«Литовцы возвращаются из эмиграции — я их понимаю». +1 история о бусте карьеры в Литве
Недавно у нас вышел текст о том, как 25-летний беларусский разработчик, переехав в Литву, «пробустил» свою карьеру — и даже купил квартиру в Вильнюсе. В комментариях раздавались скептические голоса: так не бывает, а если и бывает, то это «ошибка выжившего» — единичный случай. Мы нашли ещё один похожий кейс.
Владиславу тоже 25 лет, в 2022 году он переехал в Литву. Сделал там карьеру, купил квартиру, хочет и дальше жить и развиваться в этой стране. Вот его история.
Недавно у нас вышел текст о том, как 25-летний беларусский разработчик, переехав в Литву, «пробустил» свою карьеру — и даже купил квартиру в Вильнюсе. В комментариях раздавались скептические голоса: так не бывает, а если и бывает, то это «ошибка выжившего» — единичный случай. Мы нашли ещё один похожий кейс.
Владиславу тоже 25 лет, в 2022 году он переехал в Литву. Сделал там карьеру, купил квартиру, хочет и дальше жить и развиваться в этой стране. Вот его история.
— Я живу в Литве с мая 2022 года. Когда началась война в Украине, мы с девушкой решили: надо уезжать — чем раньше, тем лучше. В тот момент я полгода как вернулся из армии и очень опасался призыва на войну (никто ведь не знал, как будут развиваться события).
Так совпало, что ранее мы купили билеты в Стамбул на начало марта — туда мы и улетели. Моя компания компенсировала стоимость билетов, а компания, в которой работала моя девушка, выплатила своим сотрудникам релокационный бонус в размере $1000.
В Турции мы прожили всю весну. Там же и подались на национальную литовскую визу — и в конце мая прилетели в Вильнюс.
«Поиск новой работы занял около двух месяцев»
Моя компания не пересчитала зарплату гросс сотрудникам, — и поэтому в Литве после выплаты налогов у меня на руках оставалось сильно меньше денег, чем в Беларуси.
Первые полгода, пока ещё можно было, я не переоформлялся в литовский офис — а работал на беларусский. Тогда ещё и беларусские карточки работали в Литве (в 90% случаев, конечно, — но сейчас, насколько знаю, онлайн ими вообще ни за что нельзя расплатиться).
В какой-то момент я решил начать искать новую работу. Сам поиск — от первого отклика до принятого оффера — занял около двух месяцев. Я откликался в основном на вакансии в литовских/европейских компаниях с офисами в Литве, в моём списке был только один беларусский аутсорс.
Для поиска вакансий использовал LinkedIn. Вообще в Литве ещё есть такие сервисы, как cvbankas.lt, Work with Lithuania и MeetFrank, — но для меня они оказались бесполезны. Вакансии там нередко дублируют аналогичные из LinkedIn, а отклики на них часто остаются без какого-либо ответа.
Процесс поиска шёл довольно быстро: рекрутеры отзывались активно и оперативно назначали мне интервью. В чём отличие от Беларуси:
здесь очень часто тебе звонят по телефону. На родине у меня ни разу такого не было;
а ещё работодатели обязаны указывать вилку зарплат в объявлениях — и это жирный плюс, я считаю.
За всё время я встречал всего пару объявлений на литовском языке. Большинство же было на английском — и без требования знать местный язык. Одна литовская компания не продолжила со мной процесс из-за паспорта. Сказали, что россиян и беларусов пока не нанимают.
Кстати, моя жена (она рекрутер) меняла работу одновременно со мной. И вот она подметила, что для эйчар-специалистов знание литовского языка чаще имеет значение. И тем не менее за месяц жена нашла работу в литовском финтехе со штатом около 100 человек.
Через год её компания закрылась, и ей пришлось опять искать работу. Нашла опять довольно быстро (снова где-то за месяц) — на местное рекрутинговое агентство как ИП. Её зарплата выросла на 25% от начальной.
