Support us

Новые условия. Половина за границей, джуны отмирают. Большой ресёрч ИТ в Беларуси

Каждый год dev.by проводит опрос беларусских айтишников. Так мы мониторим тенденции национальной (и все более интернациональной в 2020-2023) ИТ-индустрии. 

138 комментариев
Новые условия. Половина за границей, джуны отмирают. Большой ресёрч ИТ в Беларуси

Каждый год dev.by проводит опрос беларусских айтишников. Так мы мониторим тенденции национальной (и все более интернациональной в 2020-2023) ИТ-индустрии. 

Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi

Траектория роста ИТ-отрасли в Беларуси отклонилась в сторону стагнации и затухания в 2020–2021 году. Однако устоявшиеся системы инерционны, тогда это был неспешный и не очень массовый тренд. Начало полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года повлекло экспресс-обвал индустрии под весом санкций и токсичности региона. В течение года проблемы технического, этического, финансового характера только углублялись, а надежды «переждать» сходили на нет.

Релокация перестала быть индивидуальным желанием (некоторой) активной части айтишников. Бизнес больше не может строить антикризисные планы и «рассматривать варианты», когда вопрос идёт о выживании его завязанных на Беларусь и соседние страны проектов. Санкции — это надолго, государство стремительно теряет интерес к бывшему «новому» локомотиву роста экспорта и экономики. Тем не менее, переезд — это сложно, дорого и не про всех. 

Тем более важными и показательными будут результаты исследования dev.by по результатам 2022 года. Когда информации всё меньше, данные о глубине  кризиса отрасли могут дать пищу для размышлений и построения прогнозов о личном будущем. 

Первая часть отчёта посвящена портрету беларусского разработчика и позволит понять, как он преобразился за год, который изменил всё. 

Главное в первой части
  • Половина респондентов — за пределами Беларуси.
  • Каждый пятый айтишник Беларуси — не в в Минске.
  • Число новичков с опытом до года сократилось в три раза.
  • С гендерным балансом почти ничего не произошло.

Беларусский интерционал 

Ресёрч dev.by впервые в своей истории (2009-2023) из локального перешёл в разряд международных. Вот только радоваться этому причин нет.

Миграция в большинстве случаев вынужденная, а не «естественная» в рамках мировой конкуренции за знания беларусских айтишников. Уезжающие не освобождают места для новых поколений — они увозят их с собой.

Почти половина опрошенных отвечали на вопросы анкеты из-за пределов Беларуси. Конечно, открытое добровольное анкетирование предполагает, что в нём в первую очередь принимает активная часть аудитории, а в случае dev.by — в основном из коммерческого сектора, и это должно учитываться при интерпретации значений. Тем не менее, сам масштаб значений в динамике 2018-2022 хорошо иллюстрирует тот факт, что миграция была массовая и стремительная.  

Важно отметить: кроме количественного фактора — играет роль и качественный. Релокация связана с ростом расходов — как бизнесов, так и специалистов. Поэтому портрет мигранта будет смещён в сторону специалистов более высокого уровня, которые важны для проектов и востребованы за рубежом. Это печально для индустрии в целом, потому что происходит вымывание интеллектуального потенциала, а не просто масштабирование системы. 

Минск пустеет быстрее

Пусть не такое впечатляющее, но тоже рекордное значение. Ещё никогда доля столицы в распределении беларусских айтишников по городам не составляла меньше 80%. За год показатель откатился более чем на 6%.

Вот только это связано не с развитием региональных центров притяжения, а с активной миграцией минчан за пределы страны.

Региональное ИТ всегда было в среднем более консервативным, поскольку столица высасывала наиболее активные и лёгкие на подъём кадры. Но теперь под давление миграции как компаний, так и специалистов попала уже в первую очередь сама столица. 

Гендерный баланс не изменился

В условиях отъезда в первую очередь айтишников технических специальностей и уровня мидл+ и сеньор+, логично было бы предположить, что релокейт мог оказать влияние на гендерный баланс в отрасли внутри Беларуси. Ведь раразработчики-сеньоры — чаще мужчины, и далеко не у всех из них девушки и жёны также из ИТ, чтобы компенсировать статистику параллельной миграцией. 


Однако реальное распределение по итогам 2022 практически не  изменилось по сравнению с прошлыми годами.

Очевидно, сыграл также фактор сжатия рынка труда смежных специальностей в кризис. В первую очередь оказались больше не нужны (как внутри, так и за пределами страны) беларусские рекрутинговые отделы, маркетинг, пиар и прочие, где доля женщин была традицонно очень высока.

Молодым тут не место

Национальная ИТ-индустрия стала быстрее взрослеть. Если путь параметра «средний возраст» с 27,7 до 29,1 занял целых шесть лет с 2014 до 2019, то сопоставимая прибавка до 31,5 лет прошла в два раза быстрее.

Возрастное распределение стало ещё более ровным в сегменте 25-34 года, в нём всех возрастов по 5%. Выделяется только символический «возраст Христа», которого достигло 6,5% опрошенных, и это самый массовый возраст в этом году.

