давали.
А как начнешь вопросы задавать по процессам получения - сразу многое проясняется и уже тон рассказа меняется...
как-то так, да. Прикол в том, что я такое не только у белорусских родственников наблюдал. С болгарами, вот, недавно общался (это не первый раз), так узнал что раньше было ух! Пофиг, что там дыни и персики были в дефиците (в Болгарии, ага, я не путаю), поездка в Грецию - большой праздник и огромное событие и на Золотые Пески - только для избранных, зато ух и ах! "При Бай Тошо беше по-добре", как говорят у них. И это не 70+, а всего-то 45 годиков человеку, в IT, т.е. не бедствует.
Тема самого вкусного пломбира за 20 коп. не раскрыта.
Кстати, сырки в СССР были большой редкостью и дефицитом. Думаю, одно это поднимает современную Беларусь на недосягаемую высоту.
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 11:38
Anonymous
5 ноября 2024, 02:39
1
Думаю, именно из-за дефицита сырков тогда, с ними сегодня такой фетиш и развился.
это старинный белорусский обычай. Покойника на стол, а вокруг с чарками и шкварками. Для дальше Минска и облцентров не ездивших специально поясняю - это не шутка.
Ездившим сильно дальше, не было бы сложно назвать страны, кроме РБ, в которых такой обычай в норме по сей день, причем трупы реальные, а не воображаемые. Но видимо хающие белорусов сами не сильно дальше их забирались.
Anonymous
4 ноября 2024, 13:20
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Интересно, почему беларуским айтишникам, выбирающих Швецию и социализм, интересно пообщаться с Тэтчер и Черчиллем? Может, других имен не знали. Или все таки есть тяга к "сильной руке"? ;)
Мне казалось, что интерес должен быть к Ганди, как к мировому лидеру ненасильственого сопротивления и мастеру консолидации общества, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
Интересно, почему беларуским айтишникам, выбирающих Швецию и социализм
Я с этого тоже поржал. Одной рукой голосуют за страны с выкрученным на максимум социализмом, другой хейтят совок) Вы уж штаны оденьте или крестик снимите.
"Витебское дело" как один из примеров большей справедливости
Anonymous
4 ноября 2024, 20:59
5
Простите, но это какой-то идиотский опрос. По крайней мере в такой формулировке. Полагаю, что многие из тех 40%, что затруднились с ответом, вероятно, столкнулись с когнитивным диссонансом. Это даже не известный вопрос героини Раневской: "Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову — или ехать на дачу?" Хуже. Из разряда: что лучше, чтобы вам оторвали руки или все же ноги?
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 20:59
Забавно смотреть на эти фантомные боли, когда редакция ресурса, давно потерявшая связь с РБ проводит опрос среди якобы живущих в РБ о стране которой давно нет. Забавнее этого только видеть, что результаты обсуждают такие же - давно не живущие в РБ и никак себя (по результатам таких же опросов) и своё будущее с ней не связывающие.
Когда ждать опроса среди польских релокантов об отношении к речи посполитой или вкл?
вы производите впечатление очень мудрого человека, стоящего над схваткой и с грустью наблюдающего за ней. Гляда на вашу грусть я бы подумал, что вам 5000 или даже 6000 лет.
еще забавнее наблюдать людей, которые считают, что СССР следует обсуждать только людям живущим в РБ. Живущим в Литве-то хоть можно? Тоже пост-СССР по такой логике.
А СССР следует обязательно обсуждать, чтобы понять почему за фасадом из "бесплатных квартир", "лучшего в мире образования" и "самого справедливого государства" желание покинуть эту прекрасную страну трактовалось как измена родине. И при этом находились люди, готовые не просто бросить все нажитое (привет современным релокантам, страдающим от сложностей с продажей своих квадратных метров), но и здоровьем и жизнью - и это не фигура речи, с полным пониманием, что никого из оставшихся родственников и друзей они больше не то что не увидят, но скорее всего и поговорить не смогут.
Мы предложили респондентам показать отношение к советскому прошлому через тезис «Во времена СССР в беларусском обществе было больше справедливости».
