Большинство айтишников-беларусов не готовы работать на РФ. Спросили про этику и карьеру тех, кто уже работает
Поговорили со специалистами, которые работают в российских компаниях или с российскими заказчиками.
Поговорили со специалистами, которые работают в российских компаниях или с российскими заказчиками.
Наши опросы показывают, что почти четверть ИТ-специалистов, которые остаются в Беларуси, рассматривают российский рынок как альтернативу западному. Для сравнения: на внутренний беларусский рынок согласны работать примерно столько же айтишников.
Вот фрагмент из большого ресёрча (4К анкет), данные которого мы обрабатываем прямо сейчас (можно было выбрать несколько вариантов ответа):
Много это или мало, учитывая контекст? Это существенная часть комьюнити, поэтому мы решили исследовать её мотивации — вероятно, они характеризуют состояние беларусского ИТ-рынка в 2022-2023. Поговорили с теми, кто уже реализовал эту готовность.
С нами пообщались 8 собеседников. Вот несколько историй.
Короткий пересказ: не хотят переезжать, на беларусском рынке нет подходящих вакансий, не устраивают вилки, кому-то просто нравится проект и условия.
— На прошлой работе надолго засиделся на бенче. Сделал резюме — отправил много куда, но к сожалению, ответили только в одной компании. Так я и нашёл новую работу. А ещё меня привлекло то, что на проекте нужно будет использовать стек технологий, с которыми всегда хотел познакомиться. Условия для работы хорошие: есть удалёнка/офис, отличная команда и техника что надо. Если не брать в расчёт, что сейчас отказываемся от иностранного ПО вроде мессенджеров.
Наверное, если бы работал на точно такой же проект, но европейский, получал бы больше. Но я и так получил 2x по сравнению с предыдущей компанией, так как в ней два ревью зарплаты попали на отрезок времени, когда в Беларуси с проектами были уже проблемы.
— Работаю в российской аутсорс-компании, которая сотрудничает с РЖД. А вообще на работодателей-россиян работаю с ноября 2021 года — сменил уже двух. Когда на эту работу устраивался, вилки по зарплате на мою должность Java/Kotlin-разработчика в Беларуси были существенно ниже, здесь выгоднее.
— Работаю с конца 2022 года. Собес прошла на изи, хотя сюда не берут «абы кого», — но у меня немалый опыт, поэтому я подошла. Я работаю из Беларуси — у нас здесь целый офис, все ребята беларусы. Атмосфера в команде отличная, работается комфортно, плюс условия и бонусы для сотрудников у нас хорошие, по зарплате всё устраивает (и есть приятные «плюшки»). Наша сфера — EdTech.
— На меня вышла в LinkedIn рекрутер. Довольно долго я игнорировал подобные конторы из-за вида их деятельности — гемблинг. Российские корни тоже отталкивали.
Официально компания беларусская, в ПВТ. Но сейчас в минском офисе 90% людей из России. Даже рабочий график подстроили под россиян и их выходные дни.
Зп у меня выше рынка — $5К после уплаты налогов. Не дотягивает до предложений из США и Германии, но для Беларуси — вполне себе. При этом тут есть своё жилье, машина и расходы меньше. Поначалу я рассматривал эту работу только как очередной вариант на месяц, а дальше всё-же попробовать в Германию. Но, увы, жена пока против переезда. Да и я, если честно, не хотел бы терять в уровне жизни.
Предложили больше, чем я просил. И в целом оффер был на уровне европейских рейтов. До этого я работал на польскую компанию, там вилка была меньше, чем мне в итоге предложили тут.
— Ещё 1,5 года назад я был водителем. Получал почти 1000 долларов — на жизнь хватало. В ИТ пошёл, чтобы купить квартиру. После курсов искал работу в России, попал на проект для российского банка. Оказалось, там же (только у другого вендора) работает знакомый — и получает в 1,5 раза больше. Я со всеми договорился, уволился — и на следующий день работал через другого вендора на том же проекте. Позже у меня появился ещё один работодатель (тоже проект для российского банка). Когда я предупредил, что пойду к другому вендору за подработкой, мне ответили: пожалуйста, главное — выполняй работу хорошо и в срок.
С 1 января я на НПД. Получаю в среднем около 10 тысяч долларов (собеседник показал скриншот из приложения «Профдоход»: в феврале выручка айтишника составила более 30 тысяч рублей; в феврале он получил около 25 тысяч, налог — 10%).
(На вопросы ниже спикер отвечать не стал).
Мы задали всем собеседникам вопросы о нюансах сотрудничества с компаниями из РФ в условиях войны.
«С коллегами-россиянами с прошлой работы часто обсуждали войну (или «СВО» — тут каждый своё слово использует), и почти все они отрицательно к ней относились, боялись мобилизации. А в текущей компании и команде, по ощущениям, 90% её поддерживает. Но эту тему в разговорах специально никто не поднимает. Как-то общались с одним коллегой, он прямо сказал: если мобилизуют — он поедет. Говорил ещё про долг и все дела.
Вообще мобилизации боялись первый месяц, потом всем стало всё равно. В нашей компании все в основном прикрыты государством — у них отсрочка.
Моё личное отношение: война — это ужасно, ни одна цель не может отправдать применяемые средства. И ничто не может вернуть жизни людей с обеих сторон».
