«Каторга». Разработчица честно рассказала о нелюбимой работе, которую страшно терять
Татьяна — разработчица в крупной аутсорс-компании и известный фотограф-блогер c 80 тысячами подписчиков. Пришла в ИТ более 10 лет назад, всё это время работала в одной ИТ-компании, но считает, что как программист ничего не добилась. А сейчас лишилась работы из-за кризиса — и переживает ещё сильней.
По просьбе devbу.io она рассказала о нелюбимой работе, которая приносит деньги, но доводит до невроза, при этом терять её не менее травматично.
«Вот есть люди, у которых нет слуха. А у меня такая история с программированием»
По образованию Татьяна — психолог, но в поисках занятия с более высокой оплатой труда перепробовала много подработок и в итоге устроилась hr-специалистом в крупный аутсорс.
Мне очень повезло в своей же компании попасть на внутренний проект, где специалистам, которые хотели перейти в разработку, помогали доучиться, получить более глубокие знания по Java и даже потренироваться проходить интервью. Это был очень крутой проект и опыт. После него я почти сразу прошла собеседование и перешла из эйчаров в разработчики.
Первое время у меня была эйфория от того, что у меня это получилось. Для меня это была крутая история успеха. Но чем больше я работала, чем глубже погружалась в программирование, чем сложнее становились задачи, тем понятнее мне становилось, что я слабый программист.
Не понимая, как решить ту или иную задачу, я часто обращалась за помощью к коллегам. Я осознавала, что могу раздражать, ведь никто не обязан меня учить и делать за меня мою работу, — но я дико не дотягивала по своим техскиллам. Со временем мне стало не просто неинтересно работать, но даже страшно. Я боялась каждой новой задачи, потому что понимала, что могу сама не справиться.
Мой муж тоже программист, мы учились вместе. И вот он как раз сильный разработчик — он кайфует от программирования. Он сидел со мной ночами, разбирал мои задачи, объяснял как мог. А у меня в голове как будто сквозняк: вот только что вроде бы поняла, как написать строку кода, а утром проснулась — и уже ничего не помню.
Я постоянно работала с чувством страха и беспомощности. Я просто откровенно ТУПАЯ. Вот есть люди, у которых нет слуха, например — и делай с ними что хочешь, они все равно музыкантами не станут. А у меня такая история с программированием.
И понятно, когда не получается, ты чувствуешь себя беспомощным — а работа превращается в каторгу. Мне каждую ночь снились кошмары, что меня увольняют или что я не выполнила своё задание и не знаю, что сказать на рабочем митинге. Я вошла в хроническое состояние невроза.
За 10 лет работы программистом у меня было 6 или 7 проектов, некоторые довольно крупные, в большой команде.
За 10 лет в программировании мне не стало легче ни на грамм. С какими-то очень простыми типовыми задачами я справлялась, научилась более-менее чисто писать код. Если можно было посмотреть пример, то я могла выполнить задачу. Но если появлялась задача чуть сложнее, если нужно было написать код с нуля, такой, какого в проекте ещё нет, — то всё. Перед такими задачами я была бессильна, даже не понимала, с чего начать. Это фиаско!
Мой вывод, наверное, такой: если это не твоё, не получается — не лезь. ИТ это не про престиж и не про «бабки», это в первую очередь про мозги, работоспособность и про то, что надо е…шить, а не тупить в монитор и надеяться на помощь. По свежести знаний пройти собеседование ещё можно, но если не вкалывать на проекте, всё можно потерять — и знания, и работу.
«В фотосъёмке чувствую себя, как рыба в воде. Но страшно оказаться в бедности»
Примерно через 5 лет работы программистом у меня появилось хобби. Мне показали Instagram, и мне понравились там фотки — захотелось тоже снимать красивые картинки. Я завела блог и стала фотографировать. Это очень помогало отвлечься от работы, потому что из-за неё я нервничала 24/7, пыталась кодить даже дома в свободное время, чтобы хоть как-то подтянуть свои знания.
