Страна для пенсионеров или миллионеров? Беларус в Швейцарии рассказывает про цены, зарплаты и ИТ
Я живу в Швейцарии с 2019 года. Расскажу, как найти там работу, сколько можно заработать в одной из богатейших стран мира и правда ли, что там все миллионеры.
Кто пишет: Александр Панько, Quantitative Consultant в UBS и консультант по карьерному развитию.
Как я попал в Швейцарию
В Беларуси я закончил факультет прикладной математики и информатики в БГУ. Благодаря этой базе я смог поступить в Австрию на магистратуру в области quantitative finance. Параллельно учился на заочной американской магистратуре в области financial engineering. По сути, обе эти магистратуры — это data science в области финансов.
В Австрии моя жена поступила на специальную программу по портфолио-менеджменту, где их команде дали 1 миллион евро в управление. Программа учила студентов работать в инвестициях и преумножать свой капитал. У владельца программы есть офис в Швейцарии. После учёбы моей жене сделали приглашение на работу в Швейцарию, что было огромной удачей.
Мы бросили все свои дела в Австрии и переехали в Швейцарию. В тот момент нам казалось, что Швейцария — это улучшенная версия Австрии. Такая же великолепная природа, четкость, организованность и безопасность. Но больше работы, ниже налоги и намного выше зарплаты.
Сделать разрешение на работу в Швейцарию, если ты не из Европейского Союза, крайне сложная задача. Компании нужно подготовить огромное количество документов, доказывая, что нет такого другого специалиста ни в Швейцарии, ни в Европейском Союзе. Компания пошла на такие условия и сделала ей приглашение.
Но расслабляться было рано, мне надо было искать работу с нуля, не имея ни офферов, ни связей, ни местного (швейцарского) образования. Это было очень непросто.
Как переехать в Швейцарию
В Швейцарию беларусы могут попасть следующими способами:
Через учебу — она не слишком дорогая, но цены на жизнь очень высокие. Поэтому мы не рассматривали Швейцарию для поступления в вуз.
Можно жениться либо выйти замуж (за гражданина Швейцарии) — мы уже были женаты, поэтому этот вариант не подходил.
Переехать как высококвалифицированный специалист — нужно быть очень сильным сеньором в редких сферах. Для того, чтобы ради тебя затеяли всю эту бумажную работу, нужно быть очень нужным специалистом.
Получить ПМЖ и гражданство в Швейцарии сложно. Если вы гражданин страны ЕС или ЕАСТ (Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн), то для ПМЖ нужно прожить 5 лет и сдать экзамен на знание одного из местных языков (в Швейцарии их 4: немецкий, французский, итальянский и ретороманский), в зависимости от места проживания, и продемонстрировать свою интеграцию в общество.
Стандартная процедура для граждан третьих стран — 10 лет. Если ты продемонстрировал хорошую интеграцию (стабильно работал на хорошей работе, сдал языковой экзамен на B1 и не имел проблем с законом, мало переезжал внутри страны), можно подаваться и после 5 лет.
Для получения гражданства через натурализацию необходимо быть обладателем C-пермита (постоянного вида на жительство) и прожить в Швейцарии минимум 10 лет, показать успешную интеграцию, знание языка, отсутствие судимостей и долгов. Нужно сдать специальный тест на знание истории, культуры и законодательства Швейцарии.
Отличная природа и зарплаты. Какие плюсы у Швейцарии?
В Швейцарии всё очень чётко и организовано. Все процессы предсказуемы, понятны и работают как часы. Такого я не видел вообще нигде.
Здесь очень чисто, нет бездомных. Из-за строгих правил и больших штрафов тут очень хорошая культура вождения. Женщины говорят, что в Швейцарии они нигде не чувствуют угрозы. И сама жизнь здесь очень стабильна и предсказуема: понятно, что и в ближайшие 50 лет всё будет хорошо.
А ещё в Швейцарии невероятная природа, чистый воздух и вода. Образование (кроме яслей) бесплатно и очень качественное.
Конечно, нельзя не упомянуть и очень высокие зарплаты. И хотя цены очень высокие (об этом ниже), всё равно на руки остаётся денег больше, чем в других странах Европы.
Прекрасная инфраструктура. В любой маленькой деревне будет всё, необходимое для жизни. Везде есть паркинги, тропинки в горах.
И Швейцария очень удобно расположена — в центре самой развитой Европы. Благодаря размерам страны уже через 2 часа можно доехать в другую страну.
Главный минус Швейцарии — цены
Здесь всё очень дорого, особенно ручной труд. Если в Беларуси массаж может стоит 15-20 евро/час. В Швейцарии — 120 евро. Стоимость работы в любом сервисе — 100 евро/час. Всё, что касается детей — очень дорого. Ясли стоят 3 тысячи евро.
У швейцарцев специфический менталитет. Знаю москвичей, которые хотят вернуться. Здесь всё хорошо, но стерильно. Местные как будто неживые. Это даже не про штрафы или ограничения, в швейцарской культуре заложено желание всё делать слишком правильно.
Здесь сложно строить социальные связи с местными — они закрыты к новым знакомствам. За пять лет жизни здесь, я не нашёл друзей среди швейцарцев. А я старался!
Вся система держится на строгом порядке, а порядок поддерживается штрафами. За превышение скорости на 10-15 километров могут быть штрафы 250 евро. Эвакуация машины за неправильную парковку — 550 евро.
И у местных нет толерантности к твоим ошибкам. Однажды мы ехали с семьёй в поход на несколько дней, и я припарковался на пару минут на частной парковке соседей. Вышла тётка и орала так, что, казалось, её хватит приступ. Такие мелочи могут доводить швейцарцев до бешенства. Здесь нет лёгкости в обществе.
Многие говорят, что Швейцария — место для пенсионеров. Поначалу я в это не верил. Но, когда живёшь здесь достаточно долго, то понимаешь, что людям из больших городов может быть очень скучно. Если ты сам не запланируешь досуг, ничего не произойдёт.
И сюда трудно переехать или получить визу, долго ждать документы, непросто сделать гражданство. Особенно если сравнивать с Германией, где по Blue Card дают паспорт за 3 года.
Найти работу в Швейцарии: миссия (почти) невыполнима
Что нужно понимать по поводу рынка труда в Швейцарии? Это очень-очень-очень конкурентный рынок. Сюда едут люди со всего мира — ведь зарплаты высокие. Чтобы получить работу в ИТ здесь, надо быть действительно очень высококвалифицированным специалистом.