«Во взглядах на войну у нас с ребятами расхождений нет. Но мы стараемся эту тему и не поднимать. И, насколько мне известно, никого из российских коллег у нас не мобилизовали, поэтому конфликтов на этой почве у нас не возникает. Более того, у нас до сих пор работают также люди из Украины. Их осталось немного, но они есть, — и мы оказываем им поддержку, какую можем».
«У нас есть расхождение во мнениях с заказчиками, но общение всё же идёт в дружелюбной манере, да и работают с нами москвичи — а они живут в своём мире. Хотя знаете, убило, когда они все-все побежали смотреть послание Путина: что он скажет. А мы остались шутить: ну что скажет — «одни и те же речи».
Из команды у нас никого не мобилизовали.
Кстати, многие, кто у нас работает, втайне уехали из России и из Беларуси».
«У нас с российскими коллегами речь о войне ни разу не заходила. Но мы в целом немного общаемся на какие-то темы, кроме рабочих».
«Новости про „электронные повестки“ недавно обсуждали. Конечно, ребят это напрягает, но они стараются не подавать виду».
«Последние новости про e-повестки у нас в команде не обсуждали, возможно, потому что у всех отсрочки».
«Конечно, повлияло: те, с кем удалось поговорить, не знают, что делать и какие есть варианты, ничего не планируют, в поникшем состоянии. И шутят про «переезд в Казахстан».
«Я считаю, что это не этично. Но ничего поделать не могу. А вот моя девушка со мной не согласна: она не считает, что война — повод разорвать сформировавшиеся рабочие связи и уехать. Я же не хотел бы перечеркивать наши с ней отношения».
«Я не считаю, что работать на российские проекты во время войны плохо. Сферу, в которой я работаю, воообще не стоит связывать с войной и политикой. Да и если честно, сейчас больше думаешь о том, как бы не остаться без работы в такое время».
«Не скрою, эта мысль точила и точит до сих пор. Но увы, по соотношению условия/удовлетворение от работы и коллектива это предложение для меня наилучшее. Когда искала работу, все остальные варианты были в разы хуже.
Возможно, кто-то меня осудит, но все мы, оставшиеся, так или иначе являемся «винтиками» этой системы».
«Конечно, я не считаю этичным работать на Россию. Не думаю, что адекватный человек вообще может как-то оправдывать и поддерживать решения её властей. Но я обратил внимание на эту компанию, так как не нашёл другой, в которой не терял бы в зарплате и мог пока оставаться в Беларуси. А когда на одной чаше весов моральные терзания, а на другой материальные потребности — выбор очевиден.
Ещё я такой человек, который не может что-то сделать без продуманного до мелочей плана: для меня сорваться и уехать в неизвестность — слишком дико и безрассудно».
«Да, я для себя постоянно ставлю вопрос об этичности работы на российском проекте — и при первой возможности сменил бы его, не раздумывая. Но в компании сейчас кризис с проектами, а желания уходить на бенч нет».
«Я думаю, это зависит от компании. В России много крутых разработчиков, как и много крутых компаний, которые и сами развиваются, и развивают мир, — они не должны пропадать из-за того, что делает власть».
«Вопрос про войну сложный, так как у меня много родственников в Украине. Но я её вижу немного по-другому: Россия воюет не с Украиной, а с Западом во главе с США. А Украина оказалась в центре всех этих событий. Может, это попытка оправдать себя за то, что работаем на российских проектах, но мы стараемся помогать людям, что бегут из Украины. И тем, кто бежит от российской мобилизации, не желая воевать, мы тоже помогали. Многие мои коллеги войну не поддерживают, но разговор об этом, к счастью, почти не заходит. Один наш коллега был мобилизован и ранен. Я стараюсь с ним не общаться — это морально тяжело».
«Нет. Я думаю, если специалист хороший и компания хочет его заполучить, это не станет помехой».
«Мне кажется, заказчику должен быть важен мой опыт, а не страна, в которой я раньше работал. Такое отношение и для меня будет ориентиром при дальшейшем трудоустройстве».
«Я ни разу не видел работодателя или компанию, которая действительно проверяла всё то, что написано у людей в линкедине. Человек может написать что угодно, главное — чтобы он мог подтвердить это навыками и знаниями. Ни одна компания на западе, в которой я разботал как ИП напрямую, раньше не требовала, чтобы я отсканировал и перевёл трудовую. Так что если вдруг на собеседовании я пойму, что из-за этой компании у меня будут проблемы, я просто опущу её в разговоре или заменю на что-нибудь схожее по функционалу».
«Конечно, я понимаю, что у будущего работодателя ко мне могут возникнуть вопросы, что делал я на прошлом проекте. Но как мне кажется, ИТ-специалисты не виноваты — всем нужны деньги. Кризис везде — даже в европейских компаниях, новое место работы найти сложно».
«Мне кажется, что сейчас рынок меняется в сторону того, что людей всё равно ищут по способностям, а не по портфолио».
«Конечно, боюсь. Тем более, что в голове ещё теплится мысль о переезде. Но жить мне нужно сейчас и кормить себя тоже».
«Раньше я боялся, что меня не возьмут в какую-либо компанию из-за того, что у меня нет „вышки“ и в целом технического образования, но как оказалось, мало кто смотрит на это. Самое важное для компании — уровень твоего профессионализма. Думаю, тут то же самое (естественно, я имею в виду тех ребят, которые просто работают на российские компании, а не тех, кто поддерживает войну)».
Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.
Беларусское ИТ нельзя представить без dev.by.
Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.
Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларусские медиа цитируют dev.by.
У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.
При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларусского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.
Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170.
Помочь нам можно через Patreon.
И ещё криптой, тут кошельки.
Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :)
Спасибо, что прочитали это сообщение.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Этично ли покупать нефт и газ у РФ?
Как это например делает польский Орлен.
Или китайцы
Ты опять стрелки перевёл. Опять выскальзываешь.
Перевел с чего не что? Сможешь обьяснить, где ты увидел тут стрелки?
Опять какое то непонятное сообщение. Не первое.
Тот Орлен, который покупал минималку объемом чтобы под штрафы не попасть, а после закрытия трубопровода подал в суд на Россию на огромную сумму?)
польский орлен покупал минималку, но давно уже закрыл и ничего не покупает. Ещё и встречный иск подал на рф. Вопросы?
10к$ после курсов с опытом 1,5 года :)
Он деньги из банка по ночам выносит? :)
очень интересно, что за курсы были, что сразу 5k готовы где-то платить
Профессиональных фантазёров жешь.
Давайте без этого, заголовок, мягко говоря, радужный.
Большинство айтишников-беларусов, которые читают ио девбай, не готовы работать на РФ - вот это будет более точно.
Это как у подписчиков Пучкова спрашивать про отношение к СССР или у подписчиков Дудя про отношение к СССР, неужели для кого-то результаты будут неожиданными.
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 10:01
Когда тебя смущала точность формулировок?
Ну а уж если хочешь точности, то "большинство заполнивших анкету".
на девбае я об этом ною раз через раз, особенно когда девбай проводит анкетирование или опросы =)
А ты не ной. Ты проходи анкетирование, если хочешь более обтективных оценок.
Ну или проводи самостоятельное исследование.
Ради интереса. А какой толк от твоего нытья даже тебе?
ага, как-будто конкретно мое участие кардинально меняет результаты
проводить самому - боюсь по уровню достоверности или обширности я даже девбаевские анализы не превзойду, не говоря про нормальные исследования
нытье - а че б и не поныть, что исследования ни о чем? тем более, коменты для того и заведены
Я бежала за Вами семь верст, чтоб сказать, что Вы мне безразличны (с)
Ежики кололись, плакали...
Завтра опять пойду...
И еще десяток цитаток о том, как ты ноешь, но продолжаешь читать девбай.
"Россия воюет не с Украиной, а с Западом во главе с США"
Божечки, какое дно...
дно это дейлики, в течение которых члены внешней партии Океании должны смотреть фильм, изображающий врагов партии и выражать свою ненависть к ним и к принципам демократии
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 11:25
что в голову нас**но, то и пересказывают
Страны запада суммарно поставили оружия Украине за год войны на сумму больше всего бюджета МО РФ. Попробуете квадратное запихнуть в круглое?
Вообще-то это тоже неправда. [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] россия лидирует по поставкам вооружения Украине. Она поставила больше, чем любая страна блока НАТО.
Всю статью можно свести к двум кейсам - "деньги не пахнут" и "не всё так однозначно"
И что? Всегда в выигрыше те, кто не "борется" с властью, а думает только о своей выгоде. Чем больше яйцеголовых борцунов будет отказываться работать с РФ - тем меньше конкуренции будет для остальных.
Почему "борется" в кавычках - ну потому что это как поляки, такие все блин борцуны диванные, а как покупать российский бензин на Орленах - так это без проблем.
Так а варианты то какие, когда в западные компании не берут? Если пойти таксистом работать, то тоже налоги в РБ, РФ платиться будут.
тут две стороны
первая - "деньги не пахнут"
вторая - "деньги вымазаны в г..о, и меня мало волнует то что русские компании оплачивают работу тех кто в 20м году соотечественником мордовал и геноцид в украине устроил. Это не мои проблемы. Я тут при чем? А я не при чем!!! Это проблемы коллег и украинцев, хай валят из Беларуси".
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 10:47
Если рассматривать все в филосовском смысле, то вся наша жись есть система моральных компромисов с самим собой.
Подпись: Капитан Очевидность.
Спасем белорусских программистов от польских содомитов. Записывайтесь добровольцами!
давай ты первый, фото пришлешь из окопа)
жирнота-то какая
С точки зрения спонсирования режима - уж лучше работать в рос компании, чем добывать режиму доллары и евро(конечно если компания не прямо на ментов и военных работает).
настоящий патриот будет работать только на свой, родной, режим. а не на оленеводов с востока. наш народ выбрал своего Президента, а не голосовал за [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]
Поздравляю. Режим режимом уже признаешь. Но всё равно тебе уже не помочь. Безнадёжно.
