Обновили: Из кодеров в лидеры. Как разработчики становятся Project и Product менеджерами
Работаете в IT и поняли, что код — не ваше? Разбираемся с опытными менеджерами, какой опыт будет ценен на управленческой должности, а какие знания придется добирать.
Часто в IT приходят ради высокой зарплаты, удаленки и хороших карьерных перспектив. Но спустя пару лет многие устают от программирования, хотят делать меньше рутинной работы у монитора, больше общаться и принимать решения о развитии продукта. А иногда желание уйти в управленцы возникает и у гуманитариев в IT: дизайнеров, маркетологов и других спецов.
Мы поговорили с продактами и проджектами с разным бэкграундом о том, из каких профессий проще уйти в менеджмент и к чему готовиться.
Как люди становятся менеджерами
Управленческая должность в IT — вовсе не наивысшая ступень эволюции, к которой все стремились бы. Дело скорее в складе характера и личных предпочтениях. Некоторым интересно глубоко погружаться в код или дизайн, такие спецы могут всю жизнь работать на senior-позиции и расти, переходя в более крупные проекты. Но если нравится развивать soft-скилы и организовывать процессы, стоит переходить в менеджмент. Многие разработчики так и поступают, чтобы больше общаться и разносторонне прокачиваться, а не проводить дни у монитора.
В большинстве IT-компаний есть должность Project Manager, который отвечает за эффективную работу команды, соблюдение сроков и бюджета, и Product Manager — он принимает глобальные решения по продукту, придумывает новые фичи, разбирается в аналитике и стремится удовлетворить потребности пользователей.
Продакты, в свою очередь, иногда имеют разную специализацию: есть, например Technical Product Manager, который занимается управлением с точки зрения технологий и внутреннего устройства продукта. А есть Product Manager, которые больше углубляются в аналитику или в UX. В выборе менеджерской работы важно обращать внимание на вакансии и конкретные требования компании. Иногда даже обязанности продакта и проджекта могут чуть ли не полностью совпадать.
Часто менеджерами становятся случайно — человека с лидерскими качествами либо отмечает начальство, либо он сам берет на себя новую роль.
Поскольку менеджмент требует в большей степени развитых софтов, нежели владения конкретным стеком, случайное попадание в профессию — частая ситуация. Однако прикладные знания все равно придется где-то получать, и тут будут полезны курсы или менторство.
Можно продолжать учиться, уже работая на позиции PM: добирать недостающие знания и навыки. Важно тщательно изучать программу, чтобы в ней была нужная информация: ведь курсы рассчитаны на людей с разным опытом и потребностями.
Опыт в других IT-профессиях ценится при найме, и для многих вакансий будет предпочтителен технический бэкграунд. Поэтому даже если у вас есть минимальный стаж в разработке, не стесняйтесь указывать его в резюме.
В компаниях на постсоветском пространстве перейти из программирования в менеджмент — частая ситуация.
Какие бонусы даст опыт в разработке
Программист изнутри знает процесс разработки и все его тонкости — не из учебников, а из практики. Это помогает в менеджерской работе, а вдобавок позволяет проще наработать авторитет в команде.
Опыт в разработке поможет не только наладить коммуникацию с командой, но и самому избежать ошибок в оценке бюджета и сроков.
Если менеджер совсем ничего не понимает в разработке, это большая проблема. С другой стороны, первоочередными все-таки являются именно менеджерские компетенции.
Часто в продакты и проджекты идут бывшие бизнес-аналитики, и эти их знания в анализе — огромный плюс для управленцев.
Частая проблема бывших разработчиков в том, что им недостает софт-скиллов: приходится прокачивать коммуникативные навыки и организаторские способности. Но все равно опыт в программировании не пройдет даром. Особенно он полезен проджектам, они плотнее взаимодействуют с командой в своей работе.
Продакту опыт в разработке нередко менее важен, зато важно понимание потребностей пользователей. Часто в продакты идут из маркетинга или UX.
Требования к менеджерам по части технических скилов варьируются в зависимости от компании и конкретной должности. Но когда эти скилы важны, их могут довольно тщательно проверять на собеседовании.
Некоторые считают, что разработчику проще прокачать софты и стать хорошим менеджером, чем менеджеру без бэкграунда с нуля приобрести технические навыки. Но тут все зависит от конкретного случая: личной мотивации специалиста и его должностных обязанностей.
Точно можно сказать, что опыт в разработке не является минусом при трудоустройстве менеджером, и что любой опыт в IT будет полезен. Но если у программиста или дизайнера слабые навыки коммуникации, презентации и другие софты — это реальная проблему, которую придется решить для успешного трудоустройства.
Что нужно для трудоустройства
Базовый инструментарий менеджеров довольно простой: обычно это Jira для планирования задач, Confluence для ведения документов, Miro или аналоги для рисования схем и пользовательских сценариев. Инструменты различаются в разных компаниях, но в основном речь о заметочниках, интерактивных досках, таблицах, документах — это все легко и быстро можно освоить.
На позиции продакта важно владеть хотя бы каким-то из инструментов аналитики — например, Amplitude или Google Analytics — и уметь обращаться с Google Sheets.
Однако основа профессии менеджера — не конкретные инструменты, а знания и умения. Проджекту особенно важно прокачивать коммуникацию, умело презентовать решения и убеждать в их правильности. А продакту — уметь разбираться в потребностях пользователей и грамотно интерпретировать данные.
Нередко люди сначала становятся проджектами, а потом растут до продактов — но это совсем не обязательно. Проджект и продакт — просто разные профессии, хотя у них и много пересечений.
Еще один важный навык — английский язык. Обычно вся профессиональная литература на английском, документация — тоже на английском. А при устройстве в иностранные компании менеджеру язык нужен гораздо больше, чем разработчику: ведь требуется много общаться и с командой, и со стейкхолдерами.
Сертификаты необязательны для трудоустройства, но будут большим бонусом, особенно при устройстве в зарубежные компании.