Мне пришлось начинать свою дорогу с самого начала, со стажировки. Первая стажировка длилась целый год. Её постоянно продлевали, не давая постоянный контракт. Позже стало очевидно: удобно платить опытному разработчику стажерскую зарплату и не иметь никаких обязательств. Справедливости ради, компания была престижной, работа — интересной, а зарплата — в 2 раза выше моей предыдущей, что в самом начале и так казалось огромными деньгами.
Дальше я работал на швейцарской фондовой бирже, что тоже было очень классным местом работы. Проблема та же — это опять была всего лишь стажировка… Я изначально договаривался, что постажируюсь полгода, а потом уже останусь работать.
И тут началась пандемия. В итоге, мне опять не дали постоянный контракт после очередного успешно выполненного проекта. Я навёл справки и оказалось, что никого из последних 6 стажёров там так и не оставили. Я был очень разочарован и зол, не ожидал. что в Швейцарии может быть эксплуатация такого рода. Сейчас это кажется намного более понятным и ожидаемым, учитывая уровень местных зарплат.
После двух таких опытов я разочаровался в швейцарском корпоративном мире и пошёл в небольшую швейцарскую компанию. Что-то вроде стартапа. Я получил хорошую должность, но в деньгах не особо выиграл. Все было хорошо, пока, спустя полтора года работы, я не начал обсуждать повышение зарплаты. Последней каплей стал момент, когда наш CEO «продал» меня как консультанта-разработчика на два фулл-тайм проекта одновременно. Я был не против «совершать чудеса», но не за такие деньги. Договориться мы не смогли.
Все это время я активно подавался на разные вакансии, поэтому, когда меня пригласили в UBS (крупнейший швейцарский банк), я принял их предложение и ушел. На новом месте работы я получил то, что просил.
Сейчас, пройдя все эти «круги ада», кроме работы в банке, я помогаю людям искать работу и быстрее двигаться по карьерной лестнице. Так приятно видеть, что смог кому-то помочь пройти этот путь быстрее и не набив так много шишек.
Зарплаты в швейцарском ИТ
В абсолютной величине зарплаты будут достаточно большими. Потому что даже на стажировке у меня зарплата была чистыми 4 300 евро.
Зарабатывать до 8 тысяч евро чистыми на сеньорских позициях абсолютно реально. Можно и больше — зависит от опыта, позиции. На сеньорских позициях зарабатывать 100+ тысяч евро «грязными» в год — это нормально.
Найти работу по-английски — реально, но нужна очень высокая квалификация. Или же немецкий язык (в моей части страны).
По сравнению с остальной Европой налоги здесь не слишком большие. Подоходный примерно 22%. Здесь много еще других преимуществ — например, не платишь налог на capital gains. Если ты купил акции за 100 единиц, продал за 200, то получил прибыль. И в Швейцарии она не облагается налогом. Очень большое преимущество для состоятельных людей.
Цены
Они в Швейцарии вызывают шок. Всё дороже в два раза — кроме цен на технику. Безусловно можно сильно экономить. Мы вначале жили 3500-3700 евро в месяц. Но если не экономить, то все сильно меняется. Сейчас на семью с маленьким ребенком квартира обходится в районе 2000 евро в месяц, продукты на месяц — около 800 евро, страховка около 700 евро. На верх прибавляются необязательные, но очень желательные траты: расходы на автомобиль (литр бензина около 2 евро), плюс очень дорогой сервис. Не помню, чтобы я платил меньше 500-700 евро за обычный техосмотр.
Особенно напрягают цены в ресторанах. Очень сложно принять, что ты можешь потратить за ужин больше 100 евро. Со временем привыкаешь. Траты на семью с комфортным уровнем жизни могут легко доходить до 8 тысяч евро.
Конечно, качество жизни здесь достаточно хорошее. Если в каких-то странах семья может снимать старенькую некрасивенькую квартирку, то в Швейцарии стандарты жизни высокие. Здесь нет супер-маленьких квартир, очень старых, в плохой форме.
Мы ни в чём себе не отказываем и тратим примерно 7 тысяч евро в месяц на семью из трёх человек. С появлением ребёнка траты выросли х2. Траты на детей в Швейцарии просто космические. Если мама работает, и надо отдать ребенка в детский сад, то он будет стоить 3 тысячи франков/месяц. Цена за двоих детей — 5 тысяч франков в месяц.
В Швейцарии очень многие женщины не работают на полную ставку или в принципе не работают. Тогда мужчине нужно зарабатывать на всю семью. Заработать больше 7-8 тысяч не так легко. 10 тысяч на семью с 2 детьми — это совсем не много. В Швейцарии дети — это роскошь.
У нас получается жить на одну зарплату, вторую мы откладываем. Если оба работают на хороших работах фулл-тайм — всё круто, но хорошо устроиться обоим, выдержать фулл-тайм с маленьким ребенком без поддержки бабушек и дедушек — это действительно сложно.
Все одинаково богаты или сильное неравенство?
Часто пишут, что Швейцария — лидер по качеству жизни и уровню благосостояния. Думаю, что это действительно так. Создаётся впечатление, что здесь все идеально. Даже уборщицы ходят с айфонами, качество продуктов и услуг очень хорошее. Но здесь такие зарплаты, что любой сможет позволить себе айфон — стоит-то он как и в других европейских странах.
В стране большое неравенство. Часто сюда приезжают уже очень богатые люди — я лично знаю нескольких мультимиллионеров. За счёт таких людей цены растут еще больше, особенно на недвижимость. Обычным людям намного сложнее купить квартиры, ведь заработать такие огромные деньги здесь не так легко.
Но замечу, что очень бедных людей здесь нет. Минимальный уровень жизни уже достаточно неплохой.
Мы своей жизнью в Швейцарии очень довольны, и переезжать в обозримом будущем никуда не планируем.
Что ещё прочитать про релокейт?
Дороже, чем в США, но безопаснее. Беларус-CTO рассказывает про миграцию и зарплаты в Канаде;
"За пять лет жизни здесь, я не нашёл друзей среди швейцарцев."
Но ваш ребёнок ходит в детский садик. А возможно ещё и на какие то секции типа живопись, музыка. Бывают совместные мероприятия где присутствуют родители швейцарцы.
Неужели они отгораживаются от вас каким то барьером?
Пытайтесь контактировать и появятся знакомства.
Я имел в виду что дети способствуют/ помогают интеграции родителей в местную community.