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 17:02
Да, очень знакомо. А что я могу изменить, да ничего. А что я, я ж ничего не делаю такого, просто на кнопки нажимаю. Ехать никуда не хочется, тут хорошая зарплата и квартира своя, машина, жить хорошо привык. А чего мне рыпаться, у меня броня и все такое. Ребята, вы понимаете что пытаетесь играть честно с шулером на его крапленой колоде. Это сегодня ты считаешь что сидишь тихо, не выступаешь, никого не трогаешь, а, значит, в безопасности. А завтра тебе выламывают двери потому то кому-то показалось с улицы что у тебя бчб висит дома. Сегодня ты такой довольный жизнью сидишь где-нибудь в Мацкве в офисе, пьешь кофе, а завтра раз - и ты уже в окопе под Бахмутом, потому что старшие порешали что "не служил не мужик". Вы наверное думаете что те кто уехали - ехали с радостной мордой с семьей в неизвестность просто так потому что в задн**е что-то закололо
Вот те, кто выступают против работы с РФ, скажите, в чем отличие от работы на американского заказчика? Или вы последовательны и на нихтоже не работаете после бомбежек Югославии, Ливии Ирака и пр? Или это другое?
не все так однозначно
А давай ты себе ответишь на этот вопрос? Насколько ты последователен.
Понятно, кроме "сам дурак" по существу сказать нечего?
Странно. А каким боком тут "сам дурак"? Смотри, ты решил обвинить в непоследовательности других. Я же всего лишь задал вопрос о твоей личной последовательности. И ответить на него ты не смог.
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 13:23
А с чего вопрос в мой адрес вообще? Есть сомнения в моей последовательности, что ж, разве их: работал и с РФ и со штатами, никаких этнических проблем не вижу.
Так что насчёт непоследовательности?
Ну если ты считаешь действия США в "Югославии, Ливии Ираке и пр" вполне нормальными, то почему у тебя вопрос к другим об этом возникает? Где последовательность то?
Ну после бомбардировок Россией Чечни, Сирии тоже ничего не было. То есть дело не в бомбардировках как таковых, а в причинах и целях этих бомбардировок.
Военных конфликтов было дофига после второй мировой, а это именно первая захватническая война (типа нападения Германии на Польшу в 39) поэтому и такая реакция.
польша гусеницами лязгала, ее нужно было усмирить. с четырех направлений готовилось нападение, я вам сейчас покажу.
То есть теперь войны бывают просто разбомбить а есть захватнические , поэтому сделаем вид что акта агрессии и войны против Югославии не было. Двойные стандарты они такие
Еще раз, для тех кто не умеет читать. Локальных конфликтов в истории было как грязи. Мировых войн всего две. И во второй погибло >50 млнов человек. То есть в раз 100 больше наверное чем во всех локальных конфликтах вместе взятых. В Югославии если что пара тысяч или типа того погибло (кстати в одном Мариуполе раз в десять наверное больше погибло, а в сумме в Украине наверное уже в 100 раз больше).
И вторая мировая война началась именно с того что одна страна решила под предлогом защиты немцев захватить себе соседние страны. И она сначала захватила парочку стран (бескровно), потом еще одну кровно, ну а дальше сами знаете (ничего не напоминает?). Поэтому это да именно другое. Никакие тут не двойные стандарты, а сравнение сами знаете чего с пальцем. И я это знаю, и вы это знаете, но понимаю, что работа такая, писать эту ересь, что поделать.
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 23:46
с этим все понятно, меня вот вопрос волнует "на момент апреля 2023 года в России и Беларуси людей которые ненравятся убивать уже можно или еще нет ?"
А, ну раз в Югославии погибло пару тысяч то сделам вид что ничего не было. Пропаг***оны настолько смешны в их жалких попытках найти оправдание своим двойным стандартам
Никто не делает вид, что ничего не было. Точно также как в Сирии, точно также как в Чечне, точно также как много где делалось разными странами. Но вы сейчас сравниваете сексуальное домогательство с изнасилованием и говорите о двойных стандартах. Это именно другое. Захватническая война авторитарной страны с какой-никакой но демократической страной с целью ее присоединения (один-в-один Германия - Польша). [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] Если вы не видите разницы, что же ваши проблемы. Благо все адекватные люди видят разницу.
В Югославии сербы вырезали хорватов. Сребреница вам о чём нибудь говорит. Сколько военных преступников сербов предстало перед международным судои в Гааге знаете?
Надо было остановить эту резню или нет?
НАТО эту резню и остановило.
А чем Украина не угодила России?
В Украине резали русских? Нет.
Так всё таки почему Россия начала эту свою операцию?
В Ираке Саддам травил своих граждан газом. Вы об этом слышали?
Неужели плохо сделали что это остановили?
В Украине травили русских газом? Нет.
Так зачем начали эту ограниченную операцию?
Плохо что вы не видите этих различий.
Свидетели добрых НАТО и "это другое" подъехали.
Ну и главное, как там, построили новый Ирак без Саддама? Уже живут как в Польше?
ВВП Ирака
2002 - 87,7 ярдов (последний год Саддама)
2022 - 520,6 ярдов.
Против цифр не попрешь.
2022 - откуда взялось 520, есди там 210 с натяжкой?
Кроме этого ВВП это номинальная цифра... Важнее (GDP per capita) для конечного потребителя, гражданина.
Ну так вот пик был в 1990 году и составлял $10000 на человека (а потом случился Кувейт).
Сейчас не дотягивает до $5000. Так что против цифр не попрешь!
Конечно не попрешь
Это не Саддам войнами уранил GDP per capita до днища.
Пользователь отредактировал комментарий 18 апреля 2023, 10:56
Так я дождусь хоть каких то критериев и цифр, что иракцы в последний год правления Саддама жили лучше, чем живут сейчас? Или так и буду слушать пропага***ские сказки?