Фотография помогала расслабиться. Блог стал расти, очень быстро появилось 10К подписчиков, а за 6 лет — 80К. Я никогда не стремилась зарабатывать на своём блоге, не собиралась заводить вторую работу. У меня был девиз: сделай хобби работой — и ты потеряешь хобби. Зарплаты программиста мне вполне хватало, а блог был своего рода психотерапией.
Несколько раз у меня бывали кризисные моменты, когда я хотела бросить основную работу и уйти в фото. Кризис случился из-за того, что моей работой был недоволен заказчик — по его мнению, я плохо выполнила задание. Я дико переживала, много плакала. Тогда я думала о том, что хорошо бы заниматься тем, что мне нравится, ведь в фотосъёмке я себя чувствую, как рыба в воде.
Кто-то скажет: есть же муж, и он зарабатывает — зачем так рвать ж…пу?! Но мне очень важно зарабатывать самой. В жизни всякое может произойти. Тупо и меркантильно рассчитывать на то, что будешь жить за чей-то счёт. Тебя никто не должен содержать. Если ты не инвалид, умей работать и зарабатывать сам.
Я спрашиваю себя: «если в жизни что-то случится и ты останешься одна, как ты себя обеспечишь?» Пока я не знаю, как ответить на этот вопрос, и не уверена, что точно не стану бомжом.
«Больно уходить из компании, как будто расстаёшься с родным человеком»
В ИT-сфере кризис — по всему миру: сокращаются позиции, идёт волна массовых увольнений. В декабре 2022-го на моем проекте тоже случилось сокращение, под которое в том числе попала и я.
В тот момент я не сильно расстроилась, потому что готовилась к операции по протезированию обоих коленных суставов. Операция была довольно сложной. И время без работы как раз пришлось на послеоперационный период и восстановление.
Я надеялась, что новый проект найдётся. Но вскоре стало понятно, что проектов в компании для Беларуси не будет длительное время — и мне предложили уйти, потому что вряд ли в этом году появятся проекты.
Это абсолютно логично и в принципе ожидаемо. Сейчас очень многие программисты потеряли работу. Некоторые переехали в другие страны и остались без проектов там — это ещё хуже. Я по крайней мере дома, у меня есть своё жилье и у мужа пока работа есть. Но я очень тяжело восприняла информацию о том, что придётся уйти.
Во-первых, страшно остаться без зарплаты, когда такие траты на здоровье. Я пока ещё практически не хожу сама и много трачу на реабилитацию и такси. Сразу был шок: а потянем ли это мы на одну зарплату. У меня возникла мысль бросить реабилитацию и заниматься дома самой — как смогу.
Во-вторых, я очень привязалась к компании. Она очень много мне дала, я выросла там как личность, познакомилась с прекрасными людьми. Я с большим трепетом отношусь к этой компании, очень её люблю и уважаю. 11 лет жизни — очень большой срок, за это время столько событий в моей жизни произошло. Поэтому мне так больно расстаться, как будто расстаёшься с родным человеком и внутри всё разрывается.
Что дальше?
Без понятия.
С учётом того, что позиций в Беларуси в принципе нет для программиста моего уровня, скорее всего на этот год перспектив никаких. В LinkedIn пусто, мне там рекрутеры с ноября не писали. Есть единичные позиции, на которые требуются девелоперы сеньорского уровня, но на такие позиции не подхожу — я несамостоятельный программист.
Возможность уехать из страны мы с мужем никогда не рассматривали. Мы интроверты и домоседы, нам очень хорошо здесь, у себя дома, и переезд для нас дикий стресс. Мы с самого начала решили, что никуда не поедем и от любых предложений релокации отказались. Плюс ещё мои проблемы с передвижением и реабилитацией. Здесь врачи, которые давно меня ведут, и все вопросы с ногами я буду решать только здесь.
Да, мне крайне дискомфортно остаться без дохода. Я в растерянности.
Подписчики в инсте уверены, что как фотографа меня ждёт грандиозное будущее. А я сомневаюсь.