Фактор миграции здесь особой роли не играет, а влияние оказывает сам по себе фактор кризиса в отрасли. В тяжёлые времена хайрят меньше новичков и активнее избавляются от тех из них, кого успели нанять. 

Это хорошо заметно на примере распределения по уровню опыта у специалистов, занятых в отрасли.

Число новичков, которые попали в отрасль буквально в прошлом году, снизилось в три раза до критических 3,3%. За всё время наблюдения даже в кризисные годы этот показатель не опускался ниже 7%. 

Поскольку найм новеньких сжался, все остальные интервалы распределения по опыту нарастили свои доли.

Специалисты, которые сейчас обладают опытом в 1-2 года, успели вскочить в буквально смысле в последний вагон. Больше всего долю нарастили самые опытные специалисты, в резюме которых 7+ лет участия в проектах. Их стало больше сразу на 3% — и наконец-то преодолена символическая веха в треть от всех занятых в индустрии. Самые квалицифированные кадры остаются востребованными и в кризис, от них избавляются только в самых критических случаях. 

Джуниоров впервые за всё время наблюдений меньше 10% от общего числа занятых в индустрии.

Их доля сократилась сразу на треть за один год — до 9,1%. Примерно на те же 5% выросла доля Senior.

Судя по темпам падения числа начинающих айтишников, которые вошли в отрасль лишь в прошлом году, уже в 2023 году джуниор-статусом будет обладать в лучшем случае каждый двадцатый. Осторожно, двери закрываются.

По ролям на проектах без перемен

Серьёзных изменений по доле каждой профессии на рынке труда мы не заметили.

Разработчиков, тимлидов и тестировщиков в относительном плане стало немного больше, чем в прошлом году, но эти колебания укладываются в картину последних нескольких лет. Релокация и сокращения проектов происходят почти без изменения сложившейся системы работы и распределения обязанностей.

Если проект переезжает или исчезает, то затрагивает это сразу всю команду, а не отдельные роли. 

Однако если суммировать прирост по ролям у основных технических направлений, то можно зафиксировать, что он произошёл за счёт сокращения доли «других».

В частности, PM. Менеджеры проектов «сократились» до значения в 3,2% — на одного пиэма приходится уже 14 разработчиков и 4,5 тестировщика.

Уменьшение доли замечено также у позиций/ специальностей развития и роста — продажи, рекрутинг, маркетинга. 

Представители наиболее масссовых профессий — разработчики и тестировщики — синхронно добавили общие для индустрии 6-7 месяцев к среднему возрасту.

При этом старше сразу на год+ стали усреднённые менеджеры проектов. Развитие негативных тенденций оставляет в игре наиболее опытных участников разработки из тех, кто не производит непосредственно конечный код. А ведь в старые добрые времена были и вакансии джуниор-PM, от которых остались лишь воспоминания. 

Посмотрим на гендерный аспект. Число разработчиц и тестировщиц даже немного увеличилось по сравнению с прошлым годом. А среди дизайнеров, например, доля женщин стала больше сразу на 10%.

Относительные значения демонстрируют, что кризис не особо повлиял на гендерные предпочтения работодателей.

При этом почти не изменившияся доля женщин в индустрии — при небольшом росте в самых массовых специальностях — свидетельствует о том, что и здесь жертвами ситуации стали «другие». HR и Recruiting отделы, например, могут по-прежнему состоять на 90% процентов из женщин — вот только в количественном смысле они стали критически меньше. 

В образовании сохраняется паритет

В период бурного роста ИТ наши ресёрчи показывали, что доля главных кузниц кадров — БГУИР, БГУ и БНТУ — постепенно снижалась. Рынок бодро впитывал обладателей непрофильных дипломов.

Однако в последнее годы тут особых изменений нет. Рынок застыл, приток новых кадров радикально сократился, а вузы в основном остались на своих позициях. 

БГУИР и БГУ обменялись одним процентом: первые добавили, вторые сделали шаг назад к показателям 2020 года.

Из непрофильных стоит отметить продолжение роста значения МГЛУ и сокращение значимости «нархоза».

Немного выросла доля самоучек, но это скорее из-за снижения числа новеньких с профильными дипломами.

А вот те, кто смог войти в ИТ без высшего образования раньше, вцепились в отрасль накрепко. 

Вопреки сложившемуся равновесию в гендерном плане на основных факультетах, в 2022 году доля женщин с основных технических факультетов БГУИР (КсиС и ФИТУ) уменьшилась. В вот у аналогичных факультетов БГУ (ММФ и ФПМИ) наоброт рванула вверх. В последнем — до четверти от всех выпускниц, работающих в беларусской ИТ-индустрии. При этом РФиЭ из того же БГУ «потерял» сразу треть от доли женщин по сравнению с предыдущими годами. 

Каких-то особых изменений не отмечено и в родах занятий представителей ведущих факультетов. За исключением аутентично-программерского КсиС, более 60% выпускников которого занимаются непосредственно программированием. Для остальных факультетов этот показатель — меньше половины. Разве что ФИТУ, но и он колеблется у отметки в 50% год от года. 