Тезис сформулирован так, что останавливаешься на каждом слове, потому что оно или имеет множество смыслов, или само вызывает вопрос. А все вместе не имеет одного ответа - как уравнение с множеством неизвестных.
Времена СССР - это период 1922-1991, но 20е, 30е, 40е или 80е - это разные годы. Сам СССР - настолько сложное явление, что любая оценка будет субъективной и заслуживать доверия только если человек в этом государстве жил. А справедливость - одно из понятий, которое каждый понимает по-своему.
Я помню поздний СССР - т.н. периоды "застоя" и "перестройки", которые тоже были разными. Если отфильтровать мои воспоминания по слову "справедливость" (не смешивая те ощущения с сегодняшними) и говорить только о ней - справедливость была одним из девизов того времени.
Мы жили в парадигме построения идеального справедливого общества, то есть, не просто жили, а строили общество будущего ("чтоб сказку сделать былью"). Причем, общество и другие люди были как бы важнее чем ты сам. Например, по этикету, если 2х человек угощали 2мя яблоками и ты первый выбираешь, было принято, чтобы ты выбрал меньшее из них, и наоборот, если выбирает другой человек - большее яблоко достанется тебе.
Врачи заботились о здоровье граждан больше чем сами граждане, сильные о слабых, учителя волновались за оценки учеников больше чем ученики.
Были четкие определения, что "такое хорошо и что такое плохо", в фильмах показывали примеры разных спорных ситуаций, в каждом общественном месте за стеклом висел "моральный кодекс строителя коммунизма", были доски почета и доски позора.
В рамках этой парадигмы ты мог говорить и делать все что угодно. Критика ("конструктивная") даже приветствовалась чтобы "искоренять недостатки", ведь государство строилось для всех, были сатирические журналы, передачи. Но в то время ты и не знал, особенно в молодые годы, что живешь в каких-то рамках - вокруг была интересная жизнь, интересные люди.
Общество помогало, но оно и вмешивалось в твою жизнь. Например, на праздники в общественном транспорте друг друга поздравляли, попутчики в поезде друг друга угощали, за детьми во дворах все присматривали. Но и личной жизнью настойчиво интересовались, на рабочих собраниях могли обсуждать чьи-то семейные проблемы - все с той же целью помочь.
Запрос на индивидуальность тоже был, как и интерес к необычным людям - ими гордились.
В анкете спрашивается о количестве справедливости в беларусском обществе. Но в те времена понятие справедливости в каждой из 15 республик устанавливалось самим советским общественным строем, поэтому трудно рассматривать общество в БССР без его влияния. К слову, когда я сейчас в путешествиях встречаю людей примерно своего возраста из постсоветских стран и стран бывшего соцлагеря, с удивлением обнаруживаю, как нам легко разговаривать друг с другом, потому что есть общее прошлое, которое достаточно уникально.
С распадом Советского Союза "строительство справедливого общества" остановилось. Разорвались все связи, на месте бывших республик государственные институты не сразу сформировались. Люди теряли работу, выпадали из привычного окружения, становились как бы сами по себе, и соответственно конкурентами друг другу. А конкуренция и справедливость не очень легко уживаются.
Само слово "справедливость" довольно быстро исчезло из лозунгов. Появились новые фразы "для эксклюзивного тебя", "вы этого достойны" и т.п. То, что раньше критиковалось, стало модным, и наоборот. Если продолжить пример с яблоками, то уже бы не осуждалось, если бы первый выбирающий взял лучшее яблоко, и не вызвало бы особого удивления, если бы забрал оба.
Но это все фрагменты воспоминаний на тему справедливости, а не полная картина.
Когда ты жил при абсолютно противоположных общественных строях (СССР и 90х), то понимаешь как трудно достигнуть и держать баланс между этими двумя противоположностями. Баланс между индивидуальным и общественным, о котором сейчас много говорят - чтобы хорошо было каждому в отдельности и всем вместе, потому что каждый - одновременно часть всех.
