Цены выше, чем в Минске, и многие хотят уехать (в Польшу). Джун о жизни айтишников в Гродно
Я начинающая разработчица из Гродно. Недавно закончила универ, сейчас отрабатываю распределение в небольшой продуктовой компании. Расскажу о зарплатах, ценах, досуге и как выглядит жизнь айтишников в самом западном городе Беларуси.
Кто пишет: Саша (имя изменено по просьбе героини), родом из Гродно. Разработчица с опытом чуть больше 2-х лет.
Живёте и работаете не в Минске? Расскажите коммьюнити о зарплатах, поисках работы и вашей жизни. Пишите на [email protected] или в телегу @blogs_devby.
Зарплаты заморожены, хорошо только на российском рынке
Первая волна сокращений в гродненских компаниях была 2020 году. Посокращали всех, без кого справятся — зачем держать 5 разрабов, когда работу могут делать и 2? У компаний, которые работают с российскими клиентами, ситуация стабильная.
Вакансий в России много, мне тоже прилетает иногда: «Не хотите поработать на Сбер? А на Альфа-банк?».
Сеньор-разработчики в Гродно — это мужчины за 30, которые плохо знают английский. Им проще найти общий язык с русскими, проще, донести информацию, да даже пошутить на работе.
Продуктовые компании чувствуют себя лучше, чем аутсорс. Мы (продукт) сами ищем клиентов, сами себе заказчики, а аутсорс «валится» — знакомые рассказывают, что сильно поснижали зарплаты.
Джунам сложно найти даже вакансию. Да и очень много требований. Ты без опыта работы, но знать должен на уровне миддла. Многие компании готовы перевезти ключевых сотрудников, но переиндексации зарплаты не будет.
Вилки зарплат
Человек с моим профилем и двумя годами опыта в Минске будет зарабатывать 3 тысячи долларов (грязными). В Гродно вилка до налогов — меньше 2 тысяч. Одна минская компания построила всю свою рекламу для хайринга на этом: «Работайте в Гродно получая минскую зарплату».
Гродно достаточно дорогой город — покушать, алкоголь и напитки иногда дороже, чем в Минске из-за туристов. Но аренда дешевле: можно найти нормальную квартиру за 200 долларов, в Минске — от 400 долларов.
Релокейт
Сейчас многие думают про эмиграцию, я и сама хочу уехать, как только закончится отработка. Польша — на первом месте. В Россию никто не хочет — там всё-таки очень дорого.
Почему ещё не все уехали? Семья и страх. Тут у тебя есть всё, а там ничего не будет. Люди скорее стараются искать другие способы заработка. Есть квартира, старые родители, жена и ребенок — многих это останавливает. Не оставить же их. А переезд с семьей — много проблем.
В моей компании мы говорим, что живем в Польше. Я-то разработчик, мне проще, а вот customer support должен работать с VPN вообще всегда — почтовые сервисы иногда указывают, откуда отправлено письмо.
Про политику
Вначале войны было очень тяжело. Настроение было отвратительное, нам даже психолога приглашали в компанию. У многих родственники в Украине, работать было очень трудно. Теперь полегче.
Негативные моменты есть, но все пытаются избегать плохих новостей, потому что они приводят к депрессии и агрессии. Про политзаключённых вообще не говорят. Все держат язык за зубами. За это ведь могут забрать, прямо как при Сталине.
У меня были выговоры в универе — попала на камеры в 2020 году. Рриглашали на беседы в университете, пытались сказать мне патриотическую хрень. Кроме этого нам не забивали голову идеологией, особенно на старших курсах. Единственное — надо вступить в БРСМ.
Моему потоку ещё повезло, мы начинали искать работу уже на 4 курсе, до войны. Многие компании тогда ещё не ушли полностью, предлагали вакансии. Даже с распределением проблем не было — всех отправили на обычную работу.
Досуг
Ничего особо не поменялось — те же новинки в кино, те же развлечения. Только все очень подорожало. И, говорят, из-за санкций может попадаться палёный алкоголь. Вот как в России с этим «Мистер Сидром» — более 20 человек умерло! (в июне в медиа появилась новость, что в четырех российских регионах десятки людей отравились напитком «Мистер Сидр», в нем, предположительно, сожержался метиловый спирт).
Цены высокие. Абсолютно на всё, на электричество, на газ, еда, аптека — очень дорого. Идешь в магазин и офигеваешь.
