Выгорание разработчика: пора покончить с ментальностью «расходного материала»

Оставить комментарий
Выгорание разработчика: пора покончить с ментальностью «расходного материала»

Всем известно стереотипное преставление о программистах: разработчики — это одинокие энтузиасты, привыкшие трудиться глубоко за полночь, в темной комнате, озаряемой только светом монитора. Они питаются исключительно разогретой пиццей и газировкой. Они редко покидают свой пост, если какой-то код еще не дописан, готовы провести в офисном кресле даже пятничный вечер.

Дальше

Работа по ночам, отсутствие свободного времени и сомнительные перспективы профессионального роста ведут к выгоранию, которое в конечном итоге вредит всей компании.

Конечно, такой словесный портрет может казаться романтическим идеалом для определенного сорта хакеров-мизантропов, но абсолютное большинство разработчиков  это обычные офисные сотрудники. У них есть семьи, увлечения и обязанности, причем абсолютно не связанные со сборочными циклами и планами релизов. К сожалению, они постоянно работают в стрессовых условиях, что зачастую загоняет разработчиков в ситуации, превращающие человека в подобие такого айтишного морлока. 

Постоянные овертаймы, пропущенные отпуска и больничные, недостаток признания и карьерного роста — типичные проблемы софтверной индустрии. Несмотря на все разговоры об «инвестировании в знания», даже наиболее умные и высококвалифицированные сотрудники часто воспринимаются как безликая рабочая сила, расходный материал, который в случае чего можно легко заменить на новых, более дешевых трудяг. Неудивительно, что это приводит к профессиональному выгоранию и самые опытные члены команды могут либо уйти из компании в поисках лучших условий, либо вообще сменить сферу деятельности.

Любой трезвомыслящий менеджер должен понимать, что это совершенно недопустимо, и подобные проблемы в долгосрочной перспективе обязательно ослабят компанию. Тем не менее команды разработчиков скатываются в порочные режимы работы еще до того, как менеджеры это заметят. Если все наше профессиональное сообщество надеется обратить эту тенденцию вспять, то менеджеры должны научиться распознавать признаки разрушения рабочей среды и, что гораздо важнее, быстро принимать нужные корректирующие меры.

Игроделам не до игр

Порочные практики организации труда в софтверной индустрии особенно распространены в отрасли разработки игр. Так, на сайте Gamasutra была опубликована интересная редакторская статья «Так ли весело писать игры?». Ответы на этот вопрос были, мягко говоря, удручающие. Автор процитировал некоего анонимного разработчика: «Создание игр каким-то образом подчиняет себе всю вашу жизнь, так как всегда можно доделать еще что-то, чтобы обеспечить нужное качество продукта. Я знаю немало случаев, когда работа в игровой индустрии разбивала семью».

И это не удивляет тех, кто проработал в игровой сфере хотя бы несколько лет. Еще в 2004 году один комментатор, ник "ea_spouse", рассказывал о овертайме на работе, пропущенных отпусках, отсутствии отгулов и больничных в крупнейшей фирме Electronic Arts, занятой разработкой игр. «Смирись, либо заткнись и уходи — вот суть кадровой политики в EA, — писал этот автор. — Этика, сочувствие, элементарная разумность — все это пустые слова, если требуется по максимуму выжать сотрудника».

По-видимому, с тех пор почти ничего не изменилось. В 2010 году вышло открытое письмо о подобных злоупотреблениях в компании Rockstar Games из Сан-Диего, подписанное «беззаветно преданными женами сотрудников Rockstar».

Эти два воззвания имеют две особенно грозные общие черты. Во-первых, это четкая связь разводов с чрезмерным стрессом на работе, красноречиво свидетельствующая, какой огромный ментальный и эмоциональный вред причиняют сотруднику постоянные сверхурочные. Во-вторых, в обоих случаях авторы пожелали остаться анонимными — значит, они боятся репрессий в случае раскрытия своих личностей. Если все действительно так, то можно быть уверенным, что никуда эти проблемы не денутся.

Выгорание сотрудников уничтожает компании

Разработка игр печально известна авралами, когда приходится работать практически круглосуточно в условиях постоянных дедлайнов. Но эта беда, конечно же, не ограничивается игровой индустрией. Даже в ИТ-отделах больших предприятий только немногие менеджеры осознают, какой разрушительный эффект овертаймы оказывают на сотрудников, а значит, и на всю компанию.

Когда работать становится просто невозможно, самые яркие и талантливые личности обычно покидают компанию первыми. Это совершенно логично: имея высокую квалификацию, они наверняка найдут себе место получше. В результате обычно падает общий профессионализм команды разработчиков, в итоге доходящий до минимального возможного общего знаменателя. Иными словами, чем больше менеджеры вынуждают программиста работать на износ, тем менее эффективно со временем начинает функционировать вся команда.

ИТ-консультант Брюс Уэбстер называет это явление «эффектом Мертвого Моря», вода которого обладает такой соленостью, что там не выживают практически никакие организмы. «Крупные компании обычно теряют наиболее талантливых айтишников и удерживают более посредственных, тогда как нужно всеми силами стремиться к прямо противоположному, — пишет Уэбстер. — И этот эффект накапливается: чем хуже становится ИТ-отдел, тем сложнее привлечь в него талантливых и умелых инженеров, а потом удержать этих людей, если нанять их все же удастся».

Менеджеры в силах побороть «эффект Мертвого Моря». Можно контролировать рамки рабочего дня, предлагать доплаты или отгулы при абсолютной необходимости овертаймов. Можно увеличить длительность обязательного отпуска. Желательно ставить реалистичные сроки и бороться с привычкой допилить готовый продукт в последний момент.

Но самое важное — понимать ценность своих сотрудников как с трудовой, так и с чисто человеческой точки зрения. Даже в такой стремительно развивающейся сфере, какой является Интернет, каждый сотрудник заслуживает честного, достойного и уважительного отношения — даже если он предпочитает пиццу и газировку.

Нейл Мак-Эллистер

Источник

Программирование придумали женщины?

Читайте в блогах краткий экскурс в историю IT-индустрии.

Подписывайтесь на «Что к чему» —
анамнез и главные симптомы беларуского ИТ.
Цифры, графика, ничего лишнего. Выходит раз в 2 недели.
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Читайте также
Компания ввела 4-дневку — число соискателей выросло в 1,5 раза, другие показатели в плюсе
Компания ввела 4-дневку — число соискателей выросло в 1,5 раза, другие показатели в плюсе
Компания ввела 4-дневку — число соискателей выросло в 1,5 раза, другие показатели в плюсе
«Тихое увольнение»: в мире набирает популярность новое отношение к работе
«Тихое увольнение»: в мире набирает популярность новое отношение к работе
«Тихое увольнение»: в мире набирает популярность новое отношение к работе
Ericsson до конца года закроет представительство в России и уволит сотрудников
Ericsson до конца года закроет представительство в России и уволит сотрудников
Ericsson до конца года закроет представительство в России и уволит сотрудников
ИТ-сектор Беларуси потерял 10000+ человек с начала 2022 года
ИТ-сектор Беларуси потерял 10000+ человек с начала 2022 года
ИТ-сектор Беларуси потерял 10000+ человек с начала 2022 года
44 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.