Что дальше
Начать можно с большого исчерпывающего курса или составить себя программу обучения самостоятельно, с учетом необходимых навыков и компетенций.
Роман Ковалевский рекомендует сайт ProductDo, где можно легко построить roadmap от своей текущей должности к желаемой менеджерской позиции. Там же можно прокачать недостающие скилы с помощью симуляторов: по аналитике или по продуктовому исследованию рынка, например. Также можно почитать «ПМ совет», который ведет Роман, или канал Михаила Табунова про управление продуктом.
Совершенствовать навыки коммуникации, организации и планирования можно и в повседневной жизни. А при любой возможности получить руководящий опыт, не отказываться: работа лидом или ментором тоже будет полезна.
Также стоит поскорее попытаться устроиться на желаемую должность — проджекта или продакта — на работе развитие идет гораздо быстрее.
Конкретные теоретические знания для менеджера важны, но они не такие обширные, как, например, в программировании. Здесь велика роль софт-скилов, а значит больше шансов расти прямо в ходе работы.
8 онлайн-курсов и интенсивов для Product Manager (февраль, 2024)
Собрали проверенные онлайн-курсы и интенсивы для Product Manager. В этой подборке: курсы от действующего PM в Microsoft, актуальная специализация по управлению продуктами в сфере AI, курсы для начинающих специалистов и лайфхаки как проходить собеседования на позицию продакта.
Как очистить Mac? Подборка платных приложений для macOS (cо скидками Black Friday 2024)
Чем просканировать накопившийся за время работы мусор на диске вашего в Мака и навести порядок? Рассказываем о 7 платных приложениях для очистки macOS. Мы не называем их лучшими — просто советуем обратить на них внимание.
11 лучших сертификаций Coursera, чтобы освоить новую специальность (август, 2023)
Проанализировали Coursera в поисках лучших профессиональных программ на 2023 год, прохождение которых позволит получить востребованную специальность. Рассказываем, на какие направления обратить внимание и как сертификация Coursera помогает изменить вашу карьеру.
12 онлайн-курсов по языку Java для новичков и профессионалов (август, 2023)
Java по-прежнему входит в список самых популярных языков программирования. Вместе с Digitaldefynd мы составили список курсов по Java, которые подойдут как новичкам, так и людям с опытом программирования, чтобы освоить этот востребованный язык.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале
Обсуждение
Комментируйте без ограничений
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Это даунгрейд? Почему управленец считается более крутым? Только потому, что он ближе стоит к потоку денег и всё, больше никаких плюшек нет, быть инженером намного круче. Убираем этого "эффективного менеджера-управленца" из цепочки заказчик-исполнитель и живём счастливо.
Anonymous
20 декабря 2023, 15:05
0
Убираем этого "эффективного менеджера-управленца" из цепочки заказчик-исполнитель и живём счастливо.
У тебя слабый опыт- в проектах где один исполнитель, тогда да, можно убрать. Но в ИТ очень много проектов, где работает команда исполнителей, и вот тогда управленец уже нужен для распределения задан и общения с заказчиком. Заказчику как-то не хочется разбираться с десятком программистов.
Если бы это было только лишь так, то ещё можно смириться. Но потом же начинается вот это вот всё - "я лучше знаю как работать, мне нужны KPI, мне нужны отчёты что вы делали, согласуй со мной свой отпуск, давайте проведём 100500 митингов обсудим проект" 🤮
А как по-вашему следовало бы строить управление командой ?
Стадия непонимания/отрицания жизнеспособности описанного вами подхода знакома многим инженерам, которые столкнулись с необходимостью оторваться от своих языков, фреймворков и окружений и взять ответственность за выдачу результата командой таких же инженеров. Столкнетесь и научитесь делать все правильно т.е. долгосрочно приносить прогнозируемый результат компании и не терять связь с членами команды одновременно - поймете то, что не понимаете сейчас.
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 18:26
Я сталкиваюсь с этим ежедневно уже на протяжении 15 лет и так не смог научится делать всё правильно, теряю постоянно связь, ничего не понимаю. Что делать, как быть?
dss226: Потом после 30 лет, что делать? До пенсии ведь ещё рано будет!
Сколько было слёз пролито, сколько раз на ковре начальства стоял! На протяжении 15 лет вечно только один вопрос задавали: "когда будет сделано?". Не все же могут быть Джобсами или Масками. Взять эту ответственность. Брали ответственность и что толку? То не вовремя сделано, то не правильно, то абы-как сделано. Когда пришли работать, то сразу сказал, что никакой ответственности брать не хочу, наполучался я от начальства на прошлой работе. Да уже 15 лет долгосрочно приношу непрогнозируемый результат, по-другому не получается у меня.
разработчик лучше знаком с предметной средой разработки, поэтому ему легче ориентироваться в скоупе проекта, чем менеджеру из совершенно иного домена.
Ну да, так и есть. Пока объяснишь тугодуму-менеджеру особенности проекта, пока этот тугодум обсудит это с другими такими же тугодумами, пока каждый из этих тугодумов поделится своим мнением при этом имея крайне низкий уровень экспертизы - вы представьте сколько времени и денег уходят в никуда? А потом эта кучка экспертов, называющих себя управленцами, говорит как надо правильно работать, требует тайм-репортов от инженеров и вообще 😂
И смешно и грустно!
Отсюда же и главная сложность: при прочих равных, разработчик имеет куда более скромный опыт управления.
А зачем это разработчику? Вы на этом "управлении" явно сдвинулись, управлять ради того чтобы управлять, цель замкнута сама на себя, так ведь неправильно, правда? Управлять чтобы повысить эффективность разработки, вот это цель. Так увольте себя и эффективность разработки увеличится в 10 раз. Или так не интересно?
До каких пор вообще выкидыши МВА-курсов будут считать себя супер-мега-нужными? Ну смешно же.