Филе курицы кило стоит 18 рублей, раньше — 12-13 рублей. Но бульба стоит так же. Выпить пиво в баре — 6 рублей за 0,5. За крафтовое я заплатила 9 рублей! Принглз пропали из продажи. Шоколад заменяется, даже роллтон другой стал — российский. Импортные продукты все можно купить на том же Вайлдберриз. Но стоят они дороже.
С визами большая проблема. PBH я не смогу открыть ещё раз — не переехала в Польшу. Нет уже многоразовых шенгенов, только венгерское посольство может что-то. Я делала визу на 12 дней, заплатила 425 рублей. В итоге поеду на автобусе в Грецию — на самолёте ещё дороже выходит. На закупы никто не поедет — виз нет.
Люди всё так же ходят в кафе и рестораны. Много баров открывается. Туристы ходят. Много туристов из России и даже из Польши.
Есть ли надежда?
Большинство людей в Гродно очень плохо относятся к тому, что происходит. В одном баре пьяный парниша начал говорить про Россию хорошее. И наши молодые ребяты, поняли, что это русский и вывели его из бара — от греха подальше.
Будут ли люди связывать свою судьбу с Беларусью? Мы это узнаем в 2025 году, когда будут следующие выборы. Никто не хочет интеграции (с Россией). Если начнется п**дец, то повалят очень много. Потому Россия превращается в радикальную «исламскую» коммуну.
Мнение автора может не отражать позицию редакции.
dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 230 читателей поддерживают нас донатами.
В 2023 году мы хотим собрать 1000 читателей-подписчиков.
«Лёня, не дури голову, грошай няма». Репортаж из посёлка Рассвет, где второклашка Лёня-программист разослал письма в 100+ ИТ-компаний
История о том, как предпринимательская жилка директора сельской школы и его учеников, конь, берёзовые веники, пустые бутылки, яблоки и капуста помогли купить ноутбуки и роботов для детей. Директор Рассветовской средней школы Сергей Дубман нашел деньги на технику, а второклассник Лёня разослал письма в 100+ ИТ-компаний Беларуси с просьбой о помощи. Сегодня в школе два оборудованных STEM класса. А программирование и робототехнику бесплатно изучают все 85 детей.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале
Обсуждение
Комментируйте без ограничений
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Думаю, что в Польшу потенциально хотели бы уехать те, кто 1) уверен в сохранении или улучшении уровня жизни там, 2) кто имеет польские корни хоть на одну фалангу мизинца на ноге, 3) кто в принципе ориентирован на Запад.
"Уехать в Польшу" это в большей степени вектор движения, а не место пребывания.
С Россией тоже не всё так однозначно. Автор сначала пишет о плохом знании английского и возможности пошутить на русском, а потом о том, что в Россию никто не хочет. На самом деле менталитет штука серьёзная. С немцами очень тяжело общаться - совершенно другие ценности, воспитание (подать руку женщине при выходе из автобуса уже считается чем-то сродни приставанию...или унижению женщины). С поляками зависит от конкретного человека - есть упоротые, есть такие же славяне, только разговаривающие на другом языке, а так менталитет схожий. У меня есть знакомые, которые россиян вообще не воспринимают. Считают их наглыми и ленивыми. Мне наоборот попадались вполне комфортные русские. Некоторая лень присутствует, но при размерах России это можно понять.
А по большому счёту люди везде одинаковы - хотят заводить семьи, жить счастливо и в достатке, дружить с соседями. Что получается по факту? Получается то, что получается. А жить и дружить всё равно надо. :)
Anonymous
Developer в GameDevelopment
1 сентября 2023, 14:53
17
"Думаю, что в Польшу потенциально хотели бы уехать те..."
ну и, те кто понимает, что в стране режим "не до законов" и хочет сохранить себя и близких. Сотни тысяч таких
Пользователь отредактировал комментарий 1 сентября 2023, 14:53
Девушка нормально мыслит. В условные 25 любой человек с нормальными мозгами и кругозором примерно так и будет рассуждать. Здесь она в начале карьеры, перспективы слабые, а в польше люди похожие и говорят, что там всё супер (только захоти). Всё, едем в польшу! :-)
Что касается русских. У меня бизнес несколько специфический: жесткие сроки, квалификация, аккуратность, апдейты/апгрейды только если из-за клиента, иначе - чп. Так вот, мой партнер из калифорнии сказал, что работу с людьми из РБ он больше обсуждать не желает. Россия, Украина - нет проблем. А из РБ ... - тратить время и портить свою репутацию перед клиентами не хочет. Самое главное (ситуацию я хорошо знаю), действительно ничего личного
какие-то неправильные итишники в статьях пошли. стесняются на руских работать. итальянцы гордились работой на германский рейх, а Муссолини был народным дуче (батька по ихнему)
Загадка луканомики, как в стране с атомной станцией (я напомню что уже два реактора работает) цены в 2 раза выше чем в украине с сильно поврежденной русскими ракетами инфраструктурой.