С разрешения Татьяны, мы разобрали кейс «нелюбимой работы» ради высокой зарплаты с психологом и скоро поделимся рекомендациями — не переключайтесь.
Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.
Беларуское ИТ нельзя представить без dev.by.
Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.
Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларуские медиа цитируют dev.by.
У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.
При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларусского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.
Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170.
Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :)
на работу по специальности не пробовали устроится ? если у вас образование педуниверситета (психолог-педагог итп), сейчас таких нехватает специалистов и вакансий в школах полно, можно даже выбирать поближе к дому. стабильная зарплата, соцгарантии и доплаты за выслугу лет, факультативы. Дэйофф дают за участие в государственных мероприятиях, больничный оплачиваемый. отпуск большой, не как в айци 4 недели в год
Пользователь отредактировал комментарий 30 марта 2023, 12:44
В общем все неплохо, мук выбора особо нет, осталось долечить ноги и пытаться зарабатывать фотографией. Подушка за 11 лет должна быть, муж с работой, страна устраивает - многие даже бы позавидовали. У меня, честно говоря, похожие симптомы (в меньшей может степени), только другая страна с 2021 и жена в декрете со вторым. И таких как я сейчас навалом.
Судьба сама дала шанс попробовать зарабатывать на хобби и им надо воспользоваться.
Была такая же ситуация когда после увольнения удалось хобби, правда из той же сферы, превратить в источник дохода и ни капли не жалею и не желаю возвращаться обратно в найм)
Имея такой инстаграм-аккаунт, я считаю, можно спокойно пробовать зарабатывать. Понимаю, сложно вот так взять и отпустить ИТ, отказавшись от стабильного высокого заработка. Надо просто сесть, проанализировать и разобраться в себе. Возможно с психологом или коучем каким-нибудь, если самой не получается. Но если ж мучаешься на работе, надо по-любому что-то менять. Тем более, ситуация вроде как способствует.
Самозванцев всегда много, когда индустрия на подъёме. Кризисы смывают пену и в этом их польза. Героиню не жалко. Жаль, что заказчик платил деньги ей, хотя работу за неё делали другие. Она 10 лет занимала чье то место.
Целая бригада самозванцев, включая всю цепочку менеджеров, водила за нос бедного заказчика 10 лет. Пока действительно талантливые ребята разгружали вагоны по ночам, потому что их рабочие места были заняты. Найти и наказать.
Anonymous
ceo в localhost
30 марта 2023, 17:33
1
бедного заказчика
тоже самозванец кста. "попил бюджета" не слышал такое?
Пользователь отредактировал комментарий 30 марта 2023, 17:33
Бригады не нужно. Достаточно уметь хлопать ресницами перед ПМ и изображать работу. Ну и с другой стороны, какой ПМ будет топить девочку-ветерана, которая с ним не раз выпивала на корпоративе, которая к тому же является живой рекламой для зелёных того, какие в компании возможности: в нашей компании возможен рост из грязи в князи, только вджобывай! Да и когда проект большой и бюджет не жмёт, очень просто отсиживаться за чужими спинами.
В высоко конкурентных бизнесах такое пореже, а в остальных сплошь и рядом вне зависимости от формы собственности - люди везде одинаковы.
Anonymous
ceo в localhost
30 марта 2023, 17:15
7
Отлично, теперь все нормисы покинут айтишечку, и она опять станет уютной , останутся только близкие по духу зад++ты в грязных свитерах с крошками в бороде.
Не люблю тех, кто занимается не своим делом. Не своим, имею ввиду тем, что не получается, на которое не хватает сноровки/ума/сил. Объективно, такие люди тянут дело вниз.
Где сказано, что она выезжала на чужом горбу? Старалась как могла, кодила по ночам, просила помощи у мужа. Видно же, что человек с повышенным чувством ответственности и трезво оценивает свои силы. Что могла, делала на своём уровне, выше головы не прыгнула, выгорела. Как просто взять и об**рать человека, не зная реальной картины и проецируя свои стереотипы ((
А в чем, я стесняюсь спросить, "ябатизм"? Что у человека есть свой дом и он не собирается становиться бродягой, независимо от взглядов?) Вы будете удивлены, сколько по вашему определению "ябатек" в белорусском IT)
Уехать в другую страну с помощью компании, но после переезда остаться без работы в текущей ситуации рынка вакансий (хотя скорее его отсутствие) с заканчивающиеся финансовой подушкой вот что страшно.