а другой наыт извините за выражение , в уши, типа манагеру, который из продаж, который понятия не имеет че такое код писать.
потом наыкатель натворит всякую дичь и получит позицию зама манагера, или тих лида, или тим лида . все как и обычно, как везде.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] И потом в целях улучшения гендерного баланса в компании - оппа и она будет сразу зам директора по общим вопросам.
"Тугодумы", "выкидыши MBA-курсов". От таких слов веет зрелостью и глубиной понимания устройства "конвейера" создания ценности.
Быть может, вы что-то слышали о холократии и анархии, и, не вдаваясь в подробности, выказали свое "фе" чуждому классическому управлению.
Предполагаю, что вам нет и 30 лет.
Поделитесь, пожалуйста, какие предметы и услуги из вашей жизни, например, из техники, жилья, перелетов, медицины, на ваш взгляд, созданы "горизонтальными", "розовыми" командами ?
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 18:38
Полно примеров когда успешные проекты создаются и долгое время поддерживаются чистыми технарями. Ну вот например linux kernel.
Много знаете примеров продуктов созданных и поддерживаемых чистыми "управленцами"? Это риторический вопрос, можете не отвечать.
Если что, то у меня опыт в обоих дисциплинах, много лет СТО.
простой программист не принимает решения и не проявляет креатив — просто выполняет задачи
это не очень хороший программист. Наверное еще в конце спринта сдает ломаную таску и говорит - задача была фигово поставлена, вот я и наклепал муйни всякой, разбирайтесь дальше сами, а на рефайменте я спал и никого не слушал. Никто не мешает проявлять креатив в работе если ты можешь обосновать свое решение и показать его преимущества. По крайней мере я еще ни разу не встречал отношение типа "заткнись и делай как написано"
какой опыт будет ценен на управленческой должности
нести чепуху(на тему модного сегодня management fad) ,
выпендриваться (не зря же "уже вырос" из программирования),
умение работать с людьми (нанять бездельников, так они будут лично преданы и хорошими командными игроками, будут ловко перебрасывать проблемы, как горячую картошку, в другие отделы)
вовремя свалить (пошел на повышение, у вас здесь плохая политика и мало демократии, нужны новые challenges)
Пользователь отредактировал комментарий 20 декабря 2023, 16:49
типичная наша компания, не буду тыкать пальцем. и судя по звонкам с клиентами , у них такая же картина. игроки в игру тупой и еще тупее, выбери меня птича счастья завтрешнего дня ( искажения со смыслом)
В корпоративном секторе, конечно, есть определенный потенциал для повышения эффективности. А вот в политике, международных делах, финансах и государственном управлении все отлично, что здесь, что там. Демократия работает эффективно, через конкуренцию идей, подбор и назначение лучших, самых опытных.
Не совсем понял этот кликбейт, но по сути работа PM описана верно: хороший английский и подвешенный язык. Меня, например, тяготит общение с заказчиком, все эти согласования, отчётность и документирование. Да, я подскажу PM моё видение сложности, сроков, рисков и т.д. но дальше пусть он сам... Я варюсь в своей технической части, а он пусть договаривается с заказчиком, планирует и воюет за сроки. И всем хорошо: каждый занимается тем, что ему ближе, а отсюда общая эффективность выше.
Я бы еще добавил главный скилл PM: уменьшение хаоса и повышение предсказуемости. Обычно пущенное на самотек почему-то разползается в разные стороны. Нужен кто-то структурировать этот хаос, чтобы выполнялись именно задачи заказчика, за которые тот платит деньги.
не только шесть часов, но и после работы придется лизать, а может даже и в баню сходить вместе и там лизать. Полная потеря собственного мнения гарантирована
Именно мастерство в программировании - путь к работе "два часа в день". Мастерство и удалёнка.
Пользователь отредактировал комментарий 18 января 2024, 21:13
Anonymous
sleeping beast в Godel Technologies Europe
20 декабря 2023, 23:24
1
судя по комментам - никто вообще не понимает, в чем заключается реальная работа продакта или проектного менеджера. Все готовы "сами", но крупные компании не управляются на коленке и после пары лет такого сами приходят к тому, что "никто не видит дев труда, мало развития, зп не повышают, в то время как бизнес отвечает - а за что повышать, вы не делаете то, что вас просят делать. Разработчики даже не всегда способны понять, насколько их бравада далека от реальности и потребностей бизнеса. Но, благо все управленцы обладают софт скиллами и просто сглаживают углы, вместо того, чтобы хоть раз разнести дева и показать, что их представление о собственных суперспособностях работать самостоятельно - мыльный пузырь.
Другое дело, что ПМ, рожденные в беларуском аутсорсе, это как первая ступень эволюции, им еще много дальше развиваться, чтобы догнать европейский рынок. И не потому что инглиш или курсов нет, а потому что уровень развития бизнеса и рынок ушел от Беларуси на десятилетия вперед
Пользователь отредактировал комментарий 20 декабря 2023, 23:24
Разработчики даже не всегда способны понять, насколько их бравада далека от реальности и потребностей бизнеса.
Неплохой такой наброс на менеджеров по персоналу и рекрутеров. Здесь, наверное, и финансовому менеджеру есть над чем подумать за его советы брать программистов подешевле и покруче. Можно, кстати, опросник для интервью при приеме на работу обновить, и спрашивать у людей, действительно ли они понимают, что не смогут самостоятельно работать без продактов.