Снижается доля технических и командных лидов (и понемногу растёт число QA и «других») среди выпускников ведущих семи факультетов. Впрочем, тектоническими сдвигами это назвать нельзя, в целом диспозиция сохраняется.

JavaScript остаётся самым популярным языком программирования среди выпускников всех топ-факультетов. Если он не возглавляет список единолично, то как минимум делит первое место с другим фаворитом. Не факт, что он у всех респондентов основной, но знать его необходимо очень часто. Близкий JavaScript’у TypeScript всё чаще забирает 2-3-е места.

КсиС остаётся последним бастионом .NET, даже в ФИТУон на задворках.

В БГУ Python уже практически сравнялся в популярности с Java, которая лидировала там раньше.

PHP уходит в небытие. Только среди выпускников кузницы программистов КСиС остались его суровые адепты. 

Резюме

Беларусская ИТ-индустрия вошла в настолько крутое пике, что все разговоры и воспоминания про идеальные штормы и другие кризисы меркнут.

Огромное число айтишников уже выехало за рубеж, и этот процесс, хоть и с меньшей интенсивностью, продолжается. 

Набор новых кадров сжался до минимума за всё время наблюдений, и нет предпосылок на его скорое восстановление. 

Портрет беларусского айтишника при этом практически не изменился — более-менее плавно эволюционировал. Вопрос в том, что половина участников анкеты уже за пределами Беларуси — и постепенно намечается разрыв этой самой национальной ИТ-индустрии на две части. 


dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 210 читателей поддерживают нас донатами.


Помогите нам выпустить следующие три части ресёрча:

Через Patreon

Из Беларуси — через Donorbox.

И ещё криптой, тут кошельки.

Спасибо, что прочитали это сообщение.

Индустрия-2020 и 2021, предыдущие анкетирования
Как рынок ИТ-вакансий пережил зиму. Новые антирекорды
Как рынок ИТ-вакансий пережил зиму. Новые антирекорды
По теме
Как рынок ИТ-вакансий пережил зиму. Новые антирекорды
Вымыло инновации зато и «токсиков» тоже? Что с ИТ-кадрами в Беларуси и мире
Вымыло инновации, зато и «токсиков» тоже? Что с ИТ-кадрами в Беларуси и мире
По теме
Вымыло инновации, зато и «токсиков» тоже? Что с ИТ-кадрами в Беларуси и мире
Присоединяйтесь к сообществу dev.by

Читать

Читайте также
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое  Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).  Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации). 
8 комментариев
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами. Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод. Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
11 комментариев
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
15 комментариев
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Айтишники (и не только) жалуются, что им звонят по телефону из школы IT Overone и предлагают курсы для вхождения в ИТ без первоначальных навыков и английского. 
4 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

-14

Белайти держится только за счёт офшерных льгот.
Убери их и все "белорусское чудо" посыпется.

15

что такое льготы ?

в статье пишут что оно не посыпалось, а разваливается с перспективами очень длительного процесса восстановления, т.к. очень быстро вымываются носители знаний.

ПС: кстати, про ИТ это известнго потому что эту информацию публикуют открыто. В других отраслях все выглядит несколько иначе - из за недостатка финансирования и низких заработков носители знаний просто умирают от старости не имея последователей которые знания перехватят.

ПС2: это в ИТ что бы студента научить - взял комп, скачал, показал. А в отраслях с упором на промышленность - стенд вышел из строя, лаборант уволился, профессор умер, единичный производственник который знанием полученным от профессора пользовался уехал в другую страну. Тех процесс некоторое время по инерции поработал и начал сбоить, а потом упал - потому что назначенец понятия не имеет о чем он вообще. И вылазит ситуация - что бы запустить производство, нужно потратить десятилетие на восстановление знаний.

ПС3: мы относительно легки на подъем и с большего не привязаны к месту. можем удаленно делать довольно большой кусок работы. На производствах условия куда более ограниченны и людей которые понимают "где нужно стукнуть, а где ниточку подложить" что бы убрать легонькую царапину на условных "хайэнд подшипниках" не так уж и много.

ПС4: тех процесс стоимостью в миллиарды $ дубинками и американками не создаш, только навоз в землю можно заставить закапывать и простым ручным трудом заниматься. Велкам ту средневековье.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 10:13

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-21

Если это хай-тек производство только кому-то нужно. Перспективнее (!!!) и это не шутка - делать упор на выращивание пшеницы и картофеля. Айци приходит и уходит, а кушать хочется всегда. А обслуживающий "умный" персонал будут из Вьетнама или Кореи заказывать.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 10:20

15

флаг в руки, барабан на шею

3

и телевизор не спешить выбрасывать, потому что интернет увядает

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

4

Во всех развитых странах доля с/х меньше 2%. Даже в Нидерландах. Поэтому ваша не шута превращается в глупость

-3

что такое льготы ?

Странный вопрос. Классическое определение - преимущества по уплате налогов по сравнению с остальными

-3

странное определение ущемления других отраслей в развитии по сравнению с ИТ.

-8

Согласен. Чем айтишная компания лучше колхоза.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 10:32

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
6

Какие льготы имеет айтишка? сейчас из весомого это только не доплата в ФСЗН. А так айтишка это чистый экспорт.

