Читатели в 🇵🇱, пожалуйста, поддержите dev.by своими налогами! Это просто и ничего не стоит
Support us

Беларусь в топе растущих экономик Европы. Экономист: причины — в дутом российском спросе и дефиците работников

Беларусь вошла в топ-3 стран Европы с самой быстрорастущей экономикой по прогнозам МВФ. Спросили у экономиста, как так вышло.

Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi

57 комментариев
Беларусь в топе растущих экономик Европы. Экономист: причины — в дутом российском спросе и дефиците работников

Беларусь вошла в топ-3 стран Европы с самой быстрорастущей экономикой по прогнозам МВФ. Спросили у экономиста, как так вышло.

Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi

Международный валютный фонд в октябре сделал прогноз, согласно которому ВВП в Беларуси по итогам 2024 года прирастёт на 3,6%. Это третий результат в Европе после Мальты (+5%) и Сербии (+3,9%).

Старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Дмитрий Крук рассказал о причинах экономического роста.

Дмитрий Крук

— Тезис о том, что темп роста экономики в Беларуси очень высок, уже несколько устарел. Рост ВВП на 3,6% за год (а в реальности почти наверняка будет ближе к 4%) — это инерция высокого роста, который, действительно, наблюдался в стране в начале года. В последние несколько месяцев происходит заметное торможение этого процесса. Но так как Белстат предоставляет данные накопленным итогом, пока мы видим большие цифры.

Почему ВВП так мощно рос

Какие же факторы разгоняли ВВП в 2024 году?  Первый — ускорение роста в России и передача этого импульса Беларуси через рост спроса на беларусские товары.

В РФ рост ускорился прежде всего под влиянием возросших бюджетных трат на военные нужды. В первом полугодии это резонировало с кредитным спросом, который в РФ также сильно увеличился.

Часть раздувшегося российского спроса перекинулась на беларусские товары и услуги, как военного, так и другого назначения, и в моменте это создавало для беларусской экономики привлекательную внешнюю среду, позволяя наращивать экспорт.

Второй по значимости фактор — дефицит рабочих рук в Беларуси и, как следствие, специфическая ситуация на рынке труда. Чтобы не остаться без работников, компании вынуждены выплачивать зарплаты, которые по финансовой логике являются избыточными. Это приводит к очень быстрому росту реальных зарплат, формируя чрезмерный потребительский оптимизм и разгоняя потребительский спрос. Именно потребительский спрос в этом году — основной драйвер роста спроса в стране.

Зарплаты в Беларуси бьют рекорды. Экономист объяснил причины — и они вовсе не радостные
Зарплаты в Беларуси бьют рекорды. Экономист объяснил причины — и они вовсе не радостные
По теме
Зарплаты в Беларуси бьют рекорды. Экономист объяснил причины — и они вовсе не радостные

Третий фактор — избыточно стимулирующая экономическая политика властей. В наибольшей мере это запоздавшие эффекты прошлых периодов. Сейчас монетарные и фискальные стимулы — заниженные процентные ставки, доступность кредитов, повышенные бюджетные расходы — постепенно угасают, тем не менее инерция того, что уже было сделано, очень велика. Она позволяет насыщать кредитный рынок и через фискальные траты способствует дополнительному росту доходов людей, и это ещё один серьёзный фактор, стимулирующий спрос. 

Что касается фискальной составляющей, её стимулирующее воздействие сохраняется до сих пор. Что до монетарный политики,  сейчас она близка к нейтральному состоянию, стимулы уже не такие масштабные, как были в прошлом году и начале этого года. Однако с учётом накопленного избытка спроса и с перспективы макроэкономического равновесия сейчас должна была бы проводиться ограничительная политика. 

Эти три фактора в сумме ответственны за бурный рост ВВП в 2024 году.

Почему дальше нас ждёт замедление 

Последние несколько месяцев рост ВВП стал затормаживаться, и скорее всего этот процесс продолжится в 2025 году. У этого тоже три основные причины.

1. Избыточно выросший спрос формирует многочисленные диспропорции в экономике.

За «потребительский банкет», который в 2024 происходил в национальной экономике, расплачиваются компании реального сектора.