Мой близкий друг, коллега уже много лет живёт и работает в San Francisco Bay Area. Купили там дом по ипотеке. Дочке пять лет. Девочка быстрая, сообразительная. Посещает занятия живописью, музыкой, восточные единоборства. У неё там много друзей.
Бывает много совместных events в подготовке к которым участвуют родители. Украшения, костюмы. Да и всякие совместные представления, чаепития etc. Вот так через детей идёт взаимодействие между родителями и их сближение.
Anonymous
25 июня 2024, 19:48
4
"Вышла тётка и орала так, что, казалось, её хватит приступ. Такие мелочи могут доводить швейцарцев до бешенства."
Звучит немного стрёмно ) В том смысле, что спокойные уверенные в себе люди, у которых всё в жизни хорошо на 50 лет вперёд, совсем не так отстаивают свои нарушенные права в цивилизованном обществе, в котором всё зарегламентировано.
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 19:48
Ну дык, ... если в Швейцарии какой то приезжий человек поставил машину на чужое парковочное место, то он явно не заслуживает цивилизованного обращения.
С людьми обращаются так как они того заслуживают.
Могут и ребёнка забрать если мама оставила его в коляске без присмотра, а сама зашла на пару минут в магазин.
Anonymous
25 июня 2024, 21:12
6
Описанная реакция хорошо подходит под положение вещей, когда все вокруг всю жизнь паркуются на её месте, и она уже этим доведена до кипения.
p.s. Просто уважающие себя люди не орут на других, если их предварительно не разогреть как следует. От типичной швейцарской ситуации я бы ожидал, что всё чинно и мило, но потом приходит квиток на 500 франков с пояснениями, за что.
p.p.s. В общем, либо описание преувеличено, либо не сообщена какая-то важная предыстория, либо там какая-то синяя борода за фасадом.
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 21:12
Думаю, тут недосказ.. возможно она говорила громко, т.к. поняла, что это иностранцы, надо им по-доходчивее, а может чуть нервная. И какая была реакция в ответ, тоже не указано. Может вместо того чтобы извиниться и сразу уехать, он стал на нее наезжать, мол что ты орешь, у меня тут ребенок и тяжелые вещи, мне их что 100 метров тащить что ли, чем это тебе мешает, я через минуту уеду!!! Что и вызвало истерику в ответ.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 10:57
Скорее всего это была пенсионерка. Им скучно, и они развлекаются скандалами, достают соседей по любому поводу или даже сами создают поводы.
Ко мне один пенсионер запыхавшись прибежал вверх по сколу из дома неподалёку, чтобы наорать, что чужим тут парковаться нельзя. Только я там снимал квартиру и имел полное право парковать автомобиль. Но ему это было неинтересно.
Абсолютно. Скажем в штатах или в Канаде в благополучных местах первые слова которые ты в таком случае услышишь будут "Чем я могу вам помочь?" - конечно же это не про желание помочь:), а такая форма высказать претензию. Никто не опуститься до того, чтобы устраивать из этого скандал. А поведение этой тетки как раз характерно для районов неблагополучных. Впрочем, вероятно она была не в себе.
Я в Нидерландах живу. Тоже с таким столкнулся. Собачье *ерьмо в мешочке закинул однажды в контейнер на улице. Тоже "вышла тётка и орала так, что, казалось, её приступ хватит". Видите ли в её контейнер на улице нельзя ничего бросать.
Статья веет депрессий. Золотая клетка? Элитная тюрьма? Так не бывает, что нет асоциалов - они есть везде, то что ты их не е видишь значит, что их куда то делают за твой счёт. Просто вопрос: завтра ты выгоришь или потеряешь работу что светит?
Я к тому, что здоровому и трудоспособному почти везде нормально.
И ещё пара вопросов... Поехать в лес пожарить шашлыки или собрать грибы, порыбачить в свободное время? Не ради грибов или рыбы, а просто удовольствия ради, есть такое? Насколько распространено и если да/нет, то почему?
Это я опять к вопросу о золотой клетке, где вроде и шоколадно всё, но ходишь строем всю жизнь, хоть и не в армии.
Некоторым почему-то именно вот это свобода - костёр пожечь, деревьев порубить. А кому-то такое удовольствие нафиг не сдалось, и в кайф вот по горам полазить, а потом в ресторане вкусно поесть, а не тушенку по-флотски коптить.
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 22:15
Anonymous
26 июня 2024, 00:17
10
Для меня свобода - это когда сосед не шумит в то время, когда нельзя шуметь. И я не шумлю. И гопник на улице не шумит. И склад со своими *бучими вентиляторами тоже не шумит.
И когда водопроводчик приходит ровно во столько, во сколько договаривались хоть бы и полгода назад, при этом всё делает так, как надо, хоть бы и дорого.
И когда процедура продления вида на жительство формализованная и предсказуемая, с конкретными вполнимыми правилами и условиями, хоть бы и непростая по содержанию.
И всё такое прочее, что даёт мне возможность не становиться специалистом по всем вопросам и гением разрешения конфликтов из слабой переговорной позиции, а свободно развиваться в работе и наслаждаться личной жизнью.
Не знаю, есть ли такая страна, но судя по описанию, Швейцария где-то недалеко от идеала. Правда, меня там не ждут, туда надо с боем прорываться.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 00:17
Для каждого свобода - это набор его хотелок, и он разный у всех. И каждому за этот набор нужно платить и в прямом и переносном смысле. Кому то высокими налогами, кому то неустроенностью от скитаний, кому то невозможностью выразить мнение. Нет общего счастья, свободы или идеала.
Много лет назад был я в армии. Это может показаться парадоксальным, но очень похоже на описанную вами Швейцарию: ночью никто не шумит, понятные правила, которые все соблюдают, красивая картинка вокруг: летом зелёные газоны зимой снег кубиками и даже по горам лазили... Пару различий всё же было: зарплаты низкие, но и ни за что платить не нужно было и границы у Швейцарии побольше, чем в части.
Именно в армии я ещё чётче понял, что стерильность и правила - это не всегда счастье, даже если внешне картинка красивая, важно иметь возможность делать то, что нравиться именно тебе, а не то что другие считают правильным.
Понятные правила в армии, это когда у сержанта сегодня не то настроение и и теперь солдаты зубными щетками чистят казарму, или маршбросок в противогазах? М-кей.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 10:52
Много лет назад был я в армии. Это может показаться парадоксальным, но очень похоже на описанную вами Швейцарию: ночью никто не шумит, понятные правила, которые все соблюдают, красивая картинка вокруг: летом зелёные газоны зимой снег кубиками и даже по горам лазили...