В Беларуси есть куда более паразитирующие вещи - это "свободные экономические зоны". Они не просто не платят налоги, а имеют отрицательные - забирают наши с вами(беларусов в РБ) налоги.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 10:42

-5

Какие льготы имеет айтишка? сейчас из весомого это только не доплата в ФСЗН.

В основном эта льгота и дала толчок экспорту. Уберем ее и хана. Причем неважно кто уберет. Нонешняя власть или следующая.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

Нонешняя власть или следующая.

Ну а вот демократическая власть, может это наоборот на всю страну распространить проведя пенсионную реформу - оформив пределы минимальной пенсии, а далее позволив работнику самому выбирать, сколько доплачивать в свою же пенсию

-5

Ну а вот демократическая власть, может это наоборот на всю страну распространить

Откуда брать деньги в бюджет в таком случае?
Офшорные льготы имеют смысл только в случае привлечения иностранного капитала. Думаешь кому то наши колхозы нужны?

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0

Откуда брать деньги в бюджет в таком случае?

Взносы ФСЗН не попадают в бюджет. За бюджет получают пенсии только милиционеры и военные - это называется социальной политикой Беларуси. А так да, власти принимают иногда популистические решения и повышают пенсии, чтобы добиваться одобрения своих действий у пенсионеров, тогда и приходиться докидывать денег в ФСЗН

-2

Взносы ФСЗН не попадают в бюджет.

Ты взял вего лишь одну кривую реализацию.
Ну в принципе можем обсудить и ее. Как ты думаешь, много ли людей сможет реализовать возможность самостоятельного добровольного накопления пенсии?
Вопрос о том, что минимальная обязательная пенсия с обязательными отчислениями тоже может не работать от слова совсем. Хотя бы по причине ифляции.

1

2spksfan

"Откуда брать деньги в бюджет в таком случае" - максимальная автоматизация процессов обслуживания населения и переход на локальные управления, где "общак" идет на социальные программы либо на критические направления, которые закрывают основные проблемы.

Безработица закрывается "безусловным" доходом (ну почти безусловным, под обязательсва бузусловщика учиться и делать как минимум то, что не вредит)

А так же вручение в руки налогоплательщиков "дубин", которые они законно смогут использовать что бы спрашивать с тех кто их налоги респределяет.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 15:05

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

При работе на территории Польши обязательные выплаты в фонд будущей пенсии составляют 19,5% от общего заработка. Из них 12% вносится в Государственный фонд, а 7,5% — в открытый.

в Польше 20%, а в РБ 35% - пенсия в РБ в разы меньше польской, значит деньги идут куда-то не туда

Хотя бы по причине ифляции.

Накопительная часть. Эта часть отчислений поступает от работающих людей (от зарплаты) в т.н. открытые пенсионные фонды – коммерческие структуры, лицензированные государством, занимающиеся увеличением вложенных средств. Зачастую в Польше этим занимаются банки и другие финансовые учреждения. Такой фонд определяется человеком самостоятельно.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 15:19

0

https://www.youtube.com/watch?v=GLv8J7ih7EQ

[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

как думаешь - что произойдет, если производители САПР, и другого промышленного ПО остановят продажи и ослуживание ПО и параллельно будет введены санкционные ограничения, что все производства которые пользуются импортным ПО не легально попадают под торговые ограничения.

сапр - это мелочевка, но возьмем например операционки, офисные пакеты, облачные решения, набор инструментов для автоматизации процессов от программаторов микроконтроллеров до баз данных - думаешь эффект будет незначительным ? пока то, что сейчас повводили - это мелочи по сравнению с тем как можно рубануть экономику. Пока все то что вводили, с соблюдением ряда условий относительно безболезненно можно отменить, за 10 лет отыграть до уровня 19 года получится, пока люди все не растеряны и у небольшого количества уехавших есть желание вернутся, но, вот более серьезное давление которое будет иметь долгосрочный эффект 10 лет может увеличить до 25-30

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-2

@Serg123 мне кажется в Северной Корее это уже давно есть, но можно ж просто воровать и все

0

@fallinmyhand

конечно можно, с закрытым доступом на внешние рынки можно заниматься самообеспечением. Натуральное хозяйство никто не отменял, утрирую конечно, но профессия кузнец в с/х станет очень востребованной.

0

@fallinmyhand

вступлюсь за предприятия из СЭЗ. Они действительно могут получать возврат по НДС при условии, что они купили что-то для своего производства с учетом НДС, а потом продали заграницу с нулевой ставкой, разумеется. Если идет только продажа за границу, то по НДС действительно может быть минус.

Конечно, отдельную историю составляют другие налоги, но НДС это самая крупная статья поступлений в бюджет.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-2

нечего за них вступаться - там производства нету - чисто реэкспорт и возрат НДС составляет куда больше чем остальные налоги. Но создают это для получения валюты

-4

fallinmyhand,
"пенсия в РБ в разы меньше польской,"

Надо видеть и другую сторону.

Мы здесь уже прикидывали сколько стоит отопление среднего дома на семью в январе.
В Польше при цене газа 3 зл. за один м. куб. и расходе 400 м. куб. это оказалось порядка $290.
В Литве при цене газа € 0.9 за один м. куб. и расходе 400 м. куб. это оказалось порядка € 360.