Раздувшиеся зарплаты радикально ухудшают их финансовое здоровье, у многих из них существенно ухудшаются рентабельность и другие финансовые показатели. Это создаёт риски, что компании не смогут с прежними результатами продолжать текущую деятельность, и это обстоятельство накладывает ограничение на ту механику роста экономики, которая была присуща первой половине 2024 года.

2. Постепенно растущий дефицит торгового баланса. Пока он не столь велик и сдерживается дополнительным спросом из России. Но тенденция очевидная и устойчивая, к тому же на неё накладывается недостаток источников внешнего финансирования: получить извне деньги на покрытие дефицита, например, через торговые кредиты или займы на межгосударственном уровне, сегодня очень сложно. Фактически только РФ — доступный источник внешних заимствований. И это ещё один ограничитель для роста.

С учётом того, что в  РФ уже видны признаки экономического охлаждения, такие же импульсы скорее всего будут распространяться и на Беларусь. 

3. Сложившийся инфляционный навес. Избыточно перегретая экономика при прочих равных приводила бы к повышенному инфляционному давлению. Сейчас оно не визуализируется благодаря 713-му постановлению Совмина, которое директивно сдерживает рост цен, перекладывая основное бремя проблем на предприятия реального сектора, в том числе на частный бизнес.

Так как многие компании функционирует на пределе рентабельности, возникает всё больше предпосылок тому, что инфляционный навес будет трансформироваться в реальную инфляцию.

И тут два варианта развития событий. Либо власти будут вынуждены отказываться от избыточных стимулов, чтобы снизить инфляционное давление, либо накопившийся навес реализуется в фактическую инфляцию. Возросшие цены подорвут покупательский спрос, и это тоже будет тормозить рост экономики в 2025 году. 


Вы помните, как беларусское ИТ превратилось в феномен? Мы учились друг у друга, делились первыми успехами, вместе радовались, когда наши компании, продукты и команды получали мировое признание. Сегодня многие из нас — в разных странах, поэтому еще важнее сохранять связи и продолжить развитие. 16 лет dev.by — «дефолтный» источник информации о беларусском ИТ, площадка для общения и обмена опытом. Вместе мы преодолеваем кризисы, держим удары, радуемся успехам, надеемся. 

Сейчас вы можете помочь dev.by. Когда все способы монетизации беларусских медиа почти исчезли, регулярные донаты позволяют платить зарплату редакторам и авторам, готовить важные материалы.

Если у вас есть возможность и вы считаете нашу работу важной, поддержите dev.by.

Почему Беларусь вымирает и что с этим делать? Рассказывает экономист Лев Львовский
Почему Беларусь вымирает и что с этим делать? Рассказывает экономист Лев Львовский
По теме
Почему Беларусь вымирает и что с этим делать? Рассказывает экономист Лев Львовский
В Беларуси доллар бьёт рекорды. Разбирались что происходит
В Беларуси доллар бьёт рекорды. Разбирались, что происходит
По теме
В Беларуси доллар бьёт рекорды. Разбирались, что происходит
Читатели в 🇵🇱, пожалуйста, поддержите dev.by своими налогами!

Это просто и ничего не стоит

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
15 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
6

Беларусь в %опе

:(

Пользователь отредактировал комментарий 17 декабря 2024, 12:32

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
9

экономисты просто завидуют, что беларусские айтишники себе строят пристани, а они в кавалерках в Польше

povelitel-krasnogo-drakona
povelitel-krasnogo-drakona Проектный мессенджер в 我想排便
-1

Грош цена всем этим экспертам... Максимум, что они могут: посмотреть на уже свершившийся факт и что-то там порассуждать.

Прогнозы - мимо. Пустая трата внимания и времени слушателей.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

Прогнозы - мимо.

Ну так в РБ ж не законы экономики влияют больше, а то что в голове у власти

povelitel-krasnogo-drakona
povelitel-krasnogo-drakona Проектный мессенджер в 我想排便
-2

А можно это как-то учитывать при выдаче прогнозов? Или экономические эксперты только пуговицы пришивают, к коим претензий быть не должно?