Так восточному хану в 2 раза больше получается, раз цена выше. Видимо да, другое. Мы гордые, бургеру кланяться не будем, будем кланяться восточным царькам и платить больше. Как деньгами, так и свободой.
Цены высокие. Абсолютно на всё, на электричество, на газ, еда, аптека — очень дорого. Идешь в магазин и офигеваешь. - ору, это она наверное не знает, какие цены в польше, на квартиру, на электричество, ну мб на продукты меньше, хотя последнее время не сообо уверен, даже закупаясь в Ашане, но по статье понятно, девочка в розовых очках.
Цены везде растут. В Германии за последние два года на многие базовые продукты питания выросли в 2-3 раза. Но тут есть нюанс, конечно мясо, которое стоило допустим 5€ не может стоить 15€, но макароны, которые были по 35 центов теперь запросто стоят 79. Молоко было 70 центов, теперь 1,2-1,3€ (я говорю про самое дешёвое). Яйца как-то раз подскочили вообще с 1,19€ до 1,59€ вообще зараз, без лесенки.
То есть максимально подорожали самые дешёвые группы товаров, там где в абсолютных цифрах это как бы не вызывает шока, но бьет по самым малообеспеченным слоям населения.
Anonymous
3 сентября 2023, 18:17
0
То есть, все как и везде, и денег у обычных работяг нахватает везде, и наши релоканты присоединились к среднему классу в Европе)))
Будут ли люди связывать свою судьбу с Беларусью? Мы это узнаем в 2025 году, когда будут следующие выборы. Никто не хочет интеграции (с Россией). Если начнется п**дец, то повалят очень много.
Чтобы автор не ждал 2025-го, то пишу сейчас:
Выборов не будет.
Если геноцид в Украине и этноцид в Беларуси это не п**дец, то сырки будут продаваться и кафе будут открыты. Тут всё стабильно.
Чего не сделаешь ради Лидера Нации за вкусный сырок.
Пользователь отредактировал комментарий 1 сентября 2023, 18:40
Anonymous
3 сентября 2023, 18:09
-5
Релокант не даст соврать)))
Лучше унитазы пана, чем вкусный глазированный сырок)))
Люто плюсую. По статистике выдачи ВНЖ в ЕС с 2020 года переехало более полумиллиона белорусов. Сколько-то еще наверняка поехало по другим направлениям. Если отбросить бюджетников и пенсионеров, то по моим скромным прикидкам, это - чуть ли не каждый пятый трудоспособного возраста, уже сравнимо с Венесуэлой.
Оставшиеся, очевидно под п***цом подразумевают ситуацию, когда кушать будет нечего.
В целом человеку спасиьо за позицию, но вот фраза "Про политзаключённых вообще не говорят. Все держат язык за зубами. За это ведь могут забрать, прямо как при Сталине. " просто убила.
То есть вы серьёзно сравнивайте Сталина и Лукашенко сейчас? Такое чувство, что уроки истории прошли мимо. И страх отнимает последний мозг. Обо всем этом НУЖНО говорить ю, сейчас особенно. И за это уж точно никто не будет расстреливать. А страх приведёт к одному- поглощению рашкой.
Anonymous
3 сентября 2023, 18:06
-1
А если твои фантазии не сбудутся, то зря лишь все это время рвал себе нервы?
Anonymous
7 сентября 2023, 01:18
0
приведёт к одному- поглощению рашкой.
Дык уже, в конце 2020 всё случилось
Anonymous
2 сентября 2023, 11:36
-4
Не надо ехать ни в какую Польшу. Тут уже не знаешь, куда деваться от соотечественников. Исторические рекорды и по стоимости жилья, и по объемам сделок. Количество выставленных на продажу квартир - исторический минимум, выгребли всё, где есть четыре стены и дверь.