Ну дык. Как живётся пенсионерам в Польше и Литве с их намного большими пенсиями?

В Беларуси ....$ 28.

-1

@fallinmyhand
Даже если банальный реэкспорт, и условный купленный болт, купленный с НДС в РБ, был отправлен на экспорт, то возврат НДС это нормально ,учитывая, что его поставщик уже заплатил.

2

vivkine
вы хотите сравнить уровень жизни пенсионера в Польше и РБ, которые проживают в доме на 400 квадратов?))) Можете еще сравнить расходы на топливо у пенсионера в Польше и РБ, которые постоянно водят автомобиль с двигателем на 6 литров.

Вы лучше сравнивайте остаток после оплаты коммуналки типовой квартиры, в какой живет пенсионер, стоимость и доступность лекарств, возможность пройти условное МРТ при необходимости (в Речицком районе год очередь, если верить госСМИ, а за это время можно или выздороветь или переехать на кладбище на ПМЖ).

3

2serg123

Откуда брать деньги в бюджет в таком случае" - максимальная автоматизация процессов обслуживания населения и переход на локальные управления, где "общак" идет на социальные программы либо на критические направления, которые закрывают основные проблемы.

Я не верю в быстрое разрешение проблем при смене власти. Вот такой я писсимист.
На мой век хорошего в Беларуси я скорее всего не дождусь

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

естественно быстро не будет если всех ябатек не заселить в резервации в Лиозно

Anonymous
Anonymous
6

Про перехват знаний: нечего там перехватывать, технологическая составляющая бел промышленности на уровне студента, который при должном обучении в вузе (при желании, в вузе у нас можно хорошие знания получить) без проблем разберётся.

12

Эти льготы едва ли компенсировали все те гири, которые в принципе висят на любом бизнесе в РБ.

Так что можно и наоборот сказать: убери всех этих [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] от регулирующего руля в РБ - и айтишка расцветёт без всяких льгот. И не-айтишка тоже.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 14:06

zdravstvuyte-ya
zdravstvuyte-ya конь в пальто
4

Первый толковый коммент за весь тред.

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
13

Дзякуй!

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
4

Раз вакансий для джунов нет, то как скоро позакрывают специальности в вузах? Они ж по сути учат тех, кто будет эмигрировать в Польшу)

4

Зачем закрывать? Сколько платников будет, столько и набирать.

Anonymous
Anonymous
5

Согласен, пока деньги платят, никто не шевельнётся

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

ну вот врятли там очень большие деньги от этого имеют - скорее позволяет оплачивать зарплаты тем, кто обучает бюджетников

Anonymous
Anonymous
5

А для гос структуры этого достаточно, лишь бы меньше из казны просили. Те, кто обладает достаточным интеллектом, идут на бесплатное (олимпиадники и просто толковые ребята). А вот для поддержания штанов нужен штат плательщиков. Капитализм, ничего личного. Хочешь, учись и создавай технологии, нет - диплом в рассрочку на 5 лет (с обязательным посещением корпуса).

3

Те, кто обладает достаточным интеллектом, целенаправленно выбирают платное, чтобы не отрабатывать за три копейки по распределению. Благо заработать себе на образование интеллекта хватает

0

Выбирают платное те, кто знает, что его устроят на работу хотя-бы за 3000 тыс рублей. Иначе смысл отдавать 10 тыс долларов.

1

скорее просто ВУЗы закроют (т.е. будут ПТУ под их марками с признаваемыми только на руси и в Венесуэлле дипломами)

Anonymous
Anonymous Developer в GameDevelopment
35

Важно не забывать, что весь этот отток и падение бел. айтишки не вызван какими-либо объективными причинами. У проблемы есть очень конкретная причина и фамилия. Самое печальное, весь трэш ради ничего.

-18

Дело не в нем, а в нас. Если мы сами не хотим ничего менять, то кто же нам злобный враг?

Anonymous
Anonymous Developer в GameDevelopment
25

Кто ж сказал что сами не хотим менять? Очень даже хотим, и, как показывает ресёрч, очень даже меняем. В рамках своих возможностей. Уговаривать вооружённых [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] и идти на них с цветами больше никто не хочет. Выбор уже десятков тысяч - свалить и попробовать устроить свою жизнь подальше от агротреша, вранья и беззакония.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
5

ну среди айтишников "застабилов" тоже хватает, вон работают на режим и радуются что айтишникам ФСЗН скидки, и говорят как плохо в иммиграции было бы.

А борьба в том и подразумевает, жертвовать чем-то сейчас - чтобы в будущем было лучше

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 11:45

fabulius 91
fabulius 91 CEO в Предприниматель в Польше
-1

Еще добавьте в список симпатизирующих, тех кто уехал и понял что запад это не молочные реки и кисельные берега, а циничный капитализм.

1

Смотря где циничный капитализм. Даже США уже меняется к лучшему. А про Скандинавские страны я вообще молчу. ПО сравнению с ними это у нас циничный капитализм.