У каждого человека потребность в этом соотношении вообще и в разные периоды жизни разная, в коллективе устанавливается усредненное, которое постоянно меняется с чьим-то приходом или уходом. Поддержка нужна слабым, сильные хотят больше свободы. Но это не обязательно разные люди. Каждый человек в какой-то период времени бывает слабым - как минимум, в детстве и старости, и тогда свобода приобретает другой смысл.
В общем, в каждой стране в каждый момент справедливость выглядит по-разному.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
нехта дудзя абглядзеўся?
99.9% опрошенных не могли жить в СССР и иметь критического мышления, так как на момент развала СССР 45-летнему респонденту было 12 лет. С таким же успехом можно рассуждать о справедливости при жизни в первобытно-общинном строе. Это уже абсолютная история, и, как бы ни кричали некоторые глашатаи, что нужно возвратиться в СССР или Беларусь - это заповедник СССР - все это голые высказывания. Нету в РБ плановой экономики, нет бесплатной медицины, нет очередей за автомобилями. Это, уже, история, и, в жизни так - следующее поколение живет лучше предыдущего. Любого поместить в 70е годы, месяца бы не прожили в той эпохе, так как на работу не знали бы как добраться в переполненном автобусе, два раза в месяц остоять очередь в кассе, чтобы получить зп или аванс, а после работы бежать в магазин, так как тот закрывается не в 23.00, внезапно. Люди любят рассуждать, что была стабильность, у каждого работа, квартира от государства, но, все забывают, какой ценой это все доставалось, и, явно, хотят ничего не делать, как им кажется, как в ссср, и иметь все, что у них есть сейчас, но, бесплатно и лёжа на диване. Не знаю, откуда у них такие знания о ссср, но, большинство активных комментаторов строили бы какой-нибудь бам в тайге, а не в теплом офисе за чашкой кофе рассуждали, как хорошо было, когда все и так давали
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 11:14
Ну перестань, какой БАМ?! Сидели бы по своим НИИ и ВУЗам, гоняли бы чаи, студентов учили, мечтали бы о югославской стенке, ВАЗе или хотя бы Москвиче, и квартире в новом доме, да по кухням власть бы ругали. Зато в Польшу никто не уезжал бы.
из польши джинсы монтана фарцовщики привозили, в нии тайком можно было взять через знакомых. не то что сейчас - пошел и где хочешь какие хочешь джинсы купил
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 13:01
Опять же, Шевчук был молодым и Цоя уже не запрещали. Или еще.
только джинсы стоили ровно 1 зарплату инженера из нии)
"Москвич" был получше ВАЗа. Мечтали "хотя бы" о запорожце.
Ну так 45% и затруднились ответить - все логично. Чего бурчать?
Также кто-то мог почитать источники, спросить у свидетелей СССР (старших родственников) и составить представление.
у меня ближайшие родственники, например, в 2010-х изрядно поменяли взгляды по сравнению с 1990-ми. Сейчас и спрашивать боюсь. То ли возраст, то ли еще что, но факт. Вот и попробуй составь мнение по увлекательным рассказам как оно там было.
Тут зависит как и что спрашивать.
Вот рассказывают, что хорошо было в СССР, всем квартиры давали.
А как начнешь вопросы задавать по процессам получения - сразу многое проясняется и уже тон рассказа меняется...
как-то так, да. Прикол в том, что я такое не только у белорусских родственников наблюдал. С болгарами, вот, недавно общался (это не первый раз), так узнал что раньше было ух! Пофиг, что там дыни и персики были в дефиците (в Болгарии, ага, я не путаю), поездка в Грецию - большой праздник и огромное событие и на Золотые Пески - только для избранных, зато ух и ах! "При Бай Тошо беше по-добре", как говорят у них. И это не 70+, а всего-то 45 годиков человеку, в IT, т.е. не бедствует.
Возраст. Они скучают не по совку, а по молодости и здоровью
Тема самого вкусного пломбира за 20 коп. не раскрыта.
Кстати, сырки в СССР были большой редкостью и дефицитом. Думаю, одно это поднимает современную Беларусь на недосягаемую высоту.