По разным подсчетам от 300к официально по меркам сша, до 1 млн по независимым меркам иракцев хотя бы жили в последний год правления Саддама и перестали жить во время войны. Знаете ли, солдаты американские устают сильно, срывы нервные и получается, что 2/3 это мирняк.
Учитывая, что с 2003 до 2011 у них продолжалась война, то не думаю, что остальные жили они хотя бы на том уровне, что у до прихода "освободителей".
По захватническим войнам, которых, как утверждают знатоки истории, не было, могу напомнить Фолклендские острова или, например, Северный Кипр. Уважаемы релоканты греческой стороны Кипра, попробуйте рассказать киприотам, что Северный Кипр цэ Турция и посмотрим, добежите ли вы сами до аэропорта или вас туда привезут в ящике.
Но читать смешно. "Элита нации", а порют такой лютый бред, что просто диву даешься.
А вообще одобрять приход чужих войск в любую страну без приглашения под каким бы то ни было предлогом, это лицемерие высшей пробы. Будь то РФ или США - фиолетово.
Погоди. Давай тогда йж про последовательность.
Началось вот с этого
Задам встерчный вопрос. Как собираются строить что то типа Новоросии те люди, кторые сейчас убивают тысячи украинцев и своих. Счет идет на сотни тысяч...
Какое у тебя отношение к ним? Как к США? Ну тогда ты точно ни на тех ни на других работать не должен. В принципе и еще кучу чтран исключить по этическим соображениям.
Либо не двигать идейки про "невинно убиенных иракцев" в рамках разговора "стало хуже или лучше". Но читать смешно. "Элита нации", а порют такой лютый бред, что просто диву даешься.
Кто из нас это делал?
Ничего себе, т.е. можно в ирак релоцироваться?
Ты бы ещё посчитал инфляцию, например, а потом мог бы предположить, что вероятно и с Саддамом были бы такие же показатели. Но лучше вбросить циферки и местные залайкают.
Если что война в Ираке шла до 2011 года и всё это время ввп росло по графикам. Получается война - благо? Во дела, ждём рост 1000% в Украине!
Пользователь отредактировал комментарий 18 апреля 2023, 16:15
Ну да, и Одессы 2 мая не было. И обстрелов Донецка и Луганска. Главное врать и её краснеть , ведь так?
а не напомните, в какой стране находится Одесса, Донецк, Луганск?
Ты можешь избивать близких у себя дома до тех пор пока соседи не вызовут милицию. Потом будешь рассказывать что ты избиваешь людей у себя дома и имеешь на это полное право.
Пользователь отредактировал комментарий 18 апреля 2023, 09:44
Милицию?
Ах, да, забыл... Извини. РФ решила взять на себя роль жандарма. За что сейчас и отгребает.
Методичка про "8 лет" зашла в чат :) А напомни, чьи войска захватили Крым и полезли на Донбасс?
А ты съездить в Крым и спроси у людей захватывали их или нет , не бойся - бить тебя там не будут.
Я тебя спрашиваю, а не абстрактных крымских людей.
Это что?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%C2%AB%D0%97%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D0%B0%C2%BB
А сам спрашивал? Что-то мне подсказывает что *ротоботав ответ будет далёк от действительности. У них уже и на аляске референдум прошёл. ОГА
работа на россию - только уменьшает разрыв торгового сальдо, а вот на запад приносит крепкую валюту для Лукашенко
хороший сайт для поднятия самомнения беларуских программистов: в Польше с 5тью годами опыта платят $14к в месяц, а в РФ с 1.5-сразу $5k. А FAANGи сразу по $20k и на удаленке. И они друг с другом конкурируют за таланты, конкуренция технически представляет собой промывание мозга на отвлеченные морально-этически-политические темы уровня как вы можете свои деньги тратить на бензиновый автомобиль, пока в северных морях тюлени потеют.
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 13:30
Наконец-то многие смогут узнать точно, до доллара, сколько стоит совесть.
а если на заработанные в РФ деньги купить доллары, а на доллары - евробонды у польских брокеров? Могли бы вы оценить, как это повлияет на цену совести?
а может они работают на окупантов, чтобы песок в буксы подсыпать? мой дед в депо так с фашистами боролся
как внук партизана, могли бы вы объяснить, почему растет объем поставок российского газа через Украину? Там же в стране много взрывчатки, леопарды с хаймарсами, беспилотники. Почему не находится дерзкого человека хлопнуть трубу? Вот северный поток хлопнули, под водой, на глубине, а Уренгой-Помары-Ужгород, 1000км трубы - нет. Как так получается? Я просто в политике и моральном и аморальном поведении не разбираюсь, интересуюсь мнением специалистов.
https://www.reuters.com/business/energy/russian-gas-europe-via-ukraine-transit-rises-2023-02-01/
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 22:20
Работать на российских проектах это поддержка российских окупантов.
А поляки в эту субботу взяли и перекрыли транзит украинского зерна через свою территорию. Это вроде бы отрицательно влияет на польских рольников.
И это те поляки которые громче всех кричат о помощи Украине.
Ах да. Это ж другое.
Дико звиняюсь, другое по сравнению с чем? С чем ты сравниваешь?
С поставками оружия? Помощь беженцам?
Всё так. Мир двуличный. Работать на российских проктах - это зп в рублях и потеря навыка работать на английском языке.