-1

А борьба в том и подразумевает, жертвовать чем-то сейчас - чтобы в будущем было лучше

Надо уже определиться, жертвуете вы чем-то или живёте как в раю

-6

Ну так и получается, что выбор свалить это выбор всего десятков тысяч. Остальных если что то и не устраивает, то только на словых.

Anonymous
Anonymous Developer в GameDevelopment
11

Кто ж сказал что сами не хотим менять? Очень даже хотим, и, как показывает ресёрч, очень даже меняем. В рамках своих возможностей. Уговаривать вооружённых [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] и идти на них с цветами больше никто не хочет. Выбор уже десятков тысяч - свалить и попробовать устроить свою жизнь подальше от агротреша, вранья и беззакония.

-14

начинаете прозревать, что светка вас с цветами обманула, это хорошо. возвращайтесь и работайте, искупайте вину за свои действия.

-1

Науседа окончательно открыл карты.

14

"светка с цветами" не обманывала, это просто был первый акт: попробовать по-хорошему.
Будет и второй, по-плохому.

1

Будет и второй, по-плохому.

Как жаль, что вы тут никаким боком)

-2

Не пойму, ты или такой плохой троль, или [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

А я не пойму, как у него получается провоцировать народ, явно же человек троллит)))

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

16

Железный занавес уже опущен, ставятся клапана на отдельные щели. Подумайте о будущем своих детей. Бегите, глупцы.

0

Занавес без Украины невозможен

16

Украина уже на стороне свободного мира, этот вопрос уже решен. А вот у Беларуси возможны варианты.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

согласен, когда Украина выйграет и освободит свою территорию, у Беларуси будет меньше шансов на свободу

-2

Ух, жалезный занавес, ух, страшна.
Вы прям как мальчик, который кричал "волки", уже который год железный занавес падает?

Подумайте о будущем своих детей

Когда отказ от мовы оккупантов?

Bobik Gavkalo
Bobik Gavkalo Грызу кости в БУДКА_У_ЗАБОРА
1

Тебе интернет давно не отрубали?)) Ну ничего, пока жуеться сено под Ютубчик, все норм? Да?

Anonymous
Anonymous
-3

dev.by, как и другим честным медиа,

чэсным, поправьте

Anonymous
Anonymous
-22

Ну, кстати, одна из самых неприкрытых статей за последнее время по части пропаганды.

16

Аж интересно, а где ты в статье пропаганду увидел? Тараканы нашептали?

Anonymous
Anonymous
-15

Весь сайт - одна сплошная пропаганда. Оппозиционная, но все же.
Возможно, для вас это открытие, понимаю.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 19:28

2

Хосподя... Давай тогда уже считать, что любой сайт сплошная пропаганда чего либо. И делится на две категории. Первая, которая не нравится твоим тараканам. Это 100599% пропаганда. Вторая, которая им нравится. Ну это так себе. Почти не пропаганда. 😁

-1

Так и есть, и там, и там пропаганда.
Есть та, которая вам не нравится, а есть та, которая нравится. Везде лгут, но в одной лжи платят больше денег и душат тех неугодных, которые вам не нравятся. В случае РБ в категорию "неугодных" попадаете вы сами и вас душат, вам не нравится, вы убегаете. Всё просто.

1

Ну так ответь на вопрос. Нафига кричать о пропаганде на этом сайте, если она кругом?
А с чего ты взял,что я попадаю в категорию неугодных в РБ?

-1

@spksfan, если честно не понял первого вопроса
Ответ на второй вопрос:
Ну ты ведь недоволен положением дел в РБ, поэтому и попадаешь.

15

пропаганда чего, ИТ ? Политику в ИТ давно нет смысла пропагандировать при раскладе 97/3 (хотя уже вероятно 99/1).

-2

а 1% это кто ?

4

ИТ роту технически же можно в ИТ записать.

-2

лепей прамаучу :)))

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
5

социология = пропаганда? выборы - терракт?

2

открытая социология в Беларуси - это подрывная деструктивная деятельность нарушающая стабильность

Anonymous
Anonymous
0

Напрягитесь, сформируйте запрос получше и обратитесь позже.

7

А если (или когда) подъедет пакет санкций запрещающий импорт ИТ услуг, то станет ещё веселее.

Хитрые работадатели найдут способ обойти, назовут себя не iTechArt, а zaBelarusTechArt, но при этом у них будет 100500 причин обосновать низкие зарплаты или ваше сокращение.

3

zaBelarusTechArt
и лозунг "му уволим вас быстрее чем примем на работу"

2

Ну этот пакет санкций такими темпами не подъедет никогда. А вот уход райфайзена с рынка СНГ действительно сделает все еще веселее.

7

Низкий поклон оставшимся в Беларуси оптимистам. Надеюсь ваши дети уже в безопасности.

-3

Вам тоже удачи. Надеюсь вы никогда не вернетесь.

0

Не понимаю вашей радости. Или думаете холопов на ваш век хватит, а дети уже смогут на наворованном как-то прожить, возможно в других странах.