Однако это, скорее, везение: знаю немало ребят-эйчаров, которые не могут найти работу уже много месяцев.
«Мне в 44 года уже покупать место на кладбище?». Айтишник с 10+ годами опыта о том, как искал работу
«Подход такой: сможешь ли ты легко научить кандидата тому, о чём спрашиваешь?»
На что ещё я обратил внимание в ходе собеседований: литовский подход к интервью напоминает беларусский — больше упора на хард скиллы, меньше на софт. На моих собесах софт-часть часто вообще отсутствовала.
А вот в компаниях родом из Европы и США на интервью меня больше просили рассказать о своём опыте, увлечениях — я даже сделал вывод, что техническая часть не так для них важна. Так было и на собеседовании в компанию, чей оффер я принял.
Технические вопросы мне задавали совсем несложные, но было больше лайвкодинга с решением задач и просто обсуждения моих хобби.
Сейчас я сам провожу интервью — и подход такой: сможешь ли ты легко научить кандидата тому, о чём спрашиваешь? Если да, спрашивать нет смысла. Лучше послушать, что он расскажет про свой опыт или оценить, как он думает и работает в команде с тобой при решении задачи.
Ещё замечу, что в Литве рынок весьма живой — каждую неделю-две я замечал новую вакансию. У меня не было ощущения, что каждый оффер у меня на почте — последний шанс, за который нужно хвататься, а то больше никто работу не предложит.
«7-часовой рабочий день, все стараются не перерабатывать»
Компания, в которой я сейчас работаю, — американская, продуктовая. Половина её сотрудников находится в Нью-Йорке, четверть — в Литве и ещё четверть — в Индии. В моей команде 80% ребят из Америки.
У нас чувствуется упор на life в work-life balance: безлимитный отпуск, 7-часовой рабочий день, все стараются не перерабатывать. Бонус в виде акций компании и ежегодный автопересмотр зарплат для покрытия инфляции. Лично моя зарплата за время работы выросла примерно в полтора раза. У нас нет жёстких дедлайнов или фраз из мира аутсорса вроде: «ну, заказчик сказал — значит надо».
«За всё время в Литве со мной лишь раз отказались говорить не по-литовски»
В Литве мне и жене хорошо. Первые два года мы думали, что, возможно, это не конечный наш пункт — и мы переедем куда-то ещё. Выбирали, сравнивали отзывы о разных странах. Но в итоге поняли, что нам нравится здесь — уезжать ни к чему.
Начали учить литовский язык. Пока нашего владения им хватает только для заказов в кафе — но, знаете, уже легче от того факта, что не приходится постоянно просить собеседника перейти на русский или английский.
Но стоит оговориться: если у кого-то нет желания учить литовский, он сможет прожить только с английским и русским. За всё время в Литве со мной лишь раз отказались говорить не по-литовски. И ещё один раз мой собеседник не знал ни русского, ни английского. А у жены однажды был неприятный инцидент: врач жёстко отчитала её за то, что она не владеет литовским языком.
Но в целом это единичные случаи.
Из этого «вытекает» и первый плюс жизни в Литве — лёгкая интеграция. До переезда сюда я ожидал, что буду чувствовать себя чужим. Но в Вильнюсе есть целые районы, где ты преимущественно слышишь русский язык: на детской площадке, в поликлинике.
Я не говорю, что беларусам, переехавшим сюда, стоит оставаться в этом «пузыре». Я лишь хочу отметить, что так релоканту всё же легче в новой стране (особенно первое время).
Что ещё здорово: английский здесь многие знают на хорошем уровне — у людей до 40 с этим вообще нет проблем.
Проще интегрироваться в литовское общество помогает и схожесть наших культур. Не нужно искать какие-то «русские магазины», чтобы достать гречку или сметану — здесь те же продукты, что и в Беларуси. Похожая система поликлиник, но более цифровизированная (здесь совсем нет медкарточек, всё на твоем аккаунте).