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 11:38
Думаю, именно из-за дефицита сырков тогда, с ними сегодня такой фетиш и развился.
как эти 12% с мумией ужинать собрались?
а от мусолини даже мумии не осталось
все никак не перевернут страницу, не похоронят прах своего вождя
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
это старинный белорусский обычай. Покойника на стол, а вокруг с чарками и шкварками. Для дальше Минска и облцентров не ездивших специально поясняю - это не шутка.
Ездившим сильно дальше, не было бы сложно назвать страны, кроме РБ, в которых такой обычай в норме по сей день, причем трупы реальные, а не воображаемые. Но видимо хающие белорусов сами не сильно дальше их забирались.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Интересно, почему беларуским айтишникам, выбирающих Швецию и социализм, интересно пообщаться с Тэтчер и Черчиллем? Может, других имен не знали. Или все таки есть тяга к "сильной руке"? ;)
Мне казалось, что интерес должен быть к Ганди, как к мировому лидеру ненасильственого сопротивления и мастеру консолидации общества, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
тэтчер и черчилль не боялись принимать тяжелые и непопулярные решения. За что им респект
Я с этого тоже поржал. Одной рукой голосуют за страны с выкрученным на максимум социализмом, другой хейтят совок) Вы уж штаны оденьте или крестик снимите.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
"Витебское дело" как один из примеров большей справедливости
Простите, но это какой-то идиотский опрос. По крайней мере в такой формулировке. Полагаю, что многие из тех 40%, что затруднились с ответом, вероятно, столкнулись с когнитивным диссонансом. Это даже не известный вопрос героини Раневской: "Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову — или ехать на дачу?" Хуже. Из разряда: что лучше, чтобы вам оторвали руки или все же ноги?
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
Пользователь отредактировал комментарий 4 ноября 2024, 20:59
Как айтишник из Белоруссии относится к СССР?
он родился в БСССР и гордится этим
Пользователь отредактировал комментарий 5 ноября 2024, 18:21
Забавно смотреть на эти фантомные боли, когда редакция ресурса, давно потерявшая связь с РБ проводит опрос среди якобы живущих в РБ о стране которой давно нет. Забавнее этого только видеть, что результаты обсуждают такие же - давно не живущие в РБ и никак себя (по результатам таких же опросов) и своё будущее с ней не связывающие.
Когда ждать опроса среди польских релокантов об отношении к речи посполитой или вкл?
вам бы лишь польшу обругать, а вы лучше Президента похвалите, какой он у нас замечательный и молодец что айци создал
Да, Дуда молодец!
вы производите впечатление очень мудрого человека, стоящего над схваткой и с грустью наблюдающего за ней. Гляда на вашу грусть я бы подумал, что вам 5000 или даже 6000 лет.
еще забавнее наблюдать людей, которые считают, что СССР следует обсуждать только людям живущим в РБ. Живущим в Литве-то хоть можно? Тоже пост-СССР по такой логике.
А СССР следует обязательно обсуждать, чтобы понять почему за фасадом из "бесплатных квартир", "лучшего в мире образования" и "самого справедливого государства" желание покинуть эту прекрасную страну трактовалось как измена родине. И при этом находились люди, готовые не просто бросить все нажитое (привет современным релокантам, страдающим от сложностей с продажей своих квадратных метров), но и здоровьем и жизнью - и это не фигура речи, с полным пониманием, что никого из оставшихся родственников и друзей они больше не то что не увидят, но скорее всего и поговорить не смогут.
Обсуждать может кто угодно, но не обсуждает. Вернее обсуждают только в России и тут, это и забавно.
Тезис сформулирован так, что останавливаешься на каждом слове, потому что оно или имеет множество смыслов, или само вызывает вопрос. А все вместе не имеет одного ответа - как уравнение с множеством неизвестных.
Времена СССР - это период 1922-1991, но 20е, 30е, 40е или 80е - это разные годы. Сам СССР - настолько сложное явление, что любая оценка будет субъективной и заслуживать доверия только если человек в этом государстве жил. А справедливость - одно из понятий, которое каждый понимает по-своему.