Точно самоуспокоение. Вот впиши вместо Швейцарии любую страну и ничего не поменяется. Шаблон. Патерн. Патерн мЫшленья, шаблон самоуспокоения...
Ну что тут скажешь. Пример "внутреней эмиграции" доведенный до абсурда.
Anonymous
27 июня 2024, 00:22
0
был я в армии. Это может показаться парадоксальным, но очень похоже на описанную вами Швейцарию
Обычно, когда люди переезжают, все-таки наводят справки о стране. Так что герой статьи знал куда ехал. И, сюдя по всему, его все устраивает. Да, такой Ordnung не каждому по нраву. Но, в конце концов, это и преимущество нашей профессии, в том, что обычно мы можем выбирать место жительства ¯_(ツ)_/¯
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 23:24
Поехать в лес пожарить шашлыки ... Насколько распространено
К вопросу о распространенности и ограничениях....
Места для разведения костра в лесу определяются и обозначаются только работниками лесной охраны. Если вы решите разжигать огонь в необозначенном месте, то это будет нарушением, за которое вас ожидает предупреждение или наложение штрафа до 12 базовых величин (согласно статье 15.58 КоАП Республики Беларусь «Разведение костров в запрещенных местах»).
Я тебе еще болше скажу. Даже если ты жаришь шашлык на своем приусадебном участке, то наверняка нарушаешь правила. Там куча условий.
Anonymous
25 июня 2024, 23:38
4
Швейцария чуть ли не единственная вменяемая (пока?) страна в западной Европе.
очень высокие зарплаты
всё очень дорого, особенно ручной труд
А как ты думаешь откуда берутся высокие зарплаты?
я припарковался на пару минут на частной парковке соседей. Вышла тётка и орала так, что, казалось, её хватит приступ. Такие мелочи могут доводить швейцарцев до бешенства. Здесь нет лёгкости в обществе.
Ну просто классика "понаехавших"!
"Тётка" как раз была права. Это ты поступил как гопник.
И это совсем не мелочи, именно так и работает частная собственность.
То, что ты называешь "лёгкостью" это типичная совковая привычка беспределить в стиле "всё вокруг колхозное, всё вокруг моё" и брать чужое без спросу.
Особенно напрягают цены в ресторанах. Очень сложно принять, что ты можешь потратить за ужин больше 100 евро.
Это ты ещё в коммифорнии не жил. Тут нынче поесть в хорошем ресторане на ~$100 - дёшево и дайте два!
в Швейцарии зарплаты побольше 100К , и уровень жизнь в среднем по Швейцарии повыше чем в среднем по Долине,
Если что я жил и там и там, с тч зрения картинки перед глазами Швейцария сильно выигрывает
The average Software Engineer salary range in San Francisco Bay Area, CA is from $192000 to $348000.
вообще непонятно что тут написано))
средняя вилка инженера (не сеньора) - тогда 348тыс явно не отсюда))
вилка среднего инженера - тогда тоже рейнж широковат)
Гугл / фб - мета платит в Цюрихе 140-160к + стоки, стартапов там особенно нет - дорого.
Это в целом одна из основных проблем там - работы маловато кроме бигтеха и банков,
Вон наш герой на Фпме учился. а в банке консультантом работает.
Работа есть, но без FAANG зарплаты это становиться уже не так интересно, по сравнению с другой Европой. Ну или как случае автора, двое на квалицированных работах фулл-тайм.
Cost of living in San Francisco, CA, United States:
• A family of four estimated monthly costs are 5,478.4$ without rent.
• A single person estimated monthly costs are 1,516.5$ without rent.
Cost of living in Zurich, Switzerland:
• A family of four estimated monthly costs are 5,391.9Fr. without rent.
• A single person estimated monthly costs are 1,471.9Fr. without rent.
Кроме свободы для жизни, которую каждый определяет для себя, есть ещё и универсальное понятие качества жизни или living standards. Основные критерии для оценки это
На основании этих критериев издание Visual Capitalist определяет The Most and Least Livable Cities. В первую десятку этого списка входят швейцарские
Женева
Цюрих.
Сколько раз я видел возражения, что все эти рейтинги ничего не показывают. Что они неправильные. Но ни один из нытиков так и не придумал свою методологию расчета. Просто ныли, что она им не нравится.
А ведь так просто придумать свою. К примеру. Можно ходить по грибы и жечь костер - +100 баллов к рейтингу ))) Можно выходить в краснобелых носках - -100 к рейтингу.
Поэтому полностью поддерживаю твое желание сравнивать качество жизни по методологиям, которые хоть как то позволяют сравнить это в цифрах.
Просто одни тыкают этим рейтингом, мол вот лучшее место для жизни, не внимая на что там именно оценивается, и кому оно подходит, и если не нравится то мол дураки.
Но вот расскажи кто своим родителям, что Цюрих же круче Барановичей, то захотят ли они туда уехать, даже если с их стороны ничего делать не надо, или Минск будет привлекательнее?
Эти рейтинги надо правильно понимать, но тогда их смысл пропадает, т.к. это в целом общее знание, где скорее норм, а где нет. Плюс есть различие норм для местных, для экспатов на 2 года, или для новых мигрантов навсегда.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 12:56
Еще раз. Для понимания написанного мной. Не нравится рейтинг - делай свою методолгию и рейтингуй сам.
В ответ на это услышишь
Эти рейтинги надо правильно понимать, но тогда их смысл пропадает
Если мы хотим что то сравнивать в комплексе, то для этого должна быть методология сравнения.
Вообщем на твое нытье и у меня есть стандарный ответ. Критикуя - предлагай.
Независимо от методологии у всех этих рейтингов есть одна общая проблема: они учитывают только крупные города.
В то время как по оценкам жителей в рамках одной страны победителем вполне заслуженно может оказаться какой-нибудь мелкий региональный центр, но вы о нём никогда не услышите
Так даже в одном мегаполисе будут и гетто, и индустриальная заброшка, и вылизанный пригород (технически уже вне города) и плохая школа рядом.. но что ссылаться при этом на какой-то рейтинг, вот мол там написало, что это хорошее место для жизни? Тут опять скажут, критикуешь - предлагай. Ну вот предложение, каждый свой список важных вещей делает и оценивает. И не кричит всем остальным, что это самый правильный выбор для всех, кто не согласен, тот дурак.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 17:15
Тут я согласен. Если кому-то нужна табличка, пусть делает. Мне рейтинги не нужны, чтобы понять, где мне лучше. Хватает общих знаний, жизненного опыта и понимания как устроен мир. Ну и понадобиться лоб в лоб сравнивать, составлю для себя.