Я бы сказал, что литовцы такие же трудолюбивые и сдержанные, как и беларусы. Не могу сказать, что страна прямо стала «своей» для нас. Но думаю, это вопрос языка: как только я смогу полноценно общаться на литовском, любые преграды для жизни тут исчезнут.
«Очевидно, что в Google лучше». 4 истории входа в ИТ в Польше после отъезда из Беларуси
«Литовские банки не принимают выписки из подсанкционных банков»
Что ещё: мы с женой купили здесь квартиру, что тоже было серьёзным шагом чтобы осесть в Литве. Это не был элементарный процесс. До нас квартиру купили друзья — и рассказали, что и как, — поэтому нам было проще.
Основная сложность — если хочешь положить наличные на счёт, нужны выписки из беларусских банков. А литовские банки не принимают выписки из подсанкционных банков, и неважно, что зарплату в нём я получал 4 года назад, а санкции наложили только 2 года назад.
Поэтому пришлось срочно искать выписки из другого банка, в котором мы снимали хоть какие-то наличные. Плюс нам задавали вопросы по поводу каждых 100 евро, переведённых с других счетов.
Думаю, нам могло не повезти с получением кредита. Но всё обошлось. Для тех, у кого ВНЖ, существуют особые правила: первый взнос составляет минимум 25%, а кредит выдаётся максимум на 20 лет, — но нам это подходило.
И вот, в начале октября мы нашли квартиру, а где-то в конце ноября уже заселились в неё. Покупка квартиры в нашем случае была выгодной — при первоначальном взносе в 30%, ежемесячный платеж не сильно больше, чем плата за съёмную квартиру. Плюс сама квартира растёт в цене.
«Новости о том, что очередного беларуса или беларуску лишили ВНЖ, напрягают»
Некоторые айтишники опасаются переезжать в Литву, аргументируя это тем, что у релокантов нередко бывают проблемы с ВНЖ. У нас их не было совсем.
Свой ВНЖ я ждал около месяца. Потом при смене работы было необходимо сначала получить разрешение от миграционной службы (это если живёшь меньше года в Литве), — и тоже всё прошло быстро и без проблем.
Жена меняла ВНЖ уже несколько раз: сперва, когда меняла фамилию, потом, когда с Blue card переходила на ВНЖ — и ни разу не столкнулась с проблемами. Но не скрою: новости о том, что очередного беларуса или беларуску лишили ВНЖ «из-за угрозы безопасности», немного напрягают.
«Иногда чувствуется, что Литва — сбоку от остальной Европы»
Наверное, стоит сказать, чем мне с каждым днём всё больше нравится Литва. Я бы это обозначил как плюсы побольше, и плюсы поменьше:
В Литве я чувствую, что страна и город развиваются и живут. Только за то время, что мы здесь живём, в районах, где мы снимали квартиры, построили три (!) новых парка.
Новые жилые комплексы приятные на вид — и не «человейники».
В 80% случаев, если ты идёшь в центр на выходных, там что-то происходит: либо национальный праздник, либо просто город организовал спортивное или культурное мероприятие. Приятно видеть, что люди участвуют в этом по желанию, а не потому что их свезли в столицу в автобусах.
Лично для меня имеет значение архитектурный вид города. И Вильнюс в этом плане мне подходит. Я помню, как гулял по старому городу году в 2017 году — и не мог отделаться от мысли, что всё какое-то облезлое. Но за эти годы литовцы обновили центр — и сейчас он очень красивый, отреставрированный.
Радует, что у Литвы есть выход к морю. Да, купаться получается только пару месяцев в году, но на Куршской Косе в Паланге очень красиво. Мы ездим туда стабильно пару раз в год (хоть летом там цены, как в той же Италии).
Погода — очень субъективная вещь, но если ты привык к беларусскому климату и ищешь чего-то похожего, то здесь она один в один как в Минске. Но в Литве переводят часы на зимнее время, поэтому темнеет на час раньше.