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

povelitel-krasnogo-drakona
povelitel-krasnogo-drakona Проектный мессенджер в 我想排便
0

Ну это как если бы проектировщик корабля такой: "Вообще норм всё плыло у меня на бумаге, но эти всякие волны и ветер... Переигрывают. И вообще климат поменялся".

Это паразитирование "экспертов", с постепенным тихим уходом в закат - это или диверсия, или глупость. Но силы эмоциональные у людей расходует знатно.

В итоге мы пришли к тому, что надежнее всего верить в самые скептические и депрессивные прогнозы. Учитывая, что силы и так на нуле, получается что находясь на дне мы должны верить в дно.

Красиво. Душевно.

2

Зато у вас нет шанса разочароваться, всё будет либо как и ожидалось, либо лучше

3

ну так и было, Тинаник был отличный корабль, от столкновения с айсбергом впрочем это его не спасло.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
3

Пардоньте, а как учесть стремление стрелять себе в ногу?
Собственно, одной из проблем диктаторских режимов является непредсказуемость их экономики. Т.е. все эксперты и все экономические акторы (включая бизнес и руководителей предприятий) живут в режиме, когда только частично можно предсказать дальнейшие события.
Диктаторская экономика становится очень предсказуемой только когда срывается с обрыва.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

-10

Ну дык....
В СССР была диктатура Коммунистической Партии целых 70 лет. А экономика росла очень неплохо.

Конечно, диктатура в конце концов заканчивается и приходит революция. А может быть и так как в Китае.

6

рост экономики с крутым анекдотом времен СССР в тему:

-При коммунизме у всех будет свой самолет.

-А зачем при коммунизме свой самолет?

-Ну, узнал, что в Рязани масло сливочное есть. Взял и слетал за ним.

Пользователь отредактировал комментарий 17 декабря 2024, 20:38

table
table Table в Database
4

ты совсем дурачок или как? какая экономика там росла? это при которой дефицит всего был начиная от колбасы и заканчивая мебелью? если так все замечательно было в ссср - чего ж он развалился? вон сша не разваливается, китай не разваливается, у них экономика растет неплохо

-3

table,

Только дурачёк будет прикидваться что не знает что в Китае диктатура Коммунистической Партии. А требование демократических реформ в 1989 г. закончилось тем что китайских демократов подавили танками на площади Таньяньмэнь.

Так почему ж всё таки растёт экономика Китая, гениальный мальчик ты наш?

-5

alexby, table,

Не знаю, ребята, в какой дыре вы жили во времена СССР что у вас не было масла и колбасы. У нас в Минске всё это, да и многое другое, было и в магазинах, и на Комаровке.

Не было проблем пойти с друзьями в Журавинку или Папараць Кветку. 7 рублей на человека было достаточно чтобы выпить и закусить. А за 10 руб .... ой ёй ёй как можно было повеселиться.
Билет на самолёт из Минска в Симферополь стоил 35 руб.
Будучи молодым инженером я летал из Минска в Гродно к своей девушке на выходные. Билет стоил 7 руб. 40 мин. полёта.
В мои 27 лет мы с женой и ребёнком вселились в свою трёх комнатную квартиру. Первый взнос (40%) был 3300 руб. Остальные выплаты под 1.1% годовых в течение 15 лет.

В общем, не жалуюсь я на жизнь в БССР.

1

не росла. жопа была полная с экономикой.

1

michael-douglas
Наличие талонов в разных регионах СССР уже в начале 80-х вместе с анекдотами на эту тему это секрет полишинеля.

Я не знаю, что такое дыра, но в начале 80-х были талоны, например:
В Новосибирске (1 млн +) на масло сливочное и колбасу;
В Волгограде (1 млн) на картошку
В Иркутске (500 тысяч+) на колбасу и т.д.

Вот, кстати, одна загадка того времени: "Что такое зеленое, длинное и пахнет колбасой?". Правильный ответ электричка из-за того, что из соседних областей активно ездили в Москву за продуктами.

Пользователь отредактировал комментарий 19 декабря 2024, 15:06

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
3

Вполне толково. Про кредитную лихорадку в рашке в первом полугодии я не подумал. Сейчас фитилек даже не прикручен, а вырван задраной ставкой.
Дефицит рабочих рук наблюдается из-за пузыря спроса из рашки.
Ну а накачка экономики загодя перед выборами всегда боком выходила.
Так что швах

-7

"дефицит рабочих рук в Беларуси"

В Беларуси нет дефицита рабочих рук.