Составители рейтингов продают это корпорациям, правительствам или просто ради PR, чтобы показать свои аналитические способности.
Anonymous
27 июня 2024, 00:17
3
ни один из нытиков так и не придумал свою методологию расчета.
Да потому что это не формализуется. Критерии для каждого свои, любая попытка подогнать их под одну гребёнку приводит к мусорным результатам.
Ну критерии критериями, а результат такой что люди из стран/ городов с низкими рейтингами валом валят в страны/ города с высокими рейтингами.
Население
Украины 51 млн. в 1991 г., 44 млн. в 2021 г.
Литвы 3.5 и 2.8 соответственно
Беларуси 10.3 и 9.3
Польши 39 и 35 - 33 (по неправительственным оценкам)
Всё таки желание жить в стране с высокими living standards перевешивает возможность свободно разжечь костёр в лесу.
Zhan Chubukou
B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
26 июня 2024, 14:34
0
Интересный материал. Мне бы в таких условиях было, наверное, тяжело жить. Понимая всю важность и необходимость строгого уклада жизни для благосостояния, не смог бы встроиться в такое общество. Для меня даже немецкий "орднунг" - уже невыносимо, а в Швейцарии, как вижу, с этим ещё сложнее. С другой стороны, конечно, уровень дохода, качество жизни и уверенность в завтрашнем дне - это подкупает. Я, если честно, думал, что швейцарцы не такие напряжные.
Можно жить "интересно" по независящим от тебя обстоятельствам - произвол государства, криминал, болезни из-за заводских выбросов или головотяпства врачей. Причем все случайным образом и для родственников, детей тоже. Может кому-то это и в кайф, не спорю. А можно строить интересы по своему выбору, зная что в других делах будет безопастно.
Прям Нидерланды на максималках. Немного выше цены на все, как и доход, люди такие же закрытые, только язык местный очень важно учить и гражданство получить сложнее (пока что).
У меня есть коллеги здесь, переехавшие из Швейцарии, отзывы очень похожие, но "комфортная жизнь" по итогу очень сопоставима с местной на фоне зарплат.
Прикольный опыт, спасибо за статью!
Могу поделиться опытом проживания в Швейцарии. Когда собирался уезжать со своей небольшой европейской стране, я искал работу в Германии и мой товарищ посоветовал Швейцарию, как самую лучшую страну на свете. Я загорелся и разослал пару сиви, на которые мне поступили предложения. После прохождения несколько этапов интервью (включая посещение страны) мне предложили работу с зарплатой около 7к евро после налогов. Жил я в деревне 10 тыс жителей на границе Лихтенштейна и Австрии. Моя работа была скучная и 60% времени я занимался обучением себя разным технологиям и придумывания рабочих заданий. Всё мною были довольны. Цены на нормальные квартиры а моем регионы были начиная с полумиллиона евро. В целом я мог себе позволить проводить время как хочу, поэтому я много катался во все направления и наслаждался природой. Друзей я найти не смог даже среди коллег. Мой базовый немецкий мало где пригождался, так как местные говорили на диалекте и переключались на английский немецкий только ради моих вопросов.
Швейцария это страна пенсионеров это как бы факт. Консервативность сочится не только с внутренней инфраструктуры, но и с рабочими процессами. Разнообразие продуктов минимально, итальянские, австрийские кухни, но всякие модные милкшейки или сырки (условно) там недоступны). Бейкерия обалденная, впрочем. Всё стерильно и серьёзно. Я прожил там год и начал искать другую работу, и у меня, на удивление, были предложения, но я решил возвращаться на родину и спустя полгода ни капли не жалею. Возможно, если бы туда приехал около 20, да ещё и на обучение, отношение было бы другое. Ближе к 40 всё же интеграция другого уровня и запросы другие.
У нас в подобных условиях у тебя бы через банковские счета бабки выводили и с карты еще по желанию и со словами прямо в монитор на совещании "а я уже забрал у тебя с карты $ххх., а в отделе К сказали бы что это "гражданско-правовые отношения" потому что в этот момент вы были трудоустроены и нефиг тут возбуждать. - реальный кейс из РБ.
Пользователь отредактировал комментарий 2 июля 2024, 19:11
А если в вашей "небольшой европейской стране" приехать в деревню в 10тыс жителей, как с разнообразием развлечений, ресторанов, и продуктов со всего мира? Или вы там в столице жили и сравниваете 0.5-2млн город с деревней, экстраполируя это на всю страну? Ну а если заодно разницу в доходах учесть, и например получать вместо 5х средних на родине, только 1.5х от средне-страновой, то доступность развлечений тоже уменьшиться. Суть, что вот в личных параметрах вот такой опыт, в других параметрах там может быть по-веселее.
Интересная статья, спасибо. И судя по всему, не такие уж высокие цены, если 800 евро на еду в мес на 3-х ни в чем себе не отказывая. Да, диковатый случай с швейцарской теткой, но наверно все-таки тетка была не в себе.
Кстати, "найти работу по-английски" - это устроиться на работу не поставив в известность нанимателя?:)
Anonymous
4 июля 2024, 00:07
0
диковатый случай с швейцарской теткой
Этот "диковатый случай" вполне может всплыть при подаче на гражданство, и успешно провалить его.
Швейцария это не та страна где можно себе позволить быковать - местные это очень не любят.
Так из описанного в статье, "быковал" как раз не автор. Автор сделал косяк, что не хорошо, но не смертельно - все делают косяки. Как неадекват повела себя швейцарка, что считается недопустимым в цивилизованном обществе, в том числе по отношению к приезжем. Я понимаю, что этот факт может несколько шокировать тех, кто живет в польше.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
"За пять лет жизни здесь, я не нашёл друзей среди швейцарцев."
Но ваш ребёнок ходит в детский садик. А возможно ещё и на какие то секции типа живопись, музыка. Бывают совместные мероприятия где присутствуют родители швейцарцы.
Неужели они отгораживаются от вас каким то барьером?
Пытайтесь контактировать и появятся знакомства.
Дети в школе в Швейцарии обычно удачно интегрируются в швейцарское общество, усваивают местный диалект и менталитет, становятся швейцарцами.
Но это не помогает интегрироваться родителям. Им тоже придётся перенять местный говор и менталитет. Иначе швейцарцы-коллеги в свой круг не примут.