Справедливости ради, о минусах тоже стоит сказать:
Например, общественный транспорт и пробки. У меня машины нет, да и общественным транспортом я пользуюсь не так часто. Квартира недалеко от центра, поэтому чаще хожу пешком. Но всё равно вижу (а коллеги литовцы подтверждают), что пробки — это реальная проблема. В часы пик утром и вечером ты 100% будет стоять. При этом трамваев нет, а значит — у пассажиров в общественном транспорте нет никакой возможности миновать пробку. Думаю, Вильнюсу не помешали бы трамваи, учитывая, как сильно город раскинулся по площади.
Связь с остальной Европой. Иногда чувствуется, что Литва — сбоку. Самолётов и рейсов в Европу заметно меньше, чем в Польше. А добираться по земле долго. До одной Варшавы на поезде ехать 8.5 часов. Плюс у многих интернет-магазинов нет доставок в Литву.
Лично меня волнует близость к России. В медиа постоянно обсуждают увеличение трат на оборону, несколько моих коллег ходят учиться пользоваться оружием. Я бы не сказал, что чувствуется какая-то непосредственная угроза, но иногда задумываешься что Литва не в лучшем положении в этом плане.
И чтобы суммировать: в Литве мне очень нравится. Есть достаточно возможностей для работы и карьерного роста. Здесь поддерживают work-life balance, пусть даже пока он всё ещё не такой, как в Западной Европе. Здесь видны перспективы на будущее. Всё больше литовцев возвращаются из эмиграции — и я их понимаю.
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).
Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации).
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами.
Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод.
Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Айтишники (и не только) жалуются, что им звонят по телефону из школы IT Overone и предлагают курсы для вхождения в ИТ без первоначальных навыков и английского.
Да какая обратная сила закона, ё-моё. Ну вы серьезно? Вы в своей роте решили, что тут совсем недалёкие люди сидят?
Ладно, если нужно проводить ликбез, то могу:
Банки не принимают. Это не прописано ни в каком законе. Это внутренние требования банков. Почему они так перестраховываются: потому что через них пытаются выводить бабло [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]. А за это атата может быть если вскроются факты отмывания бабла. Вот от греха подальше и решают не связываться банки. Точно так же как не хотят давать кредиты людям с маленькими ЗП: риски. И это их право. Они могут сами решать, на основании чего давать кредиты.
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2025, 18:40
И что? Вы про обратную силу закона что-то, а я вам, что тут закон не при чем. Никакого закона, который запрещал бы учитывать эти транзакции нет. Соответственно, и никакой обратной силы закона.
Банки сами принимают решения, учитывать их или нет. Ну и они решают не учитывать. Почему? Потому что юрисдикция, где эти операции проводились, токсична.
Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2025, 20:12
Хорошо что у ребят всё на позитиве. Однако есть ньансы.
"мы с женой купили здесь квартиру"
Надо было бы сказать какую и за сколько.
Кв. м. жилплощади в Вильнюсе раза в два с половиной дороже чем а Минске.
Цены можно посмотреть на сайтах ober-hause(lt), realt(by).
Нет такого литовского сайта.
Ну так и жилье в Вильнюсе есть такое, какого в Минске не строят пока что.
Ну и продать эту квартиру ребята смогут тоже за сумму больше, чем в Минске ;-)
Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2025, 20:14
"Да, купаться получается только пару месяцев в году, но на Куршской Косе в Паланге очень красиво. Мы ездим туда стабильно пару раз в год (хоть летом там цены, как в той же Италии)."
Совет. Попробуйте как нибудь вместо Паланги слетать из Вильнюса в Барселону с Ryanair. Если дней на 8 - 10 и зарезервировать отель, например в Calella что в 50 км. от Барселоны то будет дешевле. Даже с учётом стоимости билетов. Не говоря уже о качестве сервиса, тёплом море и достопримечательностях Барселоны.
Я это к тому что Паланга это примитивная обдираловка. Цены дутые, непонятно за что.