Подождите ещё хотя бы полгодика, дайте мне ипотеку схватить - ну а дальше добро пожаловать :)
Anonymous
2 сентября 2023, 11:41
-4
Кушайте сырки лучше, они вкусные. Да и к чему эти лишние траты на коммуналку и ипотеку? За те 150-200 тысяч евро, что здесь стоит евродвушка, в Минске вы можете взять аппартаменты бизнес-класса в международном финансовом центре Минск-Мир! Цены на курицу и говядину в Варшаве выше на 30 процентов, а на сырки - в два раза! Так что подумайте о своём будущем и не принимайте поспешных решений!
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2023, 11:41
Есть ли надежда? Будут ли люди связывать свою судьбу с Беларусью?
Всегда есть надежда и всегда будут люди, связывающие свою судьбу с Беларусью, с Польшей, Украиной.... как бы там ни было плохо или прекрасно.
Девушка молодец. Молодец потому, что сомневается и ищет ответы. Молодцы и те люди, кто поехали за ответами за пределы страны - иногда, что бы понять, что ответ под носом, нужно его хорошенько поискать по свету. Возможно, найденные ответы помогут понять, может ли страна, в которой кроваво подавляется инакомыслие (да, я сейчас про Польшу), стать вполне комфортной для жизни спустя пару десятков лет, судя по словам приехавших туда белорусов. Или не стать, если судить про продолжающемуся стремительному оттоку местного населения на запад.
Всё познается в сравнении и что бы познать нужно сравнивать не закрывая глаза не неудобные вещи.
Anonymous
7 сентября 2023, 01:24
0
иногда, что бы понять, что ответ под носом, нужно его хорошенько поискать по свету.
Дада, очень часто чтоб понять что ответ был совсем рядом, надо в это "рядом" таки уехать.
Прочитал ветку. Ужаснулся с того насколько озлобленные релоканты. Раболебствуя перед Польшей, они еще умудряются назвать людей, которые работают в своей стране и на ее бюджет "рабами". Дичайшая шиза и промывка мозгов
унитазы ждут пограничников и неудавшихся прокуроров, отказавшихся служить Президенту. внимательнее надо быть к деталям, записывать и анализировать глубже
белоруссы не стали бы работать в 41м на окупантов фашистских. или тогда это было другое?
Пользователь отредактировал комментарий 1 сентября 2023, 18:36
Anonymous
2 сентября 2023, 13:05
4
Именно, всё правильно делаешь!
Оставайся, и других агитируй. А то не 200, а 300 будет.
Покупайте апартаменты бизнес-класса только у надежного застройщика! Новый дом "Западная Корея" в самом центре мирового финансового центра!
ЖК "Семь Губерний" - для тех, кто ценит единство и комфорт!
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2023, 13:05
Anonymous
3 сентября 2023, 18:00
-1
А с чего ты взял, что у dev_babaika есть за что драться? Он за хостел с арабами дерется))) Какие 200 тысяч....
Anonymous
2 сентября 2023, 17:07
4
да вы батенька оптимист) в стране с мертвой демографией, через N лет будут тысячи заброшенных квартир. в рб мужики умирают в 65 лет (это по белстату) , демографическая яма. Кто квартиры покупать будет? Только если россияне, но в рф своего жилья хватает.
Anonymous
2 сентября 2023, 18:13
-1
Да вопрос даже не в демографии - это общая проблема всех развивающихся стран с постиндустриальной экономикой.
Вопрос в том, что в Польше у руля адекватные люди. Никто не рассказывает, откуда готовилось нападение, не калечит и не избивает собственных граждан. Нет "активистов", азарёнков и губопиков.
И вот чтобы избавить РБ от последствий деятельности этих персонажей - пройдут десятилетия. У вас был шанс спрыгнуть с тонущего корабля, но вы предпочли не просто тонуть вместе с ним, но ещё и показательно камень на шею себе покрупнее повесить.
Из хороших новостей - в РБ теперь подешевеет жильё. Я не удивлюсь, если госсми на серьёзных щах будут это переподносить, как достижение.
Из плохих - очень сомнительно, что вы сможете восстановить прежний уровень дохода даже с учетом валютной инфляции (18% еврозона, 8% USD). В сырках и бетоне это всё ещё много - но попробуйте, например, купить автомобиль.
Кстати, обратите внимание - новый автомобиль (не китай\рф) уже стоит примерно как однушка в Минске. Хороший это знак, или нет - решать Вам.
Anonymous
2 сентября 2023, 20:35
1
Вот специально прогуглил демографию.