Я имел в виду что дети способствуют/ помогают интеграции родителей в местную community.
Мой близкий друг, коллега уже много лет живёт и работает в San Francisco Bay Area. Купили там дом по ипотеке. Дочке пять лет. Девочка быстрая, сообразительная. Посещает занятия живописью, музыкой, восточные единоборства. У неё там много друзей.
Бывает много совместных events в подготовке к которым участвуют родители. Украшения, костюмы. Да и всякие совместные представления, чаепития etc. Вот так через детей идёт взаимодействие между родителями и их сближение.
"Вышла тётка и орала так, что, казалось, её хватит приступ. Такие мелочи могут доводить швейцарцев до бешенства."
Звучит немного стрёмно ) В том смысле, что спокойные уверенные в себе люди, у которых всё в жизни хорошо на 50 лет вперёд, совсем не так отстаивают свои нарушенные права в цивилизованном обществе, в котором всё зарегламентировано.
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 19:48
Ну дык, ... если в Швейцарии какой то приезжий человек поставил машину на чужое парковочное место, то он явно не заслуживает цивилизованного обращения.
С людьми обращаются так как они того заслуживают.
Могут и ребёнка забрать если мама оставила его в коляске без присмотра, а сама зашла на пару минут в магазин.
Описанная реакция хорошо подходит под положение вещей, когда все вокруг всю жизнь паркуются на её месте, и она уже этим доведена до кипения.
p.s. Просто уважающие себя люди не орут на других, если их предварительно не разогреть как следует. От типичной швейцарской ситуации я бы ожидал, что всё чинно и мило, но потом приходит квиток на 500 франков с пояснениями, за что.
p.p.s. В общем, либо описание преувеличено, либо не сообщена какая-то важная предыстория, либо там какая-то синяя борода за фасадом.
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 21:12
Думаю, тут недосказ.. возможно она говорила громко, т.к. поняла, что это иностранцы, надо им по-доходчивее, а может чуть нервная. И какая была реакция в ответ, тоже не указано. Может вместо того чтобы извиниться и сразу уехать, он стал на нее наезжать, мол что ты орешь, у меня тут ребенок и тяжелые вещи, мне их что 100 метров тащить что ли, чем это тебе мешает, я через минуту уеду!!! Что и вызвало истерику в ответ.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 10:57
Совершенно верно
Скорее всего это была пенсионерка. Им скучно, и они развлекаются скандалами, достают соседей по любому поводу или даже сами создают поводы.
Ко мне один пенсионер запыхавшись прибежал вверх по сколу из дома неподалёку, чтобы наорать, что чужим тут парковаться нельзя. Только я там снимал квартиру и имел полное право парковать автомобиль. Но ему это было неинтересно.
Абсолютно. Скажем в штатах или в Канаде в благополучных местах первые слова которые ты в таком случае услышишь будут "Чем я могу вам помочь?" - конечно же это не про желание помочь:), а такая форма высказать претензию. Никто не опуститься до того, чтобы устраивать из этого скандал. А поведение этой тетки как раз характерно для районов неблагополучных. Впрочем, вероятно она была не в себе.
Я в Нидерландах живу. Тоже с таким столкнулся. Собачье *ерьмо в мешочке закинул однажды в контейнер на улице. Тоже "вышла тётка и орала так, что, казалось, её приступ хватит". Видите ли в её контейнер на улице нельзя ничего бросать.
Статья веет депрессий. Золотая клетка? Элитная тюрьма? Так не бывает, что нет асоциалов - они есть везде, то что ты их не е видишь значит, что их куда то делают за твой счёт. Просто вопрос: завтра ты выгоришь или потеряешь работу что светит?
Я к тому, что здоровому и трудоспособному почти везде нормально.
К чему этот коммент? Самоуспокоения?
Оки доки. Если считать любые ограничения клеткой, то какая из них лучше? Все ведь познается именно в сравнении.
И ещё пара вопросов... Поехать в лес пожарить шашлыки или собрать грибы, порыбачить в свободное время? Не ради грибов или рыбы, а просто удовольствия ради, есть такое? Насколько распространено и если да/нет, то почему?
Это я опять к вопросу о золотой клетке, где вроде и шоколадно всё, но ходишь строем всю жизнь, хоть и не в армии.
Некоторым почему-то именно вот это свобода - костёр пожечь, деревьев порубить. А кому-то такое удовольствие нафиг не сдалось, и в кайф вот по горам полазить, а потом в ресторане вкусно поесть, а не тушенку по-флотски коптить.
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 22:15
Для меня свобода - это когда сосед не шумит в то время, когда нельзя шуметь. И я не шумлю. И гопник на улице не шумит. И склад со своими *бучими вентиляторами тоже не шумит.
И когда водопроводчик приходит ровно во столько, во сколько договаривались хоть бы и полгода назад, при этом всё делает так, как надо, хоть бы и дорого.
И когда процедура продления вида на жительство формализованная и предсказуемая, с конкретными вполнимыми правилами и условиями, хоть бы и непростая по содержанию.
И всё такое прочее, что даёт мне возможность не становиться специалистом по всем вопросам и гением разрешения конфликтов из слабой переговорной позиции, а свободно развиваться в работе и наслаждаться личной жизнью.
Не знаю, есть ли такая страна, но судя по описанию, Швейцария где-то недалеко от идеала. Правда, меня там не ждут, туда надо с боем прорываться.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 00:17
Для каждого свобода - это набор его хотелок, и он разный у всех. И каждому за этот набор нужно платить и в прямом и переносном смысле. Кому то высокими налогами, кому то неустроенностью от скитаний, кому то невозможностью выразить мнение. Нет общего счастья, свободы или идеала.
Много лет назад был я в армии. Это может показаться парадоксальным, но очень похоже на описанную вами Швейцарию: ночью никто не шумит, понятные правила, которые все соблюдают, красивая картинка вокруг: летом зелёные газоны зимой снег кубиками и даже по горам лазили... Пару различий всё же было: зарплаты низкие, но и ни за что платить не нужно было и границы у Швейцарии побольше, чем в части.
Именно в армии я ещё чётче понял, что стерильность и правила - это не всегда счастье, даже если внешне картинка красивая, важно иметь возможность делать то, что нравиться именно тебе, а не то что другие считают правильным.