Но, благо все управленцы обладают софт скиллами и просто сглаживают углы, вместо того, чтобы хоть раз разнести дева и показать, что их представление о собственных суперспособностях работать самостоятельно - мыльный пузырь
это да, если эффективная управленческая команда менеджеров с хорошими софт-скилами закупила не те ресурсы, то обязательно надо сообщить ресурсам, что они не те, которые надо, пусть им будет стыдно
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 01:24
судя по комментам - никто вообще не понимает, в чем заключается реальная работа продакта или проектного менеджера
Никакие углы менеджеры не сглаживают. Они берут на себя часть работы команды, чтобы избавить от этой работы остальных и разгрузить их. Координация, планирование, понимание текущего состояния процесса, общение с заказчиками - это все работа. Ее можно размазать по команде, но можно и поручить специально нанятому человеку, который это все уже делал и, вроде как, даже любит. В теории так должно быть эффективнее. На практике, правда, плохие менеджеры встречаются так часто, что их считают такими по умолчанию. Собственно, плохой менеджер - это такой, который никакую работу на себя не берет и команду не разгружает. Вместо этого он придумывает новую работу, разводит бюрократию и нагнетает собственную важность. Очень похоже на то, что вы написали
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 02:49
Да да да, я такого насмотрелся в другом не беларуском корпоративном управлении что кровь в жилах стынет, я даже удивляюсь, как этакие [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] туда попадают, и понимаю, что скорее всего через постель. Отбор идет по принципу личной лояльности , преданности, лизоблюдства, подхалимства но ни как не по софт скилам. Хотя постойте, выдавать желаемое за действитительность это тоже хороший софт скилл, в крупной компании.
Anonymous
21 декабря 2023, 15:39
-1
Я 6 лет работал программистом, и последние три года уже ощущал, что мне это неинтересно. Все плюс-минус шаблонно и понятно, простой программист не принимает решения и не проявляет креатив — просто выполняет задачи.
Вижу много комментов на тему полезности менеджеров. Понимаю, почему вопрос возник - сам видел менеджеров, ценности от которых было мало.
Со стороны может показаться, что менеджеры работают мало. Провел дейлик, выбрал фичи на след спринт и сиди кофе пей. На деле за этим часто стоит много работы.
Если коротко, менеджер нужен для того, чтобы превращать код в бизнес (деньги).
Продакты делают это через нахождение тех фич, которые принесут макс. денег. Это большой кусок работы - изучать аналитику, выносить гипотезы, определять, что в моменте принесет больше, а что меньше, помогать маркетингу правильно продавать эти фичи.
Проджекты делают это через убеждение и достижения согласия с нужными людьми. С директором - чтобы дал больше денег на найм сениора. С продактом - чтобы дал время на рефакторинг. С программистами - чтобы выбрать оптимальный процесс. С другими проджектами - чтобы совместно выпустить фичу. Достич этих договоренностей тоже кусок работы.
Менеджеры редко показывают эту внутренюю кухню программистам, думаю поэтому и существует стереотип о том, что, в основом, менеждеры это бесполезные бездельники.
Из моих [инженер с опытом управления командами] личных наблюдений: обесценивание, негатив в адрес менеджеров исходит от:
(a) незрелых "ойти-бояр", надвувающих щеки необоснованным самомнением, взрощенным верой в исключительность носителя;
(b) профессионалов, которым не повезло с менеджером-самозванцем, который (1) не имеет понимания технической стороны вопроса и/или (2) видит себя в роли надзирателя-погонщика, т.е. его полномочия не идут ни в какое сравнение с ответственностью.
Лозунги повелителей кода а-ля "Мы сами с усами" дискредитируют их самих. Представьте на секунду, что все слои архитекруты, начиная встроенными командами процессора и заканчивая ОС/языком верхнего уровня, обрели сознание, и теперь уровень языка ассемблера под статьей о том, какие паттерны в энтепрайзе хороши, начинает ныть о том, что главный - он, а все надстройки-абстракции над ним - это наглые, ненужные, переоцененные самозванцы, чья деятельность приводит только к оверхеду.
Уровень менеджмента - еще одна абстракция, которая родилась из необходимости, а не потому, что слонявшиеся бездельники захватили власть, состроив глазки собственникам компаний.
Любой менеджер - такой же исполнитель, как и все остальные.
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 19:03
Любой менеджер - такой же исполнитель, как и все остальные.
Ага. Как и президент это избирательная должность на службе избирателей. Теория хороша в идеальном мире. В реальном мире если у человека есть хоть малейшая власть, а управление это власть, то вот и получаем завышенную значимость менеджером своей работы, пренебрежение к девам и повышение себе зарплаты.
И давайте не отрицать, менеджер это очередная надстройка погонщика, призванная увеличить прибыль компании но не работника. У менеджера такая штука как регулировать твою зарплату, вне зависимости от прибыли. Гордость. Если проект развивается, то это он молодец, он то знает, ему положена премия, на корпоративе он может сказать "спасибо всем, все поработали отлично в этом году" при этом понимая что главный то он.
Ничего поэтому странного в этом нет, что многие программисты смотрят на менеджера как на паразита.
почему как, даже обидно.
эти паразиты себе переплачивают а мне не доплачивают, считая меня [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]-отбросом, это классовая ненависть.
Уровень менеджмента - еще одна абстракция, которая родилась из необходимости
необходимости создаются/ощущаются людьми, что значит абстракции появляются по субъективным причинам. Если причины субъективны, то в абстракциях нет объективной необходимости. Где ошибка?
Мало того, необходимости могут вступать в конфликт друг с другом. Если же правильно понял Вашу мысль, вытекающую из богатого жизненного опыта, эти необходимости других людей и созданные ими абстракции следует рассматривать как проявления каких-то глубоких психологических травм этих людей, как выражение их глубокой и неизлечимой дефектности.
Глядя на лейтмотив основной массы сообщений, могу только пожелать ПМам больше работать над собой. Ведь на самом деле причина таких оценок в крайне травматичном опыте работы девелоперов с такими ПМами.
Лично мне повезло работать и над сложными проектами и с хорошими командами и именно поэтому я знаю, что каждый человек, если он на своем месте хорошо делает свой кусок работы, заслуживает уважения за свой вклад.