Например в 1991 г. было 3 млн. 701 тыс. а в 2023 г. стало 2 млн. 860 тыс. Т. е. Литва за время независимости потеряла около 940 тыс. Каждого четвёртого своего жителя.
В последние годы численность населения стабилизировалась..... за счёт прибывших украинцев и беларусов.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
как там борьба на удаленке?
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Закон обратной силы же не имеет. Как так?
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
В чужом глазу видеть соринку, в своем бревна не замечать - в этом вся суть ротоботов :)
Так давай оправдай юридическим языком на основе европейского права, как закон возымел обратную силу. Не привлекая сторонние сущности типа РБ.
Вы поаккуратнее, пожалуйста. Вам сейчас от вышестоящего прилетит за оскорбление Республики Беларусь "сторонней сущностью"
Ну что, про обратную силу закона в Литве слив засчитан?
Да какая обратная сила закона, ё-моё. Ну вы серьезно? Вы в своей роте решили, что тут совсем недалёкие люди сидят?
Ладно, если нужно проводить ликбез, то могу:
Банки не принимают. Это не прописано ни в каком законе. Это внутренние требования банков. Почему они так перестраховываются: потому что через них пытаются выводить бабло [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]. А за это атата может быть если вскроются факты отмывания бабла. Вот от греха подальше и решают не связываться банки. Точно так же как не хотят давать кредиты людям с маленькими ЗП: риски. И это их право. Они могут сами решать, на основании чего давать кредиты.
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2025, 18:40
а что за закон?
Вам за объем текста платят? Ещё раз вопрос. До 2020..2021 никаких санкций не было. Все транзакции по всем бел.банкам чистые, до этого времени.
И что? Вы про обратную силу закона что-то, а я вам, что тут закон не при чем. Никакого закона, который запрещал бы учитывать эти транзакции нет. Соответственно, и никакой обратной силы закона.
Банки сами принимают решения, учитывать их или нет. Ну и они решают не учитывать. Почему? Потому что юрисдикция, где эти операции проводились, токсична.
Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2025, 20:12
видимо, что-то случилось
Хорошо что у ребят всё на позитиве. Однако есть ньансы.
"мы с женой купили здесь квартиру"
Надо было бы сказать какую и за сколько.
Кв. м. жилплощади в Вильнюсе раза в два с половиной дороже чем а Минске.
Цены можно посмотреть на сайтах ober-hause(lt), realt(by).
Нет такого литовского сайта.
Ну так и жилье в Вильнюсе есть такое, какого в Минске не строят пока что.
Ну и продать эту квартиру ребята смогут тоже за сумму больше, чем в Минске ;-)
Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2025, 20:14
Баран бывает кидается на ворота и бьёт их рогами. У тебя что то от этого.
"Да, купаться получается только пару месяцев в году, но на Куршской Косе в Паланге очень красиво. Мы ездим туда стабильно пару раз в год (хоть летом там цены, как в той же Италии)."
Совет. Попробуйте как нибудь вместо Паланги слетать из Вильнюса в Барселону с Ryanair. Если дней на 8 - 10 и зарезервировать отель, например в Calella что в 50 км. от Барселоны то будет дешевле. Даже с учётом стоимости билетов. Не говоря уже о качестве сервиса, тёплом море и достопримечательностях Барселоны.
Я это к тому что Паланга это примитивная обдираловка. Цены дутые, непонятно за что.
не придумывай, Калейя не будет дешевле Паланги, тем более, с учетом стоимости билетов и, не забывай, местного транспорта - на метро туда не доедешь.
"Литовцы возвращаются из эмиграции".
Это вряд ли.
Здесь в разделе Численность населения можно посмотреть как изменялась численность населения Литвы по годам.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B
Например в 1991 г. было 3 млн. 701 тыс. а в 2023 г. стало 2 млн. 860 тыс. Т. е. Литва за время независимости потеряла около 940 тыс. Каждого четвёртого своего жителя.
В последние годы численность населения стабилизировалась..... за счёт прибывших украинцев и беларусов.
840 тыс.