Наоборот, на большинстве беларуских предприятий и организаций примерно 20% это лишние работники. Их можно безболезненно для предприятия увольнять.
Пример 1. Соседу подключали газ в новый дом. Приехали пять работников. Два работают, трое стоят и смотрят. Частник сделал бы эту работу с одним напарником.
Пример 2. Заходил в Беларусь банк. У справочной стоят двое сотрудников банка и ведут свои разговоры. И так в течение 20 минут. Они здесь точно не нужны.

Для автора статьи такие факты остались за кадром.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

-4

Ну это ты уже за меня домыслил.

Я то говорил что например в Белтрансгазе или Беларусь банке можно 20% работников безболезненно сократить. Переквалифицировать и устроить на другие предприятия, чтобы обеспечить там дополнительный рост.

-3

Например, устроить их на БелДжи.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
7

а как же они будут работать без политрука? Кто подписи за них будет на выдвижение Лукашенко собирать и кто будет записывать ролики "Надо"? А куда потом идти милиционерам и другим силовикам после 40 лет зарабатывать в любимой, что не отдали? Мне кажется вы какойто бчб революционер и хотите устроить революцию.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
5

Если их переквалифицировать и отправить на другие предприятия, то роста не будет)) эти 20% как ничего не делали, так ничего делать не будут.
А вместо сокращенных рабочих мест в белтрансгазе или беларусьбанке возникнет еще больше экономически обоснованных рабочих мест.
Почему? А потому, что кто владеет этими организациями? Государство. А оно банально не может нормально ими управлять. И контролировать их. А эти вакансии как заполнялить по дружбе так и будут заполняться.
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]

Пользователь отредактировал комментарий 17 декабря 2024, 15:29

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
4

Если их переквалифицировать и отправить на другие предприятия, то роста не будет))

Какой рост – падение будет :)

Anton Abrosov
Anton Abrosov hqd'шка в iqos
-2

так можно сказать вообще про любую компанию, я бы вообще уволил всех комментаторов devby

6

Скажите об этом людям :))) Люди беднеют, а тут мощный рост :)

-9

Так ведь идёт очень сильный рост зарплат. А БР не хочет сильно падать. Люди вроде как богатеют.

3

Зарплаты растут потому что руль обесценивается. Какой бы ни был рост зарплат, он не успевает за инфляцией и магазинами. Не зря кредиты вдруг подорожали ;)

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
3

кредиты подорожали наверное потому что намечается рост инфляции, скорее всего планируют начать отпускать цены после выборов

5

Согласно данным (не только Белстата, но и МВФ) реальные доходы опережают инфляцию в этом году. Так что люди действительно в этом моменте богатеют.
Другое дело, верная ремарка Крука: с осени тенденция пошла на охлаждение.

Но итоги подводят в рамках календарного года, а тут картина приятная.

У вас немного страдают немного причин но-следственные связи. Еще раз перечитайте Крука. Цена растут вслед за возросшим потребительским спросом, который в свою очередь обуславливается ростом зарплат из-за специфической ситуации на рынке труда (работников не хватает - уехали и/или "забанены" политически).

Пользователь отредактировал комментарий 17 декабря 2024, 15:59

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
3

люди действительно в этом моменте богатеют.

А потом бац и -20 -30%? :) Сомнительные достижения. Больше из-за накачки перед выборами и случайных факторов в виде оттока трудоспособного населения и повышенного спроса из-за войны, а не умелого руководства.

Пользователь отредактировал комментарий 17 декабря 2024, 16:22

5

А кто-то где-то говорит про умелое руководство?)))
Как раз наоборот - текущие зарплаты хороши только сейчас и только для их
получающих. Для всей экономики это очень плохо.

Беларусь ситуативно запорола рынок труда
репрессиями, рашка - посланными на убой и в
эмиграцию людьми.

Во всех этих решениях на каждом отрезке таймлацна будут находиться свои плюсы и свои минусы.