А если кого то коробит, что кто то другой, а не он, на корпоративе произносит речь и благодарит команду.... То это действительно беда, но и тут есть варианты: можно встать и тоже сказать слова благодарности или можно сходить к психотерапевту или напиться на кухне и скрежетать зубами какие все козлы. :)
не случалось ли Вам в последние несколько лет выглядывать в окно, и, если да, не замечали ли Вы, что современный мир находится в несколько более необычном состоянии, чем в предыдущие лет 10? Не стал ли мир приносить несколько больше травматичных опытов его обитателям? Если замечали, то как этот мир оказался там, где он оказался, почему он такой, какой есть? Им же кто-то управлял? Как бы нам случайно не наслушаться мудрых советов тех людей, которые им управляли, а то ведь опыт последних лет показывает, что хуже может стать всегда. То есть это не мы такие, это жизненный опыт толкает нас быть более требовательными к качеству управления, ведь надежды на то, что управление само повысит свое качество не так уж и много.
Пользователь отредактировал комментарий 22 декабря 2023, 02:07
как этот мир оказался там, где он оказался, почему он такой, какой есть? Им же кто-то управлял?
Я не сторонник обобщений. И не люблю риторику при обсуждении конкретных вопросов, но вам отвечу. Мир такой, потому что хомосапиенс, а не плохие или хорошие ПМы в ИТ.
Из большинства историй понятно что эти люди попали на эту должность абсолютно случайно. Вывод напрашивается сам по себе.
Я 6 лет работал программистом, и последние три года уже ощущал, что мне это неинтересно. Все плюс-минус шаблонно и понятно
После этого вывод становится еще более очевидным. Программистов по призванию становится все меньше. Случайно стал программистом, за три года сидения на *опе прохавал всю разработку в мире, стало неитересно и случайно стал пмом. Айтишка уже просто сфера случайных людей и неудивительно что ее хотят заменить ии, а бородатые за**оты уже как мамонты.
Не знаю. За больше 15 лет стажа ниразу не повышали и не знаю что такое управленческая должность. Сидеть целый день с утра до вечера с прикрученым к уху телефоном. Вот уж интересная работа. Где вечно тебя на ковёр вызывает начальство и отчитывает. Не моё это.
Не советую становиться продакт менеджером, если нет готовности всю жизнь положить на поиск роли с именно этим лейблом. Говорю как продакт. Тем более это будет тяжелым карьерным поворотом для людей, состоявшихся в других специальностях. Это очень интересная роль на бумаге, в реальности же у нас не та страна и не то время, где бы для заинтересованных людей была работа и безопасная среда для развития. Переход целесообразен только если компания, в которой вы уже работаете, предлагает вам такую роль. По зп можете посмотреть рынок российских вакансий, к примеру, там больше информации, чем у нас и +/- тот же уровень, будете разочарованы.
Пользователь отредактировал комментарий 29 января 2024, 17:50
"всю жизнь положить на поиск роли". Что это значит? Всю жизнь искать работу?
Никогда ничего не предлагали, поворотов за жизнь никаких не было. Иду только прямо. Возможно стою на месте, но вот так только умею работать, на большее нет мозгов.
Комментарии здесь последнее время не отличаются адекватностью, поэтому не могу сказать что удивлен этому потоку сознания, но все же прокомментирую.
бекграунд: фрон дев => бек дев => тим лид => ПМ => ДМ
менеджераская работа лично меня догнала не по своей воле, а скорее в силу необходимости, не могу сказать что я этому был очень рад.
Однако, все безусловно встречали плохили менеджеров, но с чего вы взяли что их процент выше чем плохих разрабов/тостеров/дизайнеров и тд?
По факту работа менеджера в один момент в лучшем случае превращается в воспитателя в детском саду, который решает проблемы вот всех этих важных бородатых дядек-тетек с раздутым ЧСВ, которые по факту не знают как решить самые простые и базовые вопросы. В худшем - в пожарного который тушит пожары один за одним, и мораль здесь в том, что если эти не заниматься то рано или поздно все развалиться и сгорит.
По итогу все очень просто: нет менеджемента => нет работы => нет денег. А продукт, каким бы он не был замечательным, никому нафиг не нужен в чистом виде без четкой идеии его применения. Живте с этим.
Как мне стать менеджером? Если я сижу и ничего не понимаю уже 15 лет, как это сделать, как это работает, постоянно опаздываю с дедлайнами. Как я буду воспитывать, если меня воспитать не могут уже почти два десятка лет?
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Это даунгрейд? Почему управленец считается более крутым? Только потому, что он ближе стоит к потоку денег и всё, больше никаких плюшек нет, быть инженером намного круче. Убираем этого "эффективного менеджера-управленца" из цепочки заказчик-исполнитель и живём счастливо.
У тебя слабый опыт- в проектах где один исполнитель, тогда да, можно убрать. Но в ИТ очень много проектов, где работает команда исполнителей, и вот тогда управленец уже нужен для распределения задан и общения с заказчиком. Заказчику как-то не хочется разбираться с десятком программистов.
Если бы это было только лишь так, то ещё можно смириться. Но потом же начинается вот это вот всё - "я лучше знаю как работать, мне нужны KPI, мне нужны отчёты что вы делали, согласуй со мной свой отпуск, давайте проведём 100500 митингов обсудим проект" 🤮
А как по-вашему следовало бы строить управление командой ?
Стадия непонимания/отрицания жизнеспособности описанного вами подхода знакома многим инженерам, которые столкнулись с необходимостью оторваться от своих языков, фреймворков и окружений и взять ответственность за выдачу результата командой таких же инженеров. Столкнетесь и научитесь делать все правильно т.е. долгосрочно приносить прогнозируемый результат компании и не терять связь с членами команды одновременно - поймете то, что не понимаете сейчас.
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 18:26
Я сталкиваюсь с этим ежедневно уже на протяжении 15 лет и так не смог научится делать всё правильно, теряю постоянно связь, ничего не понимаю. Что делать, как быть?