Я помню поздний СССР - т.н. периоды "застоя" и "перестройки", которые тоже были разными. Если отфильтровать мои воспоминания по слову "справедливость" (не смешивая те ощущения с сегодняшними) и говорить только о ней - справедливость была одним из девизов того времени.
Мы жили в парадигме построения идеального справедливого общества, то есть, не просто жили, а строили общество будущего ("чтоб сказку сделать былью"). Причем, общество и другие люди были как бы важнее чем ты сам. Например, по этикету, если 2х человек угощали 2мя яблоками и ты первый выбираешь, было принято, чтобы ты выбрал меньшее из них, и наоборот, если выбирает другой человек - большее яблоко достанется тебе.
Врачи заботились о здоровье граждан больше чем сами граждане, сильные о слабых, учителя волновались за оценки учеников больше чем ученики.
Были четкие определения, что "такое хорошо и что такое плохо", в фильмах показывали примеры разных спорных ситуаций, в каждом общественном месте за стеклом висел "моральный кодекс строителя коммунизма", были доски почета и доски позора.
В рамках этой парадигмы ты мог говорить и делать все что угодно. Критика ("конструктивная") даже приветствовалась чтобы "искоренять недостатки", ведь государство строилось для всех, были сатирические журналы, передачи. Но в то время ты и не знал, особенно в молодые годы, что живешь в каких-то рамках - вокруг была интересная жизнь, интересные люди.
Общество помогало, но оно и вмешивалось в твою жизнь. Например, на праздники в общественном транспорте друг друга поздравляли, попутчики в поезде друг друга угощали, за детьми во дворах все присматривали. Но и личной жизнью настойчиво интересовались, на рабочих собраниях могли обсуждать чьи-то семейные проблемы - все с той же целью помочь.
Запрос на индивидуальность тоже был, как и интерес к необычным людям - ими гордились.
В анкете спрашивается о количестве справедливости в беларусском обществе. Но в те времена понятие справедливости в каждой из 15 республик устанавливалось самим советским общественным строем, поэтому трудно рассматривать общество в БССР без его влияния. К слову, когда я сейчас в путешествиях встречаю людей примерно своего возраста из постсоветских стран и стран бывшего соцлагеря, с удивлением обнаруживаю, как нам легко разговаривать друг с другом, потому что есть общее прошлое, которое достаточно уникально.
С распадом Советского Союза "строительство справедливого общества" остановилось. Разорвались все связи, на месте бывших республик государственные институты не сразу сформировались. Люди теряли работу, выпадали из привычного окружения, становились как бы сами по себе, и соответственно конкурентами друг другу. А конкуренция и справедливость не очень легко уживаются.
Само слово "справедливость" довольно быстро исчезло из лозунгов. Появились новые фразы "для эксклюзивного тебя", "вы этого достойны" и т.п. То, что раньше критиковалось, стало модным, и наоборот. Если продолжить пример с яблоками, то уже бы не осуждалось, если бы первый выбирающий взял лучшее яблоко, и не вызвало бы особого удивления, если бы забрал оба.
Но это все фрагменты воспоминаний на тему справедливости, а не полная картина.
Когда ты жил при абсолютно противоположных общественных строях (СССР и 90х), то понимаешь как трудно достигнуть и держать баланс между этими двумя противоположностями. Баланс между индивидуальным и общественным, о котором сейчас много говорят - чтобы хорошо было каждому в отдельности и всем вместе, потому что каждый - одновременно часть всех.
У каждого человека потребность в этом соотношении вообще и в разные периоды жизни разная, в коллективе устанавливается усредненное, которое постоянно меняется с чьим-то приходом или уходом. Поддержка нужна слабым, сильные хотят больше свободы. Но это не обязательно разные люди. Каждый человек в какой-то период времени бывает слабым - как минимум, в детстве и старости, и тогда свобода приобретает другой смысл.
В общем, в каждой стране в каждый момент справедливость выглядит по-разному.