Anonymous
ceo в localhost
31 марта 2023, 12:37
1
но мне в коментах выше доводили, что в польше беларуса-ИТщника оторвут с руками.. кто-то врет.
Уважение за честный рассказ и особенно за эти слова "Тупо и меркантильно рассчитывать на то, что будешь жить за чей-то счёт. Тебя никто не должен содержать" - героиня прямо вселяет надежду в светлое будущее нашей страны(без иронии).
Пусть небольшим утешением для героини послужит тот факт, что она далеко не одинока. Таких хватает. И, как правило, это печальная картина. Отсюда мораль - если вы в айтишке за баблом, то как хотите, но станьте толковым специалистом. А дальше уже можно и за баблом.
Элементарно находится что работала в Епаме Таня. ДЕВБАЙ, не стыдно то - как дифирамьы петь епаму так пожалуйста, а как о грустном, так скрывает название. Погано с ней обошлись, да, она же говорит привязалась к компании, могли бы и поменьше денег дать, дауншифтить и оставить. Еще и "попросили уйти". Это называется заставили по собственному написать, чтоб сэкономить на 3х мес компенсации за увольнение по желанию работодателя. (((
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
из эйчарок в разработчицы, не забывайте
на работу по специальности не пробовали устроится ? если у вас образование педуниверситета (психолог-педагог итп), сейчас таких нехватает специалистов и вакансий в школах полно, можно даже выбирать поближе к дому. стабильная зарплата, соцгарантии и доплаты за выслугу лет, факультативы. Дэйофф дают за участие в государственных мероприятиях, больничный оплачиваемый. отпуск большой, не как в айци 4 недели в год
Пользователь отредактировал комментарий 30 марта 2023, 12:44
Правда денег будет хватать только на хлеб с водой из-под крана, а в остальном все действительно неплохо звучит)
В общем все неплохо, мук выбора особо нет, осталось долечить ноги и пытаться зарабатывать фотографией. Подушка за 11 лет должна быть, муж с работой, страна устраивает - многие даже бы позавидовали. У меня, честно говоря, похожие симптомы (в меньшей может степени), только другая страна с 2021 и жена в декрете со вторым. И таких как я сейчас навалом.
Судьба сама дала шанс попробовать зарабатывать на хобби и им надо воспользоваться.
Была такая же ситуация когда после увольнения удалось хобби, правда из той же сферы, превратить в источник дохода и ни капли не жалею и не желаю возвращаться обратно в найм)
Имея такой инстаграм-аккаунт, я считаю, можно спокойно пробовать зарабатывать. Понимаю, сложно вот так взять и отпустить ИТ, отказавшись от стабильного высокого заработка. Надо просто сесть, проанализировать и разобраться в себе. Возможно с психологом или коучем каким-нибудь, если самой не получается. Но если ж мучаешься на работе, надо по-любому что-то менять. Тем более, ситуация вроде как способствует.
Самозванцев всегда много, когда индустрия на подъёме. Кризисы смывают пену и в этом их польза. Героиню не жалко. Жаль, что заказчик платил деньги ей, хотя работу за неё делали другие. Она 10 лет занимала чье то место.
как заказчики, карась? посчитали деньги и вернулись уже?
Так вроде и не уходили. Ну немножко только.
Нет, 10 лет она занимала свое место. Если бы чужое, то ее бы уволили. Раз не увольняли, значит всех все устраивало.
"не увольняли" такие же.
Целая бригада самозванцев, включая всю цепочку менеджеров, водила за нос бедного заказчика 10 лет. Пока действительно талантливые ребята разгружали вагоны по ночам, потому что их рабочие места были заняты. Найти и наказать.