Польша 1990 38,064,255
Польша 2023 41,026,067
Беларусь 1990 10,428,525
Беларусь 2023 9,498,238
Но ты можешь продолжать жить в розовых очках и мечтать о загнивающей европе и процветающем рае рб
Anonymous
3 сентября 2023, 04:16
2
Википедия, серьёзно??) Дай угадаю, наверное еще и русскоязычная )) вот линк на стату от ООН https://population.un.org/wpp/Graphs/Probabilistic/POP/TOT/616 там где у польши сейчас больше 40млн. Но больше спорить я с тобой не собираюсь, [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] Даже по твоим данным из РФ вики популяция польши упала на считанные проценты, в то время как популяция рб упала на 10 (а то и больше) процентов, но ты про это тактично молчишь
Anonymous
3 сентября 2023, 17:44
-3
Сидят, задумываются про тонущие корабли, так как будто им в Польше квартиру и зарплату больше среднего работяги на блюде с голубой каемкой дадут. Эх эти розовые пони)). Жамшутами вы там будете)))
Anonymous
3 сентября 2023, 17:47
-2
С чего вы взяли что вы какие-то выдающиеся и всего добьётесь?
Anonymous
2 сентября 2023, 17:18
4
Кавалерка в Легионово останется кавалеркой в Легионово.
За это время немножко бизнес вгору пойдет. Сдам госэкзамен на B1, подрастут дети. И им будет очень сложно объяснить, зачем мы должны срываться и ехать в РБ с места, где у них уже друзья, школа и социальные связи.
Так вот @nullreference, Вы совершенно правы в том, что война закончится, и кризис тоже. Ошибка Ваша лишь в оценке временного промежутка. Возможно, что на отрезке в 10+ лет Ваша стратегия "переждать" в какой-то момент окажется выигрышной, но у моей семьи к этому моменту будет жильё и паспорта ЕС, а у Вас - двушка в Малиновке.
И это вопрос личных предпочтений каждого. Но если бы у меня сейчас была опция отдать Вам двушку в Малиновке и в тот же день получить взамен четыре паспорта с орлом - махнулся бы не глядя, честное слово. Ещё и гараж бы подарил.
Anonymous
2 сентября 2023, 17:59
3
А почему Вы думаете, что я не пишу на тематических польских сайтах? Вполне себе пишу, и на сходки (meetup.com) регулярно вписываюсь :)
Но коль уж значимое число белорусских инженеров перебралось в Польшу, то странно игнорировать этот факт на крупнейшей белорусской площадке, не правда ли? Особенно в теме о том, как люди живут и хотят уехать.
Anonymous
3 сентября 2023, 17:02
-3
dev_babaika
С чего ты взял, что у твоей семьи будет жилье? Может ты будешь делить хостел с гражданами арабской национальности))
Пользователь отредактировал комментарий 3 сентября 2023, 17:02
Про национальность вспомнил, еще на берёзки родные дави давай. Это уже настолько устаревший конструкт, но только просовесткие колхозаны его вспоминают. У белорусских айтишников больше общего уже с польскими и европейскими инженерами, нежели чем с оставшимися ротоботами и селовиками. То, что мы все жили в одной стране, это случайность. Поэтому уехать подальше от менталитета таких нулей и азаренков - это редкое счастье и удача.
Anonymous
3 сентября 2023, 17:10
-1
user843659834
Я читал новости, где 10 поляков пинали белоруса. Это был ты?
Anonymous
3 сентября 2023, 17:14
-3
Главное правильно мыть унитаз пану!))) Сначала левой рукой, а затем правой рукой)))
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Думаю, что в Польшу потенциально хотели бы уехать те, кто 1) уверен в сохранении или улучшении уровня жизни там, 2) кто имеет польские корни хоть на одну фалангу мизинца на ноге, 3) кто в принципе ориентирован на Запад.
"Уехать в Польшу" это в большей степени вектор движения, а не место пребывания.
С Россией тоже не всё так однозначно. Автор сначала пишет о плохом знании английского и возможности пошутить на русском, а потом о том, что в Россию никто не хочет. На самом деле менталитет штука серьёзная. С немцами очень тяжело общаться - совершенно другие ценности, воспитание (подать руку женщине при выходе из автобуса уже считается чем-то сродни приставанию...или унижению женщины). С поляками зависит от конкретного человека - есть упоротые, есть такие же славяне, только разговаривающие на другом языке, а так менталитет схожий. У меня есть знакомые, которые россиян вообще не воспринимают. Считают их наглыми и ленивыми. Мне наоборот попадались вполне комфортные русские. Некоторая лень присутствует, но при размерах России это можно понять.