Понятные правила в армии, это когда у сержанта сегодня не то настроение и и теперь солдаты зубными щетками чистят казарму, или маршбросок в противогазах? М-кей.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 10:52
Точно самоуспокоение. Вот впиши вместо Швейцарии любую страну и ничего не поменяется. Шаблон. Патерн. Патерн мЫшленья, шаблон самоуспокоения...
Ну что тут скажешь. Пример "внутреней эмиграции" доведенный до абсурда.
LOL!
Обычно, когда люди переезжают, все-таки наводят справки о стране. Так что герой статьи знал куда ехал. И, сюдя по всему, его все устраивает. Да, такой Ordnung не каждому по нраву. Но, в конце концов, это и преимущество нашей профессии, в том, что обычно мы можем выбирать место жительства ¯_(ツ)_/¯
Пользователь отредактировал комментарий 25 июня 2024, 23:24
Ты выбрал для сравнения костер и рыбалку. 😂 Ну и критерий свободы у тебя . 🤣
К вопросу о распространенности и ограничениях....
Я тебе еще болше скажу. Даже если ты жаришь шашлык на своем приусадебном участке, то наверняка нарушаешь правила. Там куча условий.
Швейцария чуть ли не единственная вменяемая (пока?) страна в западной Европе.
А как ты думаешь откуда берутся высокие зарплаты?
Ну просто классика "понаехавших"!
"Тётка" как раз была права. Это ты поступил как гопник.
И это совсем не мелочи, именно так и работает частная собственность.
То, что ты называешь "лёгкостью" это типичная совковая привычка беспределить в стиле "всё вокруг колхозное, всё вокруг моё" и брать чужое без спросу.
Это ты ещё в коммифорнии не жил. Тут нынче поесть в хорошем ресторане на ~$100 - дёшево и дайте два!
Да. Но в Калифорнии, San Francisco Bay Area Senior Developer зарабатывает $ 200+ К в год, а не € 100 К как в Швейцарии.
в Швейцарии зарплаты побольше 100К , и уровень жизнь в среднем по Швейцарии повыше чем в среднем по Долине,
Если что я жил и там и там, с тч зрения картинки перед глазами Швейцария сильно выигрывает
Вот информация от
Levels.fyu
The average Software Engineer salary range in San Francisco Bay Area, CA is from $192000 to $348000.
Software Engineers in Zurich can earn between 85'000 CHF and 135'000 CHF per year.
вообще непонятно что тут написано))
средняя вилка инженера (не сеньора) - тогда 348тыс явно не отсюда))
вилка среднего инженера - тогда тоже рейнж широковат)
Гугл / фб - мета платит в Цюрихе 140-160к + стоки, стартапов там особенно нет - дорого.
Это в целом одна из основных проблем там - работы маловато кроме бигтеха и банков,
Вон наш герой на Фпме учился. а в банке консультантом работает.
Работа есть, но без FAANG зарплаты это становиться уже не так интересно, по сравнению с другой Европой. Ну или как случае автора, двое на квалицированных работах фулл-тайм.
А это информация от
numbeo.com
Cost of living in San Francisco, CA, United States:
• A family of four estimated monthly costs are 5,478.4$ without rent.
• A single person estimated monthly costs are 1,516.5$ without rent.
Cost of living in Zurich, Switzerland:
• A family of four estimated monthly costs are 5,391.9Fr. without rent.
• A single person estimated monthly costs are 1,471.9Fr. without rent.
Crime Index: 61.60 SFO 22.69 ZRH
Сколько стоит безопасности?
SFO это аэропорт.
Ну а SF - совсем не Долина
Я тоже знаю жизнь на Западе не из телевизора. Десять лет жизни в Торонто, Миннеаполисе, Бремене.
Бывал и в Сан Франциско, и в Остине.
Правда в Швейцарии не был.
SF и Долина очень сильно разные места, если чо.
Ну и "бывал" это просто классика про "не путайте туризм с эмиграцией".
Такая же помойка как и санфран, увы.
А где-нибудь в Техассе могли бы просто начать стрелять :)
преумножать свой капитал.
правильно - "приумножать" (ваш граммар наци)
Кроме свободы для жизни, которую каждый определяет для себя, есть ещё и универсальное понятие качества жизни или living standards. Основные критерии для оценки это
Healthcare (20%)
Culture & Environment (25%)
Stability (25%)
Education (10%)
Infrastructure (20%)
и ещё 30 критериев меньшей значимости.
На основании этих критериев издание Visual Capitalist определяет The Most and Least Livable Cities. В первую десятку этого списка входят швейцарские
Женева
Цюрих.
Сколько раз я видел возражения, что все эти рейтинги ничего не показывают. Что они неправильные. Но ни один из нытиков так и не придумал свою методологию расчета. Просто ныли, что она им не нравится.
А ведь так просто придумать свою. К примеру. Можно ходить по грибы и жечь костер - +100 баллов к рейтингу ))) Можно выходить в краснобелых носках - -100 к рейтингу.
Поэтому полностью поддерживаю твое желание сравнивать качество жизни по методологиям, которые хоть как то позволяют сравнить это в цифрах.
Просто одни тыкают этим рейтингом, мол вот лучшее место для жизни, не внимая на что там именно оценивается, и кому оно подходит, и если не нравится то мол дураки.
Но вот расскажи кто своим родителям, что Цюрих же круче Барановичей, то захотят ли они туда уехать, даже если с их стороны ничего делать не надо, или Минск будет привлекательнее?
Эти рейтинги надо правильно понимать, но тогда их смысл пропадает, т.к. это в целом общее знание, где скорее норм, а где нет. Плюс есть различие норм для местных, для экспатов на 2 года, или для новых мигрантов навсегда.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 12:56
Еще раз. Для понимания написанного мной. Не нравится рейтинг - делай свою методолгию и рейтингуй сам.
В ответ на это услышишь
Если мы хотим что то сравнивать в комплексе, то для этого должна быть методология сравнения.
Вообщем на твое нытье и у меня есть стандарный ответ. Критикуя - предлагай.
Независимо от методологии у всех этих рейтингов есть одна общая проблема: они учитывают только крупные города.
В то время как по оценкам жителей в рамках одной страны победителем вполне заслуженно может оказаться какой-нибудь мелкий региональный центр, но вы о нём никогда не услышите
Возможно, но что это обьясняет, кроме одного - мне не нравится этот рейтинг, но своего я не имею.
Так даже в одном мегаполисе будут и гетто, и индустриальная заброшка, и вылизанный пригород (технически уже вне города) и плохая школа рядом.. но что ссылаться при этом на какой-то рейтинг, вот мол там написало, что это хорошее место для жизни? Тут опять скажут, критикуешь - предлагай. Ну вот предложение, каждый свой список важных вещей делает и оценивает. И не кричит всем остальным, что это самый правильный выбор для всех, кто не согласен, тот дурак.