тоже самозванец кста. "попил бюджета" не слышал такое?
Пользователь отредактировал комментарий 30 марта 2023, 17:33
Бригады не нужно. Достаточно уметь хлопать ресницами перед ПМ и изображать работу. Ну и с другой стороны, какой ПМ будет топить девочку-ветерана, которая с ним не раз выпивала на корпоративе, которая к тому же является живой рекламой для зелёных того, какие в компании возможности: в нашей компании возможен рост из грязи в князи, только вджобывай! Да и когда проект большой и бюджет не жмёт, очень просто отсиживаться за чужими спинами.
Какая простая, оказывается, эта жизнь, просто найди крупный проект, бухай с лидами и всем улыбайся)
В высоко конкурентных бизнесах такое пореже, а в остальных сплошь и рядом вне зависимости от формы собственности - люди везде одинаковы.
Отлично, теперь все нормисы покинут айтишечку, и она опять станет уютной , останутся только близкие по духу зад++ты в грязных свитерах с крошками в бороде.
ты хотел сказать токсичные нарциссы?
Не люблю тех, кто занимается не своим делом. Не своим, имею ввиду тем, что не получается, на которое не хватает сноровки/ума/сил. Объективно, такие люди тянут дело вниз.
Согласен, если не родился с навыками [вставить любую профессию], ни в коем случае туда не суйся!)
Нет, пробовать себя можно и нужно где угодно. Но пробовать и выезжать 10 лет на чужом горбу - суть резные вещи.
Где сказано, что она выезжала на чужом горбу? Старалась как могла, кодила по ночам, просила помощи у мужа. Видно же, что человек с повышенным чувством ответственности и трезво оценивает свои силы. Что могла, делала на своём уровне, выше головы не прыгнула, выгорела. Как просто взять и об**рать человека, не зная реальной картины и проецируя свои стереотипы ((
ну вот еще не хватало только статей про ябатек.
А в чем, я стесняюсь спросить, "ябатизм"? Что у человека есть свой дом и он не собирается становиться бродягой, независимо от взглядов?) Вы будете удивлены, сколько по вашему определению "ябатек" в белорусском IT)
они с мужем своими налогами поддерживают репрессии.
ты тоже поддерживал до 2021.
нет. это другое.
Так и все остальные 5.5 млн. работающих беларусов тоже поддерживают репрессии своими налогами.
Там из этих 5.5 млн куча людей, которые вносят отрицательный баланс в итоге. Куча бюджетников, куча рабочих на неэффективных предприятиях.
Уехать в другую страну с помощью компании, но после переезда остаться без работы в текущей ситуации рынка вакансий (хотя скорее его отсутствие) с заканчивающиеся финансовой подушкой вот что страшно.
но мне в коментах выше доводили, что в польше беларуса-ИТщника оторвут с руками.. кто-то врет.
Зазывалы в Польшу лихо нагоняли. Без бетонных гарантий здесь никто вас не ждет.
Галера за ставку получала денежку.
Тётка тоже получала.
А кто-то за неё работал.
Не хорошо.
Уважение за честный рассказ и особенно за эти слова "Тупо и меркантильно рассчитывать на то, что будешь жить за чей-то счёт. Тебя никто не должен содержать" - героиня прямо вселяет надежду в светлое будущее нашей страны(без иронии).
Пусть небольшим утешением для героини послужит тот факт, что она далеко не одинока. Таких хватает. И, как правило, это печальная картина. Отсюда мораль - если вы в айтишке за баблом, то как хотите, но станьте толковым специалистом. А дальше уже можно и за баблом.
Элементарно находится что работала в Епаме Таня. ДЕВБАЙ, не стыдно то - как дифирамьы петь епаму так пожалуйста, а как о грустном, так скрывает название. Погано с ней обошлись, да, она же говорит привязалась к компании, могли бы и поменьше денег дать, дауншифтить и оставить. Еще и "попросили уйти". Это называется заставили по собственному написать, чтоб сэкономить на 3х мес компенсации за увольнение по желанию работодателя. (((