зато можно бурятские наречия и культуру с образом жизни впитывать. это вам не польские замки смотреть, а четыре стены и дырка в полу. веками люди пользовались. на этом держится все величие росии
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 20:25
На чём на этом? На бурлящих фикалиях на улицах? На гнелых разваливающих хибарах? На алкоголиках цестернами потребляющих палёную водяру?
есть такое понятие - родина. в чем родился в том и пригодился
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 22:32
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]
не транзит, а продажу в Польше - потому что демпингуют цены польских фермеров
там дело даже не в этом было, это зерно надо было дальше отправлять на экспорт, а потом поляки решили что оно дешовое, нафига переплачивать за родное польское збожжа, если есть дешевое украинское. Потом начали нервничать польские рольники что он ив убытках из-за этого. Потом поляки решили запретить импорт украинского зерна чтоб не нервировать своих рольников. А потом ЕС постановил что запрешать импорт Польша не имеет права, т.к. такие решения должны приниматься на уровне всего ЕС, а не одной Польши.
Я вот полностью согласен, не хочу продавать совесть и работать на агрессора или же на страны-союзники, которые агрессора поддерживают...
Поэтому и не работаю на Израиль. А те, кто продолжают работать, продали совесть и поддердживают геноцид палестинцев!
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 19:07
Безработный? Пр идейным соображениям.
финансовая пропасть - самая глубокая. В неё можно падать бесконечно
фронтенд для ерыпа? отечественный продукт с изобретаете - похвальное дело и нужное. заводы и фабрики ждут тиктокарей
Ты аккаунт забыл сменить, с этого вроде "шутки" за власть шутишь.
О какой этике речь, если гражданская война на Украине идёт с 2014 года. Когда армия РФ входила в Донецк то её встречали салютами. Просто те кто любят вспоминать об "этике" как правило голову не вынимали из одного места все это время или делали вид, что ничего не происходит. Ни Одессы второго мая, ни обстрелов Донецка. Это другое (с)
Осенью 1943-го партизаны докладывали в Белорусский штаб партизанского движения, что в Минске работают 13 предприятий: завод имени Ворошилова ремонтировал танки, на обувной фабрике имени Куйбышева делали, помимо обуви, упряжь и военную амуницию, на радиозаводе имени Молотова – авиаприборы, а в тарном цехе "Коммунарки" чинили пушки.
это вам не это! давали работу и платили за нее. ну не долларами, а слабыми рейхсмарками.
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 20:55
Хорошо то как было, а теперь вот нужно релоцироваться на галеры в Польшу!
кому как, а нам и тут хорошо. какая разница на кого работать, рубли не пахнут, ну чуть может меньше платят , зато комуналка льготная и следующей зимой не замерзнем
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 21:18
не забудь дров наколоть, чтоб уж точно не замерзть следующей зимой))
и мне и мне дров, а то замёрз уже
мы с Президентом столько дров нарубим - до конца жизни складывать будете. еще и детям нарубленых дров останется
Пользователь отредактировал комментарий 18 апреля 2023, 11:06
Это какая странная каша в голове. Попробую понять на чем она заварена. Наводящий вопрос. В начале прошлого века в Российской империи началась гражданская война. Вопрос. В той войне про кого бы ты сказал "это другое"? Про красных, белых или иностранных интервентов?
Ты решил свою кашу вывалить? Наводящий вопрос: летели два крокодила, один красный а второй на юг. Сколько варилась твоя каша ?
Вопросов не имею. Это даже не каша.
Одна фраза у тебя в голове. "Где вы были 8 лет?"
Это ж какую кашу надо иметь в голове, чтоб сравнить пусть даже гражданскую войну с вторжением
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 23:38
Куда же вы уважаемый так быстро убежали , вернитесь)
Приколист. Ответить через 10 часов и говорить, что это я убежал.
Ага, очень удобно сделать вид что до событий 24 февраля 2022 года ничего не было а раз так то вот и виновный. Пропаг***ончики и русофобы всех мастей своей серое вещество не любят перегружать фактами.
Ну давай фактами. За весь 2021 в Луганской области погибло 7 мирных жителей. Повторяю, СЕМЬ. За 2022 найдешь цифру сам или подсказать?
Типичный аргумент пещерного человека : украинцы они хорошие , потому что убивали жителей восточной Украины в небольших количествах, а вот пришли русские... К слову удивительно эти же аргументы любят использовать американские чиновники высокого ранга. Совпадение ? Не думаю (с)
С 2014 года на востоке Украины от боевых действий погибло 15 тысяч человек. Сомневаюсь что ты особо переживал за этих людей, у типичных неполживых это другое (с)
Вот именно. Пришли русские и жертв стало в разы больше.
Будешь спорить с этим, пещерный человек?
Пользователь отредактировал комментарий 18 апреля 2023, 13:21
А сейчас за год в десятки раз больше.
Сомневаюсь что ты особо переживаешь за этих людей, у типичных неполживых это другое (с)
А нужно было чтобы ещё люди прожили 10 лет под обстрелами. Да и зачем тогда Красная Армия с союзниками освобождали Европу от фашизма - остановились бы в 1944 на границе СССР, глядишь и сотен тысяч жертв не было.
Пещерный человек а ты забавный в своей пещерной логике.