А по большому счёту люди везде одинаковы - хотят заводить семьи, жить счастливо и в достатке, дружить с соседями. Что получается по факту? Получается то, что получается. А жить и дружить всё равно надо. :)
"Думаю, что в Польшу потенциально хотели бы уехать те..."
ну и, те кто понимает, что в стране режим "не до законов" и хочет сохранить себя и близких. Сотни тысяч таких
Пользователь отредактировал комментарий 1 сентября 2023, 14:53
Девушка нормально мыслит. В условные 25 любой человек с нормальными мозгами и кругозором примерно так и будет рассуждать. Здесь она в начале карьеры, перспективы слабые, а в польше люди похожие и говорят, что там всё супер (только захоти). Всё, едем в польшу! :-)
Что касается русских. У меня бизнес несколько специфический: жесткие сроки, квалификация, аккуратность, апдейты/апгрейды только если из-за клиента, иначе - чп. Так вот, мой партнер из калифорнии сказал, что работу с людьми из РБ он больше обсуждать не желает. Россия, Украина - нет проблем. А из РБ ... - тратить время и портить свою репутацию перед клиентами не хочет. Самое главное (ситуацию я хорошо знаю), действительно ничего личного
какие-то неправильные итишники в статьях пошли. стесняются на руских работать. итальянцы гордились работой на германский рейх, а Муссолини был народным дуче (батька по ихнему)
"Цены высокие. Абсолютно на всё, на электричество" - можете сравнить на globalpetrolprices:
https://ru.globalpetrolprices.com/electricity_prices/
Загадка луканомики, как в стране с атомной станцией (я напомню что уже два реактора работает) цены в 2 раза выше чем в украине с сильно поврежденной русскими ракетами инфраструктурой.
а проценты по кредиту татаромонгольскому хану?
а проценты по кредиту американскому бургеру? или польскому пану?
Ах, ЭТО ЖЕ ДРУГОЕ :D
Так восточному хану в 2 раза больше получается, раз цена выше. Видимо да, другое. Мы гордые, бургеру кланяться не будем, будем кланяться восточным царькам и платить больше. Как деньгами, так и свободой.
Самый западный город РБшки - Высокое
Цены высокие. Абсолютно на всё, на электричество, на газ, еда, аптека — очень дорого. Идешь в магазин и офигеваешь. - ору, это она наверное не знает, какие цены в польше, на квартиру, на электричество, ну мб на продукты меньше, хотя последнее время не сообо уверен, даже закупаясь в Ашане, но по статье понятно, девочка в розовых очках.
точно не знает. визу не дают сьездить посмотреть, а телевизор с панорамой не включает - экономит
Цены везде растут. В Германии за последние два года на многие базовые продукты питания выросли в 2-3 раза. Но тут есть нюанс, конечно мясо, которое стоило допустим 5€ не может стоить 15€, но макароны, которые были по 35 центов теперь запросто стоят 79. Молоко было 70 центов, теперь 1,2-1,3€ (я говорю про самое дешёвое). Яйца как-то раз подскочили вообще с 1,19€ до 1,59€ вообще зараз, без лесенки.
То есть максимально подорожали самые дешёвые группы товаров, там где в абсолютных цифрах это как бы не вызывает шока, но бьет по самым малообеспеченным слоям населения.
То есть, все как и везде, и денег у обычных работяг нахватает везде, и наши релоканты присоединились к среднему классу в Европе)))
Чтобы автор не ждал 2025-го, то пишу сейчас:
Выборов не будет. Если геноцид в Украине и этноцид в Беларуси это не п**дец, то сырки будут продаваться и кафе будут открыты. Тут всё стабильно.
Чего не сделаешь ради Лидера Нации за вкусный сырок.
Пользователь отредактировал комментарий 1 сентября 2023, 18:40
Релокант не даст соврать)))
Лучше унитазы пана, чем вкусный глазированный сырок)))
Люто плюсую. По статистике выдачи ВНЖ в ЕС с 2020 года переехало более полумиллиона белорусов. Сколько-то еще наверняка поехало по другим направлениям. Если отбросить бюджетников и пенсионеров, то по моим скромным прикидкам, это - чуть ли не каждый пятый трудоспособного возраста, уже сравнимо с Венесуэлой.
Оставшиеся, очевидно под п***цом подразумевают ситуацию, когда кушать будет нечего.