ничего не делать, 15 лет уже отработали - еще 15 отработаете как-нибудь.
dss226: Потом после 30 лет, что делать? До пенсии ведь ещё рано будет!
Сколько было слёз пролито, сколько раз на ковре начальства стоял! На протяжении 15 лет вечно только один вопрос задавали: "когда будет сделано?". Не все же могут быть Джобсами или Масками. Взять эту ответственность. Брали ответственность и что толку? То не вовремя сделано, то не правильно, то абы-как сделано. Когда пришли работать, то сразу сказал, что никакой ответственности брать не хочу, наполучался я от начальства на прошлой работе. Да уже 15 лет долгосрочно приношу непрогнозируемый результат, по-другому не получается у меня.
Ну да, так и есть. Пока объяснишь тугодуму-менеджеру особенности проекта, пока этот тугодум обсудит это с другими такими же тугодумами, пока каждый из этих тугодумов поделится своим мнением при этом имея крайне низкий уровень экспертизы - вы представьте сколько времени и денег уходят в никуда? А потом эта кучка экспертов, называющих себя управленцами, говорит как надо правильно работать, требует тайм-репортов от инженеров и вообще 😂
И смешно и грустно!
А зачем это разработчику? Вы на этом "управлении" явно сдвинулись, управлять ради того чтобы управлять, цель замкнута сама на себя, так ведь неправильно, правда? Управлять чтобы повысить эффективность разработки, вот это цель. Так увольте себя и эффективность разработки увеличится в 10 раз. Или так не интересно?
До каких пор вообще выкидыши МВА-курсов будут считать себя супер-мега-нужными? Ну смешно же.
плюс 100500
а другой наыт извините за выражение , в уши, типа манагеру, который из продаж, который понятия не имеет че такое код писать.
потом наыкатель натворит всякую дичь и получит позицию зама манагера, или тих лида, или тим лида . все как и обычно, как везде.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] И потом в целях улучшения гендерного баланса в компании - оппа и она будет сразу зам директора по общим вопросам.
ха ха ха у нас так и случилось ) попали в точку )
"Тугодумы", "выкидыши MBA-курсов". От таких слов веет зрелостью и глубиной понимания устройства "конвейера" создания ценности.
Быть может, вы что-то слышали о холократии и анархии, и, не вдаваясь в подробности, выказали свое "фе" чуждому классическому управлению.
Предполагаю, что вам нет и 30 лет. Поделитесь, пожалуйста, какие предметы и услуги из вашей жизни, например, из техники, жилья, перелетов, медицины, на ваш взгляд, созданы "горизонтальными", "розовыми" командами ?
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 18:38
Полно примеров когда успешные проекты создаются и долгое время поддерживаются чистыми технарями. Ну вот например linux kernel.
Много знаете примеров продуктов созданных и поддерживаемых чистыми "управленцами"? Это риторический вопрос, можете не отвечать.
Если что, то у меня опыт в обоих дисциплинах, много лет СТО.
Риторический ответ: 0
простой программист не принимает решения и не проявляет креатив — просто выполняет задачи
это не очень хороший программист. Наверное еще в конце спринта сдает ломаную таску и говорит - задача была фигово поставлена, вот я и наклепал муйни всякой, разбирайтесь дальше сами, а на рефайменте я спал и никого не слушал. Никто не мешает проявлять креатив в работе если ты можешь обосновать свое решение и показать его преимущества. По крайней мере я еще ни разу не встречал отношение типа "заткнись и делай как написано"
Не хватало ещё, делать что-то, что в договоре не прописано.
плюсую. калоритный коментарий, учитывая на то что нанимают и обещают и что потом приходится делать
нести чепуху(на тему модного сегодня management fad) ,
выпендриваться (не зря же "уже вырос" из программирования),
умение работать с людьми (нанять бездельников, так они будут лично преданы и хорошими командными игроками, будут ловко перебрасывать проблемы, как горячую картошку, в другие отделы)
вовремя свалить (пошел на повышение, у вас здесь плохая политика и мало демократии, нужны новые challenges)
Пользователь отредактировал комментарий 20 декабря 2023, 16:49
типичная наша компания, не буду тыкать пальцем. и судя по звонкам с клиентами , у них такая же картина. игроки в игру тупой и еще тупее, выбери меня птича счастья завтрешнего дня ( искажения со смыслом)
В корпоративном секторе, конечно, есть определенный потенциал для повышения эффективности. А вот в политике, международных делах, финансах и государственном управлении все отлично, что здесь, что там. Демократия работает эффективно, через конкуренцию идей, подбор и назначение лучших, самых опытных.
Эдуард, извините за прямоту Ваш юмор никто не понимает, да и нет тут юмора вообще.
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 12:12
Не совсем понял этот кликбейт, но по сути работа PM описана верно: хороший английский и подвешенный язык. Меня, например, тяготит общение с заказчиком, все эти согласования, отчётность и документирование. Да, я подскажу PM моё видение сложности, сроков, рисков и т.д. но дальше пусть он сам... Я варюсь в своей технической части, а он пусть договаривается с заказчиком, планирует и воюет за сроки. И всем хорошо: каждый занимается тем, что ему ближе, а отсюда общая эффективность выше.
Я бы еще добавил главный скилл PM: уменьшение хаоса и повышение предсказуемости. Обычно пущенное на самотек почему-то разползается в разные стороны. Нужен кто-то структурировать этот хаос, чтобы выполнялись именно задачи заказчика, за которые тот платит деньги.
это ПМ, а техникал продакт как раз может и вариться в техчасти, но все-таки при условии подвешенного языка )
Пользователь отредактировал комментарий 29 января 2024, 17:34
напишите конкретно, кому и как пролизнуть чтобы стать менеджером, очень хочется сохранить зарплату и работать два часа в день
Есть проблема. Работать то может и будете два часа в день. Только вот оставшиеся шесть придется и дальше лизать на постоянке.