Нет, блин. Нужно самим устроить еще более масштабные отбстрелы. Пещерный человек а ты забавный в своей пещерной логике.
А нет. А давайте их всех убьем, чтоб они не стреляли.
Пещерный человек а ты забавный в своей пещерной логике.
Пользователь отредактировал комментарий 19 апреля 2023, 18:37
-Папа, если убить всех плохтх людей, то останутся только хорошие!!!
-Нет, сынок, останутся только убийцы.
Пещерный человек а ты забавный в своей пещерной логике.
Чуть со стула не упал. Встречали с салютами? Серьёзно? Это пишет человек, который живёт в РБ? Неужели непонятно, как массовка организовывается на такие встречи?
Кто с кем воевал, жители Донбасса за святого Януковича жаждали в окопы пойти? Это так работает? Где в бывшем СССР власть любят, что за неё в окопы готовы пойти? Кроме разумеется Беларуси, у нас то с такой поддержкой власти каждый готов в военкомат пойти, правда?
Должно у айтишника минимально критическое мышление, а не просто набор информации с российского информпространства.
Неужели немецкая пропаганда тоже врала, что жители Бреста, Минска и Гродно встречали их с цветами в 41м? когда они освободить народ от советской власти пришли помогать?
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 23:25
Так вам уже в Польше YouTube заблокировали? Вводим: салют донецк 2022. А потом начинай рассказывать про мосфильм . Ну а про критическое мышление спасибо посмеялся. Получилось иронично.
ютюб и телеграмы это все заграничные фейки. только азаренок по телевизору правду говорит
Не разорвало от толстоты?
А в чём проблема для чиновников организовать салют, и причём тут Мосфильм? Какой-то очень странный аргумент, такое ощущение что это простые жители скинулись, и купили гаубицу Д-20, с пиротехническим зарядом.
С "вы все врёте" плавно перемещаемся : а в чем проблема чиновникам организовать салют )
Где я написал "вывсёврёте"? Может хватит другим свои штампы приписывать?
Я сразу написал - салют, не аргумент. Он организовывается централизовано, и централизовано на него собираются люди.
Так кто с кем воевал в "гражданской" войне?
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]
*ротоботов смотрю никак не отпустит, знатно белка накрыла
этоже как так, [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]
Пользователь отредактировал комментарий 18 апреля 2023, 15:27
Прикольно было почитать как сторону, оправдывающую работу на напавшую сторону, так и сторону, порицающую такую работу. Но мне кажется, что тема раскрыта не до конца.
Суть же в том, что и Россия и ее противники в лице воюющей Украины и стран запада, помогающих экспертизой и вооружениями, убивают людей. Можно рассуждать о степени вины и сопричастности конкретных солдат, можно одних называть агрессорами, а других защитниками, но это будут слова и попытки замаскировать тот факт, что ЛЮБОЙ человек занятый в экономике России, Украины или любой из стран антироссийской каолиции сопричастен с убийством людей. Поэтому вопрос этичности работы на российскую компанию, поднятый вне вопроса этичности работы на страну участницу каолиции считаю ангажированным, ведь пули, летящие с обеих сторон, отлиты в том числе и за ваши (наши) деньги.
ПС не нужно быть святее папы римского. мораль придумана людьми с целью управлять людьми, эксплуатируя чувство вины - ни больше и не меньше.
Просто чтоб уточнить. Ты считаешь, что та сторона, которая воюет за свою землю это "это попытки замаскировать тот факт", что они убивают людей?
Или ты просто
Просто уточняю, что работая на западную экономику ты тем самым подносишь патроны одной из сторон. Просто нужно принять тот факт, что ты участвуешь в убийстве людей в той же мере, что и герои статьи, работающие на российские компании. Всё остальное лирика.
Украинцы воюют за свою землю и убивают людей, а ты, поднося им патроны, за чью землю воюешь? Чем ты лучше (моральные, чище, духовнее - выбери любой эпитет) тех, кто подносит патроны другой стороне?
ПС Азия в массе своей, Ближний Восток, Южная Америка, Африка - масса регионов, кто не подносит патроны, но находящиеся тут работают на запад и тем самым вносят свою лепту в убийства, но предпочитают либо закрывать глаза на это либо оправдывать себя тем, что на "стороне добра" и при этом не стесняются клеймить таких же разработчиков, которые тоже "просто зарабатывают на жизнь себе и своей семье", но работая на "империю зла". Убийство и соучастие в нём не перестает быть таковым вне зависимости от побуждающих факторов ИМХО.
Ну давай по взрослому. Да, мои налоги помогают украинцам воевать за свою землю. Твоя работа помогает россиянам захватывать украинскую землю.
А теперь поговорим о моральном аспекте этого вопроса.
Ты считаешь, что наши "подносы с патронами" морально одинаковы? Вот и все, что я хочу узнать. Только не виляй и не жонглируй совестью. Да или нет.
Я работаю на штаты, т.е. патроны одной стороне подносим. И да, они идентичны патронам с другой стороны - они убивают людей, а мораль тут только для самооправдания. И поэтому я не скажу ни слова порицания работающим на Россию - они тоже имеют право кормить свои семьи как ты и я. И тоже имеют право на а свою мораль. Да, как и любая сказка, мораль не одинакова для всех - она у каждого своя.
А я тебя не про их мораль спрашиваю, а про твою. И для меня патроны в этом конфликте не идентичны.