Выглядит как лютый вброс, возможно покупная статья. Ни одна из тем не раскрыта целиком.
Лишь прослеживается очередная повестка "Все херово, если валить, то в польшчу"
В целом человеку спасиьо за позицию, но вот фраза "Про политзаключённых вообще не говорят. Все держат язык за зубами. За это ведь могут забрать, прямо как при Сталине. " просто убила.
То есть вы серьёзно сравнивайте Сталина и Лукашенко сейчас? Такое чувство, что уроки истории прошли мимо. И страх отнимает последний мозг. Обо всем этом НУЖНО говорить ю, сейчас особенно. И за это уж точно никто не будет расстреливать. А страх приведёт к одному- поглощению рашкой.
А если твои фантазии не сбудутся, то зря лишь все это время рвал себе нервы?
Дык уже, в конце 2020 всё случилось
Не надо ехать ни в какую Польшу. Тут уже не знаешь, куда деваться от соотечественников. Исторические рекорды и по стоимости жилья, и по объемам сделок. Количество выставленных на продажу квартир - исторический минимум, выгребли всё, где есть четыре стены и дверь.
Подождите ещё хотя бы полгодика, дайте мне ипотеку схватить - ну а дальше добро пожаловать :)
Кушайте сырки лучше, они вкусные. Да и к чему эти лишние траты на коммуналку и ипотеку? За те 150-200 тысяч евро, что здесь стоит евродвушка, в Минске вы можете взять аппартаменты бизнес-класса в международном финансовом центре Минск-Мир! Цены на курицу и говядину в Варшаве выше на 30 процентов, а на сырки - в два раза! Так что подумайте о своём будущем и не принимайте поспешных решений!
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2023, 11:41
Человейник Минск-Мир?!
Какие-то сказки про зарплаты в Минске - 3000 за 2 года работы звучит как п@@@@ж
Даже в лучшие годы это было 2000-2500, а про сейчас и говорить стыдно должно быть про такие цифры
Всегда есть надежда и всегда будут люди, связывающие свою судьбу с Беларусью, с Польшей, Украиной.... как бы там ни было плохо или прекрасно.
Девушка молодец. Молодец потому, что сомневается и ищет ответы. Молодцы и те люди, кто поехали за ответами за пределы страны - иногда, что бы понять, что ответ под носом, нужно его хорошенько поискать по свету. Возможно, найденные ответы помогут понять, может ли страна, в которой кроваво подавляется инакомыслие (да, я сейчас про Польшу), стать вполне комфортной для жизни спустя пару десятков лет, судя по словам приехавших туда белорусов. Или не стать, если судить про продолжающемуся стремительному оттоку местного населения на запад.
Всё познается в сравнении и что бы познать нужно сравнивать не закрывая глаза не неудобные вещи.
Дада, очень часто чтоб понять что ответ был совсем рядом, надо в это "рядом" таки уехать.
Никто не хочет интеграции с Россией , все хотят Евросоюз и кружевные трусики. Ахах, дураков жизнь ничему не учит
Пользователь отредактировал комментарий 8 сентября 2023, 17:34
Ой, её расстроила война на Украине а все это вовремя с 2014 года она не вынимала голову из песка?
Прочитал ветку. Ужаснулся с того насколько озлобленные релоканты. Раболебствуя перед Польшей, они еще умудряются назвать людей, которые работают в своей стране и на ее бюджет "рабами". Дичайшая шиза и промывка мозгов
гораздо лучше, чем росейские или папы коли
унитазы ждут пограничников и неудавшихся прокуроров, отказавшихся служить Президенту. внимательнее надо быть к деталям, записывать и анализировать глубже
белоруссы не стали бы работать в 41м на окупантов фашистских. или тогда это было другое?
Пользователь отредактировал комментарий 1 сентября 2023, 18:36
Именно, всё правильно делаешь!
Оставайся, и других агитируй. А то не 200, а 300 будет.
Покупайте апартаменты бизнес-класса только у надежного застройщика! Новый дом "Западная Корея" в самом центре мирового финансового центра!
ЖК "Семь Губерний" - для тех, кто ценит единство и комфорт!
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2023, 13:05
А с чего ты взял, что у dev_babaika есть за что драться? Он за хостел с арабами дерется))) Какие 200 тысяч....
да вы батенька оптимист) в стране с мертвой демографией, через N лет будут тысячи заброшенных квартир. в рб мужики умирают в 65 лет (это по белстату) , демографическая яма. Кто квартиры покупать будет? Только если россияне, но в рф своего жилья хватает.
