Кто такой Audio Engineer в геймдеве. Обзор изнутри от Виталия Кезика
Про профессию рассказывает Виталий Кезик, аудиоинженер в Vizor Games. Сейчас работает над неанонсированным проектом для ПК и консолей на Unreal Engine 4 и мобильной RPG/Survival с видом от третьего лица на Unity.
Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней.
Я возглавляю команду специалистов по звуку. Сначала я был один, но после открытия аудиоотдела ко мне присоединился Sound Designer.
Если говорить о моих непосредственных обязанностях, то я создаю звуковой контент и внедряю его в игру. Это обычно происходит в три этапа.
Сперва мы подготавливаем сэмплы и проверяем их на соответствие характеристикам движка.
Затем я загружаю сэмплы в движок.
Наконец настраиваю сэмплы в движке и подключаю в зависимости от логики геймплея.
Также я контролирую функциональность звукового контента, составляю общее расписание работ. Конечно, иногда мы отклоняемся от графика. Бывает, рабочий процесс.
Я настраиваю и тестирую внутриигровые ассеты в движке. Создаю звуковую атмосферу в игре. Она важна, чтобы игрок глубже погрузился в геймплей.
Наконец, я работаю с внешними исполнителями. Обычно это выглядит так. Сперва получаю от геймдизайнеров ТЗ по звуку. Если вижу, что эти звуки можно сделать самому, то делаю сам либо отдаю штатному саунд-дизайнеру. Если же это невозможно, то ищу студии на аутсорсе. Решения принимаем в зависимости от того, кому именно нужны звуки. Если они важны только геймдизайнерам, то «финалку» утверждают они, а я уже подключаюсь после. Звуки для VFX (визуальных эффектов) принимаю я один. Глобально внешние подрядчики нас еще не подводили, но не всегда с первого раза мы получаем желаемый результат. Поэтому бывает, что отправляем полученное на переработку.
Профессия перекликается с некоторыми другими в области аудиопроизводства. Например, с Sound Designer. Он занимается подбором звуков для видеоигры, созданием звуковых спецэффектов, а также их синтезом.
Или с Sound Producer. Это руководитель команды специалистов по звуку. Он координирует техническую и творческую работу, составляет таймлайн и обеспечивает контроль качества. Почти каждый раз при загрузке нового звукового контента в движок мне приходится что-то доделывать, что-то убирать. Потому что сперва создается звук из нескольких слоев, затем из них собирается ассет. После того, как все слои загружаются в движок и настраиваются в ассете, звук прикручивается в зависимости от геймплея. И когда запускаешь сцену, бегаешь по ней, внимательно слушаешь и понимаешь, что нужно убрать, а где-то стоит добавить.
Иногда приходится поработать и музыкальным продюсером: сочинять и записывать музыкальные темы и музыкальное сопровождение для видеоигры.
Что нужно уметь
Hard skills для профессии:
знание DAW — digital audio workstation; я остановил свой выбор на Ableton: с ним мое знакомство произошло лет 15 назад, на изучение основ я потратил 2-3 месяца (тогда информации было крайне мало), потом поднимал свой скилл,
игрового движка — в моем случае это Unreal Engine 4 и Unity; Основной движок, в котором я сейчас работаю, — это Unreal Engine. Его я изучал самостоятельно. Также часть моей работы происходит в движке Unity. Вот здесь мне очень помогли курсы. Вообще, копаться в движке — моя любимая часть работы.
основ психоакустики — особенностей восприятия звуков человеком на физическом и психологическом уровнях.
Что касается soft skills, они кардинально не отличаются от навыков в любой сфере, где человек захочет добится успеха. Навыки коммуникации, управление собой, творческое и логическое мышление. Сейчас поясню, почему это важно.
В моем случае всегда приходится сотрудничать с коллегами. Без умения слушать, убеждать и аргументировать навряд ли получится удачно выстроить рабочие процессы, а это напрямую зависит от того, насколько качественно будет выполнена та или иная работа.
Ещй важно управлять своими эмоциями, стрессом. Важны навыки планирования и тайм-менеджмента.
И без творческого и логического мышления тоже сложно обойтись. Я придумываю контент, то есть действую творчески. А также работаю со звуковыми системами, где все поддается логике.
Карьера
В профессию можно прийти разными путями. Например, я по диплому инженер-энергетик. Так получилось, что предыдущие пять лет работал главным инженером проекта в строительной области. Это, конечно, очень хорошая специальность, постоянное напряжение, стрессовые ситуации и ненормированный рабочий график — мечта каждого человека, но не моя.
Моя история — про хобби, которое переросло в профессию после 30 лет. В свободное время я изучал искусство дизайна звука и звуковых систем, даже выпустил пару небольших музыкальных альбомов на иностранных лейблах. В какой-то момент захотел развиваться дальше и начал думать, где можно применить мои навыки. Так я пошёл на курсы по программированию, где познакомился с ребятами из Vizor Games. В итоге они в меня поверили и доверились, за что им огромное спасибо.
Аудиоинженеры востребованы на крупных игровых проектах, где существуют целые аудиосистемы, которыми нужно управлять. Например, у «Apex Legends» 7 специалистов по звуку разного направления.
Карьерный путь специалиста — это рост профессионала как в звуке, так и в знании игровых движков и специализированных аудиодвижков (wwise/fmod). Рост команды, участие в нескольких проектах. Рост внутри компании всегда зависит от ее потребностей. Как правило, самая высокая должность — это аудиодиректор / саундпродюсер.
Где учиться на Audio Engineer
«Звуковой дизайн в видеоиграх», автор А. А. Деникин — старенькая книжка, но в ней хорошо описаны техники.
«Основы психоакустики», автор Ирина Алдошина — главное по теме.
Помимо этого советую много играть «под карандаш» и обращать внимание на тренды, которые используют в своих работах игровые студии.
Следите за номинантами и победителями ежегодной премии «Game Audio Network Guild Awards». Мне, например, с профессиональной точки зрения очень нравится прошлогодний лауреат «God of War».
9 крутых курсов по геймдеву: подборка для начинающих карьеру (июнь 2023 г.)
Собрали для вас курсы, которые помогут освоить с нуля геймдев и геймдизайн, а также систематизировать свои знания и прокачать навыки начинающим гейм дизайнерам и разработчикам игр.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.