P. S. Все еще в шоке от черного-белого мышления тут у многих.

Пользователь отредактировал комментарий 17 декабря 2024, 16:54

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
2

@k-man

P. S. Все еще в шоке от черного-белого мышления тут у многих.

Ты пытаешься натянуть сову на глобус :) У всех нас есть/остались родственники/друзья в Беларуси и мы с ними общаемся – и нет повсеместного увеличения зарплат, если у 10-20% зп растут, то это не вся страна :( Этот рост, как всегда, съест девальвация/инфляция и новый уровень будет ниже, чем при старте "роста" :(

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
-1

del

Пользователь отредактировал комментарий 17 декабря 2024, 18:34

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
4

Согласно данным (не только Белстата, но и МВФ)

Только вот МВФ использует данные что предоставляет само государство, т.е. тотже Белстат.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
2

Только вот МВФ использует данные что предоставляет само государство, т.е. тотже Белстат.

Не разбивай мечты k-man :))

0

Во-первых, не только Белстат. Учим матчасть.
Во-вторых, чать данных сложно "нарисовать" , так как они легко проверяются. Экономические показатели в их числе.
В-третьих, Белстат давно и надежно во всех СМИ, в том числе и оппозиционных, как источник.
В-четвертых, никто бы не засекречивал ряд показателей, если было бы так просто делать их фейковыми.
В-пятых, прогнозами и данными МВФ пользуются многие межународные финансовые институты и агенства. Если бы там регулярно были фейковые данные, то ребят из МВФ никто бы не слушал и не публиковал.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
1

@k-man

Данные нарисовать легко, когда их не собирает лично МВФ :)

Если бы там регулярно были фейковые данные, то ребят из МВФ никто бы не слушал и не публиковал.

А как это добавляет веры белстату? Заменим цик белстатом и выборы станут настоящими? :)

9

Самый дефицитный ресурс сейчас в Беларуси - это люди. Они сильно "подорожали" для экономики. Из-за их банального отсутствия.
Что и следовало ожидать с текущей ультрарепрессивной политикой. И предъявлять счет за такую печальную экономическую ситуацию для страны нужно в первую очередь силовикам и политикам.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

-9

Из-за их банального отсутствия.

дада, Минск опустел, все уехали, пустые магазины и ТЦ. Сам прочитал в оппоСМИ?

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5

-9

От ботоермы слышу. Под каждой новостью об РБ - беснование релоботов. Насасывают Плюсуют друг друга, вот это жизнь у людей!

5

Плюсуют друг друга

Так вас же большинство. Чего вы друг друга не плюсуете? Чего на вашем ресурсе 0 коментов? Как так получилось? Отчего трэш не зашёл?

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
4

Аккаунт создан 6 дней назад

2

Нет, увидел в Белстате.
Минимальная безбработица, максимальное за всю историю количество вакансий, постоянные жалобы чиновников в ряде отраслей,
экономически необоснованный рост зарплат.

Согласно данным Rabota.by, 82% белорусских работодателей ощущают дефицит кадров в последнее время.
Ноябрь 2024.

Можно закрыть глаза и спорить с реальностью, ваш выбор.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

а когда в РБ была большая безработица? Ну и еще наводящий вопрос - зачем придумывать законы про тунеядцев в стране с рекордной безработицей и вечно поднимать проблему тунеядцев по телику? Будто бы изза тунеядцев все проблемы?)))

А фокус все в том же Белстате - он не врет, он просто считает не так как во всем мире)))

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
2

Нет, увидел в Белстате.
Минимальная безбработица,

Знаешь как в Беларуси безработицу считают? :))

Если безработица минимальная (в реальности почти как раньше), то почему чиновники ищут тунеядцев и говорят о большом количестве неработающих? :) Хто-та урот? :)

Можно закрыть глаза и спорить с реальностью, ваш выбор.

Реальность отличается от цифр в отчётах :)

0

О, как многие тут зацепились за тему "нехватки людей"...
Мнения от "разогнать бездельников которых навалом" до "а где люди".
А никто не думал, что люди то есть, вот только не хотят работать за копейки.

shipishi
shipishi Должность в Белокрылые лошадки
1

как обычно, ощущается нехватка высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров.

Anton Abrosov
Anton Abrosov hqd'шка в iqos

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Правила тут, их всего 5