Да вопрос даже не в демографии - это общая проблема всех развивающихся стран с постиндустриальной экономикой.
Вопрос в том, что в Польше у руля адекватные люди. Никто не рассказывает, откуда готовилось нападение, не калечит и не избивает собственных граждан. Нет "активистов", азарёнков и губопиков.
И вот чтобы избавить РБ от последствий деятельности этих персонажей - пройдут десятилетия. У вас был шанс спрыгнуть с тонущего корабля, но вы предпочли не просто тонуть вместе с ним, но ещё и показательно камень на шею себе покрупнее повесить.
Из хороших новостей - в РБ теперь подешевеет жильё. Я не удивлюсь, если госсми на серьёзных щах будут это переподносить, как достижение.
Из плохих - очень сомнительно, что вы сможете восстановить прежний уровень дохода даже с учетом валютной инфляции (18% еврозона, 8% USD). В сырках и бетоне это всё ещё много - но попробуйте, например, купить автомобиль.
Кстати, обратите внимание - новый автомобиль (не китай\рф) уже стоит примерно как однушка в Минске. Хороший это знак, или нет - решать Вам.
Вот специально прогуглил демографию.
Польша 1990 38,064,255
Польша 2023 41,026,067
Беларусь 1990 10,428,525
Беларусь 2023 9,498,238
Но ты можешь продолжать жить в розовых очках и мечтать о загнивающей европе и процветающем рае рб
Википедия, серьёзно??) Дай угадаю, наверное еще и русскоязычная )) вот линк на стату от ООН https://population.un.org/wpp/Graphs/Probabilistic/POP/TOT/616 там где у польши сейчас больше 40млн. Но больше спорить я с тобой не собираюсь, [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] Даже по твоим данным из РФ вики популяция польши упала на считанные проценты, в то время как популяция рб упала на 10 (а то и больше) процентов, но ты про это тактично молчишь
Сидят, задумываются про тонущие корабли, так как будто им в Польше квартиру и зарплату больше среднего работяги на блюде с голубой каемкой дадут. Эх эти розовые пони)). Жамшутами вы там будете)))
С чего вы взяли что вы какие-то выдающиеся и всего добьётесь?
Кавалерка в Легионово останется кавалеркой в Легионово.
За это время немножко бизнес вгору пойдет. Сдам госэкзамен на B1, подрастут дети. И им будет очень сложно объяснить, зачем мы должны срываться и ехать в РБ с места, где у них уже друзья, школа и социальные связи.
Так вот @nullreference, Вы совершенно правы в том, что война закончится, и кризис тоже. Ошибка Ваша лишь в оценке временного промежутка. Возможно, что на отрезке в 10+ лет Ваша стратегия "переждать" в какой-то момент окажется выигрышной, но у моей семьи к этому моменту будет жильё и паспорта ЕС, а у Вас - двушка в Малиновке.
И это вопрос личных предпочтений каждого. Но если бы у меня сейчас была опция отдать Вам двушку в Малиновке и в тот же день получить взамен четыре паспорта с орлом - махнулся бы не глядя, честное слово. Ещё и гараж бы подарил.
А почему Вы думаете, что я не пишу на тематических польских сайтах? Вполне себе пишу, и на сходки (meetup.com) регулярно вписываюсь :)
Но коль уж значимое число белорусских инженеров перебралось в Польшу, то странно игнорировать этот факт на крупнейшей белорусской площадке, не правда ли? Особенно в теме о том, как люди живут и хотят уехать.
dev_babaika
С чего ты взял, что у твоей семьи будет жилье? Может ты будешь делить хостел с гражданами арабской национальности))
Пользователь отредактировал комментарий 3 сентября 2023, 17:02
Про национальность вспомнил, еще на берёзки родные дави давай. Это уже настолько устаревший конструкт, но только просовесткие колхозаны его вспоминают. У белорусских айтишников больше общего уже с польскими и европейскими инженерами, нежели чем с оставшимися ротоботами и селовиками. То, что мы все жили в одной стране, это случайность. Поэтому уехать подальше от менталитета таких нулей и азаренков - это редкое счастье и удача.
user843659834
Я читал новости, где 10 поляков пинали белоруса. Это был ты?
Главное правильно мыть унитаз пану!))) Сначала левой рукой, а затем правой рукой)))
Всё ты моешь))) Если бы не мыл, не ныл бы тут.
Этому в губопике так учат для получения звездочки очередной?