не только шесть часов, но и после работы придется лизать, а может даже и в баню сходить вместе и там лизать. Полная потеря собственного мнения гарантирована
Ржу не могу.
Именно мастерство в программировании - путь к работе "два часа в день". Мастерство и удалёнка.
Пользователь отредактировал комментарий 18 января 2024, 21:13
судя по комментам - никто вообще не понимает, в чем заключается реальная работа продакта или проектного менеджера. Все готовы "сами", но крупные компании не управляются на коленке и после пары лет такого сами приходят к тому, что "никто не видит дев труда, мало развития, зп не повышают, в то время как бизнес отвечает - а за что повышать, вы не делаете то, что вас просят делать. Разработчики даже не всегда способны понять, насколько их бравада далека от реальности и потребностей бизнеса. Но, благо все управленцы обладают софт скиллами и просто сглаживают углы, вместо того, чтобы хоть раз разнести дева и показать, что их представление о собственных суперспособностях работать самостоятельно - мыльный пузырь.
Другое дело, что ПМ, рожденные в беларуском аутсорсе, это как первая ступень эволюции, им еще много дальше развиваться, чтобы догнать европейский рынок. И не потому что инглиш или курсов нет, а потому что уровень развития бизнеса и рынок ушел от Беларуси на десятилетия вперед
Пользователь отредактировал комментарий 20 декабря 2023, 23:24
Неплохой такой наброс на менеджеров по персоналу и рекрутеров. Здесь, наверное, и финансовому менеджеру есть над чем подумать за его советы брать программистов подешевле и покруче. Можно, кстати, опросник для интервью при приеме на работу обновить, и спрашивать у людей, действительно ли они понимают, что не смогут самостоятельно работать без продактов.
это да, если эффективная управленческая команда менеджеров с хорошими софт-скилами закупила не те ресурсы, то обязательно надо сообщить ресурсам, что они не те, которые надо, пусть им будет стыдно
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 01:24
Никакие углы менеджеры не сглаживают. Они берут на себя часть работы команды, чтобы избавить от этой работы остальных и разгрузить их. Координация, планирование, понимание текущего состояния процесса, общение с заказчиками - это все работа. Ее можно размазать по команде, но можно и поручить специально нанятому человеку, который это все уже делал и, вроде как, даже любит. В теории так должно быть эффективнее. На практике, правда, плохие менеджеры встречаются так часто, что их считают такими по умолчанию. Собственно, плохой менеджер - это такой, который никакую работу на себя не берет и команду не разгружает. Вместо этого он придумывает новую работу, разводит бюрократию и нагнетает собственную важность. Очень похоже на то, что вы написали
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 02:49
Да да да, я такого насмотрелся в другом не беларуском корпоративном управлении что кровь в жилах стынет, я даже удивляюсь, как этакие [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie] туда попадают, и понимаю, что скорее всего через постель. Отбор идет по принципу личной лояльности , преданности, лизоблюдства, подхалимства но ни как не по софт скилам. Хотя постойте, выдавать желаемое за действитительность это тоже хороший софт скилл, в крупной компании.
Вижу много комментов на тему полезности менеджеров. Понимаю, почему вопрос возник - сам видел менеджеров, ценности от которых было мало.
Со стороны может показаться, что менеджеры работают мало. Провел дейлик, выбрал фичи на след спринт и сиди кофе пей. На деле за этим часто стоит много работы.
Если коротко, менеджер нужен для того, чтобы превращать код в бизнес (деньги).
Продакты делают это через нахождение тех фич, которые принесут макс. денег. Это большой кусок работы - изучать аналитику, выносить гипотезы, определять, что в моменте принесет больше, а что меньше, помогать маркетингу правильно продавать эти фичи.
Проджекты делают это через убеждение и достижения согласия с нужными людьми. С директором - чтобы дал больше денег на найм сениора. С продактом - чтобы дал время на рефакторинг. С программистами - чтобы выбрать оптимальный процесс. С другими проджектами - чтобы совместно выпустить фичу. Достич этих договоренностей тоже кусок работы.
Менеджеры редко показывают эту внутренюю кухню программистам, думаю поэтому и существует стереотип о том, что, в основом, менеждеры это бесполезные бездельники.
Из моих [инженер с опытом управления командами] личных наблюдений: обесценивание, негатив в адрес менеджеров исходит от:
(a) незрелых "ойти-бояр", надвувающих щеки необоснованным самомнением, взрощенным верой в исключительность носителя;
(b) профессионалов, которым не повезло с менеджером-самозванцем, который (1) не имеет понимания технической стороны вопроса и/или (2) видит себя в роли надзирателя-погонщика, т.е. его полномочия не идут ни в какое сравнение с ответственностью.
Лозунги повелителей кода а-ля "Мы сами с усами" дискредитируют их самих. Представьте на секунду, что все слои архитекруты, начиная встроенными командами процессора и заканчивая ОС/языком верхнего уровня, обрели сознание, и теперь уровень языка ассемблера под статьей о том, какие паттерны в энтепрайзе хороши, начинает ныть о том, что главный - он, а все надстройки-абстракции над ним - это наглые, ненужные, переоцененные самозванцы, чья деятельность приводит только к оверхеду.
Уровень менеджмента - еще одна абстракция, которая родилась из необходимости, а не потому, что слонявшиеся бездельники захватили власть, состроив глазки собственникам компаний.
Любой менеджер - такой же исполнитель, как и все остальные.
Пользователь отредактировал комментарий 21 декабря 2023, 19:03
Ага. Как и президент это избирательная должность на службе избирателей. Теория хороша в идеальном мире. В реальном мире если у человека есть хоть малейшая власть, а управление это власть, то вот и получаем завышенную значимость менеджером своей работы, пренебрежение к девам и повышение себе зарплаты.