-1

Белорусское айти сейчас звучит примерно как Афганская космическая программа

-2

первый афганский космонавт побывал в космосе в 1988 году, задолго до того, как в Белоруссии айцю создали. а еще раньше , в Замбии планировалось построить ракету из аллюминия и меди, чтобы отправить в космос Мату Мвамбу и двух котов. Надо будет, мы тоже указ напишем и станем космической страной. только сначала разберемся с врагами, что стабильность 30 лет расшатывают

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 15:11

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-2

Ну, просто до ближнего космоса ракету изготовить и доставить не сложно, вопрос только в "что полезного она туда доставить сможет"

Труба, нужное топливо, управляемые стабилизаторы для первых 25км, маленький контроллер с аккумом, немного шаманства с изменяемым центром масс для управления вектором тяги в безвоздушном пространстве - этого более чем достаточно, что бы трубу на сотню км вверх закинуть

5

"джуны отмирают"
"Их(джунов) доля сократилась сразу на треть за один год — до 9,1%. Примерно на те же 5% выросла доля Senior."
Джунов стали гораздо чаще апселлить как мидлов, прямой результат вывода в аутсорс всего и всея на фоне финансового кризиса.
нервы--
зарплаты++

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 15:19

0

Резюме
Беларусская ИТ-индустрия вошла в настолько крутое пике, что все разговоры и воспоминания про идеальные штормы и другие кризисы меркнут.
Огромное число айтишников уже выехало за рубеж, и этот процесс, хоть и с меньшей интенсивностью, продолжается.

Резюме на резюме. :)
То, что происходит в белорусском ИТ сейчас не может не вызывать сожаления, но не бывает абсолютного зла и во всем темном можно найти светлое ИМХО.

Знания не утекли из страны, уехало много носителей знаний - это факт, но в современном глобальном мире физическое местонахождение носителя не имеет никакого значения. Поэтому, как только условия ведения бизнеса в стране изменятся к лучшему, а они изменятся - я уверен, откат знаний произойдет мгновенно вслед за вернувшимися и вновь созданными компаниями. И то, что сегодня видится минусом - отъезд многих опытных разработчиков, станет плюсом для тех, кому сейчас особенно тяжело - джунам, им будет проще найти себе место в индустрии.

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 18:48

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

если бы так, но люди уезжают вместо с заказчиками, а с гос предприятиями таких зп и опыта уже не будет

2

Рабочие места дают не люди, а компании. Счастья уехавшим, но даже если почти никто из них не вернётся - это не приговор индустрии. Их отъезд не причина стагнации индустрии, а следствие. Устранятся причины и свято место пусто не будет: придут новые компании и наймут/обучат новых людей. Очень странно объяснять уехавшим, что мир глобален. Мозги и капиталы перетекают очень быстро вслед за изменившимися условиями. Даже огромные современные заводы строятся за пару-тройку лет при наличии заинтересованности, чего тут говорить о такой индустрии как ИТ - изменятся условия и через год всё заколосится как прежде, а то и пышнее.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

ты можешь хоть по всем колхозам заявки отправить, но таких заказчиков как были - не найдешь. Те же китайцы не отдадут тебе свой хлеб

0

таких заказчиков как были - не найдешь

И не говори. И мороженого такого вкусного, как в детстве, уже не будет. Как современные дети живут - ума не приложу.

Anonymous
Anonymous
3

Кстати, не факт.. китайцы уже достигли уровня зп больше нашей во многих областях. Скоро они будут на оутсорс отдавать другим странам, в том числе и РБ

0

в Китае в среднем городе зарплата 3000$ , в Минске $300.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

Информационные технологии 29 340$ в год

аххаха, судить по зарплата в Китае по айтишникам

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

а так Китай это страна с избытком рабочей силы, айтишники там работают 699. Сейчас Китай ищет неудавшиесе страны, которым можно всочить кредиты и чтобы строили сами же китайцы

-1

это зарплата в Китае у всех такая средняя ,у ит ещё выше.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

По данным международных аналитиков, средняя зарплата в Китае в 2023 году составляет около 1.227 долларов США или 106 тыс. юаней в месяц.

-1

Работник на Поиск товара для Амазон в Гуанчжоу
Разнорабочие - Рабочие специальности
3200 $
Китай (Гуанчжоу)
3 часа назад
Агентство по трудоустройству за границей Work\EU
Агентство
Контактное лицо:
Телефон: Показать телефон
Посмотреть отзывы о компании ⟶
Без опыта
С проживанием
Сезонная работа
Без языка
Рабочая виза
Для всех

Условия работы - ходить по выставкам и рынкам фоткать и спрашивать описание у продавцов! только новые товары

Обязанности - в день по 40-50 товаров

Пользователь отредактировал комментарий 30 мая 2023, 13:46

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

@itvisio в ТГ вообще по 2k$ в день пишут

-1

я привел пример официальной рекламной площадки ,а ты привел пример из [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement].

4

Осталось только задать мой коронный вопрос. Когда же это будет? Более года назад твое вангование оказалось ниочем.
Если это будущее, о котором ты рассуждаешь, наступит лет через 30, то для меня лично это равносильно "никогда". Не вижу смысла рассуждать о сферическом коне в вакууме. Точно так же, как и рассуждать о том, как делают твои оппоненты, о прелести либерально-прозаподной смене власти.
Будет плохо. И долго.