Про отрицание я вообще ни слова не писал. Ты как обычно читаешь не мои сообщения, а что то у себя в голове. Вопрос же мой простой был
На него ты боишься ответить.
А тебе не всё равно на мою мораль? Мне вот ... на твою с большой колокольни, впрочем, и на мораль остальных. Именно потому, что знаю, что мораль - очень гибкая штука и меняется в зависимости от обстоятельств. Хочешь примеры? Далеко ходить даже не нужно. Протасевич, Воскресенский. Поменялись обстоятельства - поменялась мораль. Скажешь не все такие? Один из миллиона может быть, остальных просто не очень обстоятельства прижали: в блокадном Ленинграде люди людей ели, потому как прижало и жить охота, а мораль... мораль просто отложили подальше.
ПС для меня патрон есть патрон - он убивает. Прав или не прав убитый - это всё очень относительно, а жизнь абсолютна.
Нет. По простой причине. От твоей аморальности у меня соответственное отношение будет.
Я уже слушал от тебя, что ты чуствуешь с ними большую общность, чем со мной.
И ты будешь есть? Я нет.
Просто скажи, что для собятий ВОВ это правило для тебя тоже действует и у меня не будет вопросов к твоей морали.
Эээ, а можно конкретики про "рабство"? Чем условия работы за рубежом более "рабские" чёт у тебя дома? Без абстрактной лирики типа "впахивать на поляков или литовцев". И там и дома ты впахиваешь за определенную сумму денежных знаков, которые и дают тебе свободу.
у бурацины бетон в новой боровой, на пенсии айцишнекам сдавать думает
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 20:15
Если россияне готовы платить хорошую зп в валюте - то почему и нет. Проблема в том, что россияне готовы платить только рублями и фиксировать зарплату по курсу рос. рубля. А в текущей ситуации курс рубля может и на 50% ещё упать от текущий показателей.
И в *пу чтобы дули по 5 минут в день
Подписываюсь под каждым словом! Лучше и не скажешь.
Иметь права меньше чем у польской породистой собаки, отдавать им огромные налоги (тут у них социализм), платить огромную подорожавшую аренду (тут у них уже капитализм), не иметь никаких перспектив абсолютно (ВНЖ это ни о чём, пинок под зад в любой момент ожидаешь) и при этом ещё за что-то мне надо бороться? Против того чтобы некто на РФ не работал? Да пусть работают наздоровье! У меня только остались силы за себя бороться тут, и никто больше не поможет мне. Вот деньги содрать только - это всегда повод найдётся.
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 20:34
Другое дело право быть избитым, право отсидеть на окрестина за трусы неправильного цвета, право быть ограбленным ну и т.д.
И что? Это как-то отрицает мой комментарий? Одно с другим не связано вообще. Только если прямой корреляцией, увы.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]
Люблю мазохистов за их "последовательность".
Страдают за пана, но не уезжают.
вот он менталитет полубога, воспитанный в золоченом ПВТ))) Родной, с чего ты взял что ты кому-то упал за границей? Тут таких как ты - вагон и маленькая тележка, и ты ничем от них не отличаешься. Не хочешь - не едь. Есть условия, которые выставляют поляки, литовцы. Не согласен - сиди там, где есть.
Супер, первая дельная мысль. Подскажите, пожалуйста, только чего вы оттуда лезете к нам? Сайтов pl нет?
Ну все. Гениальнейший аргумент. Можно закрывать комменты.
В зеркало взгляни, не такое увидшь.
Если так рассуждать, то Украина воюет с Ираном. Так в учебниках истории и запишут украинско-иранская война.
Не так то, что при войне с блоком НАТО война закончилась бы быстрее и далеко за пределами Украины. Но ты это сам понимаешь, не так ли?
Прикольно. Вопрос о последовательности я задал не себе, а plovlover. Но походу он ответить не может.
Ну да, перед дубинкой лучше унижаться. А то мало ли, недостаточно унизишься так и поглубже вставят.
нет, ты начал с того что "дайте-дайте-еще раз дайте-обеспечьте-а потом может быть я к вам перееду". Никто не даст, все на общих условиях. ПРо пресмыкание и унижение поржал, спасибо. Значит работать за деньги уже пресмыкание и унижение? Ну так и ты ничем не лучше, чем пытаешься себя выставить. Ты говоришь как другим людям (полякам, литовцам) жить в их родной стране. Именно этим сейчас занимается роисся на Украине.
Ну тогда очевидно, что ты врешь, утверждая, что "идет война с блоком НАТО". Война идет с Украиной, которую поддерживает блок НАТО, и это большая разница в формулировках.
Не понимаю зачем переводить тему с конкретных цифр на абстракные рассуждения о каком то там "рае", но опять же голые цифры
2001 - количество туристов 125 - 130 000
2022- 1.4 миллиона
Как же с вами легко разговаривать цифрами )))
Пользователь отредактировал комментарий 17 апреля 2023, 19:41
А тебя проблемы со зрением? Это я тебе про отравленных писал?
Я тебе писал про твое ГЛАВНОЕ)))
Детский соскок у тебя
Серьезно? Ты мне как то сможешь доказать, что при Саддаме они жили лучше?
Давай. Жду.
вы попутали идеологические тезисы. беглые не в ужонд на коленях вползают, а через границу обратно в комиссию по прощениям