И давайте не отрицать, менеджер это очередная надстройка погонщика, призванная увеличить прибыль компании но не работника. У менеджера такая штука как регулировать твою зарплату, вне зависимости от прибыли. Гордость. Если проект развивается, то это он молодец, он то знает, ему положена премия, на корпоративе он может сказать "спасибо всем, все поработали отлично в этом году" при этом понимая что главный то он.
Ничего поэтому странного в этом нет, что многие программисты смотрят на менеджера как на паразита.
почему как, даже обидно.
эти паразиты себе переплачивают а мне не доплачивают, считая меня [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]-отбросом, это классовая ненависть.
необходимости создаются/ощущаются людьми, что значит абстракции появляются по субъективным причинам. Если причины субъективны, то в абстракциях нет объективной необходимости. Где ошибка?
Мало того, необходимости могут вступать в конфликт друг с другом. Если же правильно понял Вашу мысль, вытекающую из богатого жизненного опыта, эти необходимости других людей и созданные ими абстракции следует рассматривать как проявления каких-то глубоких психологических травм этих людей, как выражение их глубокой и неизлечимой дефектности.
Глядя на лейтмотив основной массы сообщений, могу только пожелать ПМам больше работать над собой. Ведь на самом деле причина таких оценок в крайне травматичном опыте работы девелоперов с такими ПМами.
Лично мне повезло работать и над сложными проектами и с хорошими командами и именно поэтому я знаю, что каждый человек, если он на своем месте хорошо делает свой кусок работы, заслуживает уважения за свой вклад.
А если кого то коробит, что кто то другой, а не он, на корпоративе произносит речь и благодарит команду.... То это действительно беда, но и тут есть варианты: можно встать и тоже сказать слова благодарности или можно сходить к психотерапевту или напиться на кухне и скрежетать зубами какие все козлы. :)
не случалось ли Вам в последние несколько лет выглядывать в окно, и, если да, не замечали ли Вы, что современный мир находится в несколько более необычном состоянии, чем в предыдущие лет 10? Не стал ли мир приносить несколько больше травматичных опытов его обитателям? Если замечали, то как этот мир оказался там, где он оказался, почему он такой, какой есть? Им же кто-то управлял? Как бы нам случайно не наслушаться мудрых советов тех людей, которые им управляли, а то ведь опыт последних лет показывает, что хуже может стать всегда. То есть это не мы такие, это жизненный опыт толкает нас быть более требовательными к качеству управления, ведь надежды на то, что управление само повысит свое качество не так уж и много.
Пользователь отредактировал комментарий 22 декабря 2023, 02:07
Я не сторонник обобщений. И не люблю риторику при обсуждении конкретных вопросов, но вам отвечу. Мир такой, потому что хомосапиенс, а не плохие или хорошие ПМы в ИТ.
Из большинства историй понятно что эти люди попали на эту должность абсолютно случайно. Вывод напрашивается сам по себе.
После этого вывод становится еще более очевидным. Программистов по призванию становится все меньше. Случайно стал программистом, за три года сидения на *опе прохавал всю разработку в мире, стало неитересно и случайно стал пмом. Айтишка уже просто сфера случайных людей и неудивительно что ее хотят заменить ии, а бородатые за**оты уже как мамонты.
ну бороды-то остались, каждый второй имеет своего прикормленного барбера.
А еще в РБ есть целый универ, готовящий ПМов - МГЛУ. Что еще делать если после 6 лет образования все что ты знаешь это английский язык.
Не знаю. За больше 15 лет стажа ниразу не повышали и не знаю что такое управленческая должность. Сидеть целый день с утра до вечера с прикрученым к уху телефоном. Вот уж интересная работа. Где вечно тебя на ковёр вызывает начальство и отчитывает. Не моё это.
ахаха ну епам же
Скажите, в каком месте делать ахаха?
Не советую становиться продакт менеджером, если нет готовности всю жизнь положить на поиск роли с именно этим лейблом. Говорю как продакт. Тем более это будет тяжелым карьерным поворотом для людей, состоявшихся в других специальностях. Это очень интересная роль на бумаге, в реальности же у нас не та страна и не то время, где бы для заинтересованных людей была работа и безопасная среда для развития. Переход целесообразен только если компания, в которой вы уже работаете, предлагает вам такую роль. По зп можете посмотреть рынок российских вакансий, к примеру, там больше информации, чем у нас и +/- тот же уровень, будете разочарованы.
Пользователь отредактировал комментарий 29 января 2024, 17:50
"всю жизнь положить на поиск роли". Что это значит? Всю жизнь искать работу?
Никогда ничего не предлагали, поворотов за жизнь никаких не было. Иду только прямо. Возможно стою на месте, но вот так только умею работать, на большее нет мозгов.
Комментарии здесь последнее время не отличаются адекватностью, поэтому не могу сказать что удивлен этому потоку сознания, но все же прокомментирую.
бекграунд: фрон дев => бек дев => тим лид => ПМ => ДМ
менеджераская работа лично меня догнала не по своей воле, а скорее в силу необходимости, не могу сказать что я этому был очень рад.
Однако, все безусловно встречали плохили менеджеров, но с чего вы взяли что их процент выше чем плохих разрабов/тостеров/дизайнеров и тд?
По факту работа менеджера в один момент в лучшем случае превращается в воспитателя в детском саду, который решает проблемы вот всех этих важных бородатых дядек-тетек с раздутым ЧСВ, которые по факту не знают как решить самые простые и базовые вопросы. В худшем - в пожарного который тушит пожары один за одним, и мораль здесь в том, что если эти не заниматься то рано или поздно все развалиться и сгорит.
По итогу все очень просто: нет менеджемента => нет работы => нет денег. А продукт, каким бы он не был замечательным, никому нафиг не нужен в чистом виде без четкой идеии его применения. Живте с этим.
Как мне стать менеджером? Если я сижу и ничего не понимаю уже 15 лет, как это сделать, как это работает, постоянно опаздываю с дедлайнами. Как я буду воспитывать, если меня воспитать не могут уже почти два десятка лет?