-2

Не вижу смысла рассуждать о сферическом коне в вакууме

Не рассуждай. Или кто то за язык тянет?

1

Этакий детсадовский ответ. Хорошо, отвечу на том же уровне детсада. На уровне воспитателя. Андрюша, если ты не понял, то это я о твоих пространных рассуждениях ниочем. О твоём сферическом коне в вакууме. 🐣

0

Лет через 30 как раз ипотеку в Польше выплатишь)))

2

через 30 лет экономика польши придет в упадок, а в Белоруссии будет стабильной. сдавая бел.итишнику бетон в новой боровой , хватит жить в польше и еще останется рублей на путешествия

Пользователь отредактировал комментарий 29 мая 2023, 22:14

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

Да, я не буду торопиться с выплатой. Не вижу смысла.

-2

Хз, я может уеду еще куда-нибудь.
Как кто-то тут хорошо написал, туда - где "не разбираются в сортах русских"

-1

Как кто-то тут хорошо написал, туда - где "не разбираются в сортах русских"

Да едь куда хочешь. Тебя кто то за национальность чморил?
Да и вопрос с жильем не проблема. Пока оно растет в цене. Продал и все. А даже если и не растет. Надо деньги - продал. Не надо - не продал.

-1

spkfan,

"Да и вопрос с жильем не проблема. Пока оно растет в цене. Продал и все. А даже если и не растет. Надо деньги - продал. Не надо - не продал."

А что уже купил жильё в Польше?
Или это всё пока в мечтах. И живёшь на съемной, и деньги уходят на оплату безвозвратно.

0

А что уже купил жильё в Польше?

Есть такое в планах. Кроме жилья в РБ и тут не помешает.

-4

Очень маловероятно, что экономика польши придет в упадок. Власти начали перенимать опыт из РБ и уже планируют раздавать ипотечные кредиты под 2 процента годовых при инфляции больше 10. Говорят еще пенсий платят больше 12 раз в год, медицина бесплатная, как и в РБ, а главное что доступна всем. Просто нужно немного подождать.
Еще аборты делать нельзя, + европейская раскрепощенность, и проблема с деторождением и наполнением в будущем пенсионного фонда явно не стоит.

Так что не переживайте, если курс не поменяется, англо-саксы не будут мешать, будет тоже тут все стабильно.

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-3

Что вы курите? Ах да, в Польше с наркотой к сожалению печально всё.

3

все нормально в Польше, как и других цивилизованных странах ,в отличии от [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement].

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-3

экономика польши

Экономика польши - может быть и не упадёт. И банки будут жировать как и сейчас. Только от этого простым полякам не легче будет. Даже хуже. А восточным мигрантам и подавно;
Я слышал, что уже сейчас поляки с ипотекой платят больше на 20% - 30% по сравнению с 2021 годом.

3

кроме слышал,что только методички читаешь.

-1

До 2020 г. ипотека в Польше была под 3%. Сейчас порядка 9%.
Да и жильё в Варшаве подорожало за это время на процентов 35.
А снять квартиру в Варшаве сейчас раза в два дороже чем три- четыре года назад.

1

А снять квартиру в Варшаве сейчас раза в два дороже чем три- четыре года назад.

В который раз хочется узнать источник информации
В который раз я останусь без ответа.

-1

Осталось только задать мой коронный вопрос. Когда же это будет?

Мб не стоит пытаться в анализ, когда не можешь ответить на очевидный вопрос? А ответ, что-то улучшится, когда закончится война.

Пользователь отредактировал комментарий 30 мая 2023, 16:39

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

Zhan Chubukou
Zhan Chubukou B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
2

Нету никаких признаков, что там (в РБ), что-то изменится в лучшую сторону. Нету даже признаков, что там есть какие-то точки роста для ситуации "если вдруг изменится". Я бы описал расклад в белке по ИТ, как "приехали". На этом бывшем драйвере роста можно поставить крест и стоять он там будет долго и крепко.

0

Насчёт знаний согласен. Слишком все глобально и как только будет спрос и деньги уехавших не долго нанять назад.

-3

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-3

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

Не знаю всей схемы в РБ, но в той же Польше размер взноса в местный аналог ФСЗН влияет на размер декретного, пенсии, больничного и т.д. В таком случае РБшные льготы по взносам выглядят довольно сомнительно. Типа вы в ФСЗН не платите, но и пенсия будет копеешная, декретный две копейки, больничный по нижней планке и т.д. Сомнительная льгота.

-1

пенисия у белоруссов будет справедливая, честно посчитаная соцстстрахом. а вот гарантий что поляки с пенсией не обманут через 20..30 лет нету

Пользователь отредактировал комментарий 2 июня 2023, 01:58

гр. О.  Бендер
гр. О. Бендер Капитан в свободном плавании
2

Молодец, уже тоньше набрасываешь, возьми пирожок.

aem-dev
aem-dev Software Developer в JDG
0

жалко молодняк - для большинства в рб дверь в айти будет закрыта (из-за нулевого спроса на джунов)