Пользователь отредактировал комментарий 26 июня 2024, 17:15
Не вопрос. Сделай рейтинг по важным для тебя вещам. Замути опрос.
Кто в этом обсуждении такое кричал? Ник, плиз
Тут я согласен. Если кому-то нужна табличка, пусть делает. Мне рейтинги не нужны, чтобы понять, где мне лучше. Хватает общих знаний, жизненного опыта и понимания как устроен мир. Ну и понадобиться лоб в лоб сравнивать, составлю для себя.
Составители рейтингов продают это корпорациям, правительствам или просто ради PR, чтобы показать свои аналитические способности.
Да потому что это не формализуется. Критерии для каждого свои, любая попытка подогнать их под одну гребёнку приводит к мусорным результатам.
Ну критерии критериями, а результат такой что люди из стран/ городов с низкими рейтингами валом валят в страны/ города с высокими рейтингами.
Население
Украины 51 млн. в 1991 г., 44 млн. в 2021 г.
Литвы 3.5 и 2.8 соответственно
Беларуси 10.3 и 9.3
Польши 39 и 35 - 33 (по неправительственным оценкам)
Всё таки желание жить в стране с высокими living standards перевешивает возможность свободно разжечь костёр в лесу.
Посмотри заодно как там с населением в Нигерии и Сомали.
Туповато.
Интересный материал. Мне бы в таких условиях было, наверное, тяжело жить. Понимая всю важность и необходимость строгого уклада жизни для благосостояния, не смог бы встроиться в такое общество. Для меня даже немецкий "орднунг" - уже невыносимо, а в Швейцарии, как вижу, с этим ещё сложнее. С другой стороны, конечно, уровень дохода, качество жизни и уверенность в завтрашнем дне - это подкупает. Я, если честно, думал, что швейцарцы не такие напряжные.
Нафига вам уверенность в завтрашнем дне? Вы собрались жить вечно или интересно?
То-то в Беларуси жить интересно))
Можно жить "интересно" по независящим от тебя обстоятельствам - произвол государства, криминал, болезни из-за заводских выбросов или головотяпства врачей. Причем все случайным образом и для родственников, детей тоже. Может кому-то это и в кайф, не спорю. А можно строить интересы по своему выбору, зная что в других делах будет безопастно.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Прям Нидерланды на максималках. Немного выше цены на все, как и доход, люди такие же закрытые, только язык местный очень важно учить и гражданство получить сложнее (пока что).
У меня есть коллеги здесь, переехавшие из Швейцарии, отзывы очень похожие, но "комфортная жизнь" по итогу очень сопоставима с местной на фоне зарплат.
Прикольный опыт, спасибо за статью!
Могу поделиться опытом проживания в Швейцарии. Когда собирался уезжать со своей небольшой европейской стране, я искал работу в Германии и мой товарищ посоветовал Швейцарию, как самую лучшую страну на свете. Я загорелся и разослал пару сиви, на которые мне поступили предложения. После прохождения несколько этапов интервью (включая посещение страны) мне предложили работу с зарплатой около 7к евро после налогов. Жил я в деревне 10 тыс жителей на границе Лихтенштейна и Австрии. Моя работа была скучная и 60% времени я занимался обучением себя разным технологиям и придумывания рабочих заданий. Всё мною были довольны. Цены на нормальные квартиры а моем регионы были начиная с полумиллиона евро. В целом я мог себе позволить проводить время как хочу, поэтому я много катался во все направления и наслаждался природой. Друзей я найти не смог даже среди коллег. Мой базовый немецкий мало где пригождался, так как местные говорили на диалекте и переключались на английский немецкий только ради моих вопросов.
Швейцария это страна пенсионеров это как бы факт. Консервативность сочится не только с внутренней инфраструктуры, но и с рабочими процессами. Разнообразие продуктов минимально, итальянские, австрийские кухни, но всякие модные милкшейки или сырки (условно) там недоступны). Бейкерия обалденная, впрочем. Всё стерильно и серьёзно. Я прожил там год и начал искать другую работу, и у меня, на удивление, были предложения, но я решил возвращаться на родину и спустя полгода ни капли не жалею. Возможно, если бы туда приехал около 20, да ещё и на обучение, отношение было бы другое. Ближе к 40 всё же интеграция другого уровня и запросы другие.
У нас в подобных условиях у тебя бы через банковские счета бабки выводили и с карты еще по желанию и со словами прямо в монитор на совещании "а я уже забрал у тебя с карты $ххх., а в отделе К сказали бы что это "гражданско-правовые отношения" потому что в этот момент вы были трудоустроены и нефиг тут возбуждать. - реальный кейс из РБ.
Пользователь отредактировал комментарий 2 июля 2024, 19:11
А если в вашей "небольшой европейской стране" приехать в деревню в 10тыс жителей, как с разнообразием развлечений, ресторанов, и продуктов со всего мира? Или вы там в столице жили и сравниваете 0.5-2млн город с деревней, экстраполируя это на всю страну? Ну а если заодно разницу в доходах учесть, и например получать вместо 5х средних на родине, только 1.5х от средне-страновой, то доступность развлечений тоже уменьшиться. Суть, что вот в личных параметрах вот такой опыт, в других параметрах там может быть по-веселее.
Можно жениться либо выйти замуж (за гражданина Швейцарии) — мы уже были женаты, поэтому этот вариант не подходил.
Ну всему вас учить, могли бы по такому случаю и развестись.
Интересная статья, спасибо. И судя по всему, не такие уж высокие цены, если 800 евро на еду в мес на 3-х ни в чем себе не отказывая. Да, диковатый случай с швейцарской теткой, но наверно все-таки тетка была не в себе.
Кстати, "найти работу по-английски" - это устроиться на работу не поставив в известность нанимателя?:)
Этот "диковатый случай" вполне может всплыть при подаче на гражданство, и успешно провалить его.
Швейцария это не та страна где можно себе позволить быковать - местные это очень не любят.
Так из описанного в статье, "быковал" как раз не автор. Автор сделал косяк, что не хорошо, но не смертельно - все делают косяки. Как неадекват повела себя швейцарка, что считается недопустимым в цивилизованном обществе, в том числе по отношению к приезжем. Я понимаю, что этот факт может несколько шокировать тех, кто живет в польше.